СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развивайка" реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Форма реализации программы - коррекционно-развивающее занятие.
Программа курса внеурочной деятельности «Развивайка»
Начальное общее образование, 1 – 4 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развивайка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Форма реализации программы – коррекционно-развивающее занятие.
Срок реализации рабочей программы – 4 года.
Общее количество часов: 135 часов.
Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развивайка»
Личностные результаты:
1 класс
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья будут сформированы:
самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего обучающегося»;
мотивация к обучению.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получат возможность для формирования:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
умения устанавливать, с какими учебными задачами учащийся может самостоятельно успешно справиться.
2 класс
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья будут сформированы:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получат возможность для формирования:
развития умения использовать знания в повседневной жизни;
развития внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
чувства справедливости, ответственности.
3 класс
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья будут сформированы:
способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
развитие умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; целеустремленности, внимательности, настойчивости,
развитие сообразительности, любознательности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получат возможность для формирования:
развития этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
воспитания чувства справедливости, ответственности;
развития самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
умения проявлять инициативу и самостоятельность.
4 класс
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья будут сформированы:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
развития умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; целеустремленности, внимательности, настойчивости;
способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получат возможность для формирования:
развития умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
воспитания чувства справедливости, ответственности;
развития самостоятельности суждений, критического и творческого мышления;
умения проявлять инициативу и самостоятельность.
Метапредметные результаты:
1 класс
регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
обращаться за помощью;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс
регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради;
сопоставлять полученный результат с заданным условием.
познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и добытую самостоятельно;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
коммуникативные УУД:
умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение строить простейшие монологические высказывания;
умение задавать вопросы;
включаться в групповую работу;
слушать собеседника;
умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь;
формулировать собственное мнение и позицию.
3 класс
регулятивные УУД:
развивать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого либо самостоятельно;
сопоставлять полученный результат с заданным условием.
познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты (например, математические, такие как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры);
находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и/или самостоятельно;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
коммуникативные УУД:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
включаться в групповую работу;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
формулировать свои затруднения;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
4 класс
регулятивные УУД:
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи других учеников;
вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
действовать в соответствии с определённой ролью;
прогнозировать оценку;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
познавательные УУД:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры;
действовать в соответствии с заданными правилами;
развивать умение выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками;
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения.
коммуникативные УУД:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Содержание курса внеурочной деятельности «Развивайка»
1 класс
Раздел «Выявление уровня развития познавательных процессов».
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Практика: диагностика памяти. Диагностика произвольного внимания. Тестирование.
Форма организации: интерактивная игра
Виды деятельности: пояснять необходимость выполнения правил поведения на занятиях, соблюдать требования безопасности.
Раздел «Тренировка внимания»
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Практика: тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания обучающихся, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел «Развитие мышления».
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Практика: задания, которые позволяют строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений, учащиеся учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел «Тренировка памяти».
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Практика: развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Участвуя в играх, учащиеся учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у обучающихся увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел «Совершенствование воображения»
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Практика: развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера: дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
2 класс
Раздел. Вводное занятие.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Практическая работа: диагностика психических процессов.
Занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».
Форма организации: интерактивная игра
Виды деятельности: пояснять необходимость выполнения правил поведения на занятиях, соблюдать требования безопасности.
Раздел. Как предметы можно измерять на глаз.
Теория: как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом проверить результат измерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадывать задуманное число.
Практическая работа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Сравнение фигур.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.
Практическая работа: упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Логические задачи.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а - число, которое предлагает прибавить ведущий эту игру.
Практическая работа: игра «Узнай, на которой парте лежит флажок». В процессе этой игры учащиеся решают задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого по известным вычитаемому и разности. Игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки. Загадки.
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Математическая газета.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у учащихся внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии).
Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Загадочные слова.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов учащимися. Игра «Весёлый счёт». Перед обучающимися две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.
Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Весёлые задачки.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).
Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Любимые фигуры.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестного вычитаемого.
Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Викторина.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как её провести и как принять в ней участие.
Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Равно, больше или меньше?
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Подведение итогов турнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше. Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можно составить.
Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Весёлые числа.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай число».
Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Игра «Задумай число».
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Развитие глазомера.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».
Практическая работа: упражнения для развития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов, составленных учащимися. Игра «Задумай число».
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Наши итоги.
Теория: ознакомление с инструкцией выполнения тренировочных упражнений.
Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов, выделение активных и сообразительных обучающихся. Учащиеся делятся опытом, как быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.
Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи, составленные учащимися взятые из жизни). Проведение математических игр, изученных ранее.
Форма организации: конкурс эрудитов.
Виды деятельности: участие в викторинах и конкурсах.
3 класс
Раздел. Выявление уровня развития познавательных процессов
Теория. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Практическая работа: Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Тренировка внимания
Теория. Диагностика произвольного внимания.
Практическая работа: к заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания учащихся, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания, упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки.
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Развитие мышления
Теория. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок»
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Тренировка памяти
Теория. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Практическая работа: тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Совершенствование воображения
Теория. Задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша; на отгадывание изографов; на разгадывание ребусов. Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов учащимися. Игра «Весёлый счёт». Перед учащимися две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.
Практическая работа: дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
4 класс
Раздел. Выявление уровня развития познавательных процессов
Теория. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Практическая работа: Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Тренировка внимания
Теория. Диагностика произвольного внимания.
Практическая работа: лабиринты, игры «Внимание», «Слоговица», «Составь словечко», «Лабиринт», «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку», анаграммы, тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания, отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки.
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Развитие мышления
Теория. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений), игры «Аналогия», «Первая одинаковая», «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». В основе игр лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок».
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Тренировка памяти
Теория. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Практическая работа: Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память), игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка, игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
Раздел. Совершенствование воображения
Теория. Задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша; на отгадывание изографов; на разгадывание ребусов. Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов учащимися. Игра «Весёлый счёт». Перед обучающимся две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.
Практическая работа: дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Форма организации: различные тренировочные упражнения, познавательные игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, участие в викторинах и конкурсах, беседы, практикумы, индивидуальная работа и работа в группах.
Виды деятельности: решение задач, наблюдение за объектом, работа с познавательными заданиями (ребусы, кроссворды, тексты), изображение изученных объектов в рисунках, работа со словарём, работа по карточкам.
3. Тематическое планирование
1 класс
Тема раздела/ занятия | Количество часов |
Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Раздел «Выявление уровня развития познавательных интересов» | 4 |
Выявление уровня развития внимания. Графический диктант. | 1 |
Выявление уровня развития восприятия, воображения. Графический диктант. | 1 |
Выявление уровня развития памяти и мышления. Графический диктант. | 1 |
Выявление уровня развития познавательных интересов. | 1 |
Раздел «Тренировка внимания» | 5 |
Развитие концентрации внимания. | 3 |
Тренировка внимания. | 2 |
Раздел «Развитие мышления» | 9 |
Поиск закономерностей. | 2 |
Логически – поисковые задания. | 2 |
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Развитие быстроты реакции, мышления. | 3 |
Конкурс эрудитов. | 1 |
Раздел «Тренировка памяти» | 9 |
Тренировка слуховой памяти. | 4 |
Тренировка зрительной памяти. | 4 |
Конкурс эрудитов. | 1 |
Раздел «Совершенствование воображения» | 4 |
Развитие пространственного воображения. Задания со спичками. | 4 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов. | 1 |
Итого | 33 |
2 класс
Тема раздела/занятия | Количество часов |
Вводное занятие. | 2 |
Вводное занятие. Занимательные задачи на сложение. | 1 |
Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки. | 1 |
Как предметы можно измерять на глаз | 4 |
Как предметы можно измерять на глаз. | 1 |
Игра «Задумай число» | 1 |
Задача-смекалка. Задача-шутка | 1 |
Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задача-смекалка. | 1 |
Сравнение фигур | 3 |
Геометрические фигуры. Их виды. Сравнение фигур. | 1 |
Животные из геометрических фигур. Что такое ребус? | 1 |
Геометрические фигуры. Ребусы. Лабиринты. | 1 |
Логические задачи | 2 |
Игра «Задумай число». Задача-смекалка. | 1 |
Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками. | 1 |
Математическая газета | 2 |
Математическая газета. | 1 |
Математическая газета. | 1 |
Загадочные слова | 3 |
Загадочные слова. | 1 |
Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. | 1 |
Математические игры. Загадочные слова. | 1 |
Весёлые задачки | 3 |
Весёлые задачки. Задачи в стихах на сложение. | 1 |
Задача – шутка. Задача-смекалка. | 1 |
Весёлые задачки. Загадки. Ребусы. | 1 |
Любимые фигуры | 4 |
Любимые фигуры. Занимательные задачки. | 1 |
Как получить новую фигуру из разрезных частей. | 1 |
Разгадывание весёлых задачек и как их составить. | 1 |
Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. | 1 |
Викторина | 2 |
