Рассмотрено На методическом совете Протокол № ______ От «___» __________20 г. | Согласовано ст. методист _________/ Стрелкович Е.Е. / | Утверждаю: Директор __________/Куклина В.А. Приказ №______ «___» __________ 20 г. |
Программа курса внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(направление внеурочной деятельности «Духовно- нравственное»)
для 5 – 6 классов
Срок реализации 1 год
Возраст детей 11-12 лет
Учитель истории и обществознания Осипенко Т.П.
МБОУ «Новопокровская СОШ № 7»
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-6 - х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе программы курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная школа) и реализуется с помощью учебника: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций/ М.Т. Студеникин. – 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры.
Цель – знакомство обучающихся с основными нормами нравственности, формирование первичных представлений о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:
формировать нормы светской морали;
дать представления о светской этике;
познакомить учащихся с основами культур;
развивать представления о значении нравственных норм;
обобщить знания о духовной культуре и морали;
развивать способности к общению;
формировать этическое самосознание;
улучшать взаимоотношения детей и родителей;
противодействовать суициду детей.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.
Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил
поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает
потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты:
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики;
понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности
Введение (1 час)
Знакомство с новым учебником.
Тема 1. Гражданин России (2 часа)
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Формы организации видов деятельности: диалог, презентация, комментированное чтение текста, работа в группах, просмотр видеофильма, работа с картой.
Тема 2. Порядочность (2 часа)
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Формы организации видов деятельности: диалог, беседа, презентация, комментированное чтение текста, конструирование схем, работа в парах.
Тема 3. Совесть (2 часа)
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Формы организации видов деятельности: беседа, презентация, работа в парах, работа в группах, просмотр видеофильма, игра-экскурсия.
Тема 4. Доверие и доверчивость (2 часа)
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Формы организации видов деятельности: беседа, презентация, комментированное чтение текста, конструирование схем, работа в парах, просмотр видеофильма.
Тема 5. Милосердие и сострадание (2 часа)
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Формы организации видов деятельности: беседа, презентация, комментированное чтение текста, работа в парах, творческие задания.
Тема 6. Правда и ложь (2 часа)
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Формы организации видов деятельности: беседа, комментированное чтение текста, работа в парах, просмотр видеофильма, творческие задания.
Тема 7. Традиции воспитания (2 часа)
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Формы организации видов деятельности: диалог, презентация, комментированное чтение текста, работа в парах, работа в группах, творческие задания, игра-экскурсия.
Тема 8. Честь и достоинство (2 часа)
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Формы организации видов деятельности: беседа, презентация, комментированное чтение текста, творческие задания.
Тема 9. Терпимость и терпение (2 часа)
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Формы организации видов деятельности: диалог, беседа, презентация, устный рассказ на тему, работа в парах.
Тема 10. Мужество (2 часа)
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Формы организации видов деятельности: беседа, презентация, комментированное чтение текста, работа в группах, устный рассказ на тему.
Тема 11. Равнодушие и жестокость (2 часа)
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Формы организации видов деятельности: диалог, презентация, комментированное чтение текста, работа в парах, устный рассказ на тему, творческие задания.
Тема 12. Самовоспитание (2 часа)
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Формы организации видов деятельности: диалог, презентация, комментированное чтение текста, работа в парах, устный рассказ на тему.
Тема 13. Учись учиться (2 часа)
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Формы организации видов деятельности: диалог, презентация, комментированное чтение текста, работа в группах, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Тема 14. Речевой этикет (3 часа)
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Формы организации видов деятельности: беседа, презентация, комментированное чтение текста, творческие задания.
Тема 15. Мои права и обязанности (2 часа)
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Формы организации видов деятельности: диалог, беседа, презентация, комментированное чтение текста, творческие задания.
