СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "От идеи до модели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа преднезначена для 6 класса. Подразумевает проектную деятельность

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "От идеи до модели"»








Программа внеурочной деятельности

«От идеи до модели»

(проектная деятельность)

технологии

6 класс







Программа составлена учителем технологии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №4

Алекса Е.Ф.








2023 г


1.Пояснительная записка


Данный курс внеурочной деятельности содержит материал, который позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.  Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

        Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоя­тельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами PowerPoint. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов, подготовке к олимпиадам.

Курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

  • использование этих знаний для поиска решения;

  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;

  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

  • нахождение различных решений данной проблемы.


2.Характеристика курса

Данный курс предполагает тесную связь при изучении математики, черчения, физики технологии способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у учащихся целостное представление о природе и природных явлениях.

3. Описание места курса в учебном плане

Курсу отводится часть, формируемая участниками образовательного процесса по 1 часу в неделю в 6-ом классе.


 4. Цель курса– обучение основам проектной деятельности.

        

5.Задачи курса:

  • сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;

  • дать представление о дизайне и навигации презентации;

  • способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;

  • научить использовать программу PowerPoint для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;

  • сформировать личность, способной к самообразованию, саморазвитию; основы технико-технологических и дизайнерских знаний; обще трудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

  • развивать творческие и конструкторские способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;

  • повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;

  • создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;

  • обучать самостоятельности в приобретении новых знаний.


        Осуществление проектной деятельности позволяет:

  • обеспечивать условия, способствующие саморазвитию обучаемого;

  • учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;

  • организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемого;

  • комплексно использовать в процессе обучения средства информационно - комму­никационных технологий;

  • на практике примерять теоретические знания при выполнении проекта;

  • осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;

  • воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;

  • формировать деловые качества личности;

  • развивать инициативу и творческие способности;

  • формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, день­гам, времени;

  • способствовать самоопределению учащихся в выборе будущей профессиональ­ной деятельности;

Программа предназначена для подготовки учащихся 6 классов к проектной деятельности и рассчитана на 34 часа.

Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать: объект, исследование, проблема, дело. Проект должен интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения.

Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляются на публичной защите проектов.

В связи с участием МБОУ СОШ №4 г. Сельцо в национальном проекте «Современная школа» Частично занятия будут проходить на базе «Точки роста»

6. Содержание курса


1.Введение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта (2ч.)

Основные теоретические сведения

Организация проектной дея­тельности. Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных проектов. Критерии оценивания проекта.

Практическая работа №1 «Банк идей проектов»

 2.Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов (2ч.)

Основные теоретические сведения

Объяснить сущность проекта, алгоритм выполнения проекта. Слайд фильм «Технология проектирования». Антиподы проектирования

Практическая работа №2. «Выбор темы проекта и обоснование проекта»

3.Работа с первоисточниками. Исследование, заимствование идей (2ч.)

Основные теоретические сведения

План деятельности. Библиографический поиск. Поиск информации с помощью приема «Закладки». Работа с первоисточниками (Составление доклада. Подготовка доклада для устного сообщения. Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента). Анкетирование, интервью «Ваше мнение».


4. Практическая работа №3 «Поиск информации» (1ч.)

5. Обоснование темы проекта (0,5ч.)

Основные теоретические сведения

Определение и обоснование темы проекта. Анализ предстоящей деятельности – составление «звездочки обдумывания» (схематическое изображение составляющих творческого проекта).

Практическая работа №4 «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»

6. Исследование объекта проектирования и его реконструкция(3ч.)

Основные теоретические сведения

Практическая работа №5 «Поиск альтернативных вариантов» 

7. Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта (4ч.)

Основные теоретические сведения

Анализ альтернативных вариантов проектируемого изделия. Понятие проектирование и конструирование. Технический рисунок проекта

Практическая работа №6 «Выбор оптимального варианта проекта»

Описание выбранного варианта, обоснование выбора, выполнение технического рисунка

8. Состав графической документации(3ч.)

Основные теоретические сведения

Линии чертежа, чертеж, эскиз, рисунок. Правило чтения и составление технологической документации. Разработка маршрутных и технологических карт на проектируемое изделие. Анализ свойств материалов. Составление спецификации на изделие.

Практическая работа №7 «Выбор материалов»

9. Организация и технология изготовления изделия(5ч.)

Основные теоретические сведения

Технологический процесс и его элементы.