Викторина. Турнир «смекалистых». | 1 |
Викторина. Турнир «смекалистых». | 1 |
Равно, больше или меньше? | 2 |
Равно, больше или меньше? | 1 |
Задачи в стихах. Логические упражнения | 1 |
Весёлые числа | 3 |
Весёлые числа. Занимательные квадраты. | 1 |
Занимательные задачи. | 1 |
Составление занимательных задач на сложение и вычитание. | 1 |
Развитие глазомера | 2 |
Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. | 1 |
Составление ребусов. Загадки – шутки. Число». | 1 |
Наши итоги | 2 |
Загадки, ребусы, весёлые задачи. | 1 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов. | 1 |
Итого | 34 |
3 класс
Тема раздела/ занятия | Количество часов |
Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Раздел «Выявление уровня развития познавательных интересов» | 3 |
Выявление уровня развития внимания. Графический диктант. | 1 |
Выявление уровня развития восприятия, воображения. | 1 |
Выявление уровня развития памяти и мышления. | 1 |
Раздел «Тренировка внимания» | 6 |
Развитие концентрации внимания. | 3 |
Тренировка внимания. | 3 |
Раздел «Развитие мышления» | 12 |
Поиск закономерностей. | 2 |
Логически – поисковые задания. | 2 |
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 2 |
Развитие быстроты реакции, мышления. | 3 |
Развитие наглядно-образного мышления. | 3 |
Раздел «Тренировка памяти» | 8 |
Тренировка слуховой памяти. | 3 |
Тренировка зрительной памяти. | 3 |
Развиваем слуховую память. Фразеологизмы. | 2 |
Раздел «Совершенствование воображения» | 3 |
Развитие пространственного воображения. Задания со спичками. | 3 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов. | 1 |
Итого | 34 |
4 класс
Тема раздела/ занятия | Количество часов |
Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Раздел «Выявление уровня развития познавательных интересов» | 3 |
Выявление уровня развития внимания. Графический диктант. | 1 |
Выявление уровня развития восприятия, воображения. | 1 |
Выявление уровня развития памяти и мышления. | 1 |
Раздел «Тренировка внимания» | 6 |
Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи. | 1 |
Концентрируем внимание. Логически – поисковые задания. Ребусы. Графический диктант. | 1 |
Тренируем внимание. Игра «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку». | 1 |
Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару», «Слоговица», «Найди слово». | 1 |
Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». | 1 |
Раздел «Развитие мышления» | 9 |
Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая». | 1 |
Развиваем логическое мышление. Игра «Аналогия». | 1 |
Логически – поисковые задания. Решение кроссвордов. | 1 |
Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». | 1 |
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Ребусы. | 1 |
Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». | 1 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Игры «Шифровальщик», «Многозначные слова». | 1 |
Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». | 1 |
Развитие наглядно-образного мышления. Игры и упражнения на развитие мышления. | 1 |
Раздел «Тренировка памяти» | 8 |
Тренировка слуховой памяти. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». | 1 |
Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». | 1 |
Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку». | 1 |
Развиваем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания. | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Штриховка. | 1 |
Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Штриховка. | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». | 1 |
Раздел «Совершенствование воображения» | 6 |
Совершенствование воображения. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Работа с изографами. | 1 |
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 |
Работа с изографами и числографами. Составление ребусов. | 1 |
Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. | 1 |
Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 |
Итоговое занятие. Конкурс эрудитов. | 1 |
Итого | 34 |
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Формы промежуточной аттестации:
1 класс – конкурс эрудитов
2 класс – конкурс эрудитов
3 класс – конкурс эрудитов
4 класс – конкурс эрудитов
Контрольно-измерительные материалы
1 класс
Конкурс эрудитов
Конкурс 1
Математика (бросают кубик)
1. Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (угол)
2. Простой инструмент для проведения прямой линии. (линейка)
3. По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (2)
4. Что может быть прямым, кривым ломаным? (Линия)
5. Простой предмет для построения круга? (циркуль)
6. В реке рыбаки выловили 2 карася, 1 лягушку, 2 сапога и щуку. Сколько рыб выловили рыбаки? (3)
Конкурс 2
Искусство (выбирают нотки)
1. Какое грандиозное сооружение находится в Египте? (пирамиды)
2. Какой цвет получается при смешивании красного и желтого? (оранжевый)
3. На каком музыкальном инструменте играл крокодил Гена? (гармошка)
4. Какое грандиозное сооружение стоит в центре Москвы? (Кремль)
5.Какой цвет получается при смешивании жёлтого и синего? (зелёный)
6. Кто пел песенку «Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?» (колобок)
Конкурс 3
Окружающий мир (ромашка)
1. Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? (спереди)
2. Какой орган человека называют «мотор»? (сердце)
3. Какое вещество на нашей планете существуют в трех состояниях? (вода)
4. Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходят спереди или сзади? (сзади)
5. Какой орган человека называют командным пунктом? (мозг)
6. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас)
Конкурс 4
Литературное чтение (вопросы с видео)
1. Дядя Стёпа. С.Михалков
2.Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкин
3.Сказка о царе Салтане… А.С.Пушкин
4.Конёк-горбунок Пётр Павлович Ершов
5.Муха-цокотуха Корней Чуковский
6.Мойдодыр Корней Чуковский
Конкурс 5
Задания на смекалку (рыбки)
1. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всего? (трое)
2.Что тяжелее, килограмм железа или килограмм перышек. (одинаково)
3. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? (33 (ровно 30 лет и 3 года)).
