СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»»



Приложение к АООП, 1 вариант

МБОУ «Сергачская СОШ №5»,

утвержденной приказом директора

№ 405-о от 01 сентября 2018 г.










Программа курса

внеурочной деятельности


«Уроки нравственности»


Духовно — нравственное направление

Возраст детей: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года






















г. Сергач

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) .

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель:

создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

  2. Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.

  3. Вырабатывать навыки самоанализа.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Программа «Уроки нравственности» предназначена для работы с 7 до 11 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.



Используются следующие методы и формы проведения занятий.

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

  • Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)

  • Практические (упражнения)

Формы занятий:

  • Беседа

  • Деловая игра

  • Ролевая игра

  • Практические занятия

  • Конкурс рисунков

Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.

Для реализации программы созданы условия:

  1. В кабинете имеется интерактивная доска.

  2. Рабочее место учителя оснащено компьютером.

  3. Есть выход в интернет.

  4. Разработана рабочая программа.



Объем программы:

На реализацию курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» в 1 классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю), во 2- 4 классах 35 часов в год (1 час в неделю).

Планируемые базовые действия:

Личностные учебные действия:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие доступных для понимания ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия :

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видородовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.


Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Правила вежливости и красивых манер.

Заповеди и соответствующие притчи.

Правила этикета.

О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

Быть доброжелательными.

Соблюдать заповеди.

Сострадать животным, не обижать их.

Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Исполнять заповеди.

Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

Выполнять общение.


Описание содержание 1кл. 33ч.

Раздел 1(6ч)

Правила поведения в школе.

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке.

Раздел 2 (8ч)

Что такое «добро и зло».«Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела.Ты и твои друзья.

Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3(6ч)

Как стать трудолюбивым.

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Раздел 4 (4ч)

Правила опрятности и аккуратности.

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5(9ч)

Дружеские отношения.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.



Описание содержание разделов 2-й класс (35 часа)


Раздел 1: Культура общения (9 часов)

Этикет. Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Заповеди. Дал слово - держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (11 часов)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.


Содержание курса 3кл. 35 ч.

Наши родители (10 ч.)

Мамин портрет. Любовь мамы. Сердце матери. Материнские руки. Подвиг мамы. Забота мамы. Мудрость отца. Роль отца. Любовь отца. Результативность: рисунок «Портрет мамы», «Волшебные мамины глаза».


Наши братья и сёстры (5 ч.)

Наши братья и сёстры. Старшие и младшие. Братская любовь. Вместе с братом и сестрой. Результативность: рассказ о друге.


Наши бабушки и дедушки (4 ч.)

Пожилые люди. Чему учат бабушки и дедушки. Опора семьи.

Результативность: поделка «Букет счастья».


Семейные ценности (7 ч.)

Солнце семьи. Дружная семья. Счастливая семья. Школа семьи. Моя будущая семья. Результативность: рисунок «Портрет семьи».


Детство (4 ч.)

Дети и взрослые. Чудеса детства. Поэзия детства. Результативность: рассуждение на тему «Если-бы у меня была волшебная палочка …».


Воспитание (5ч.)

Хорошее воспитание. Настоящий воспитатель. Воспитание человечности.

Результативность: памятка «Я хочу в себе воспитать…».


Содержание разделов 4 класс (35 часов)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (9ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.


Тематическое планирование 1кл.


п/п

Название раздела

Кол-во час.

Теор.

Практ.

Результативность

1

Правила поведения в школе


6


1


5

Рисунок «Школа»

2

О добром отношении к людям


8


3


5

Конкурс рисунков «О добром отношении к людям»

3

Как стать трудолюбивым


6


2


4

Конкурс рисунков «Мой труд каждый мир»

4

Правила опрятности и аккуратности.


4


1


3

Викторина «Чистота-залог здоровья»

5

Дружеские отношения

9

4

5

Конкурс рисунков «Мой друг»


Всего:

33

11

22



Тематическое планирование (2 класс)


п/п

Название раздела

Кол-во час.

Теор.

Практ.

Результативность

7


Культура общения


9


2


7


Конкурс поделок «Я дарю букет»

8

Общечеловеческие нормы нравственности



4



4



-



Буклет «Дал слово держи»

9


Дружеские отношения



11



6



5



Конкурс рисунков «Мой друг»


Понять другого

11

5

6

Коллективная работа «Создание коллажа»


Всего:

35

17

18



Тематическое планирование 3 класс


п/п

Раздел (тема)

Количество

часов

Теория

Практика

Результативность

1

Наши родители

10

6

4

Рисунок «Портрет мамы», «Волшебные мамины глаза».