Практическая работа №8, 9 «Составление технологических и маршрутных карт» изучение чертежа проекта и разработка технологической карты на изготавливаемое изделие.

10. Расчет себестоимости проекта (2ч.)

Основные теоретические сведения

Экономическая оценка проекта. Расчет экономической части проекта: себестоимость изделия, затраты на оплату труда и электроэнергию, цена продукции.

Практическая работа №10 «Расчет себестоимости творческого проекта»

Расчет себестоимости проекта.

12. Реклама проекта. Виды рекламы(2ч.)

Основные теоретические сведения

Реклама проекта. Виды рекламы. Правило составления рекламы. Составления рекламного проекта. Понятие о рекламе. Рекламное объявление.

Рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к выполнению рекламного проспекта изделия.

Практическая работа №11 «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия»

13.Экологическое и экономическое обоснование проекта (1ч.)

Основные теоретические сведения

Экологические требования к проектируемому изделию. Экономическая оценка проекта. Расчет экономической части проекта: себестоимость изделия, затраты на оплату труда и электроэнергию, цена продукции.

14. Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint (1ч.)

Основные теоретические сведения

Понятие информационного проекта. Особенности информационного проекта. Основные этапы выполнения информационного проекта. Понятие презентации. Ее назначение и области использования. Виды презентаций. Основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация). Этапы создания презентации. Назначение и возможности программы PowerPoint. Способы создания презентации. Виды шаблонов презентации и работа с ними.

Практическая работа №12 «Создание презентации к защите проекта»

15. Вставка информации на слайды (1ч.)

Практическая работа №13 «Создание презентации к защите проекта»

16. Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта (1ч.)

Основные теоретические сведения

Создание гиперссылок. Вставка и форматирование управляющих кнопок. Настройка анимации для объектов слайдов. Настройка анимации каждого слайда. Работа в режиме Сортировщика слайдов. Редактирование презентации в режиме Сортировщика слайдов. Настройка показа презентации и ее демонстрация. Способы демонстрации презентации (автоматический и интерактивный режим демонстрации слайдов). Задание способа смены кадров. Задание времени отображения слайдов. Оформление результатов проектной деятельности. Требования к оформлению пояснительной записки. Критерии оценки выполненных проектов. Возможные оценки творческого и информационного проектов.

Практическая работа №14 «Представление проекта» Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint.

7. Тематическое планирование

пп

Разделы и темы

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1

Ведение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта. Практическая работа №1 «Банк идей проектов»

2

1

1

2

Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов.

Практическая работа №2. «Выбор темы проекта и обоснование проекта»

2

1

1

3

Работа с первоисточниками.

Исследование, заимствование идей.

Практическая работа №3 «Поиск информации»

2

1

1

4

Обоснование темы проекта.

Практическая работа №4 «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»

1

0,5

0,5

5

Исследование объекта проектирования и его реконструкция

Практическая работа №5 «Поиск альтернативных вариантов» 

3

2

1

6

Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта. Практическая работа №6 «Выбор оптимального варианта проекта»

4

1

3

7

Составление графической документации.

Практическая работа №7 «Выбор материалов»

4

0,5

3,5

8

Организация и технология изготовления изделия.

Практическая работа №8, 9 «Составление технологических и маршрутных карт»

(на базе Точки роста)

7

-

7

9

Расчет себестоимости проекта. Практическая работа №10 «Расчет себестоимости творческого проекта» (на базе Точки роста)

2

1

1

10

Реклама проекта. Виды рекламы. Практическая работа №11 «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия» (на базе Точки роста)


1

-

1

11

Экологическое и экономическое обоснование проекта.

1

-

1

12

Рекламный проспект изделия.

1

0,5

0,5

13

Информационный проект. Основы работы с презентацией в программеPowerPoint.

Практическая работа №12 «Создание презентации к защите проекта(на базе Точки роста)

1

-

1

14

Вставка информации на слайды.

Практическая работа №13

«Создание презентации к защите проекта»

2

1

1

15

Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта. Практическая работа №14 «Представление проекта» (на базе Точки роста)

1

-

1


Всего:

34

8

26


8. Календарно - тематическое планирование

Тема урока, практических, проектных работ

Коли

чество часов

Дата проведения

Плано

вая

Факти

ческая


1


Ведение. Творческий проект и его основные элементы. Алгоритм выполнения проекта.

1



2

Практическая работа «Банк идей проектов»

1



3

Виды проектов. Технология проектирования и создания материальных объектов.

