«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №4
__________Н.Л.Попова
______________2021г
Программа летнего лагеря для детей
с дневным пребыванием
«Ласточка»
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Организация, заявитель | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №4» города Михайловска |
2 | Адрес | г.Михайловск. ул.Шпака,26, Тел/факс(8-6553)6-61-52;6-45-54 |
3 | Руководитель программы | Зам. директора по ВР Богданова Олеся Ивановна |
4 | Кадры программы | Педагогический коллектив МБОУ СОШ №4 ,работники школы |
5 | Автор программы | Романенко Ольга Семеновна, учитель математики высшей категории |
6 | Количество участников | 200 учащихся; 28 человек |
7 | Место проведения | МБОУ СОШ №4 |
8 | Цель программы | Организация летнего отдыха |
9 | Задачи программы | 1.Пропогандировать здоровый образ жизни. Укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому развитию. 2.Формировать интерес к различным видам деятельности, в том числе в области основы исследовательской и экспериментальной деятельности. Развивать познавательную активность, творческий потенциал каждого ребенка. 3.Формировать отношения сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми. 4.Воспитывать гражданское и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире. |
10 | Содержание деятельности | Каждый день смены будет посвящен открытию одной из планет под названием: Планета Встреч, Планета Открытий, Планета Интеллектуалов, Планета Талантов, Планета Рекордов и т.д.Экипаж корабля Капитан – начальник лагерной смены,Бортпроводники – воспитатели, Диспетчеры – вожатые,Космонавты – дети. Задача капитана, бортпроводников и диспетчеров – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводники и диспетчеры. Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. |
11 | Результат | 1.Сформированность активности, коммуникативных умений, инициативности, культуры общения учащихся, основы правильного поведения. 2.Укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей. 3.Расширение познавательного потенциала учащихся и желания находить новые нестандартные способы решения задач, применяя полученные знания и навыки. |
12 | Источники финансирования | Министерство образования и науки, управление образования и органы местного самоуправления. |
II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето - время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.
Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (1-8 классы) в количестве 200 человек.
Данная программа создает на территории школы лагерь-объединение детей. За время пребывания в лагере дети имеют возможность реализовать свои творческие фантазии в различных направлениях, посетив занимательные профильные мастер-классы. Кроме того, программа насыщена различными творческими, спортивными, интеллектуальными мероприятиями, экскурсиями. Все, что происходит в течении каждого дня смены, (отрядные дела, работа кружков и спецкурсов, экскурсии и т.д.) направлено на реализацию творческих способностей детей.
Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены. В форме конкретной помощи проводится социальная работа. Формируется совет лагеря, в который входят вожатые и детский актив.
В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, акции.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений и по закаливанию организма.
Программа включает в себя обязательный организационный (вводный) период 1 —2 дня, основной тематический период — 17 дней и 2-х дневный итоговый период. Смена включает одно главное итоговое мероприятие, в котором задействован весь педагогический и детский коллектив лагеря.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
• Формирование интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности.
• Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.
• Воспитание активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Создать условия для организованного отдыха детей. Пропагандировать здоровый образ жизни. Укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому развитию.
2. Формировать интерес к различным видам деятельности, в том числе в области основы исследовательской и экспериментальной деятельности. Развивать познавательную активность, творческий потенциал каждого ребенка.
3. Формировать отношения сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.
4. Воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
IV. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На территории МБОУ СОШ № 4 организует свою работу лагерь «Ласточка». Все отряды становятся творческими экипажами с собственным названием, концепцией и символикой.
Каждый творческий экипаж объединяет детей одного возраста, педагоги, работающие с группой детей по определенному направлению, подбирают творческие задания, связанные с тематикой летнего пришкольного лагеря.
Каждый день смены будет посвящен открытию одной из планет под названием:
1. Планета Встреч
2.Планета Открытий
3.Планета Подвижных игр
4.Планета Интеллектуалов
5.Планета Романтиков
6. Планета Спорта
7. Планета Юмора
8. Планета Сказок
9. Планета Танца
10.Планета Неболейка
11. Планета «Очумелые ручки»
12. Планета Этикета
13. Планета Юный эколог
14. Планета Рекордов
15. Планета Неожиданностей
16. Планета Дружбы
17. Планета Взаимопонимания
18. Планета Здоровья
19.Планета Талантов
20.Планета Мастеров
21. Планета Гордости
Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип расширения индивидуального экологического пространства. В соответствии с этим принципом основные экологические понятия, экологические проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на города, округа, страны и всей планеты.
Методы реализации программы.