2

Наши братья и сёстры

5

4

1

Рассказ о друге.

3

Наши бабушки и дедушки

4

3

1

Поделка «Букет счастья»

4

Семейные ценности

7

5

2

Рисунок «Портрет семьи»

5

Детство

4

2

2

Рассуждение на тему «Если-бы у меня была волшебная палочка …»

6

Воспитание

5

3

2

Памятка «Я хочу в себе воспитать…»


Итого:

35

23

12







Тематическое планирование 4 класс



№ п/п


Раздел (тема)

Количество

часов



Результативность

Теория

Практика

I

Культура общения

10

5

5

Памятка «Вежливые слова…»


II

Самовоспитание

7

1

6

Составить рассказ о себе

III

Общечеловеческие нор­мы нравственности

10

5

5

Выучить пословицы о хороших качествах людей


IV

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

8

2

6

Анкетирование учащихся


Итого:

35

13

22



Календарно-тематическое планирование (1класс)

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теория

Практика

Результативность


Правила поведения в школе


6


1


5

Рисунок «Школа»

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.


-

1


2.

Правила поведения в общественных местах.


-

1


3.

Правила поведения в гардеробе.


1

-


4.

Правила поведения в столовой.


-

1


5.

Правила поведения в библиотеке.


-

1


6.

Правила поведения в школьном дворе.


-

1



О добром отношении к людям





8






3





5

Конкурс рисунков «О добром отношении к людям»

7.

Что такое «добро и зло».


1

1


9.

«Ежели вы вежливы».


-

1


11.

Добрые и не добрые дела.


1

1


13.

Ты и твои друзья.


1

1


15.

Помни о других – ты не один на свете.


-

1



Как стать трудолюбивым



6



2



4

Конкурс рисунков «Мой труд каждый мир»

17.

«Ученье-свет, а неученье - тьма».


1

1


18.

«Как быть прилежным и старательным».


-

1


20.

Наш труд в классе.


1

1


22.

Мой труд каждый день дома.


--

1



Правила опрятности и аккуратности.




4




1




3

Викторина «Чистота-залог здоровья»


Культура внешнего вида.


-

1



Встреча и развлечение гостей.


-

1



Поведение в гостях.


1

-



Как дарить подарки.


-

1




Дружеские отношения




9




4




5

Конкурс рисунков «Мой друг»

47.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».


-

1


49.

Преданный друг.



1


50.

О доброте и бессердечие.


1

1


52.

Об уважительном отношении к старшим.


1

1


53.

О зависти и скромности.


1

1


56.

В мире мудрых мыслей.


1




ИТОГО:

33

11

22




Календарно-тематическое планирование 2-й класс


№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Теоретических

Практи­ческих

Рез-тат


Раздел №1 Культура общения

9

2

7

Буклет «Как дарить подарки»

1.

Этикет


-

1


2.

Устное и письменное приглашение на день рождения


--

1


3.

Устное и письменное приглашение на день рождения


-

1


4.

Встреча и развлечение гостей



1


5.

Встреча и развлечение гостей


--

1


6.

Поведение в гостях


1

-


7.

Поведение в гостях


1

-


8.

Как дарить подарки


-

1


9.

Как дарить подарки


-

1



Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности

4

4

---

Выучить стихотворение «О слове»

10.

Заповеди


1

-


11.

Заповеди


1

-


12.

Дал слово держи


1

-


13.

Дал слово держи


1

-



Раздел №3 Дружеские отношения

11

6

5

Придумать пословицу «В мире мудрых мыслей»

14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»


-

1


15.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»


-

1


16.

Преданный друг


1

-


17.

О доброте и бессердечии


1

-


18.

О доброте и бессердечии


1

-


19.

Об уважительном отношении к старшим



1


20.

О зависти и скромности


1

-


21.

О зависти и скромности


1

-


22.

О доброте и жестокосердии


1

-


23.

В мире мудрых мыслей


-

1


24.

В мире мудрых мыслей


-

1



Раздел №4 Понять другого

11

5

6

Коллективная работа «Создание коллажа»

25.

Золотые правила


1

-


26.

Золотые правила


1

-


27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам


-

1


28.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам


-

1


29.

О тактичном и бестактном поведении


-

1


30.

