Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Принята Утверждаю:
Зам. директора по ВР на заседании Директор школы: ___________
_____ /Руднева Н.В./ педсовета школы /Алябьева Е.В./
«30» 08 20 21 г. Протокол от «30» 08. 2021г. № 1 от «30» 08 20 21 г.№
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
(направление духовно -нравственное)
4 «а» класс
Абельмазова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
I квалификационная категория
с. Афанасьево
2021 г.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
- строить сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учащийся научится:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
заботиться о своем здоровье;
- бережно относиться к природе, восхищаться ею;
-толерантности, доброжелательному отношению к окружающим и своим родным;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Учащийся получит возможность научиться:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- заботиться о животных.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Курс включает в себя следующие циклы:
1 раздел (1ч.) Я и школа.
Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
С днем знаний!
2 раздел (17ч.) Я и окружающие.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучатся. КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…»
3 раздел (2ч.) Я и семья.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.
4 раздел (6ч.) Я и природа.
Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
Осенняя сказка Экологическая карусель. День рождения старой ели. Люди! Берегите природу! Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает.
5 раздел (3ч.) Я и книга.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. О Робинзоне Крузо.
6 раздел (4ч.) Я и здоровье.
Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
Мы – за здоровый образ жизни. О режиме дня Будь здоров! Секреты здоровья.
7 раздел (1ч.) Я и животные.
Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
Кошки.
№п/п | Содержание программы | Всего часов |
| Я и школа | 1 |
| Я и окружающие | 17 |
| Я и семья | 2 |
| Я и природа | 6 |
| Я и книга | 3 |
| Я и здоровье | 4 |
| Я и животные | 1 |
Итого: | 34 |
Основные формы работы.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Формы и методы деятельности проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
3.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | С днем знаний! | 1 | | |
2. | Осенняя сказка | 1 | | |
3. | Семейный калейдоскоп. | 1 | | |
4. | И это тоже я! | 1 | | |
5. | О профессиях и трудолюбии. | 1 | | |
6. | В который раз о дружбе. | 1 | | |
7. | В который раз о дружбе | 1 | | |
8. | Мы – за здоровый образ жизни. | 1 | | |
9. | Как выбирать друзей. | 1 | | |
10. | О режиме дня. | 1 | | |
11. | Экологическая карусель. | 1 | | |
12. | Накануне новогодних праздников. | 1 | | |
13. | Берегите книгу. | 1 | | |
14. | О рыцарстве. | 1 | | |
15. | День рождения старой ели. | 1 | | |
16. | Будь здоров! | 1 | | |
17. | Люди! Берегите природу! | 1 | | |
18. | О совести. | 1 | | |
19. | Учимся быть щедрыми. | 1 | | |
20. | Путешествие капельки. | 1 | | |
21. | Настроение. | 1 | | |
22. | На экономической волне. | 1 | | |
23. | Секреты здоровья. | 1 | | |
24. | Кошки. | 1 | | |
25. | Приглашение к разговору. | 1 | | |
26. | Полюбуйся, весна наступает. | 1 | | |
27. | Наши бабушки. | 1 | | |
28. | Игры в самих себя. | 1 | | |
29. | Сказки Г.-Х. Андерсена | 1 | | |
30. | Учимся шутить. | 1 | | |
31. | Живи, не требуя награды. | 1 | | |
32. | Покуда сердца стучатся. | 1 | | |
33. | О Робинзоне Крузо. | 1 | | |
34 | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | 1 | | |
Реализация воспитательного потенциала на занятиях курса внеурочной деятельности в 4 «а» классе будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Афанасьевская СОШ» на 2021-2022 учебный год и предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками:
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы повеления, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) принципы учебной дисциплины и самоорганизации:
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых па уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на занятиях внеурочной деятельности интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательней мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке танин обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые ланч обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивами ю детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся нал их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей. навык публичною выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
организация деятельности, предполагающей использование современных инструментов образования (социальные сети, интернет-платформы для обучения, вебинары, онлайн-квесты, сетевые сообщества).
Таким образом, при реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности в 4 «а» классе основными воспитательными целями на занятиях станут:
формирование основных мировоззренческих понятий;
формирование у школьников эстетического чувств;
воспитание нравственных качеств (патриотизма, гуманизма, активной жизненной позиции и др.);
формирование навыка соблюдение этических норм;
привитие аккуратности, сосредоточенности, ответственности;
воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сострадания;
В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.