4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Шкала оценивания
Высокий уровень – 0-20 %
Выше среднего – 21-40 %
Средний уровень – 41-60 %
Ниже среднего – 61-80 %
Низкий уровень – 81-100 %
2 класс
Конкурс эрудитов
Конкурс 1. «Разминка»
1) 125 груш росло на дубе. Пришли мальчишки и сбили 25 груш. Сколько груш осталось? (груши не растут на дубе)
2) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
3) Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (ночью)
Конкурс 2. «Отгадай словечко»
Обучающимся предлагают ребусы, составленные с помощью цифр:
О 5 (опять); Р 1 а (Родина); 100 лб (столб); 100 лица (столица);
40 А (сорока); с 3 ж (стриж); лас . (ласточка); кис . (кисточка).
Конкурс 3. «Реши задачку».
За одну минуту учащиеся должны решить наибольшее количество задач.
1. У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у нее осталось? (3)
2. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100 — сто.)
3. Сколько яиц можно съесть на голодный желудок? (Одно.)
4. Сколько месяцев в году? (12)
5. Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?
(Страусы не летают.)
6. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг.)
7. Сколько ушей у 5 мышей? (10)
8. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)
9. Мой приятель шёл, пятак нашёл. Двое пойдём - сколько найдём?
10. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось?
(Ни одного: ведь дно упало.)
Конкурс 4. «Волшебное слово».
Надо придумать как можно больше слов, используя слово «Треугольник».
Угол, уголь, гол, кино, ток, кот, руки, три, кол, рот, реки, ноль и т.д.
Конкурс 5. «Математическая эстафета»
Обучающиеся по очереди выходят к доске и решают записанные на доске примеры.
Кто быстрее?
40 + 20 = 30 + 50 =
51 + 6 = 42 + 5 =
78 – 5 = 69 – 6 =
90 – 30 = 80 – 20 =
5 + 9 = 7 + 8 =
Подведение итогов, награждение победителей.
Шкала оценивания
Высокий уровень – 0-20 %
Выше среднего – 21-40 %
Средний уровень – 41-60 %
Ниже среднего – 61-80 %
Низкий уровень – 81-100 %
3 класс
Конкурс эрудитов
1. ЗАДАНИЕ- РАЗМИНКА.
5 вопросов 1 вопрос-30 сек.
1) Назовите число, которое нельзя изобразить римскими цифрами?(0)
2) На одной чаше весов лежит арбуз, а на другой - гиря 3 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит арбуз? (3кг.)
3) Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? (кролик)
4) Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (12 месяцев)
5) На что похожа половина яблока? (на вторую половину).
2. ЗАДАНИЕ-ШИФРОВКА
1)9,1,5,1,25,10
2)18,6,26,1,20,30
3)21,14,
4)18,1,9,3,10,3,1,20,30
1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М, 15-Н, 16-О, 17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т, 21-У, 22-Ф, 23-Х, 24-Ц, 25-Ч,26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы, 30-Ь,31-Э, 32-Ю, 33-Я.
(Задачи решать - ум развивать.)
Вам удалось расшифровать шифровку? Что у вас получилось? Молодцы!
