СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Уроки нравственности" 4 класс 2021-22 уч год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит 

1 Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

3 Тематическое планирование, в том числе с учётом  рабочей программы воспитания

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Уроки нравственности" 4 класс 2021-22 уч год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано: Принята Утверждаю:

Зам. директора по ВР на заседании Директор школы: ___________

_____ /Руднева Н.В./ педсовета школы /Алябьева Е.В./

«30» 08 20 21 г. Протокол от «30» 08. 2021г. № 1 от «30» 08 20 21 г.№

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

(направление духовно -нравственное)

4 «а» класс



Абельмазова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

I квалификационная категория



с. Афанасьево

2021 г.



1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);

- строить сообщения в устной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.



Учащийся научится:

- использовать в речи слова вежливости;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

заботиться о своем здоровье;

- бережно относиться к природе, восхищаться ею;

-толерантности, доброжелательному отношению к окружающим и своим родным;

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

- оценивать внешний вид человека.

Учащийся получит возможность научиться:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах;

- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

- заботиться о животных.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Курс включает в себя следующие циклы:

1 раздел (1ч.) Я и школа. 

Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

С днем знаний!

2 раздел (17ч.) Я и окружающие. 

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучатся. КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»

3 раздел (2ч.) Я и семья. 

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.

4 раздел (6ч.) Я и природа. 

Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

Осенняя сказка Экологическая карусель. День рождения старой ели. Люди! Берегите природу! Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает.

5 раздел (3ч.) Я и книга. 

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. О Робинзоне Крузо.

6 раздел (4ч.) Я и здоровье. 

Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

Мы – за здоровый образ жизни. О режиме дня Будь здоров! Секреты здоровья.

7 раздел (1ч.) Я и животные. 

Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

Кошки.









п/п

Содержание программы

Всего часов


Я и школа

1


Я и окружающие

17


Я и семья

2


Я и природа

6


Я и книга

3


Я и здоровье

4


Я и животные

1

Итого:

34




Основные формы работы.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.



Формы и методы деятельности проведения занятий:

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.





















3.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания



п\п

Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1.

С днем знаний!

1



2.

Осенняя сказка

1



3.

Семейный калейдоскоп.

1



4.

И это тоже я!

1



5.

О профессиях и трудолюбии.

1



6.

В который раз о дружбе.

1



7.

В который раз о дружбе

1



8.

Мы – за здоровый образ жизни.

1



9.

Как выбирать друзей.

1



10.

О режиме дня.

1



11.

Экологическая карусель.

1



12.

Накануне новогодних праздников.

1



13.

Берегите книгу.

1



14.

О рыцарстве.

1



15.

День рождения старой ели.

1



16.

Будь здоров!

1



17.

Люди! Берегите природу!

1



18.

О совести.

1



19.

Учимся быть щедрыми.

1



20.

Путешествие капельки.

1



21.

Настроение.

1



22.

На экономической волне.

1



23.

Секреты здоровья.

1



24.

Кошки.

1



25.

Приглашение к разговору.

1



26.

Полюбуйся, весна наступает.

1



27.

Наши бабушки.

1



28.

Игры в самих себя.

1



29.

Сказки Г.-Х. Андерсена

1



30.

Учимся шутить.

1



31.

Живи, не требуя награды.

1



32.

Покуда сердца стучатся.

1



33.

О Робинзоне Крузо.

1



34

КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»

1




Реализация воспитательного потенциала на занятиях курса внеурочной деятельности в 4 «а» классе будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Афанасьевская СОШ» на 2021-2022 учебный год и предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками:

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы повеления, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) принципы учебной дисциплины и самоорганизации:

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых па уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на занятиях внеурочной деятельности интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательней мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке танин обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые ланч обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивами ю детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся нал их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей. навык публичною выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

  • организация деятельности, предполагающей использование современных инструментов образования (социальные сети, интернет-платформы для обучения, вебинары, онлайн-квесты, сетевые сообщества).

Таким образом, при реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности в 4 «а» классе основными воспитательными целями на занятиях станут:

  • формирование основных мировоззренческих понятий;

  • формирование у школьников эстетического чувств;

  • воспитание нравственных качеств (патриотизма, гуманизма, активной жизненной позиции и др.);

  • формирование навыка соблюдение этических норм;

  • привитие аккуратности, сосредоточенности, ответственности;

  • воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности;

  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сострадания;

В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.