Пояснительная записка
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения — метапредметная задача, требующая осмысленной и слаженной работы педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, которая должна решаться в течение всего обучения в школе при поддержке семьи и общества.
Процесс профессионального самоопределения проходит не- сколько этапов. На начальную школу приходится пропедевтический этап, на котором происходит формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к профессиональной деятельности.
Основные методы обучения младших школьников: словесные (рассказ, беседа, чтение и обсуждение литературных произведений), наглядные (демонстрация мультфильмов и познавательных видеороликов, рисунков, плакатов, схем, фотографий) и практические (выполнение упражнений, творческих заданий, решение кроссвордов; познавательные игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, проектные работы, постановка спектакля). Для лучшего усвоения новой информации учащимися педагогу рекомендуется применять объяснительно-иллюстративный метод с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию обучающих и развивающих мультфильмов, музыкальных и литературных произведений, примеров из жизни. Занятия включают элементы психологической диагностики, направленной на определение интереса детей к различным видам деятельности. При благоприятных условиях в человеке происходят позитивные изменения, которые в психологии определяются как «личностный рост» (К. Роджерс), «самоактуализация» (А. Маслоу), «самодетерминация» (Э. Дэси).
Каждый возрастной этап связан с решением определённых задач. Если какая-либо задача не решена, то личностное развитие замедляется или искажается, что осложняет решение следующих задач. Одной из основных задач ребёнка 7–8 лет, согласно теории психосоциального развития личности (Э. Эриксон), является формирование «трудолюбия- старательности», включающее способность не бояться трудностей и доводить начатое до конца. Ещё одна задача этого возраста — формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При этом особая роль отводится интериоризации (Л.С. Выготский) как процессу усвоения и принятия моделей поведения, норм и ценностей через слово, пример авторитетного человека, эмоционально окрашенные образы и проблемные ситуации, встроенные в систему занятий.
Программа базируется на синтезе различных подходов:
— деятельностном подходе, лежащем в основе ФГОС и направленном на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, на построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
— личностно-ориентированном подходе, учитывающем возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
— культурологическом подходе, предполагающем развитие личности средствами литературы, музыки, кино;
— диалогическом подходе, стимулирующем развитие ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы детей и подростков;
— аксиологическом подходе, раскрывающем возможности формирования мировоззрения как основы личностного и профессионального развития.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Знакомство с миром профессий» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).
2.Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся».
3.Национальный проект «Образование» на период с 2019 по 2024 год (утв. Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204).
4.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1642).
6.Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751).
7.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286).
9.Примерная рабочая программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 № 3/22).
10. На основе авторской программы «Знакомство с миром профессий. Программа курса профессионального самоопределения школьников. 1–4 классы / Г.В. Резапкина, О.А. Роут. (ФГОС. Внеурочная деятельность. Твой билет в будущее).
Цель: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения младших школьников.
Задачи:
—формирование осознанного отношения к труду у младших школьников, интереса к профессионально-трудовой деятельности;
—знакомство с понятиями «труд», «профессия», «предметы труда», «средства труда», «результаты труда», «униформа» и др.;
—развитие речи, памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления на материале, связанном с миром профессий;
—воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности (трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, реалистичная самооценка);
—воспитание уважительного отношения к труду;
—создание условий для осознания учащимися своих способностей, интересов и возможностей в мире профессий;
—формирование реалистичной самооценки у детей младшего школьного возраста;
—развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Задачи и содержание программы с каждым годом усложняются. В процессе обучения школьники получают системное представление о профессиях в контексте основных сфер трудовой деятельности человека (медицина, бытовое обслуживание, промышленность, наука, искусство, транспорт, строительство, сельское хозяйство и т.д.).
