Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области
«Лицей № 86»
Утверждаю Директор лицея № 86 _____________ О.В. Большакова Приказ № | Согласовано Руководитель кафедры естественных наук ___________М.В. Смирнова Протокол № | Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе ________________ Е.В. Карпунина |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Занимательная география»
Общеинтеллектуальное направление развития личности.
Учитель: Милюсина Наталья Анатольевна
2022- 2023 учебный год
г. Ярославль
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Основная образовательная программа основного общего образования ГОУ ЯО «Лицей № 86»;
Учебный план ГОУ ЯО «Лицей № 86» на 2022-2023 учебный год;
План внеурочной деятельности ГОУ ЯО «Лицей № 86» на 2022-2023 учебный год;
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности.
Один из путей повышения интереса к школьному курсу географии – внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная деятельность способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.
Участие школьников во внеурочной деятельности открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Занимательная география» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная география» рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-х и 6-х классов. Возраст учащихся: 11-13 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Целью изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная география» - является расширение географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Основные задачи курса:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
формирование территориального (регионального) подхода как особого метода научного познания.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Занимательная география», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
Формы работы:
1. Беседы
2. Наблюдения.
3. Практические работы.
4. Проектная деятельность.
5. Интеллектуальные игры.
6. Просмотр видеоматериалов.
7. Работа с дополнительными источниками информации: различными картами, энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная география»
Личностные результаты:
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире.
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
учиться планировать учебную деятельность на занятии.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
слушать и понимать речь других.
выразительно читать и пересказывать текст.
вступать в беседу на занятии и в жизни.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических
параметров;
основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации
к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная география»
1 час в неделю – 34 часов
Введение (3часа )
География как наука. Значение географии в жизни человека. Земля – планета Солнечной системы. Уникальность планеты Земля. Часовые пояса. Решение задач по определению разницы во времени в разных частях планеты (на основе заданий ВПР по географии 6 класс).
Тема 1. Географическа карта и план местности (7 часов)
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические карты. История географических карт: от древности до современности. Градусная сеть на географической карте. Определение направлений и расстояний с помощью параллелей и меридианов. Географические координаты. Ориентирование. История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности. План местности. Масштаб. Условные знаки. Съемка местности. Азимут.
История географических открытий. Имена путешественников на карте мира и России.
Тема 2. Литосфера (4 часа)
Внутреннее строение Земли. Теория литосферных плит. Извержения вулканов и землетрясения. Факторы формирования рельефа. Причудливые скалы и каменные столбы. Пещеры. Опасне природные явления в литосфере.
Тема 3. Атмосфера (3 часа)
Воздушная оболочка Земли. Современные методы изучения атмосферы. Метеорология. Организация метеонаблюдений. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Местные признаки и приметы для предсказания погоды. Удивительные атмосферные явления Опасные природные явления в атмосфере.
Тема 4. Гидросфера (5 часа)
. Великие реки мира. Знаменитые водопады мира и России. Самые большие озера мира. Самые диковинные озера. Подземные воды. Артезианские и минеральные источники. Гейзеры. Горные и покровные ледники. Ледники Гренландии и Антарктиды. Айсберги.
Тема 5. Биосфера (4 часа)
Чудеса растительного и животного мира планеты. Природные зоны Земли. Охрана природы. Красная книга. Крупнейшие заповедники мира.
Тема 6. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов)
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение и контроль усвоения материала по программе внеурочной деятельности. Игра «В мире географии»
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Теорети-ческие | Практи-ческие | общее |
Введение (3 часа) |
| География как наука. Значение географии в жизни человека. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Уникальная планета - Земля. | 1 | 0 | 1 |
| Часовые пояса. Практикум « Время, по которому мы живем» | 0 | 1 | 1 |
Тема 1 « Географическая карта и план местности» (7 часов) |
| Без карты нет географии. Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические карты. История географических карт: от древности до современности. | 1 | 0 | 1 |
| Географическая карта. Свойства градусной сетки. Решение географических задач по градусной сетке. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Географические координаты. Игра «Путешествие в страну карт» | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Ориентирование. История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Как составить план местности? | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Великие путешественники. Практикум "Составление интеллект-карты «Великие путешественники и их открытия» | 0,5 | 0,5 | 1 |
| По следам географических открытий. Имена путешественников на карте мира и России. | 0 | 1 | 1 |
Тема 2 «Литосфера» (4 часа) |
| Каменная летопись планеты. Теория движения литосферных плит. Как будет выглядеть Земля в будущем? | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Грозное дыхание Земли. Извержение вулканов и землетрясения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Причудливые скалы и каменные столбы. Сказочный мир подземных дворцов. | 1 | 0 | 1 |
| Опасные природные явления в литосфере. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Тема 3 «Атмосфера» (5 часов) |
| Современные методы изучения атмосферы. Метеорология. | 1 | 0 | 1 |
| Как работают метеорологи? Практикум «Метеорологические наблюдения» | 0 | 1 | 1 |
| Обработка результатов метеонаблюдений. Местные признаки и приметы для предсказания погоды. | 0 | 1 | 1 |
| Удивительные атмосферные явления. | 1 | 0 | 0 |
| Опасные природные явления в атмосфере. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Тема 4 «Гидросфера» (5 часов) |
| Великие реки мира. Знаменитые водопады мира и России. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Самые большие озера мира. Самые диковинные озера. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Подземные воды. Артезианские и минеральные источники. Тепло подземных вод и природных фонтанов. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии и Антарктиды. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Тема 5 «Биосфера» (4 часа) |
| Чудеса растительного и животного мира планеты. | 1 | | 1 |
| Природные зоны Земли. Такие разные леса. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Природные зоны Земли. Безлесные пространства. Крупнейшие пустыни мира. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Охрана природы. Красная книга. Крупнейшие заповедники мира. | 1 | 0 | 1 |
Тема 6 «Путешествие по материкам и океанам» ( 6+1 часов) |
| По морям, по волнам… (путешествие по океанам Земли). Стихийные природные явления в океане. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Путешествие по материкам. Африка. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Путешествие по материкам. Австралия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Путешествие по материкам. Южная Америка. Северная Америка. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Путешествие по материкам. Евразия. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Путешествие по материкам. Антарктида. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Итоговое занятие. Игра «В мире географии» | 0 | 1 | 1 |
| ИТОГО – 34 часа | 18 | 16 | 34 |
Информационно-методическое обеспечение
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
География. Проекты и творческие работы. 5-9классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В.В. Николина, Е.К.Липкина, Москва «Просвещение», 2012.
География. Задания для подготовки к олимпиадам 6-8 классы.Т.К.Торопова, И.В.Кривоногова, Волгоград «Учитель», 2015.
Задачи по географии. Пособие для учителей / Под редакцией А.С.Наумова. Мосвка «Мирос», 1993.
Увлекательная география / А.Г. Стадник. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
География: Все для учителя географии. Сайт:http://geo.1september.ru
Природа России Сайт: http://www.priroda.ru/
Комплект видеоуроков «Занимательная география 5-6 классы» Сайт: https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=zgeo5-6