Методы оздоровления:
- витаминизация;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
Методами образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
- экскурсий.
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
Проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
Практическая работа (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов).
Наблюдения (запись наблюдений).
Формы организации деятельности |
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
Праздники Конкурсы Экскурсии, походы Спортивные соревнования Мастерская будущего КТД | Отрядные огоньки Беседы, КТД Спортивно-оздоровительные мероприятия Создание и реализация проектов Работа кружков и секций | Индивидуальные беседы Выполнение учебно-исследовательских работ Создание и реализация проектов |
Возможные риски:
Плохие природные условия;
Высокая активность клещей;
Поломка оргтехники.
Структура управления.
Экипаж корабля:
Капитан – начальник лагерной смены.
Бортпроводники – воспитатели.
Диспетчеры – вожатые.
Космонавты – дети.
Задача капитана, бортпроводников и диспетчеров – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводники и диспетчеры.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде звездного неба (вселенной), где центром является космический корабль «Ласточка». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов первым открывший планету (победивший в обще лагерном деле), устанавливает на планете свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Конечно, создатели программы не отрицают, что-либо может и не сработать. За 21 день наш космический корабль «Ласточка» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди, и солнечные затмения, и неожиданный водопад звёзд.
Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Сроки реализации программы
Программа краткосрочная, предполагает реализацию в течение одного месяца, 2 поток: 05.07-02.08.2021 года
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
Начальник лагеря
педагог-организатор;
воспитатели;
вожатые (обучающиеся 6-7 классов);
руководитель кружка;
медицинский работник;
учитель физической культуры;
учитель музыки;
учитель ИЗО;
работники столовой
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один воспитатель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных (экипажных) и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе экипажа-космонавтов, а также занимаются организацией отрядной (экипажной) жизни.
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в деятельность лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
постановка реальных целей и планирование результатов программы;
заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованном режиме дня предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своему городу.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Наличие опыта реализации.
Учитывая опыт 2019 года, можно с уверенностью сказать, что программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в позапрошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что программа «Космическое путешествие» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум города:
Примечание: В ходе работы летнего лагеря в планировании возможны изменения.
Режим дня.
8.30 Приход детей в лагерь.
9.00 - 9.15 Утренняя зарядка.
9.30. -10.00 Завтрак.
10.10. -13.00. Культурно-массовые мероприятия. Отрядное время.
13.00-13.45 Обед.
13.45-14.30 Кружки, занятия по интересам.
Культурно-массовые мероприятия.
14.30 Уход детей домой.
План мероприятий
Дата/Тема дня | Название мероприятия | Ответственный |
5.07.2021г. Планета Встреч | Приём детей, оформление документов. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря. | Начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, педагог– организатор. |
Игры на выявление лидера. Игры на знакомство, сплочения. | Воспитатели |
Игровая программа «Красный. Желтый. Зеленый». | Педагог- организатор |
Введение детей в сюжет смены | Педагог-организатор |
Медтест « Мой рост и вес» | Медработник |
6.07.21г Планета Открытий | Открытие смены «Большое космическое путешествие» Представление команд | Воспитатели |
Игровая программа «Рекорды вселенной» | Педагог- организатор |
Противопожарная безопасность /Тренировочная эвакуация/ | Начальник лагеря, Воспитатели |
Конкурс на лучшее отрядное место Конкурс на лучший летательный аппарат | Воспитатели ,вожатые |
7.07.21г Планета Подвижных игр | Отрядные спортивные игры | Вожатые |
Веселые старты | Физрук |
Первая медицинская помощь | медработник |
Разноцветная дискотека | Вожатые |
8.07.21г Планета Интеллектуалов | Операция «Уют» | Воспитатели |
Космическая викторина | Педагог - организатор |
«Солнечный круг» – игровая программа | Педагог - организатор |
Просмотр плакатов по ПДД Выставка необычных знаков ПДД | Воспитатель |
Конкурсная программа «Летающая звезда» | Педагог – организатор |
9.07.21г Планета Романтиков | Операция «Уют» | Воспитатели |
Лидер-шоу. Конкурс экипажей | Педагог - организатор |
Музыкально-спортивная программа «Вместе с Емелей» | Учитель физкультуры, учитель музыки |