3. ЗАДАНИЕ «СООБРАЗИ»
В квартирах № 1, 2, 3 жили три котёнка: белый, чёрный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не чёрный котёнок. Белый котёнок жил не квартире № 1. В какой квартире жил каждый котёнок?
Ответ: чёрный жил в квартире № 3, белый – в квартире № 2, рыжий – в квартире № 1.
Кто ближе к сыру: кошка или мышка?
Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно:
A) кошка в комнате;
B) мышка в норке;
C) кошка в комнате или мышка в норке;
D) кошка в подвале, а мышка в комнате.
4. ЗАДАНИЕ «НАЗОВИ»
Назови 3 пословицы и поговорки в которых встречаются числа и цифры.
Из каждой команды выходит по одному участнику и зачитывает пословицы.
5. ЗАДАНИЕ «УГАДАЙ ЗНАК»
Какие математические знаки вы знаете? Для выполнения этого задания вам понадобятся именно эти знаки. Поставьте знаки арифметических действий:
20...4...2 =40 30...6...3 =15
20...4...2 =26 30...6...3 = 27
20...4...2 =18 30...6...3 = 39
Подведение итогов, награждение победителей.
Шкала оценивания
Высокий уровень – 0-20 %
Выше среднего – 21-40 %
Средний уровень – 41-60 %
Ниже среднего – 61-80 %
Низкий уровень – 81-100 %
4 класс
Конкурс эрудитов
I конкурс «Разминка» За каждый правильный ответ 1 балл.
Кто охраняет ночью дом? (сторож, собака)
В какой стороне света встаёт солнце? (на востоке)
Кто водит поезд? (машинист)
Что делается с деревьями, когда дует сильный ветер?
Как одним словом назвать кролика, козу и корову? (животные)
Его пинают, а он не плачет! Его бросают – назад скачет. (мяч)
Где бывает: человек стоит, лестница шагает? (метро)
Какое любимое лакомство мышки? (сыр)
Как называется площадка для бокса? (ринг)
У зверушки – на макушке, а у нас – сбоку от глаз. Что это? (уши)
Какой самый сильный короткий месяц в году? (февраль)
Снежное сооружение для катания на санках? (горка)
Что обычно загадывают в Новый год? (желание)
В чём вымазан трубочист? (в саже)
Какой город летает? (Орёл)
Один говорит, двое глядят, и двое слушают. Что это? (рот, глаза, уши)
Насекомое, очень любившее поучать Буратино. (сверчок)
Орган, с помощью которого рыбы дышат в воде. (Жабры)
II конкурс. «Соображай-ка» (развитие концентрации внимания).
1 задание За каждый правильный ответ 2 балла (на слух).
Наступил декабрь. В саду распустились три тюльпана, а потом – ещё один. Сколько всего цветков распустилось? (В декабре в саду тюльпаны не цветут)
На птичьем дворе петух снёс три яйца, а потом ещё три. Сколько яиц снёс петух?
(Петухи яйца не несут)
У Петра было десять овец. Все, кроме девяти, убежали. Сколько овец осталось? (Девять)
2 задание «Зоркие глазки» За правильный ответ 2 балла.
Вам, следя лишь глазами, нужно будет определить, какие буквы соответствуют цифрам и отгадать зашифрованное слово. Кто быстрее и правильнее это сделает – выходит победителем. Внимание на экран!
Ваши варианты ответов. Какое слово? (Суббота) Какая орфограмма есть в этом слове? (удв. б) Суббота какой по счёту день недели? (6)
III конкурс. «Запоминай-ка» (развитие памяти).
1 задание (слуховая память) За каждый правильный ответ 3 балла.
Внимательно прослушайте один раз текст, а затем ответьте на вопросы.
«Однажды в начале весны Мишу с мамой и папой пригласили в деревню на день рождения дедушки Степана. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка по счёту 8 от конца. Дедушка был рад приезду».
Вопросы:
Как будут называть мальчика, когда он станет взрослым, если его отца зовут Иван? (Михаил Иванович)
С какого вокзала семья отправилась в дорогу? (С Киевского)
Поезд отправлялся в семь часов? (Нет, в восемь)
На какой по счёту остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок? (на 4)
У дедушки был праздник? (День рождения)
Дело было зимой? (Нет, ранней весной)
2 задание (зрительная память)
Сейчас вашему вниманию будут представлены 3 квадрата с фигурами. В течении 20 сек. вы должны внимательно их рассмотреть, запомнить расположение фигур в них. А затем зарисовать их в пустые квадраты по памяти. Обратите внимание на размеры фигур!