1



4

Практическая работа «Выбор темы проекта и обоснование проекта»

1



5

Работа с первоисточниками.

Исследование, заимствование идей.

1



6

Практическая работа «Поиск информации»

1



7

Обоснование темы проекта.

Практическая работа «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция»

1



8

Исследование объекта проектирования и его реконструкция


1



9

Исследование объекта проектирования и его реконструкция


1



10

Практическая работа «Поиск альтернативных вариантов»

 

1



11

Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта.

1



12

Развитие идей. Выбор оптимального варианта проекта.

1



13

Практическая работа «Выбор оптимального варианта проекта

1



14

Практическая работа «Выбор оптимального варианта проекта»

1



15

Составление конструкторской документации. Эскиз, чертеж


1



16

Составление конструкторской документации. Технический рисунок, сборочный чертеж

1



17

Составление технологической документации

1



18

Практическая работа «Выбор материалов»

1



19

Организация и технология изготовления изделия.


1



20

Работа над проектом, ТБ при работе

1



21

Работа над проектом, контроль качества изделия

1



22

Работа над проектом, маршрутная карта

1



23

Работа над проектом, Сборка изделия

1



24

Работа над проектом. Отделка изделия ТБ при работе

1



25

Экономическое обоснование проекта

1



26

Практическая работа «Расчет себестоимости творческого проекта»

1



27

Реклама проекта. Виды рекламы. Практическая работа «Разработка рекламного проспекта для проектируемого изделия»

1



28

Экологическое обоснование проекта.

1



29

Рекламный проспект изделия.

1



30

Информационный проект. Основы работы с презентацией в программе PowerPoint. Практическая работа «Создание презентации к защите проекта

1



31

Вставка информации на слайды.

Практическая работа «Создание презентации к защите проекта»

1



32

Вставка информации на слайды.

Практическая работа «Создание презентации к защите

проекта»

1



33

Создание навигации. Демонстрация презентации. Оформление и оценка проекта.

1



34

Защита творческого проекта

1




итого

34





9 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

1) патриотического воспитания:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;

ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.

2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:

готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;

осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

3) эстетического воспитания:

восприятие эстетических качеств предметов труда;

умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;

осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.

4) ценности научного познания и практической деятельности:

осознание ценности науки как фундамента технологий;

развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.

5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.

6) трудового воспитания:

уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);

ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;

готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

умение ориентироваться в мире современных профессий;

умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;

ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

7) экологического воспитания:

воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;

осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия.

Универсальные познавательные учебные действия


Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;

устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

опытным путём изучать свойства различных материалов;

овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;

строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.

Работа с информацией:

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

понимать различие между данными, информацией и знаниями;

владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Регулятивные универсальные учебные действия


Самоорганизация:

уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;

вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.

Умения принятия себя и других:

признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Коммуникативные универсальные учебные действия


У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;

в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;

в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;

в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;

уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

уметь распознавать некорректную аргументацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате выполнения данной программы, обучающиеся должны знать:

- понятие проекта;

- типы проектов;

- понятие презентации, ее назначение и области использования;

- основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);

- этапы выполнения различных проектов;

- этапы работы над презентацией;

- способы представления информации;

- способы создания презентации;

- структуру окна программы PowerPoint;

назначение и основные функции инструментов программы PowerPoint;

- способы демонстрации презентации;

- методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;

- критерии оценки проекта.

 На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- анализировать ситуацию;

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- уметь ориентироваться в информационном пространстве;

- отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления;

- использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);

- выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;

- ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;

- сопоставлять цель и действия по её достижению;

- владеть различными способами познавательной деятельности;

- генерировать идеи и методы решения задач;

- организовывать рабочее место и трудовой процесс;

- рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;

- находить рациональные приемы работы;

- планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;

- составлять план - график работ;

- моделировать варианты ожидаемых результатов;

- применять различные методы исследования;

- выбирать информацию для представления;

- выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации;

- выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;

- осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами;

- проводить рефлексию.



10.Рекомендуемая литература.


    1. Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: 5-9 классы: методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010;

    2. Бешенков А.К. Технология(технический труд) : технические и проектные задания для учащихся: пособие для учителя.-М: Дрофа, 2004.;

    3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2004.;

    4. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеоразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2004;

    5. Методика преподавания технологии: пособие для учителя/ под ред. В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2005;

    6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.-М.: Академия,2007;

    7. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. / Сост. Бобровская А.Н.,Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 112с.