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
На изучение курса «Знакомство с миром профессий» в каждом классе начальной школы учебным планом отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 135 часов: в 1-м классе — 33 часа (33 учебные недели), во 2–4-х классах — по 34 часа (34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Общими показателями эффективности обучения по программе курса «Знакомство с миром профессий» можно считать следующие личностные результаты:
•осознание младшими школьниками значимости труда и важности любой профессии;
•развитие учебной мотивации, ассоциативного и логического мышления на материале, связанном с миром профессий;
•развитие целеустремлённости, инициативности, самостоятельности;
•сформированность эмоционально-волевой и мотивационно- потребностной сферы в соответствии с психолого-возрастными особенностями и интересами ребёнка к профессионально-трудовой деятельности;
•воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности (трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, реалистичная самооценка).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий и коммуникативных умений:
•ставить реалистичные цели;
•планировать учебные действия в соответствии с поставлен- ной задачей и условиями её реализации;
•владеть навыками самостоятельной работы и работы в группах;
•осуществлять контроль, коррекцию и оценку своей деятельности;
•анализировать возможные причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
•пользоваться приёмами анализа и синтеза при работе с информацией;
•объективно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•вести диалог, слушать и понимать собеседника.
Предметными результатами изучения курса «Знакомство с миром профессий» для младших школьников являются:
•общие представления об отраслях профессиональной деятельности и профессиях;
•освоение понятий «труд», «профессия», «предметы труда», «средства труда», «результаты труда», «условия труда» и т.д.;
•способность выделять основные характеристики профессиональной деятельности и устанавливать взаимосвязь между их видами;
•уважение к труду и различным видам профессиональной деятельности;
•потребность в оказании взрослым посильной помощи;
•осознание необходимости развития способностей, важных для получения избираемой профессии.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
Раздел 1 | . Повторение изученного в 1 классе | 2ч. |
| Тема 1. Что мы знаем о профессиях? | 1ч. |
| Тема 2. Профессии в жизни и сказке | 1ч. |
Раздел 2. | В мире профессий | 18ч. |
| Тема 3. Кто создаёт мебель? | 1 ч. |
| Тема 4. Кто нас кормит? | 3 ч. |
| Тема 5. Профессии в транспорте | 3ч. |
| Тема 6. Создание и обслуживание техники | 2ч. |
| Тема 7. Профессии в энергетике | 2ч. |
| Тема 8. Профессии пожарный, спасатель и полицейский | 2ч. |
| Тема 9. Настоящий руководитель | 1ч |
| Тема 10. Кто работает с животными? | 1ч. |
| Тема 11. В мире искусства | 3ч. |
Раздел 3. | Человек выбирает профессию | 7ч. |
| Тема 12. Мастера своего дела | 1ч. |
| Тема 13. «Мужские» и «женские» профессии | 1ч. |
| Тема 14. Я познаю себя | 5ч. |
Раздел 4. | Коллективный творческий проект (11 часов) | 7ч. |
| Итого: | 34ч. |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Повторение изученного в 1 классе (2 часа)
Тема 1. Что мы знаем о профессиях? (1 час)
Что мы знаем о профессиях? Актуализация знаний, полученных в 1 классе, о труде, профессиях, средствах и предметах труда. Упражнения «Загадки-подсказки», «Сходства и различия», «Покажи профессию». Выполнение заданий в рабочей тетради «Чьи это инструменты?», «Предметы труда». Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах).
Тема 2. Профессии в жизни и сказке (1 час)
Профессии в жизни и сказке. Беседа о профессиях и средствах труда. Выполнение задания в рабочей тетради «Незнайка и его друзья». Упражнение «Говорящие фамилии». Викторина для знатоков книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Выполнение творческого задания в рабочей тетради «Новые герои Цветочного города».
Раздел 2. В мире профессий (18 часов)
Тема 3. Кто создаёт мебель? (1 час)
Кто создаёт мебель? Профессии, которые связаны с производством мебели: лесозаготовитель, водитель лесовоза, резчик по дереву, плотник, дизайнер мебели, конструктор, столяр, токарь, сборщик мебели и др. Чтение стихотворения И.М. Бартош «Кто сделал стол?». Выполнение заданий в рабочей тетради «Этапы создания мебели», «Заготовка древесины (средства труда)», «Что сделано из дерева?». Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?». Выполнение упражнения
«Кубики» в рабочей тетради. Обсуждение истории «Секрет дровосека». Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах).