О тактичном и бестактном поведении


-

1


31.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится


1

-


32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится


1

-


33.

В мире мудрых мыслей


1

2



Итого:

35

17

18




Календарно-тематическое планирование «Уроки нравственности» 3 класс


п/п

Содержание (тема занятия)

Кол-во час.

теория

практика

Результативность

Дата


Наши родители


10

6

4

Рисунок «Портрет мамы», «Волшебные мамины глаза».


1-2

Мамин портрет


1

1



3-4

Любовь мамы


1

1



5

Сердце матери


-

1



6

Материнские руки


-

1



7

Забота мамы


1

-



8

Подвиг мамы


1

-



9

Мудрость отца


1

-



10

Роль отца


1

-




Наши братья и сёстры


5

4

1

Рассказ о друге.



11

Наши братья и сёстры


1

-



12

Старшие и младшие


1

-



13

Братская любовь


1

-



14-15

Вместе с братом и сестрой


1

1




Наши бабушки и дедушки


4

3

1

Поделка «Букет счастья»


16-17

Пожилые люди


1

1



18

Мудрая старость


1

-



19

Опора семьи


1

-




Семейные ценности


7

5

2

Рисунок «Портрет семьи»


20-21

Солнце семьи


1

1



22

Дружная семья


1

-



23

Счастливая семья


1

-


16.03.

24

Дерево семьи


-

1



25

Школа семьи


1

-


13.04.2020

26

Моя будущая семья


1

-


20.04.20


Детство


4

2

2

Рассуждение на тему «Если-бы у меня была волшебная палочка …»


27

Дети и взрослые


1

-



28

Чудеса детства


1

1



29

Поэзия детства


-

1




Воспитание


5

3

2

Памятка «Я хочу в себе воспитать…»


31

Хорошее воспитание


1

-



32

Настоящий воспитатель


1

-



33-34

Воспитание человечности


1

1



35

Итоговое занятие.



1





ИТОГО:

35

23

12





4 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

Теоретических

Практи­ческих

Рез-тат


Культура общения


9



4



5

Памятка «Вежливые слова…»


1.

Этикет разговора.

1

1

-


2.

Обращение к разным лю­дям.

1

1

-


3.

Обращение к разным лю­дям.

1

1

-


4.

Вежливый отказ, несогла­сие.

1

1

-


5.

Этикетные ситуации.

1

-

1


6.

Этикетные ситуации.

1

-

1


7.

Афоризмы.

1

-

1


8.

Разговор по телефону.

1

-

1


9.

Играем роль воспитанного человека.

1

-

1



Самовоспитание

7


2


5

Составить рассказ о себе

10.

Что значит быть вежли­вым?

1

1

-


11.

Мои достоинства и недос­татки.

1

-

1


12.

Мои достоинства и недос­татки.

1

-

1


13.

Большое значение малень­ких радостей.

1

1

-


14.

О хороших и дурных при­вычках.

1

-

1


15.

О хороших и дурных при­вычках.

1

-

1


16.

Афоризмы о самовоспита­нии.

1

-

1



Общечеловеческие нор­мы нравственности

10



5



5

Выучить пословицы о хороших качествах людей


17.

Заповеди: как мы их ис­полняем.

1

1

-


18.

О сострадании и жестоко­сердии.

1

1

-


19.

О сострадании и жестоко­сердии.

1

1

-


20.

Лгать нельзя, но если...?

1

1

-


21.

Лгать нельзя, но если...?

1

1

-


22.

Всегда ли богатство сча­стье?

1

-

1


23.

Всегда ли богатство сча­стье?

1

-

1


24.

Спешите делать добро.

1

-

1


25.

Спешите делать добро.

1

-

1


26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1

-

1



Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

9



4



5


27.

«Как сердцу высказать себя?»

1

-

1


28.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


1

-


29.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1

-

1


30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

1

-


31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1

-

1


32.

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1

-

1


33.

Чтение книг добре и зле.

1

1

-


34.

Афоризмы.

1

1

-


35.

Чему мы научились на уроках этики.

1

-

1



ИТОГО:

35

15

20




Материально-техническое оснащение:


Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

альбом, краски, кисточки, клей, разноцветная бумага.

Экранно-звуковые пособия:

  1. презентации по теме.

Список литературы

  1. Программа внеурочной деятельности к адаптированной основной общеобразовательной программе, для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) I вариант, 1-4 классы.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  7. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  8. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!