Конкурсная программа мелом на асфальте « Волшебная страна» | Педагог – организатор воспитатели |
Психологический тренинг | Педагог психолог |
12.07.21г Планета Спорта | Викторина о спорте | Вожатые |
Фотоконкурс : « Мама, папа, я – спортивная семья! | Педагог – организатор |
Спартанский Космо-турнир | Учитель физкультуры |
Антитеррористическая безопасность | Начальник лагеря |
13.07.21г Планета Юмора | Поход в кинотеатр «Космический джем» | Воспитатели Педагог – организатор |
Антивирусная ТБ | Медработник |
Конкурс Актерского мастерства: Иноплпанетянка-2021 | Педагог – организатор, воспитатели |
14.07.21г Планета Сказок | Путешествие на остров Буян Научное шоу Галилео. «Школа волшебства» | Педагог-организатор, учитель физкультуры |
Занятие 1. по толерантности «Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства» | Психолог |
| Вожатые |
Викторина «Правильное питание» | Педагог – организатор |
15.07.21г Планета Танца Планета Неболейка | Подвижные игры на воздухе | Учитель физкультуры Воспитатели |
Конкурсная программа «Звездные танцы» | Педагог – организатор |
Занятие 2. по толерантности | |
ПДД для группы пешеходов | Воспитатели |
Программа «Друзья Природы» | Педагог-организатор |
Конкурс кулинарного мастерства « Фруктовая симфония» | вожатые |
Фитотерапия | Медработник |
19.07.21г Планета Очумелые ручки | Спортивный турнир на стадионе | Учитель физкультуры |
Выставка Лего - Созвездий | Воспитатели |
Шоу «Наоборот» | Педагог-организатор |
ТБ при работе с инструментами | Воспитатели |
20.07.21г Планета Этикета | Викторина «В мире этикета» | Педагог – организатор |
Реклама и этикет. Театральная картина | Вожатые |
Шоколадное Шоу | Педагог – организатор |
Правила поведения за столом | Воспитатели |
21.07.21г Планета Гринпис | Праздник «Лесная сказка» | Педагог – организатор |
Конкурс коллажей экологическую тематику «Защитим планету!» | Учитель ИЗО |
Зоологические забеги | Учитель физкультуры |
ТБ на природе Поход в кино 11.00 Космический джем | Воспитатели |
22.07.21г Планета Рекордов | Создание образа и модели нового вида спорта | Вожатые и воспитатели |
Спортивные рекорды | Учитель физкультуры |
Игровая программа «Своя игра» | Педагог-организатор |
ТБ при проведении спортивных мероприятий | Воспитатели |
Творческая мастерская. Обмен опытом «Сам умею - тебя научу». | Педагог-организатор |
23.07.21г Планета Неожиданностей | Игра «Счастливый случай» | Педагог-организатор |
Встреча с роботами. /Шоу группы Кроссворд/ | Педагог-организатор |
Квест-игра «Встреча с НЛО» | Вожатые |
Конкурс композиций из пластилина «Путешествие на Марс» | Воспитатели |
ПДД на загородней дороге | Воспитатели |
26.07.21г Планета Дружбы | Конкурсная игра: «Дружба- это я и ты..» | Педагог-организатор |
Игра « Буриме» | Вожатые и воспитатели |
Проект «Космическая фантазия» | Вожатые и Воспитатели |
ТБ в походе и на экскурсии | Воспитатели |
27.07.21г Планета Взаимопонимания | Конкурс-соревнование «Собери пазл» | Педагог-организатор |
«Кудесница» инд. проект | Вожатые |
Викторина « PRO- героев» | Педагог-организатор |
ТБ по предупреждению травматизма | Воспитатели |
28.07.21г Планета Здоровья | Праздник Нептуна | Педагог-организатор |
Соревнование по ГТО Конкурс видеоролика в различных жанрах «Я еду к морю..» | Учитель физкультуры вожатые |
Медтест: «Мой рост и вес» | Медработник |
ТБ в экстримальных ситуациях | Воспитатели |
29.07.21г Планета Талантов | Мисс и Мистер Лето-21 | Педагог-организатор |
Конкурс аппликаций «Мы дарим Лету цветы» | Учитель ИЗО, педагог – организатор |
Профилактика пищевых отравлений | Медработник |
Занятие 2. по толерантности «Я и группа: толерантность к себе и другим.» | Психолог |
30.07.21г Планета Мастеров | Торжественное закрытие смены «Большое космическое путешествие» | Педагог-организатор |
Соревнования велосипедистов | Учитель физкультуры |
Мастер брейк-данса | Педагог-организатор |
ТБ по предупреждению травматизма | Воспитатели |
2.08 Планета гордости | Подведение итогов. Награждение и поздравления. | Педагог-организатор |
Операция : «Чистота-залог здоровья» | Воспитатели |
Занятие по толерантности «Скамейка примирения» | Психолог |
Тест : «Мое мнение» | Воспитатели |
ТБ на каникулах дома | Воспитатели |
Ожидаемые результаты и их оценка
Длительное пребывание детей на воздухе, вовлечение их в активную спортивно-оздоровительную деятельность, проведение минуток здоровья будут способствовать укреплению здоровья и физической выносливости детей, а также формированию навыков здорового образа жизни;
формы организации деятельности детей в лагере и методы воспитания создадут условия для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции детей, воспитания культуры общения;
повысится уровень теоретической подготовки ребят в области экологии, биологии, права, толерантности;
усовершенствуются умения и навыки детей в исследовательской и проектной деятельности;
творческая, самостоятельная, объединяющая деятельность детей в смешанных группах и самоуправление создадут условия для развития коммуникативности детского коллектива.