Тема 4. Кто нас кормит? (3 часа)
Откуда берутся продукты? Игра-разминка «Съедобное-несъедобное». Упражнение «Что общего?». Чтение и обсуждение главы
«Откуда берётся каша?» из книги «Приключения Бабахина и его друзей». Профессии сельского хозяйства: селекционер, агроном, тракторист, растениевод, комбайнёр, животновод. Выполнение заданий в рабочей тетради «Профессии сельского хозяйства», «Угадай профессию».
Путь от поля до стола. Профессии, которые относятся к производству продуктов питания: технолог, контролёр, товаровед, повар, кондитер. Выполнение заданий в рабочей тетради «Кто нас кормит?», «Первый повар на земле», «Средства труда повара». Просмотр и обсуждение мультфильма «Повар и кондитер» (мультсериал «Навигатум: калейдоскоп профессий», кинокомпания «Парамульт», 2014). Профессиональные качества повара. Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах).
Экскурсия на хлебозавод или кондитерскую фабрику.
Тема 5. Профессии в транспорте (3 часа)
Какой бывает транспорт? Понятия «техника», «транспорт», «транспортные средства». Рассказ учителя о первых транспортных средствах и видах транспорта (водный, воздушный, сухопутный). Знакомство с профессиями транспортной сферы. Выполнение заданий в рабочей тетради «Виды транспорта», «Спецтранспорт», «Угадай профессию». Игра «Виды транспорта и транспортные средства». Как работает транспорт? Чтение и обсуждение главы «Как работает транспорт» из книги «Приключения Бабахина и его друзей». Выполнение заданий в рабочей тетради «Чем питается транспорт?». Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма
«Незнайка за рулём» (творческое объединение «Экран», 1972). Понятия «личный транспорт», «общественный транспорт», «грузовой транспорт», «пассажирский транспорт». Упражнения «Знаки дорожного движения», «Как вести себя на пешеходном переходе». Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах). Экскурсия в автобусный парк.
Тема 6. Создание и обслуживание техники (2 часа)
Кто создаёт и ремонтирует машины? Профессии, связанные с созданием и обслуживанием техники. Рассказ учителя о знаменитых учёных-изобретателях. Выполнение заданий в рабочей тетради «Знаменитые изобретатели». Чтение и обсуждение рассказа Е.А. Пермяка «Как самовар запрягли». Просмотр видеоролика Горьковского автомобильного завода «Как собирают машины ГАЗ». Просмотр мультфильма «Профессия — автосле- сарь» (проект «Навигатум: калейдоскоп профессий», кинокомпания «Парамульт», 2014). Выполнение задания в рабочей тетради
«Автомобильный доктор». Профессиональные качества инженера и автослесаря.
Профессия инженер. Викторина «Великие изобретатели». Чтение и обсуждение главы «Кто такие инженеры?» из книги «Приключения Бабахина и его друзей». Выполнение заданий в рабочей тетради «Что нужно инженеру?», «Транспорт будущего».
Тема 7. Профессии в энергетике (2 часа)
Как делают электричество? Профессии, связанные с производством электроэнергии: инженер-энергетик, электромонтёр, электрослесарь, электрик. Понятия «энергия», «энергетика», «электричество», «электростанция». Правила безопасного обращения с электроприборами. Чтение и обсуждение главы «Как делают электричество?» из книги «Приключения Бабахина и его друзей». Просмотр обучающего мультфильма «Осторожно, электричество!» (мультсериал «Фиксики. Фикси-советы», продюсерская компания «Аэроплан», 2014). Выполнение заданий «Свет в доме», «Источники энергии» и упражнения «Перепутанные линии» в рабочей тетради. Профессиональные качества электрика.
