Программа внеурочной деятельности
«От идеи до модели»
(проектная деятельность)
технологии
6 класс
Программа составлена учителем технологии
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №4
Алекса Е.Ф.
2023 г
1.Пояснительная записка
Данный курс внеурочной деятельности содержит материал, который позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте. Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами PowerPoint. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов, подготовке к олимпиадам.
Курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
использование этих знаний для поиска решения;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
нахождение различных решений данной проблемы.
2.Характеристика курса
Данный курс предполагает тесную связь при изучении математики, черчения, физики технологии способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у учащихся целостное представление о природе и природных явлениях.
3. Описание места курса в учебном плане
Курсу отводится часть, формируемая участниками образовательного процесса по 1 часу в неделю в 6-ом классе.
4. Цель курса– обучение основам проектной деятельности.
5.Задачи курса:
сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;
дать представление о дизайне и навигации презентации;
способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;
научить использовать программу PowerPoint для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;
сформировать личность, способной к самообразованию, саморазвитию; основы технико-технологических и дизайнерских знаний; обще трудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
развивать творческие и конструкторские способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;
повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;
создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;
обучать самостоятельности в приобретении новых знаний.
Осуществление проектной деятельности позволяет:
обеспечивать условия, способствующие саморазвитию обучаемого;
учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;
организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемого;
комплексно использовать в процессе обучения средства информационно - коммуникационных технологий;
на практике примерять теоретические знания при выполнении проекта;
осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;
воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;
формировать деловые качества личности;
развивать инициативу и творческие способности;
формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, деньгам, времени;
способствовать самоопределению учащихся в выборе будущей профессиональной деятельности;
Программа предназначена для подготовки учащихся 6 классов к проектной деятельности и рассчитана на 34 часа.
Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать: объект, исследование, проблема, дело. Проект должен интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения.
Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляются на публичной защите проектов.
В связи с участием МБОУ СОШ №4 г. Сельцо в национальном проекте «Современная школа» Частично занятия будут проходить на базе «Точки роста»
6. Содержание курса
1.Введение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта (2ч.)
Основные теоретические сведения
Организация проектной деятельности. Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных проектов. Критерии оценивания проекта.
Практическая работа №1 «Банк идей проектов»
2.Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов (2ч.)
Основные теоретические сведения
Объяснить сущность проекта, алгоритм выполнения проекта. Слайд фильм «Технология проектирования». Антиподы проектирования
Практическая работа №2. «Выбор темы проекта и обоснование проекта»
3.Работа с первоисточниками. Исследование, заимствование идей (2ч.)
Основные теоретические сведения
План деятельности. Библиографический поиск. Поиск информации с помощью приема «Закладки». Работа с первоисточниками (Составление доклада. Подготовка доклада для устного сообщения. Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента). Анкетирование, интервью «Ваше мнение».
4. Практическая работа №3 «Поиск информации» (1ч.)
5. Обоснование темы проекта (0,5ч.)
Основные теоретические сведения
Определение и обоснование темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «звездочки обдумывания» (схематическое изображение составляющих творческого проекта).
Практическая работа №4 «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»
6. Исследование объекта проектирования и его реконструкция(3ч.)
Основные теоретические сведения
Практическая работа №5 «Поиск альтернативных вариантов»
7. Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта (4ч.)
Основные теоретические сведения
Анализ альтернативных вариантов проектируемого изделия. Понятие проектирование и конструирование. Технический рисунок проекта
Практическая работа №6 «Выбор оптимального варианта проекта»
Описание выбранного варианта, обоснование выбора, выполнение технического рисунка
8. Состав графической документации(3ч.)
Основные теоретические сведения
Линии чертежа, чертеж, эскиз, рисунок. Правило чтения и составление технологической документации. Разработка маршрутных и технологических карт на проектируемое изделие. Анализ свойств материалов. Составление спецификации на изделие.
Практическая работа №7 «Выбор материалов»
9. Организация и технология изготовления изделия(5ч.)
Основные теоретические сведения
Технологический процесс и его элементы.
