Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 8-9 классов составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);
примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;
методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228);
письма министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2017г. № 47-13507/17-11 "Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края";
СаНПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г (№ 19993) (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №2, утверждённой решением педагогического совета №1 от 31.08.2016 года, с изменениями в 2017 году (решение педагогического совета №1 от 30.08.2017 года).
Программа предназначена планомерно и качественно подготовить учащихся 8-9 классов к итоговой аттестации по русскому языку. К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому учащемуся. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках. Часть курса внеурочной деятельности посвящена тестовым заданиям, пунктуационным разборам и комплексной работе с текстом.
Таким образом, создание данной программы является актуальным.
Цель программы: используя занимательный материал, подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи программы:
Выработать навык комплексного анализа текста.
Совершенствовать навыки работы над сжатым изложением и сочинением - рассуждением (на лингвистическую тему, на основе прочитанного текста, на морально-этическую или философскую тему).
Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Форма организации - кружок.
Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (34 недели) – 34 час.
За 2 года- 68 часов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
8 класс |
Тема 1. Что мы знаем о правилах русского языка (2 час.). Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. | Комплексная работа с текстом, интерактивная викторина. Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде. |
Тема 2. От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении (5 час.). Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото. Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий. Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. | Комплексная работа с текстом, подвижная ролевая игра, постановка и решение проблемных вопросов. |
Тема 3. Интересный мир звуков и букв (3 час.). Понятие о фонетическом принципе написания. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Становление орфоэпической нормы. Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения. | Комплексная работа с текстом, анализ заданий ОГЭ. Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде. Дискуссия. |
Тема 4. Лексическое богатство русского языка (5 час.). Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Языковая норма как историческая категория. Особенность употребления слова в художественном тексте. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов. | Комплексная работа с текстом, беседа, викторина, анализ текста, работа над словом, со справочной литературой. |
Тема 5. Загадки русского словообразования (5 час.). Основные модели словообразования в русском языке. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Типы образования слов. Выразительные средства словообразования. | Комплексная работа с текстом, беседа, редактирование предложений, написание сочинений – рассуждений. Работа в группах по дифференцированному заданию. |
Тема 6. Секреты морфологии (5 час.). Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем». | Комплексная работа с текстом, беседа, составление ребусов, диалогов, лингвистические игры, выполнение тестов, постановка и решение проблемных вопросов. |
Тема 7. Орфографические особенности текста (7 час.). Графико-орфографический облик современного текста. Видо - жанровая характеристика современного текста. Правила и исключения из правил. Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом. Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Не и НИ в загадках. Трудные случаи написания. Дидактические игры и упражнения. | Комплексная работа с текстом, беседа, дидактические игры, грамматический турнир, выполнение тестов. |
Тема 8. Творческая мастерская (1 час.). Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи. | Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил. Анализ текста. Составление своего текста. Работа в команде. |
Тема 9. В мире словарей (1 час.). Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион лучшую лингвистическую сказку на основе орфографических правил. | Комплексная работа с текстом, беседа, работа со словарем. |
9 класс |
Тема 1. Ориентирование в потоке информации - сжатое изложение (6 час.) Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании. Сжатое изложение как средство переработки информации Приемы сжатия текста.. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия. | Работа с текстом, создание текста. Корректирование изложения. Оценивание работы. Аукцион знаний. |
Тема 2. Знакомый незнакомец - сочинение – рассуждение (9 час.). Сочинение как жанр различных стилей речи. Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность, логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Фактические, речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов. | Комментарий тезиса, подбор аргументов. Постановка и решение проблемных вопросов. Корректирование сочинения. Оценивание работы. |