Как добывают нефть и газ? Профессии, связанные с производством газа и нефтепродуктов: геолог, инженер по бурению, инженер-технолог. Рассказ учителя «Для чего нам нефть и газ?», «Этапы работы с нефтью и газом». Просмотр и обсуждение мультфильмов «Про нефть» (музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск) и «Секреты природного газа» (по заказу ОАО
«Кировоблгаз», студия Milky Johnny). Просмотр видеоролика о профессии геолог. Выполнение задания в рабочей тетради «Профессия геолог». Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах). Знакомство с сайтом просветительского проекта «Моя энергия».
Тема 8. Профессии пожарный, спасатель и полицейский (2 часа)
Важная работа — защита и забота. Профессии, связанные с охраной правопорядка, спасением и защитой людей от стихийных бедствий: пожарный, спасатель, полицейский. Службы экстренной помощи. Выполнение заданий «Кто нас защищает?», «Третий лишний», «Номера экстренных служб» в рабочей тетради. Просмотр мультфильмов «Профессия полицейский (участковый)» (проект «Навигатум: калейдоскоп профессий»), «Полицейский», «Пожарный» (проект «Навигатум: в мире профессий»). Профессиональные качества пожарного, спасателя, полицейского. Игры на внимательность и наблюдательность.
Экскурсия в пожарную часть или Учебный центр МЧС.
Тема 9. Настоящий руководитель (1 час)
Настоящий руководитель. Понятия «руководитель», «управляющий», «менеджер». Качества хорошего руководителя. Чтение и обсуждение стихотворения И.М. Бартош «Начальник». Выполнение заданий в рабочей тетради «Жил отважный капитан…», «Конкурс будущих начальников». Упражнение «Розовые очки».
Тема 10. Кто работает с животными? (1 час)
Кто работает с животными? Профессии, связанные с природой (животными): ветеринар, кинолог, дрессировщик, зоолог, орнитолог, грумер. Беседа на тему «Роль животных в нашей жизни». Домашние и дикие животные. Выполнение заданий в рабочей тетради «Собачья служба», «Работа с животными». Просмотр и обсуждение мультфильма «Профессия — ветеринар» (мультсериал «Навигатум: калейдоскоп профессий», кинокомпания «Парамульт», 2014). Рассказ учителя «Как дрессируют животных?». Просмотр видеоролика «Юрий Куклачёв и его кошки» (12.04.2017). Упражнение в рабочей тетради «Найди всех животных».
Тема 11. В мире искусства (3 часа)
Профессии театра и кино. Расширение знаний о творческой деятельности и профессиях, связанных с театром и кино. Просмотр фрагмента документального фильма о создании мультфильмов: Олег Анофриев озвучивает мультфильмы «В порту», «Как Львёнок и Черепаха пели песню» (1994). Просмотр фрагмента документального фильма о процессе озвучивания мультфильма «Три богатыря». Упражнение «Интонация». Качества, необходимые в работе актёра. Средства труда представителей творческих профессий. Выполнение задания в рабочей тетради «Работа артиста». Игра «Кто назовёт последним?».
Путешествие в мир творческих профессий. Расширение знаний о творческих профессиях. Игра «Угадайка». Выполнение задания
«Творческие профессии» в рабочей тетради. Беседа на тему «Роль искусства в жизни человека и общества». Игра «Творческие занятия».
Экскурсия в театр (театральное закулисье) или на киностудию.
Раздел 3. Человек выбирает профессию (7 часов)
Тема 12. Мастера своего дела (1 час)
Мастера своего дела. Понятия «мастер», «мастерство», «профессионал». Качества профессионала. Чтение и обсуждение стихотворения Юлиана Тувима «Всё для всех». Чтение и обсуждение рассказа Е.А. Пермяка «Самоходные лапотки». Выполнение заданий в рабочей тетради «Три кита профессионального успеха», «Пословицы о труде». Роль органов чувств в профессиональной деятельности. Выполнение заданий в рабочей тетради «Органы чувств», «Профессионально важные качества».
Тема 13. «Мужские» и «женские» профессии (1 час)
«Мужские» и «женские» профессии. Знакомство с гендерной спецификой профессий. Просмотр видеоролика «Мужские и женские профессии». Мужские и женские качества. Выполнение заданий в рабочей тетради «Занятия древних людей», «Угадай профессию», «“Мужские” или “женские” профессии?».
