ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
«ШИК» (Школа Интересных Каникул)
Возраст:7 – 14 лет
Срок реализации: 63 дня
Составитель:
Ткаченко Ольга Ивановна,
учитель географии
2020 г
Содержание
1. Введение.
2. Целевой блок.
3. Содержание.
4. Механизмы реализации программы.
5. Ожидаемые результаты.
6. Учебно-методическое оснащение программой.
7. Приложение.
1. Введение
Каникулярное время - это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово - оздоровительных форм работы. Во время каникул происходит разрядка накопившейся напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Лето – это постоянная смена впечатлений, время, когда дети имеют возможность внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Эти функции выполняет школьный лагерь с дневным пребыванием детей.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Следовательно, в каникулярный период перед педагогическим коллективом стоит проблема наиболее рациональной и эффективной жизнедеятельности пришкольного лагеря, а также организации здорового питания, пропаганда здорового образа жизни.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в пришкольных лагерях. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, а коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, оздоровления. Лагерь - это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето - это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям, и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения. Это период свободного общения детей.
Одной из основных предпосылок создания программы является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей детей и реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности отряда, лагеря. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне отряда и лагеря - формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства.
Самоуправление - это способ жизнедеятельности коллектива, обеспечивающий активное участие в решении важных вопросов жизнедеятельности каждого члена коллектива. Это означает раскрытие перед ребенком мира человеческих взаимоотношений во всей его сложности и противоречивости, выделение тех видов взаимодействия, которые ведут к успеху, к самоутверждению.
Программа «Школа Интересных Каникул» отличается разнообразием видов деятельности, тем самым учитываются возрастные особенности и потребности детей в самореализации, которые способствуют развитию личностного, лидерского, творческого, интеллектуального потенциала, а также помогают проявить свои скрытые таланты.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.
Почему именно «Школа»? Летние каникулы - это возможность отдохнуть, развлечься, заняться любимым делом, интересно и с пользой проводить свой досуг. Но далеко не все знают и умеют делать своё свободное времяпрепровождение увлекательным и полезным. К сожалению, у современных детей самыми популярными занятиями в часы досуга являются: просмотр телевизора, телефонные и компьютерные игры или просто «ничегонеделанье».
Именно поэтому, разрабатывая программу, важно исходить из необходимости показать детям формы и способы организации собственного досуга, научить ребят организовывать свой досуг и досуг окружающих. В переводе с русского языка на древнегреческий досуг – «схан, схола, или школа ». Действительно, раньше школой считалось не учебное заведение, а свободные от обязанностей занятия. Эти занятия помогали человеку познать себя, найти своё «Я», обрести опыт.
«Школа Интересных Каникул» позволяет детям получить опыт организации культурно - досуговой деятельности и определить перспективу развития полученного опыта у себя дома. Этот результат достигается с разными категориями детей.
Лагерь размещается на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Северо-Курильска Сахалинской области»
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 14 лет различных социальных групп. Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития. Вместе с тем «установка на постоянное добротворчество, привычку заботиться о близких и далеких людях и быть удовлетворенным этой заботой» обеспечивает социальную направленность деятельности, учит ребят сочетать интересы своего развития с общими интересами, способствует развитию у воспитанников социального самоопределения, социальной активности, формированию ценностно-смысловой позиции.
Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Самоанализ деятельности своей и своих друзей; качеств, проявившихся в этой деятельности; изменений, произошедших в себе и окружающих; изменения своего места в коллективе развивает самосознание и расширяет горизонты самопознания обучающихся. Целенаправленное сознательное самовоспитание приводит к самосовершенствованию личности, а совершенствование навыков самоорганизации, проявление самостоятельности способствует самореализации.
Принцип «Каждое дело - творчески, а иначе - зачем?» Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности воспитанников.
Отношения со взрослыми на основе сотрудничества. Отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества. Объединение взрослых и детей в социальной деятельности дает возможность первым организовать со своими воспитанниками эффективное сотрудничество, являющееся непременным условием воздействия на самоопределение воспитанников, а вторым - самоутвердиться в деятельности наравне со взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.
Самоуправление с дальнейшим расширением его прав и полномочий побуждает ребенка ответственно подходить к выбору своей позиции, ощутить всю меру ответственности за принятое решение, сделанный выбор, самоутвердиться в личностно значимой среде.
Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самореализации личности, для осуществления самостоятельного нравственного выбора. Кроме того, она является средством:
- осознания детьми своего «Я»;
- осознание своего «Я» как отличного от других «Я»;
- осознание того, как их «Я» воспринимается другим;
- осознание себя в коллективном деле;
- приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и
принимать чужую точку зрения и отстаивать свою.
Принцип педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой дети чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что воспитатели используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т.д.), верят в возможность роста личности ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия.
2. Целевой блок
Цель:
создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Пропаганда здорового образа жизни, создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей.
3. Формирование интереса к различным видам деятельности.
4. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
5. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
3. Содержание
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Эффективное управление в современном лагере - это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов: беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии, кружковая работа. Кроме того, используются методы интерактивного обучения: социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии, в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления - самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации. Используются следующие приемы организации деятельности: театрализация; соревнования; коллективная творческая деятельность (КТД).