Итоговое повторение (2 часа)
Формы организации видов деятельности: творческие задания.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | Кор-ка даты | Характеристика основной деятельности обучающихся |
Введение (1час) |
1 | Введение в предмет | 1.09 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «духовно- нравственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «национальность, «мораль», «нравственность». Фиксация информации в различных знаковых системах. |
Тема 1. Гражданин России (2 часа) |
2 | Гражданин России | 8.09 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «родина», «Россия», «Российская Федерация», «государство», «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности», «государственные символы». Обучение алгоритмизации деятельности. Извлечение информации из различных знаковых систем. |
3 | Государственные символы России | 15.09 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «государственные символы». Обучение алгоритмизации деятельности. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, требующих проявления соответствующего отношения к государственным символам России. |
Тема 2. Порядочность (2 часа) |
4 | Порядочность | 22.09 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость» |
5 | Общественная ценность порядочности | 29.09 | | Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства |
Тема 3. Совесть (2 часа) |
6 | Совесть | 6.10 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков составления схем. |
7 | Ответственность за свои дела | 13.10 | | Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля. |
Тема 4. Доверие и доверчивость (2 часа) |
8 | Доверие и доверчивость | 20.10 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «доверчивость». |
9 | Самодоверие | 27.10 | | Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия |
Тема 5. Милосердие и сострадание (2 часа) |
10 | Милосердие и сострадание | 3.11 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. |
11 | Милосердие в блокадном Ленинграде | 17.11 | | Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания. |
Тема 6. Правда и ложь (2 часа) |
12 | Правда и ложь | 24.11 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. |
13 | Взаимосвязь правдивости и душевного покоя | 1.12 | | Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости. |
Тема 7. Традиции воспитания (2 часа) |
14 | Традиции воспитания | 8.12 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций. |
15 | Столовый этикет | 15.12 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Развитие навыков в организации и участии в ролевых играх. Творческая работа «Составление памятки «Правила поведения в столовой». |
Тема 8. Честь и достоинство (2 часа) |
16 | Честь и достоинство | 22.12 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения. |
17 | Патриоты России | 29.12 | | Обучение навыкам ведения беседы, диспута, выступления с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения. |
Тема 9. Терпимость и терпение (2 часа) |
18 | Терпимость и терпение | 12.01 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «уникальность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности. |
19 | Дети разных народов | 19.01 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельно сти в общении со сверстниками разных национальностей и рас. |
Тема 10. Мужество (2 часа) |
20 | Мужество | 26.01 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество, «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно- следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма. |
21 | Мужество наших современников | 2.02 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Использование элементов причинно- следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма (А как бы я поступил на месте Жени Табакова). Моделирование ситуаций, требующих проявления уважения к памяти героев. |
Тема 11. Равнодушие и жестокость (2 часа) |
22 | Равнодушие и жестокость | 9.02 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно- следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением). |
23 | Жизнь человека – высшая ценность | 16.02 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «ценность жизни», «равнодушие», «суицид». Использование элементов причинно- следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих проявления участия, противодействия суицидальным наклонностям. |
Тема 12. Самовоспитание (2 часа) |
24 | Самовоспитание | 2.03 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание» , «самообразование », «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работы в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно- следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания. |
25 | Воспитание полководца Суворова | 16.03 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «военная дисциплина». Развитие навыков выработки индивидуальных и групповых норм, работы в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно- следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания. |
Тема 13. Учись учиться (2 часа) |
26 | Учись учиться | 23.03 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков выработки групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работа у доски) |
27 | Этикет посещения массовых мероприятий | 6.04 | | Сборы в театр. Правила посещения театра, кинотеатра, концертного зала, музеев и выставок. |
Тема 14. Речевой этикет (3 часа) |
28 | Правила общения | 13.04 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение», «эрудиция». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно- следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи; требующих проявления эрудиции. |
29 | День вежливости | 20.04 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх и сценках. Развитие навыков подготовки и выступления с сообщениями. |
30 | Этикет народов мира | 27.04 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков сравнения и сопоставления. Моделирование ситуаций, требующих применения навыков взаимоотношени й с представителям и разных народов. |
Тема 15. Мои права и обязанности (2 часа) |
31 | Мои права и обязанности | 4.05 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «устав», «комиссия по делам несовершеннолетних». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов. Развитие навыков работы в группах. Использование элементов причинно- следственного анализа. Развитие навыков самопрезентации (подготовка и выступление с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих осознанного выполнения обязанностей, осуществления и защиты прав. |
32 | Устав школы | 11.05 | | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков работы в группах. Использование элементов анализа причинно- следственных связей. Моделирование ситуаций, наглядно демонстрирующих необходимость соблюдения устава школы. |
Итоговое повторение (2 часа) |
33 | Промежуточная аттестация | 18.05 | | Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса. |
34 | Итоговый урок | 25.05 | | Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса. |
Информационно-техническое обеспечение
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ru
Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru
Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.