Тема 14. Я познаю себя (5 часов)
Я познаю себя. Понятия «самопознание», «самооценка». Выполнение заданий «Какой я?», «Кем быть?», «Жители Изумрудного города», «Что мне нравится?» в рабочей тетради.
Раздел 4. Коллективный творческий проект (7 часов)
Подготовка праздника профессий. Выпуск стенгазет и оформление стендов. Инсценировка сказки И.М. Бартош «Самоходные ботинки»: подготовка к спектаклю, репетиции и работа над музыкальным оформлением, костюмами и декорациями.
Праздник профессий. Выставка детских рисунков. Конкурс стенгазет. Премьера спектакля «Самоходные ботинки».
Тематическое планирование
№ | Тема раздела, занятия | Форма проведения занятия | Кол-во часов | ЦОР/ЭОР | Дата план | Дата факт |
Раздел 1. Повторение изученного в 1 классе (2ч.) | |
1 | Вводное занятие. Что мы знаем о профессиях? | Урок-дискуссия. Проблемно-поисковая ситуация. | 1 | https://new.atlas100.ru/ | 04.09 | |
2 | Профессии в жизни и сказке | Урок-игра. | 1 | https://mults.info/mults/ | 11.09 | |
Раздел 2. В мире профессий (18 ч.) | |
3 | Кто создаёт мебель? | Проблемно-познавательный урок. | 1 | www.iz-i.ru | 18.09 | |
4 | Кто нас кормит? Откуда берутся продукты? | | 1 | https://www.smeshariki.ru | 25.09 | |
5 | Путь от поля до стола | Урок-викторина. Обучение проектной деятельности | 1 | https://mults.info/mults/ | 02.10 | |
6 | Экскурсия на кондитерскую фабрику | Экскурсия | 1 | | 09.10 | |
7 | Профессии в транспорте. Какой бывает транспорт? | Творческий проект | 1 | https://new.atlas100.ru/ | 16.10 | |
8 | Как работает транспорт? | Мастерская | 1 | https://www.youtube.com/c/GalileoRU/videos | 23.10 | |
9 | Экскурсия в автобусный парк | Экскурсия | 1 | | 30.10 | |
10 | Создание и обслуживание техники. Кто создаёт и ремонтирует машины? | КТД (коллективно-творческое дело) | 1 | https://mults.info/mults/ | 13.11 | |
11 | Профессия инженер | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов | 1 | https://www.youtube.com/c/GalileoRU/videos | 20.11 | |
12 | Профессии в энергетике. Как делают электричество? | Урок-исследование | 1 | https://mults.info/mults/ | 27.11 | |
13 | Как добывают нефть и газ? | КТД | 1 | www.iz-i.ru | 04.12 | |
14 | Важная работа — защита и забота | Ролевая игра | 1 | https://www.youtube.com/c/GalileoRU/videos | 11.12 | |
15 | Экскурсия в пожарную часть или Учебный центр МЧС | Экскурсия | 1 | http://ruheroes.ru/ | 18.12 | |
16 | Настоящий руководитель | Сюжетноролевая продуктивная игра | 1 | https://mults.info/mults/ | 25.12 | |
17 | Кто работает с животными? | Деловая игра | 1 | https://www.youtube.com/c/GalileoRU/videos | 15.01 | |
18 | В мире искусства. Профессии театра и кино | Урок=-игра | 1 | http://ruheroes.ru/ | 22.01 | |
19 | Путешествие в мир творческих профессий | Проблемно-познавательный урок | 1 | https://new.atlas100.ru/ | 29.01 | |
20 | Экскурсия на киностудию | Экскурсия | 1 | | 05.02 | |
Раздел 3. Человек выбирает профессию (7 ч.) |
21 | Мастера своего дела | Презентация | 1 | https://navigatum.ru/ | 12.02 | |
22 | «Мужские» и «женские» профессии | Урок-диспут | 1 | https://new.atlas100.ru/ | 19.02 | |
23 | Я познаю себя | Круглый стол | 1 | https://www.smeshariki.ru | 26.02 | |
24 | Какое дело мне по душе? | Урок - диспут | | https://navigatum.ru/ | 04.03 | |
25 | Моя будущая профессия | Урок-конференция | | https://www.smeshariki.ru | 11.03 | |
