СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего лагеря "Зеленая планета"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего лагеря "Зеленая планета"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 13»


ПРОГРАММА

лагеря дневного пребывания



"Зелёная планета"



















2018 год

Пояснительная записка

«Мы – хозяева нашей Родины

и она для нас кладовая солнца

с великими сокровищами жизни».

М. Пришвин.


В 2017-2018 учебном году в ОУ разработана комплексная программа организации летнего отдыха детей и подростков «Зелёная планета».

Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие.

Лето – самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.
Лето, в своём роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, лето – всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым. В воспитании каникул не бывает. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности.

Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по окружающему миру, биологии, экологии, ознакомление с природой родного края и проведение элементарных экологических полевых исследований, конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности.





Цель и задачи программы

Цель:

расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.



Задачи:

  • воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;

  • приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;

  • обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;

  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

  • организация активного отдыха и оздоровления детей;

  • формирование лидерских качеств;

  • развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.



Принципы деятельности лагеря

  1. Принципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

  2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.

  3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

  4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

  5. Принцип расширения индивидуального исторического пространства. В соответствии с этим принципом основные исторические понятия, проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района, страны и всей планеты.

  • Педагогические кадры:

Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.

Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.



Этапы реализации программы


Данная программа реализуется поэтапно.

Подготовительный этап (февраль - май):

На данном этапе происходят подготовительные мероприятия, связанные с организацией будущей деятельности:

  • Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации программы;

  • Проведение совещаний при директоре и педагоге-организаторе по подготовке школы к летнему сезону;

  • Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;

  • Подготовка методического материала для работников лагеря;

  • Отбор и подготовка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков;

  • Обучение и аттестация помощников воспитателей (вожатых);

  • Составление необходимой документации для деятельности лагеря (смета, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);

  • Подготовка помещений и территории лагеря.


Организационный этап.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

  • Встреча детей, формирование детских коллективов, знакомство ребят друг с другом, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • Запуск программы «Зелёная планета»;

  • Формирование органов самоуправления;

  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап:

  • Реализация основной идеи смены.

  • Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД.

Данный этап предполагает работу педагогического коллектива по следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое.

- нравственно-эстетическое;

- здоровьесберегающее;

- экологическое;


Заключительный этап:

Основной идеей этого этапа является:

  •  подведение итогов работы лагеря;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Каждый из этапов включает в себя деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.



Сроки действия программы


Время проведения: июнь-июль 2018 года.

Место проведения: МОУ ООШ № 13

Продолжительность смены: 18 дней






Содержание деятельности


Лагерная смена проводится в рамках игры.

В сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ дня лагеря: день дизайнера, день здоровья, день Независимости «Зелёной планеты», день экологии, день зеленого огонька, день музея и т.д.

Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Когда отмечаются достижения детей, они получают капитошки – маленькие весёлые капли дождя разного цвета.

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на лучике солнца. Красный цвет – классный день!

Оранжевый – очень хороший день! Зеленый – день как день. Синий – скучный день. А наиболее отличившиеся – получают лагерную валюту- «рады». Задача смены: накопить как можно больше капитошек красного и оранжевого цвета и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки, собранные детьми, в его лучах образуют радугу. А на заработанные «рады» для детей проводится аукцион подарков.


Список работ и стоимость в радах.

Виды работ

Количество заработанных денег

Дежурство по лагерю

10 рад

Победа в фестивале

10 рад

Уборка комнат на «отлично»

5 рад

на «хорошо»

3 рада

на «удовлетворительно»

1 рад

Уборка территории

5 рад

Уход за клумбами

10 рад



Список штрафов и стоимость в грошах.

Виды работ

Штраф

Опоздание на зарядку, мероприятие

5 рад

За дежурство в комнате на «два»

5 рад

Выход за пределы лагеря без разрешения

30 рад

За безработицу

15 рад

Нарушение дисциплины

10 рад

За грубость, оскорбление

30 рад


Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:


Нравственно-эстетическое:


- проведение творческих конкурсов, праздников, концертов, способствующих общему развитию детей:

- проведение развивающих интеллектуально-познавательных деловых игр и конкурсов;

- овладение техниками «квиллинга», «торцевания», работа с соленым тестом, «оригами» (из треугольного модуля), техникой работы с гофрированной бумагой на кружках художественно-эстетической направленности: «Бумажный фейерверк», «Очумелые-умелые ручки, «Изостудия».



