СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная география"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из путей повышения интереса к школьному курсу географии – внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Курс дает возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора,открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная география"»

Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

«Лицей № 86»



Утверждаю

Директор лицея № 86 _____________ О.В. Большакова

Приказ №


Согласовано

Руководитель кафедры естественных наук ___________М.В. Смирнова

Протокол №

Согласовано

Заместитель директора по воспитательной работе

________________ Е.В. Карпунина





Рабочая программа

внеурочной деятельности «Занимательная география»


Общеинтеллектуальное направление развития личности.


Учитель: Милюсина Наталья Анатольевна


2022- 2023 учебный год



г. Ярославль





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГОУ ЯО «Лицей № 86»;

  • Учебный план ГОУ ЯО «Лицей № 86» на 2022-2023 учебный год;

  • План внеурочной деятельности ГОУ ЯО «Лицей № 86» на 2022-2023 учебный год;

  • Положение о рабочей программе внеурочной деятельности.



Один из путей повышения интереса к школьному курсу географии – внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная деятельность способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.

Участие школьников во внеурочной деятельности открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Занимательная география» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.





Общая характеристика курса

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная география» рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-х и 6-х классов. Возраст учащихся: 11-13 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Целью изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная география» - является расширение географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Основные задачи курса:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  • формирование территориального (регионального) подхода как особого метода научного познания.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Занимательная география», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • групповые (работа в малых группах);

  • индивидуальные.

Формы работы:

1. Беседы

2. Наблюдения.

3. Практические работы.

4. Проектная деятельность.

5. Интеллектуальные игры.

6. Просмотр видеоматериалов.

7. Работа с дополнительными источниками информации: различными картами, энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.



Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная география»

Личностные результаты:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире.

Метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

  • учиться планировать учебную деятельность на занятии.

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.

  • делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • слушать и понимать речь других.

  • выразительно читать и пересказывать текст.

  • вступать в беседу на занятии и в жизни.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).





Предметные результаты:

  • основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

  • элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических
    параметров;

  • основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

  • начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации
    к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.



Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная география»

1 час в неделю – 34 часов

Введение (3часа ) 

География как наука. Значение географии в жизни человека. Земля – планета Солнечной системы. Уникальность планеты Земля. Часовые пояса. Решение задач по определению разницы во времени в разных частях планеты (на основе заданий ВПР по географии 6 класс).

Тема 1. Географическа карта и план местности (7 часов)

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические карты. История географических карт: от древности до современности. Градусная сеть на географической карте. Определение направлений и расстояний с помощью параллелей и меридианов. Географические координаты. Ориентирование. История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности. План местности. Масштаб. Условные знаки. Съемка местности. Азимут.

История географических открытий. Имена путешественников на карте мира и России.

Тема 2. Литосфера (4 часа)

Внутреннее строение Земли. Теория литосферных плит. Извержения вулканов и землетрясения. Факторы формирования рельефа. Причудливые скалы и каменные столбы. Пещеры. Опасне природные явления в литосфере.

Тема 3. Атмосфера (3 часа)

Воздушная оболочка Земли. Современные методы изучения атмосферы. Метеорология. Организация метеонаблюдений. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Местные признаки и приметы для предсказания погоды. Удивительные атмосферные явления Опасные природные явления в атмосфере.

Тема 4. Гидросфера (5 часа)

. Великие реки мира. Знаменитые водопады мира и России. Самые большие озера мира. Самые диковинные озера. Подземные воды. Артезианские и минеральные источники. Гейзеры. Горные и покровные ледники. Ледники Гренландии и Антарктиды. Айсберги.

Тема 5. Биосфера (4 часа)

Чудеса растительного и животного мира планеты. Природные зоны Земли. Охрана природы. Красная книга. Крупнейшие заповедники мира.

Тема 6. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов)

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Итоговое занятие (1 час)

Обобщение и контроль усвоения материала по программе внеурочной деятельности. Игра «В мире географии»





Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-ческие

Практи-ческие

общее

Введение (3 часа)

География как наука. Значение географии в жизни человека.