Практическая работа №8, 9 «Составление технологических и маршрутных карт» изучение чертежа проекта и разработка технологической карты на изготавливаемое изделие.
10. Расчет себестоимости проекта (2ч.)
Основные теоретические сведения
Экономическая оценка проекта. Расчет экономической части проекта: себестоимость изделия, затраты на оплату труда и электроэнергию, цена продукции.
Практическая работа №10 «Расчет себестоимости творческого проекта»
Расчет себестоимости проекта.
12. Реклама проекта. Виды рекламы(2ч.)
Основные теоретические сведения
Реклама проекта. Виды рекламы. Правило составления рекламы. Составления рекламного проекта. Понятие о рекламе. Рекламное объявление.
Рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к выполнению рекламного проспекта изделия.
Практическая работа №11 «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия»
13.Экологическое и экономическое обоснование проекта (1ч.)
Основные теоретические сведения
Экологические требования к проектируемому изделию. Экономическая оценка проекта. Расчет экономической части проекта: себестоимость изделия, затраты на оплату труда и электроэнергию, цена продукции.
14. Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint (1ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие информационного проекта. Особенности информационного проекта. Основные этапы выполнения информационного проекта. Понятие презентации. Ее назначение и области использования. Виды презентаций. Основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация). Этапы создания презентации. Назначение и возможности программы PowerPoint. Способы создания презентации. Виды шаблонов презентации и работа с ними.
Практическая работа №12 «Создание презентации к защите проекта»
15. Вставка информации на слайды (1ч.)
Практическая работа №13 «Создание презентации к защите проекта»
16. Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта (1ч.)
Основные теоретические сведения
Создание гиперссылок. Вставка и форматирование управляющих кнопок. Настройка анимации для объектов слайдов. Настройка анимации каждого слайда. Работа в режиме Сортировщика слайдов. Редактирование презентации в режиме Сортировщика слайдов. Настройка показа презентации и ее демонстрация. Способы демонстрации презентации (автоматический и интерактивный режим демонстрации слайдов). Задание способа смены кадров. Задание времени отображения слайдов. Оформление результатов проектной деятельности. Требования к оформлению пояснительной записки. Критерии оценки выполненных проектов. Возможные оценки творческого и информационного проектов.
Практическая работа №14 «Представление проекта» Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint.
7. Тематическое планирование
№ пп | Разделы и темы | Количество часов |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Ведение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта. Практическая работа №1 «Банк идей проектов» | 2 | 1 | 1 |
2 | Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов. Практическая работа №2. «Выбор темы проекта и обоснование проекта» | 2 | 1 | 1 |
3 | Работа с первоисточниками. Исследование, заимствование идей. Практическая работа №3 «Поиск информации» | 2 | 1 | 1 |
4 | Обоснование темы проекта. Практическая работа №4 «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Исследование объекта проектирования и его реконструкция Практическая работа №5 «Поиск альтернативных вариантов» | 3 | 2 | 1 |
6 | Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта. Практическая работа №6 «Выбор оптимального варианта проекта» | 4 | 1 | 3 |
7 | Составление графической документации. Практическая работа №7 «Выбор материалов» | 4 | 0,5 | 3,5 |
8 | Организация и технология изготовления изделия. Практическая работа №8, 9 «Составление технологических и маршрутных карт» (на базе Точки роста) | 7 | - | 7 |
9 | Расчет себестоимости проекта. Практическая работа №10 «Расчет себестоимости творческого проекта» (на базе Точки роста) | 2 | 1 | 1 |
10 | Реклама проекта. Виды рекламы. Практическая работа №11 «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия» (на базе Точки роста) | 1 | - | 1 |
11 | Экологическое и экономическое обоснование проекта. | 1 | - | 1 |
12 | Рекламный проспект изделия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Информационный проект. Основы работы с презентацией в программеPowerPoint. Практическая работа №12 «Создание презентации к защите проекта(на базе Точки роста) | 1 | - | 1 |
14 | Вставка информации на слайды. Практическая работа №13 «Создание презентации к защите проекта» | 2 | 1 | 1 |
15 | Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта. Практическая работа №14 «Представление проекта» (на базе Точки роста) | 1 | - | 1 |
| Всего: | 34 | 8 | 26 |
8. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока, практических, проектных работ | Коли чество часов | Дата проведения |
Плано вая | Факти ческая |
1 | Ведение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта. | 1 | | |