Здоровьесберегающее:


Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:


- утренняя гимнастика;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

- организация пешеходных экскурсий;

- организация здорового питания детей;

- организация спортивно-массовых мероприятий:

-  спортивные эстафеты;

-  подвижные спортивные игры;





Экологическое направление:


Задачи экологической деятельности: воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мышления, изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения.

Основные формы работы:

- Экологический десант

- Экологический звёздный час

- Исследовательская работа

- Экскурсии в природу

- Участие в экологических акциях

- Путешествие по страницам Красной книги;

- изготовление гербария (дикорастущих и культурных растений), поделок из природного материала.

Гражданско-патриотическое направление:

 

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру:

- линейка Памяти (22 июня, День Памяти);

- викторины, беседы, конкурсы рисунков (12 июня, День России);

- посещение музеев, выставок.




Механизм реализации программы


Легенда смены


Лагерная смена проводится в рамках игры.

В давние-давние времена, когда люди ещё не знали, что такое горе и несчастье, на Зелёной планете в волшебной солнечной стране Эльдорадо жил счастливый народ Эльды. Они жили без забот и тревог. Над их головами пели райские птицы, вокруг них цвели прекрасные цветы, весело журчали чистые родники. И каждый был упоён своим счастьем.

Но однажды злой волшебник украл у солнца лучики и над Эльдорадо повисла тьма, замолкли птицы, поникли травы, завяли цветы и застыли родники.

- Что случилось? – встревожились Эльды. И услышали они в ответ громкий голос всемогущего покровителя солнца Ра:

- Жители Эльдорадо! Вы долго упивались каждый своим счастьем и забыли главный закон Эльдов. Вы перестали думать о счастье других, делиться добром с близкими. Вот и исчезло солнце над вашими головами!

Задумались Эльды и решили вернуть счастливую жизнь в Эльдорадо.

Вернулось солнце и счастье с ним тоже, лишь только вспомнили Эльды о дружбе и товариществе, о взаимовыручке и доброте.





Самоуправление страны Эльдорадо


Детское самоуправление является основой воспитательной системы лагеря и основывается на следующих определениях:

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной общности в управлении собственными делами.

Самоуправление детское – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

Основные принципы работы самоуправления:

  • Открытость и доступность

  • Добровольность и творчество

  • Равенство и сотрудничество

  • Непрерывность и перспективность


На время экологической лагерной смены все дети – эльды объединяются в отряды - общества.

Актив лагеря – Большой Совет страны, в который входят начальник лагеря, старший вожатый, воспитатели, создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В Малый Совет страны – вожатые, командиры отрядов.



Цели и задачи Малого совета:


Малый Совет, как форма взаимодействия детей по защите прав и интересов, действует в целях:

- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно – массовых мероприятий и творческих дел;

- создание в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

- содействия в создании благоприятного психологического климата.



Права и обязанности


Каждый член актива имеет право:

- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

- на защиту своих интересов и прав.


Каждый член актива обязан:

- ответственно исполнять порученное дело;

- соблюдать законы общения и культуру поведения.


Малый совет страны:


Командиры обществ.

Вдохновители - отвечают за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;

Мыслители – отвечают за работу творческих мастерских;

Чистюли - отвечают за санитарное состояние страны;

Лекарь (физорг)

Комментаторы (редколлегия)

Следопыты – отвечают за трудовой десант в стране;

Отряд особого назначения (ООН) – отвечает за правопорядок в стране.

Валюта страны Эльдорадо – «рады»
















Структура самоуправления




Большой Совет страны

/совет лагеря/










План – сетка мероприятий



Название дня


Мероприятия


Дата проведения


Место проведения

Ответственные



День встречи и знакомства

«А вот и мы!»

Игра «Знакомство с жителями Зеленой планеты»; Конкурс «Ярмарка идей»



школа

воспитатель


День дизайнеров

-Оформление отрядных уголков;

- конкурс поделок из природного материала;

- минутка здоровья



школа

воспитатель


«Хорошо спортсменом быть»

-Малые Олимпийские игры;

-«Веселый репортаж» - конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему;

-подвижные игры на воздухе.