Внутренняя оценка | Внешняя оценка |
проводится «Советом дела» по итогам проведения каждого вида деятельности | отзывы, итоги опроса, анкетирование целевой группы. Привлечение независимых экспертов |
Приложение № 1
Дидактический материал по теме «Пожарная безопасность»
Тесты.
Выберете правильные ответы:
Какой материал являются легковоспламеняемым?
А) металл
Б) бензин
В) бетон
Что может явиться причиной пожара?
А) вода, выливающаяся из шланга
Б) включенный в розетку утюг
В) попугай, сидящий на люстре
Что можно отнести к средствам пожаротушения?
А) газовый баллончик
Б) вода
В) песок
Что нельзя использовать в качестве игрушки:
А) куклу
Б) конструктор «Лего»
В) спички
Чем можно защититься от дыма во время пожара?
А) мокрой тряпкой, закрыв лицо
Б) противогазом
В) прозрачным полиэтиленовым пакетом
6. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
А) мокрые
Б) сухие
В) никакие
Занятие 1. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ. ЧУВСТВО СОБСТВЕНООГО ДОСТОИНСТВА
Цели:
показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;
показать к функцию роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности;
поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценке;
дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;
показать, какими способами можно сделать общение толерантным.
Разминка.
Упражнение «Построиться по росту»
Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.
Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день»
Цели:
развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
развитие способности к самоанализу.
Упражнение «Неуверенный – уверенный - самоуверенный»
Цель: дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие эти состояниям [3].
Процедура проведения. Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой – неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет.
Затем участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь.
После этого ведущий предлагает обоим партнерам по пробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся. Далее идет обсуждение и анализ упражнения.
Упражнение «Нобелевская премия»
Цель: повышение социальной компетентности подростков, переживание ситуации «ответственности перед человечеством», работа с мечтами и фантазиями о будущем [3].
Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам о Нобелевской премии, а затем записывает на доске вопросы, на основе которых участники группы могут построить свое выступление. Речь каждого «лауреата» вознаграждается аплодисментами. После выступления участники группы задают свои вопросы «лауреату». Члены группы, которые не успели представить свои достижения, могут кратко назвать свою номинацию и объяснить, за что они получают премию.
Рефлексия занятия.
Занятие 2. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И ДРУГИМ. САМОПОЗНАНИЕ
Разминка.
Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»
Цель: возможность самовыражения и самораскрытия в метафорической форме, получение обратной связи от участников группы, формирование навыков точного межличностного восприятия.
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.
Процедура проведения. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Работа заканчивается обсуждением результатов.
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»
Цели:
самораскрытие, самопознание;
повышение внутригруппового доверия.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например: «Я — Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней...». Таким же образом рассказывают о себе все участники группы.
Упражнение «Какой Я?»
Цель: дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие [3].
Рефлексия занятия.
Занятие 6. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И К ДРУГИМ. ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ
Разминка.
Упражнение «Это здорово!»
Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения. Кто-нибудь выходит в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.
Упражнение «Порадуй меня»
Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека.
Процедура проведения. В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных — доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить: вещь, или событие, или что-то еще (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой участник [3].
Упражнение «Замороженный»
Цель: совершенствование навыков эмоционального контакта.
Упражнение «Как быть толерантным в общении»
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Процедура проведения. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций — кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой — в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду [3].
Схема достойного выхода из ситуации:
Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах ...»
Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «...я почувствовал себя неудобно...»
Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей....»
Это объяснение является продолжением и закреплением предыдущего.
Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «... тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
Предложите выполнить это задание нескольким парам участников.
Упражнение «Я-высказывание — Ты-высказывание»
Цели:
научиться толерантно выражать свои негативные чувства, такие, как недовольство, обида, огорчение и т. п.;
сделать общение более непосредственным и свободным.