2 | Практическая работа «Банк идей проектов» | 1 | | |
3 | Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов. | 1 | | |
4 | Практическая работа «Выбор темы проекта и обоснование проекта» | 1 | | |
5 | Работа с первоисточниками. Исследование, заимствование идей. | 1 | | |
6 | Практическая работа «Поиск информации» | 1 | | |
7 | Обоснование темы проекта. Практическая работа «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция» | 1 | | |
8 | Исследование объекта проектирования и его реконструкция | 1 | | |
9 | Исследование объекта проектирования и его реконструкция | 1 | | |
10 | Практическая работа «Поиск альтернативных вариантов» | 1 | | |
11 | Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта. | 1 | | |
12 | Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта. | 1 | | |
13 | Практическая работа «Выбор оптимального варианта проекта | 1 | | |
14 | Практическая работа «Выбор оптимального варианта проекта» | 1 | | |
15 | Составление конструкторской документации. Эскиз, чертеж | 1 | | |
16 | Составление конструкторской документации. Технический рисунок, сборочный чертеж | 1 | | |
17 | Составление технологической документации | 1 | | |
18 | Практическая работа «Выбор материалов» | 1 | | |
19 | Организация и технология изготовления изделия. | 1 | | |
20 | Работа над проектом, ТБ при работе | 1 | | |
21 | Работа над проектом, контроль качества изделия | 1 | | |
22 | Работа над проектом, маршрутная карта | 1 | | |
23 | Работа над проектом, Сборка изделия | 1 | | |
24 | Работа над проектом. Отделка изделия ТБ при работе | 1 | | |
25 | Экономическое обоснование проекта | 1 | | |
26 | Практическая работа «Расчет себестоимости творческого проекта» | 1 | | |
27 | Реклама проекта. Виды рекламы. Практическая работа «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия» | 1 | | |
28 | Экологическое обоснование проекта. | 1 | | |
29 | Рекламный проспект изделия. | 1 | | |
30 | Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint. Практическая работа «Создание презентации к защите проекта | 1 | | |
31 | Вставка информации на слайды. Практическая работа «Создание презентации к защите проекта» | 1 | | |
32 | Вставка информации на слайды. Практическая работа «Создание презентации к защите проекта» | 1 | | |
33 | Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта. | 1 | | |
34 | Защита творческого проекта | 1 | | |
| итого | 34 | | |
9 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате выполнения данной программы, обучающиеся должны знать:
- понятие проекта;
- типы проектов;
- понятие презентации, ее назначение и области использования;
- основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);
- этапы выполнения различных проектов;
- этапы работы над презентацией;
- способы представления информации;
- способы создания презентации;
- структуру окна программы PowerPoint;
- назначение и основные функции инструментов программы PowerPoint;
- способы демонстрации презентации;
- методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
- критерии оценки проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- анализировать ситуацию;
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве;
- отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления;
- использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);
- выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;
- ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;
- сопоставлять цель и действия по её достижению;
- владеть различными способами познавательной деятельности;
- генерировать идеи и методы решения задач;
- организовывать рабочее место и трудовой процесс;
- рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
- находить рациональные приемы работы;
- планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
- составлять план - график работ;
- моделировать варианты ожидаемых результатов;
- применять различные методы исследования;
- выбирать информацию для представления;
- выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации;
- выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;
- осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами;
- проводить рефлексию.
10.Рекомендуемая литература.
Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: 5-9 классы: методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010;
Бешенков А.К. Технология(технический труд) : технические и проектные задания для учащихся: пособие для учителя.-М: Дрофа, 2004.;
Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2004.;
Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеоразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2004;
Методика преподавания технологии: пособие для учителя/ под ред. В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2005;
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.-М.: Академия,2007;
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. / Сост. Бобровская А.Н.,Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 112с.