Проводится воспитательно-профилактическая работа с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье; беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Итак, нами выделяются основные направления программы:
1. психолого-педагогическое;
2. физкультурно-оздоровительное;
3. духовно-нравственное;
4. эстетическое;
5. экологическое;
6. патриотическое;
7. досуговое.
Психолого-педагогическое направление ориентировано на создание комфортных условий в период пребывания детей в детском оздоровительном лагере; формирование психологической культуры участников процесса оздоровления.
Формы работы: адаптивные игры; развивающие игры; тренинги; беседы; релаксационные упражнения.
Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на повышение оценки значимости собственного здоровья для успешности в жизни, формирование твердых убеждений в необходимости ЗОЖ, вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы, выработка и укрепление гигиенических навыков, расширение знаний об охране здоровья.
Формы работы: утренняя зарядка, физкультминутки, спортивные игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, посещение бассейна.
Духовно-нравственное направление ориентировано на раскрытие творческого потенциала и самореализацию, формирование у детей навыков работы в коллективе, умения брать ответственность на себя, уважительного отношения к мнению других, умения проявлять заботу об окружающей природе, развитие креативности.
Формы работы: организация работы творческих мастерских; конкурсы рисунков, газет, презентаций; выставки декоративно-прикладного творчества; фестивали; викторины; праздники, посещение театров, музеев, экскурсии.
Эстетическое направление ориентировано на развитие умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми; формирование навыков культурного поведения и общения, привитие детям эстетического вкуса.
Формы работы: посещение театров, кинотеатров, музеев; беседы; фестиваль талантов; творческие конкурсы; оформление отрядных уголков, конкурсы рисунков, презентаций.
Экологическое направление ориентировано на воспитание бережного отношения к окружающей среде; повышение уровня экологической культуры детей.
Формы работы: беседы; конкурсы плакатов; экологический десант; участие в экологических акциях.
Патриотическое направление ориентировано на воспитание в детях чувства любви и уважения к родине, семье; формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края; формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений; возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Формы работы: военно-патриотическая игра; беседы; викторины; конкурсы рисунков; экскурсии по памятным местам города.
Досуговое направление ориентировано на вовлечение детей в различные формы организации досуга; организацию деятельности творческих мастерских; создание условий для духовно-нравственного общения; закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Формы работы: посещение концертов, кинотеатров, участие в спортивных соревнований, представлениях; прогулки; конкурсные программы.
Профориентационное направление ориентировано на привлечение внимания к педагогической работе, вовлечение детей в процесс организации и проведения совместного досуга в роли организаторов и волонтеров.
4. Механизмы реализации программы.
Сроки реализации программы: лето 2020 года.
Этапы реализации программы:
1 .Подготовительный (май)
Одной из основных задач подготовительного периода, обеспечения деятельности программы, является профессиональная подготовка специалистов.
В мае для педагогов и вожатых проводится семинарское занятие «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания»:
· подбор кадров;
· проведение семинарского занятия для педагогов, вожатых, работников лагеря;
· подготовка методических материалов;
· подготовка материально-технической базы.
2. Организационный (2-3 дня)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основная цель этого периода – адаптация ребёнка к условиям и особенностям лагеря. Дети знакомятся друг с другом. Педагоги и воспитатели узнают об их интересах.
Основной деятельностью этого этапа является:
· формирование отрядов;
· знакомство с режимом работы лагеря и правилами поведения; знакомство с воспитателями, вожатыми, детьми на «Огоньках знакомств»;
· придумывание названия отряда, девиза, выбор отрядной песни;
· оформление отрядных уголков;
· открытие смены.
3. Основной ( 17-18 дней)
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение участников программы в различные виды коллективно- творческих дел;
корректировка межличностных и коллективных отношений;
работа творческих мастерских.
4. Заключительный (1 день)
· закрытие смены (последний день смены);
· сбор отчетного материала;
· анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
· образовательная деятельность;
· оздоровительная деятельность;
· культурно-досуговая деятельность;
· методическая работа с воспитателями, вожатыми.
Образовательная деятельность предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно-нравственных традиций и истории родного края. Кроме того, знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение театров и музеев.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Для организации работы по реализации программы смены:
· проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;
· составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
· проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
· оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
· сотрудники обеспечиваются методической литературой;
· инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
· проводятся инструктажи с педагогами и детьми по правилам дорожного движения, по охране жизни и здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы - активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров. Обязанности командира отряда:
посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
планировать совместно с вожатыми работу своего отряда;
следить за выполнением режимных моментов;
отвечать за одно из направлений работы.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12г.
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска Сахалинской области»
Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Указы отдела образования, социальной и молодежной политики, культуры и спорта
Администрации СКГО
Должностные инструкции работников.