26 | «Моя любимая профессия»: встреча с интересными людьми | Встреча с представителями профессии | | | 18.03 | |
27 | «Моя любимая профессия»: встреча с интересными людьми | Встреча с представителями профессии | | | 01.04 | |
Раздел 4. Коллективный творческий проект (7 ч.) |
28 | Коллективный творческий проект | Урок-конференция | 1 | http://hobbitaniya.ru/permyk/permyk47.php | 08.04 | |
29 | Подготовка праздника профессий. Инсценировка сказки «Самоходные ботинки» | Интеллектуальный марафон Командная работа. Подведение итогов | 1 | | 15.04 | |
30 | Подготовка праздника профессий. Инсценировка сказки «Самоходные ботинки» | Интеллектуальный марафон Командная работа. Подведение итогов | 1 | | 22.04 | |
31 | Подготовка праздника профессий. Инсценировка сказки «Самоходные ботинки» | Интеллектуальный марафон Командная работа | 1 | | 29.04 | |
32 | Итоговое занятие. Праздник профессий. Выставка рисунков. Премьера спектакля | Урок-спектакль | 1 | | 06.05 | |
33 | Подготовка праздника «Все профессии важны, все профессии нужны» | Интеллектуальный марафон Командная работа. | 1 | https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnaja-rabota-v-nachalnoi-shkole/vneklasnoe-meroprijatie-o-profesijah-v-nachalnoi-shkole.html | 13.05 | |
34 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны» | Урок-праздник | 1 | | 20.05 | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Программа курса профессионального самоопределения школьников «ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ»
Резапкина Галина Владимировна, Роут Олеся Анатольевна
1–4 классы
Знакомство с миром профессий. Рабочая тетрадь по курсу профессионального самоопределения. для 2 класса общеобразовательных организаций. Г.В. Резапкина
Дополнительная литература
1. Андерсен Х.К. «Девочка, которая наступила на хлеб»
2. Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города»
3. Гольденберг А.В., Макрица А.Н. «Приключения Кости Цзю и его друзей»
4. Граубин Г.Р. «Прадеды»
5. Катаев В.П. «Цветик-семицветик»
6. Ларри Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
7. Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»
8. Маяковский В.В. «Кем быть?»
9. Михалков С.В. «Дядя Стёпа»
10. Михалков С.В. «Три поросёнка»
11. Носов Н.Н. «Незнайка в Солнечном городе»
12. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»
13. Пантелеев Л. «Честное слово»
14. Пермяк Е.А. «Как самовар запрягли»
15. Пермяк Е.А. «Самоходные лапотки»
16. Родари Дж. «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»
17. Скарри Р. «Город добрых дел»
18. Смирнов А., Новак В., Кравченко А. «Приключения Бабахина и его друзей»
19. Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
20. Ушинский К.Д. «Дети в роще»
Интернет-ресурсы
1. Атлас новых профессий. Навигатор по рынку труда будущего: https://new.atlas100.ru/
2. «Галилео» — телевизионная познавательная программа об устройстве мира: https://www.youtube.com/c/GalileoRU/videos
3. Каталог мультфильмов: https://mults.info/mults/
4. Мини-игры по самоопределению: www.iz-i.ru
5. Образовательный и научно-исследовательский проект «Навигатум»: https://navigatum.ru/
6. Рынок труда в России онлайн: RuTrud.com
7. Сайт о подвигах и героях нашего времени: http://ruheroes.ru/
8. «Смешарики»: анимационные сериалы образовательной и культурно-просветительской направленности: https://www.smeshariki.ru
9. «Фиксики» — российский компьютерный мультипликационный сериал об устройстве различных приборов и техники