Рефлексия занятия.
Викторина «Шаги в космос»
Вступительная беседа.
Ведущий 1. Здравствуйте дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на викторине «Шаги в космос». Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
Ведущий: 12 апреля наша страна отмечала День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: "Что тут особенного"? Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса.
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.
Вашему вниманию мы предлагаем посмотреть видеоролик «Космический эфир» подготовленный творческой группой министерства печати нашей школы.
Позвольте представить участников викторины
Правила викторины.
В викторине одновременно принимают участие 4 команды. Викторина проходит в 3 тура.
1 тур каждой команде предстоит ответить на 3 вопроса. Время на обдумывание каждого вопроса — 1 минута. Если команда неправильно (или неточно) отвечает на свой вопрос, право ответа переходит сопернику.
2 тур – прозвучат 15 вопросов. Команда, знающая ответ поднимает сигнальную карточку. Если ответ не верный, дается время другим командам на обсуждение.
3 тур – космический кроссворд - время на заполнение 3 минуты.
Максимальное количество баллов — 2.
Неправильный ответ или отсутствие ответа — 0 баллов.
Неточный ответ — 1 балл.
Правильный ответ — 2 балла.
Викторина
1 этап
Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур).
Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело? Например: газовая оболочка Земли, смесь в основном кислорода и азота (атмосфера).
Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней мифологии мать Амура, богиня любовной страсти (Венера).
Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
Ф.И.О. главного конструктора первых советских космических ракет (Сергей Павлович Королев).
Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина).
Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром).
Единственная планета с сильным собственным радиоизлучением, в мифологии – бог дневного света, грозы (Юпитер).
Позывной Ю.А. Гагарина (
Место рождения Ю.А. Гагарина.(
Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов).
Потеря веса телами во время космического полета называется...
(невесомость)
Какой день российские космонавты, по одним только им известным суевериям, не советуют делать стартовым?
Понедельник
Среда
Воскресенье
У космонавтов есть свои обычаи. Так, перед вылетом в космос российские космонавты всегда смотрят фильм
«Операция «Ы», или «Приключения Шурика»
«Тени исчезают в полдень»
«Белое солнце пустыни»
Обязательным требованием для претенденток на полет в космос было
религиозные убеждения
навыки парашютного спорта
отсутствие вредных привычек
Первую женщину, покорившую космос, Валентину Терешкову, наградили титулом
Космонавт века
Героиня ХХ столетия
Величайшая женщина ХХ столетия
Плановый полет первого человека в космосе Юрия Гагарина продолжался
ровно 1 час
1 час и 10 минут
108 минут
Что означает «космос» по-гречески?
Необозримая даль
Вселенная, порядок
Пространство
2 этап
Как называется изображенная на снимке космическая станция? (МИР)
Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года)
Наш соотечественник, основоположник теоретической космонавтики. (Циолковский).
Кто изображен на снимке? (Терешкова Валентина Владимировна)
Как называется космический аппарат, изображенный на фотографии? СА "Марс"
Как назывался космический корабль, на борту которого первый космонавт планеты совершил полет? (восток).
К какому классу небесных тел относится Солнце?( Звезда)
Как называется индивидуальное герметичное снаряжение космонавта? (Скафандр.)
Как звали дочерей Ю. Гагарина? (Елена и Галина.)
Как звали собаку, которая первой полетела в космос вместе с искусственным спутником Земли? (Лайка.)
Кто был дублёром первого космонавта Земли Ю. Гагарина? (Герман Титов.)
Кто из женщин-космонавтов впервые вышел в открытый космос? (Светлана Савицкая.)
Какую планету называют Утренней звездой? (венера)
Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полётов? (звездный)
3 тур космический кроссворд – 3 мин. на отгадывание
(музыка «Нежность»)
Космический кроссворд
.
По горизонтали: 2. Мир, вселенная. 5. Небесное тело, вращающееся вокруг солнца и получающее от него свет и тепло. 7. Жители планеты Земля. 8. Одежда космонавта.
По вертикали: 1. Самая яркая звезда, вокруг которой вращаются планета Земля и еще 7 планет. 3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. 4. Космический корабль. 6. Часть пространства, ограниченная со всех сторон замкнутой поверхностью.
(ответ.
солнце
космос
спутник
ракета
планета
тело
земляне
скафандр)
На этом наше испытание окончено. Пока жюри подводит итоги викторины вашему вниманию предлагается фильм «Знаете, каким он парнем был».
Выступление гостей
Слово жюри.
Награждение.
29