Каждая правильно изображённая фигура даёт +1 балл, неправильно -1 балл.
IV конкурс. «Поисковики» (логически – поисковые задания). Задание на 4 балла.
Сколько ребят в твоём классе? – спросил Гриша у Марины. Марина, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмёрками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз и получится число ребят в моём классе».
(Ответ: 21 человек. Решение: 99-88+10=21 (чел.))
3адание «Переставлялки» Задание на 4 балла (раздать на листах).
В слове «ТУФЛЯ» переставили буквы – и получилось слово «ЯУФЛТ». Такая же перестановка была в слове «ГРОЗА». Что получилось?
АОРЗГ АЗОРГ АРОЗГ АГОЗР АЗРОГ АГЗРО
В слове «ДУПЛО» переставили буквы – и получилось слово «ДОПЛУ». Такая же перестановка была в слове «ТАЛОН». Что получилось?
ТЛНОА ЛТНАО ТНОАЛ ТЛАОН ТНЛАО ТНЛОА
В слове «ПЕНКА» переставили буквы – и получилось слово «ПАНКЕ». Такая же перестановка была в слове «КАТЕР». Что получилось?
КРЕАТ КРТЕА КАЕРТ КЕАТР КТЕАР КТАЕР
2 задание ребусы (по три ребуса, отгадывают поочерёдно, называют вслух).
Каждый правильно отгаданный ребус даёт +1 балл, неправильно -1 балл.
Подведение итогов, награждение победителей.
Шкала оценивания
Высокий уровень – 0-20 %
Выше среднего – 21-40 %
Средний уровень – 41-60 %
Ниже среднего – 61-80 %
Низкий уровень – 81-100 %
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на уровнях:
представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления;
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося.
Критерии оценивания достижений учащихся по курсу «Развивайка».
Мышление, память, внимание, восприятие
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
Наблюдение учителя, результаты обследования психических процессов учителем-дефектологом.
Высокий уровень: объем памяти от 9 до 10 единиц; мышление развито хорошо, учащийся находит сходство и различия между понятиями быстро, легко ориентируется при выполнении задания; внимание произвольное, может удерживать в течение довольно длительного времени; восприятие преднамеренное, целенаправленный процесс.
Выше среднего: объем памяти от 7 до 9 единиц; мышление развито хорошо, учащийся находит сходство и различия между понятиями быстро, но допускает единичные ошибки, легко ориентируется при выполнении задания; внимание произвольное, может удерживать в течение длительного времени; восприятие преднамеренное, управляемый процесс.
Средний уровень: объем памяти от 5 до 7 единиц; мышление на среднем уровне, учащийся может найти сходство и различия между понятиями, но с небольшими ошибками; внимание произвольное, может удерживать в течение короткого промежутка времени; восприятие преднамеренное, сложное.
Ниже среднего: объем памяти от 3 до 5 единиц; мышление развито ниже среднего уровня, учащийся может найти сходство и различия между понятиями, но с большим количеством ошибок; внимание непроизвольное, не может удерживать в течение длительного времени; восприятие непреднамеренное.
Низкий уровень: объем памяти менее 3 единиц; мышление развито плохо, учащийся не может найти сходство и различия между понятиями; внимание непроизвольное, имеет ограниченный объём; восприятие непреднамеренное, простое.
Самостоятельность учащихся
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий:
Высокий уровень: учащийся выполняет задание самостоятельно.
Выше среднего: учащийся выполняет задание самостоятельно, изредка обращаясь за помощью к учителю.
Средний уровень: учащийся нуждается в помощи, сопровождении, самостоятельность проявляет редко.
Ниже среднего: учащийся нуждается в направляющей помощи, сопровождении.
Низкий уровень: учащийся выполняет задание только с помощью учителя.
Уровень результативности
Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках и внеурочных занятиях (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Мониторинг достижения обучающихся по курсу внеурочной деятельности «Развивайка» проходит в начале и конце учебного года.
Сводная таблица результативности по курсу внеурочной деятельности «Развивайка»
№ п/п | Ф.И. учащегося | Уровень развития | Промежуточная аттестация | Уровень результативности | ||||||||||||||||
наглядно-образного мышления | памяти | концентрации внимания | восприятия | самостоятельности | ||||||||||||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | | | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика осуществляется пятью уровнями: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Условные обозначения уровней:
Высокий уровень – В
Выше среднего – ВС
Средний уровень – С
Ниже среднего – НС
Низкий уровень – Н