Тема 3. Копилка знаний (13 час.). Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании. Правила согласования, образования и употребления форм рода. Морфологический минимум. Нарушения норм согласования и управления. Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи. Обособленные члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении. Игра «Ты эксперт». | Решение тестовых заданий. |
Тема 4. Проверь себя! (6 час.) Орфографическая и пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания. Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации». Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку. | Работа с контрольно-измерительными материалами. Аукцион знаний. |
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Название темы | Авторская программа | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
-
| Тема 1. Что мы знаем о правилах русского языка. | 2 | 2 | 1 | | Выполнение упражнений, составление схемы правила, тестирование. Составление собственного текста. |
-
| Тема 2. От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении | 5 | 5 | 4 | 1 | Составление словосочетаний по схемам. Синонимичная замена словосочетаний. Нахождение грамматических основ в предложениях. Конструирование предложений по схемам, объяснение знаков препинания. |
-
| Тема 3. Интересный мир звуков и букв | 3 | 3 | 3 | | Анализ и характеристика отдельных звуков речи. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Формирование умения соотносить конкретные правописные затруднения с принципами орфографии. |
-
| Тема 4. Лексическое богатство русского языка | 5 | 5 | 4 | 1 | Работа со словарями, изучение языковых средств выразительности, исследование художественных произведений, работа над тестовыми заданиями. |
-
| Тема 5. Загадки русского словообразования | 5 | 5 | 4 | 1 | Нахождение словообразовательных морфем, объяснение образования новых слов, работа с текстами и написание по ним сочинений-рассуждений. |
-
| Тема 6. Секреты морфологии | 5 | 5 | 4 | 1 | Работа со справочниками по орфографии. Работа с таблицами и схемами. Правописание морфем, слитных, дефисных, раздельных написаний слов, трудно усваиваемых. |
-
| Тема 7. Орфографические особенности текста | 7 | 7 | 6 | 1 | Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения |
-
| Тема 8.Творческая мастерская | 1 | 1 | | | Нахождение лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических изобразительно-выразительных средств в тексте. Сочинение сказки |
-
| Тема 9. В мире словарей | 1 | 1 | | | Работа со словарями. Использование этимологического анализа для объяснения написания трудных слов |
Итого: | 34 | 34 | 29 | 5 | |
9 класс
№ п/п | Название темы | Авторская программа | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
-
| Тема 1. Ориентирование в потоке информации - сжатое изложение | 6 | 6 | 5 | 1 | Отработка приема “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста. Отработка приема “обобщение”. Овладение приемом обобщения. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам. |
-
| Тема 2. Знакомый незнакомец – сочинение-рассуждение | 9 | 9 | 6 | 3 | Ознакомление с различными видами сочинений в формате ОГЭ - Заданиями 15.1,15.2,15.3. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему. Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы. Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению. |
-
| Тема 3. Копилка знаний | 13 | 13 | 13 | | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). |
-
| Тема 4. «Проверь себя!» | 6 | 6 | 5 | 1 | Тестирование в формате ОГЭ (тест, изложение, сочинение). Отрабатывают навыки работы с бланками |
Итого: | 34 | 34 | 29 | 5 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса внеурочной деятельности
Библиотечный фонд
Баранов М.Т., Костяева Т.А..Русский язык. Справочные материалы. –М.:2006
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для учащихся. –М.: просвещение, 2012
Голуб И.Б. Основы культуры речи. 8—9 классы: учебное пособие
Горшков А. И. Русская словесность. 10- 11классы. –М.: Просвещение, 2005
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8 -9 классы. – СПб, 1997
Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5 – 9 классы. –М.:Экзамен, 2015
Наумович А.Н. Современная русская пунктуация: пособие для учителей.
Сайтанова Н.И.Тестовые упражнения. Русский язык 8-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений . М.:Просвещение, 2010
Ресурсы сети Интернет
http://lingvisticheskiy-slovar.ru — онлайн-версия лингвистического энциклопедического словаря.
http://www.gramota.ru — справочно-информационный портал по русскому языку.
http://videotutor-rusyaz.ru — видеотьютор по русскому языку.
http://www.russkoe-slovo.ru — сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://window.edu.ru — единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://eor.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
http://ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.
http://www.fipi.ru — Федеральный институт педагогических измерений.
Материально-техническое обеспечение
Компьютерная техника с доступом к сети Интернет.
Мультимедийные средства обучения.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 от «_____»__________________2017г. №1 ________________________/Н.Г.Кандаурова/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ___________________/Е.В.Стороженко/ «_____»______________________2017г. |
11