Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе авторской программы Л.В. Мищенковой. /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая ЭОР), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Обучающийся научится:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); заботиться о своем здоровье;
- бережно относиться к природе, восхищаться ею;
-толерантности, доброжелательному отношению к окружающим и своим родным;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- заботиться о животных.
Форма организации курса внеурочной деятельности: урок нравственности.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Содержание программы 1 года обучения
1. Я и школа – 2ч
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…
2. Я и окружающие – 19ч
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчонка зуб болел. Приглашаем гостей.
3. Я и семья – 1ч
Поезд везёт подарки мамам.
4. Я и природа – 5ч
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
5. Я и книга – 3ч
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».
6. Я и здоровье – 3ч
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. На рыбалке.
Содержание программы 2 года обучения
1. Я и школа – 1ч
О культуре поведения в школе.
2. Я и окружающие – 12ч
Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох, уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии.
3. Я и семья – 2ч
Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме.
4. Я и природа – 8ч
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
5. Я и книга – 8ч
Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
6. Я и здоровье – 3ч
Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глаза.
Содержание программы 3 года обучения
1.Я и книга – 10ч
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.
2.Я и природа – 5ч
И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек веселый хоровод.
3.Я и окружающие – 11ч
О себе, о дружбе, о друзьях…. О добре и зле. У камина. Клуб «Выручайка». Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. В мире профессий. Хлеб – наше богатство. Берегите время! Цветочная карусель.
4. Я и здоровье – 3ч
Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
5. Я и животные – 4ч
О кошках и собаках. О животных не очень приятных. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачева.
6. Я и семья – 1ч
Роза для мамы.
Содержание программы 4 года обучения
1. Я и школа – 1ч
С днём знаний!
2. Я и окружающие – 17ч
Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз уже о дружбе... Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашаем к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучатся.
3. Я и семья – 2ч
Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.
4. Я и природа – 6ч
Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Кошки. Полюбуйся, весна наступает.
5. Я и книга – 3ч
Берегите книгу. Сказки Г.Х. Андерсена. О Робинзоне Крузо.
6. Я и здоровье – 5ч
Мы – за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
| Здравствуй, школа! | 06.09 |
| Вот и стали мы учениками… | 13.09 |
| Учимся работать в команде | 20.09 |
| О хорошем и плохом | 27.09 |
| Клуб «Выручайка» | 04.10 |
| О дружбе | 11.10 |
| В царстве Мойдодыра | 18.10 |
| «Здравствуй!» | 25.10 |
| Венок осени | 01.11 |
| Профессий много есть на свете | 15.11 |
| В мире любимых сказок | 22.11 |
| Учимся приходить на помощь | 29.11 |
| О рабочих руках и трудолюбии | 06.12 |
| Зайкина избушка | 13.12 |
| Учимся вежливости. | 20.12 |
| Новогодняя сказка | 27.12 |
| Познакомьтесь: это я! | 10.01 |
| Снегурочка | 17.01 |
| Сказка о солнечном зайчике | 24.01 |
| Учимся быть добрыми | 31.01 |
| По страницам русской народной сказки «Лиса и волк» | 07.02 |
| Когда люди радуются | 14.02 |
| Я расту! | 28.02 |
| Поезд везёт подарки мамам | 06.03 |
| Сказка о весёлой пчеле | 13.03 |
| Клуб любителей природы | 20.03 |
| Как у зайчонка зуб болел | 03.04 |
| Приглашаем гостей | 10.04 |
| В городе Лекарственных растений | 17.04 |
| Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается | 24.04 |
| На пороге лета | 08.05 |
| На рыбалке. | 15.05 |
| Солнышко | 22.05 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
| О культуре поведения в школе | |
| Под крышей дома моего | |
| Времена года | |
| Отправляемся в путешествие | |
| Узнай меня! | |
| Не надо больше ссориться | |
| Учимся дружить | |
| Учимся обсуждать проблему | |
| Во саду ли, в огороде | |
| Слушаем сказку | |
| О профессии и трудолюбии | |
| Тише, пожалуйста! | |
| Занимательный журнал «Имена» | |
| Колечко красоты | |
| Девочка и разбойники | |
| Экскурсия в медицинский кабинет | |
| Зима в лесу | |
| По страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка» | |
| Для чего нужны нам глаза | |
| И снова сказка | |
| Давайте, друзья, потолкуем о маме | |
| Лепим снеговика | |
| Цветик-семицветик | |
| Волшебники и волшебные предметы | |
| Животные с книжных страниц | |
| Спешим на помощь бабке Ёжке | |
| День космонавтики | |
| Тропинка | |
| Ох, уж этот ветер!.. | |
| Сказочные фанты | |
| И снова сказочные фанты | |
| Школа насекомых | |
| Кем быть? | |
| Лето в загадках | |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1. | Путешествие в сказку | |
2. | И снова об осени | |
3. | О себе, о дружбе, о друзьях | |
4. | О добре и зле | |
5. | Посылка от сказочных героев | |
6. | Письмо дедушки Морфея | |
7. | Эдуард Успенский | |
8. | Выглянуло солнышко | |
9. | О кошках и собаках | |
10. | У камина | |
11. | Клуб «Выручайка» | |
12. | Слушаем сказку | |
13. | О животных не очень приятных | |
14. | В гости к друзьям из Простоквашино | |
15. | Что за праздник без цветов | |
16. | В мире профессий | |
17. | Наши страхи | |
18. | Что такое зима? | |
19. | Знаменитые малыши. Незнайка | |
20. | Экзотические животные | |
21. | Зимушка-зима | |
22. | Зимние забавы | |
23. | Да здравствуют книги! | |
24. | Роза для мамы | |
25. | Принцессы Шарля Перро | |
26. | Клуб «Белая ворона» | |
27. | И снова клуб «Белая ворона» | |
28. | Бабочек весёлый хоровод | |
29. | Театр кошек Юрия Куклачёва | |
30. | Учимся работать в микрогруппе | |
31. | Фея Фантаста | |
32. | Хлеб – наше богатство | |
33. | Берегите время! | |
34. | Цветочная карусель | |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1. | С днём знаний! | |
2. | Осенняя сказка | |
3. | Расскажи нам о себе | |
4. | Семейный калейдоскоп | |
5. | И это тоже я! | |
6. | О профессиях и трудолюбии | |
7. | В который раз уже о дружбе... | |
8. | Мы – за здоровый образ жизни! | |
9. | Как выбирать друзей | |
10. | О режиме дня | |
11. | Экологическая карусель | |
12. | На экономической волне | |
13. | Берегите книгу | |
14. | Накануне новогодних праздников | |
15. | День рождения старой ели | |
16. | Будь здоров! | |
17. | Станем друзьями природы | |
18. | О совести | |
19. | Учимся быть щедрыми | |
20. | Путешествие капельки | |
21. | О рыцарстве | |
22. | Настроение | |
23. | Секреты здоровья | |
24. | Наши бабушки | |
25. | Приглашаем к разговору | |
26. | Полюбуйся, весна наступает... | |
27. | Учимся шутить | |
28. | Игры в самих себя | |
29. | Сказки Г.Х. Андерсена | |
30. | Кошки | |
31. | Живи, не требуя награды | |
32. | Покуда сердца стучатся | |
33. | О Робинзоне Крузо | |
34. | О вреде курения | |