Договор о сотрудничестве с родителями.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Материально-технические условия предусматривают:
| Применение | Источник финансирования и материальная база |
1 | 2 | 3 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровые комнаты. | Материальная база школы. |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Материальная база школы |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы |
Школьная столовая | Завтрак, обед. | Городской бюджет |
Методический кабинет | Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков | Материальная база школы |
Комнаты гигиены | Туалеты, места для мытья рук. | Материальная база школы |
Финансовое обеспечение программы.
Финансовое обеспечение деятельности лагеря осуществляется за счет бюджетных средств (питание) и родительских средств (оплата призов, питьевой воды, посещение бассейна, театров, кинотеатров)
Кадровые условия.
Педагогический коллектив представлен учителями МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска»- людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания, прошедшими инструктаж СанПина, медосмотр для доступа к работе в ЛОЛ.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры, для медицинского контроля - медицинская сестра, для обеспечения питания в школьной столовой – поварской состав, для соблюдения чистоты в помещениях – технический персонал.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские.
Согласно программе, плану работы, утвержденному директором ОУ.
Активно на протяжении нескольких лет к работе в ЛОЛ «Солнышко» привлекаются вожатые из числа старшеклассников школы.
Ожидаемые результаты работы лагеря
В ходе реализации данной программы ожидается:
· укрепление здоровья детей через соблюдение режима, режима питания; организацию игр и проведения мероприятий на свежем воздухе;
· развитие творческих способностей, инициативы, активности каждого ребенка;
· развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
· расширение социального опыта;
· формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
· вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
· формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;
· привитие навыков самообслуживания;
· воспитание чувства патриотизма; формирование национального самоопределения;
· воспитание бережного отношения к окружающему миру;
· профориентация
· Формирование привычки эффективного проведения досуга
· Использование социальных сетей для пропаганды здорового образа жизни детей, привлечение родителей к воспитанию детей.
Учебно-методическое оснащение программы
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.-М.:ВАКО,2008г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы - путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Приложение.
План работы отрядов:
№ дня | Мероприятия |
1 день «Мы такие разные, но мы вместе» | Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня. Оформление уголка лагеря. Деление на отряды. Отрядные огоньки «Давайте познакомимся». Вводный инструктаж. День защиты детей. |
2 день «Все мы родом из детства» | Диагностика здоровья. Спортивные состязания. Оформление уголка лагеря. Гиннес шоу «Кто во что горазд». |
3 день «День хороших манер» | Культура поведения в общественных местах. Беседа о правилах этикета. Подготовка к конкурсу презентаций «Паспорт отряда». |
4 день «Мы и дорога» | Беседа по ПДД «Школа безопасности». Конкурс рисунков «Безопасная дорога». Дорожная азбука в загадках. Игры на свежем воздухе. |
5 день «В кругу своих друзей» | Единый день экскурсий. Экскурсия в городской парк. Конкурс «Я рисую на асфальте». |
6 день «Пушкинский день» | Пушкинский день в России. Литературное кафе «Тебя же, как первую любовь, Россия сердце не забудет». Инструктаж о правилах поведения в театре, музее, кинотеатре. |
7 день «День героев ВОВ» | К 75 годовщине Великой Победы. Беседа «Никто не забыт - ничто не забыто». Экскурсия в музей. |
8 день «Страна Здоровячков» | Конкурс рисунков «Здоровое питание – здоровые дети». Игры на сплочение коллектива. Отрядные олимпийские игры «Быстрее, выше, сильнее» |
9 день «Ярмарка талантов» | Фестиваль «Зажги свою звезду». Игровая площадка «Кубок дружбы». |
10 день «День Патриота» | День России. Посещение краеведческого музея. Конкурс фантазийных рисунков «Моя страна» |
11 день «Удивительный мир» | Игра «Фестиваль приключений». Конкурс рисунков «Жители Земли». |
12 день «О, спорт, ты - жизнь!» | Шахматно-шашечный турнир, веселые старты. Подготовка презентации «Наши рекорды». |
13 день «Знаешь ли ты себя?» | Анкета «Я и мы». Отрядные спевки «Солнечные песни». Командная игра «Вот тебе моя рука». |
14 день «Листая прошлого страницы» | Национальные и народные игры. В мире танцев и песен. История моего города. Игра-соревнование «Морской бой». |
15 день «День пожарной безопасности» | Беседа о правилах пожарной безопасности. Экскурсия в пожарную часть. |
16 день «В гостях у сказки» | «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Инсценирование отрывков из народных сказок. Викторина «Любимые сказочные герои» |
17 день «День именинника» | Праздничная программа «День именинника». Коллективная творческая работа. |
18 день «В объективе - МЫ!» | Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Подготовка к конкурсу презентаций, видеороликов «Из жизни моего отряда». |
19 день «Зеленая аптека» | День памяти и скорби. Зажжение памятной свечи. Конкурс плакатов «Мы за мир!». (1 смена) |
Знакомство с лекарственными травами. Конкурс-выставка «Дары лета». Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада». (2-3 смены) |
20 день «Исполнение желаний» | Игра-путешествие «Все нам лето подарило!» Конкурс «Слабо». Флэшмоб «Танец Дружбы». Подготовка к закрытию смены. |
21 день «День Солнца» | Отрядный огонёк «Солнечные лучики». Закрытие лагерной смены. |