0,5

0,5

1

Уникальная планета - Земля.

1

0

1

Часовые пояса. Практикум « Время, по которому мы живем»

0

1

1

Тема 1 « Географическая карта и план местности» (7 часов)

Без карты нет географии. Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические карты. История географических карт: от древности до современности.

1

0

1

Географическая карта. Свойства градусной сетки.
Решение географических задач по градусной сетке.

0,5

0,5

1

Географические координаты. Игра «Путешествие в страну карт»

0,5

0,5

1

Ориентирование. История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности.

0,5

0,5

1

Как составить план местности?

0,5

0,5

1

Великие путешественники. Практикум "Составление интеллект-карты «Великие путешественники и их открытия»

0,5

0,5

1

По следам географических открытий. Имена путешественников на карте мира и России.

0

1

1

Тема 2 «Литосфера» (4 часа)

Каменная летопись планеты. Теория движения литосферных плит. Как будет выглядеть Земля в будущем?

0,5

0,5

1

Грозное дыхание Земли. Извержение вулканов и землетрясения.

0,5

0,5

1

Причудливые скалы и каменные столбы. Сказочный мир подземных дворцов.

1

0

1

Опасные природные явления в литосфере.

0,5

0,5

1

Тема 3 «Атмосфера» (5 часов)

Современные методы изучения атмосферы. Метеорология.

1

0

1

Как работают метеорологи? Практикум «Метеорологические наблюдения»

0

1

1

Обработка результатов метеонаблюдений. Местные признаки и приметы для предсказания погоды.

0

1

1

Удивительные атмосферные явления.

1

0

0

Опасные природные явления в атмосфере.

0,5

0,5

1

Тема 4 «Гидросфера» (5 часов)

Великие реки мира. Знаменитые водопады мира и России.

0,5

0,5

1

Самые большие озера мира. Самые диковинные озера.

0,5

0,5

1

Подземные воды. Артезианские и минеральные источники. Тепло подземных вод и природных фонтанов.

0,5

0,5

1

Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии и Антарктиды.

0,5

0,5

1

Тема 5 «Биосфера» (4 часа)

Чудеса растительного и животного мира планеты.

1


1

Природные зоны Земли. Такие разные леса.

0,5

0,5

1

Природные зоны Земли. Безлесные пространства. Крупнейшие пустыни мира.

0,5

0,5

1

Охрана природы. Красная книга. Крупнейшие заповедники мира.

1

0

1

Тема 6 «Путешествие по материкам и океанам» ( 6+1 часов)

По морям, по волнам… (путешествие по океанам Земли). Стихийные природные явления в океане.

0,5

0,5

1

Путешествие по материкам. Африка.

0,5

0,5

1

Путешествие по материкам. Австралия.

0,5

0,5

1

Путешествие по материкам. Южная Америка. Северная Америка.

0,5

0,5

1

Путешествие по материкам. Евразия.

0,5

0,5

1

Путешествие по материкам. Антарктида.

0,5

0,5

1

Итоговое занятие. Игра «В мире географии»

0

1

1


ИТОГО – 34 часа

18

16

34





Информационно-методическое обеспечение

  1. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  2. География. Проекты и творческие работы. 5-9классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В.В. Николина, Е.К.Липкина, Москва «Просвещение», 2012.

  3. География. Задания для подготовки к олимпиадам 6-8 классы.Т.К.Торопова, И.В.Кривоногова, Волгоград «Учитель», 2015.

  4. Задачи по географии. Пособие для учителей / Под редакцией А.С.Наумова. Мосвка «Мирос», 1993.

  5. Увлекательная география / А.Г. Стадник. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

  6. География: Все для учителя географии. Сайт:http://geo.1september.ru

  7. Природа России Сайт: http://www.priroda.ru/

  8. Комплект видеоуроков «Занимательная география 5-6 классы» Сайт: https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=zgeo5-6