- минутка здоровья



школа

воспитатель


Пушкинский день

-Путешествие по сказкам А.С. Пушкина;

-конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

- минутка здоровья



Сельская библиотека

воспитатель, библиотекарь


День творческих порывов

-Праздничная программа «Лавина талантов – 2013»;

- минутка здоровья



школа

воспитатель


День цветов

-Праздник необычных цветов и цветочных костюмов;

- минутка здоровья



школа

воспитатель


День независимости «Зеленая планета»

-Игра-путешествие «Мир, в котором ты живешь»;

- Конкурс рисунков на асфальте «Лучше нет родного края»;

-минутка здоровья





школа

воспитатель


День весёлых игр

-«Малая спартакиада». Первенство лагеря по различным видам спорта;

- Операция «Чистый двор»;

-минутка здоровья




школа

Воспитатель вожатые


День юмора

- Игры на свежем воздухе «Костюмированный футбол»;

- конкурс мыльных пузырей;

- минутка здоровья



школа

воспитатель


День природы и фантазии

-Экологическая викторина «Природа и мы»;

-мероприятие «Экологический бумеранг»;

-Организация выставки «Природа и фантазия»;

-минутка здоровья




школа

воспитатель


День кладоискателей

- Игра «Тропа испытаний»;

- минутка здоровья



школа

воспитатель


День музея

Экскурсия в районный музей;

-минутка здоровья



Районный музей

воспитатель


День здоровья

-Экспресс Здоровья (игра по станциям);

- минутка здоровья


школа

воспитатель



День джунглей

-«Джунгли зовут»- игровая программа;

-«Диалоги о животных» - викторина;

-минутка здоровья


школа

воспитатель


День зеленого огонька

-Соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо»;

-минутка здоровья


школа

воспитатель


День музыки и кино

-«Музыкальный коллаж» (инсценирование детских песен);

-«Кто куда, а мы в кино!»

-Минутка здоровья


ДК

воспитатель

День мальчиков и девочек

- «Мисс и мистер Лето»-2013;

-минутка здоровья


школа

воспитатель


День расставания

«Сцена прощания» - концертная программа


школа

воспитатель


Режим дня


8-30 – 9-00 – сбор детей, зарядка

9-00-9-15 – утренняя линейка

9-15 – 10-00 – завтрак

10-00 – 12.00 –работа по плану лагеря, работа кружков,

общественно-полезный труд

12-00 – 13-00 –занятия по интересам

13-00 – 14-00 – обед

14-00 -14-30 –линейка, итоги дня

14.30 – уход домой

Система контроля за реализацией программы



Общее руководство реализацией программы осуществляет начальник лагеря, который для проведения отдельных мероприятий привлекает другие пришкольные лагеря, средства массовой информации и организации любых форм собственности для решения поставленных перед ним целей и задач.



Мотивационное обеспечение программы


Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.


Методическое обеспечение программы

Методическое сопровождение программы «Зелёная планета» обеспечивает воспитатель смены. Он ведёт целенаправленную работу по подбору, приобретению и накоплению разработок передового опыта.

Весь накопленный материал, необходимые издания периодической печати, статистические данные, касающиеся подростков, пребывающих на смене, размещается в штабе лагеря.

У специалистов, работающих по программе, есть возможность получать информацию через Интернет, в библиотеках школы и села.



Материально-техническое обеспечение программы


Для реализации программы используется вся имеющаяся материально-техническая база школы:

  1. Отрядные комнаты;

  2. Стадион;

  3. Школьный двор;

  4. Медицинский кабинет;

  5. Районная библиотека;

  6. Школьная столовая;

  7. Комнаты гигиены

  • Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

  • Бытовые предметы: столы, стулья, кровати.

Аппаратура:

  • Музыкальный центр

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

Спортивный инвентарь:

  • Баскетбольные мячи

  • Футбольные мячи

  • Волейбольные мячи

  • Резиновые мячи разных размеров

  • Скакалки

  • Гимнастические обручи

  • Кегли

  • Маты

Развивающие игры:

  • Шашки

  • Шахматы

  • Строительный конструктор

  • Настольные игры



Возможные риски

  • Плохие природные условия;

  • Поломка техники.

Ожидаемые результаты и критерии их оценки

Заявленная программа является краткосрочной (по продолжительности), профильной (по направленности), деятельностной (по стратегии). В ходе реализации данной программы ожидается:


- повышение уровня экологической культуры;


- укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);


- эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;


- развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей;


- приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;


- развитие лидерских качеств;


- эстетическое оформление клумб пришкольного участка.

Для оценки результативности программы будем пользоваться следующими показателями:

- количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);


- показатели социального развития личности (не умел – научился, не знал – узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности : поделки, рисунки, походы, акции);


- показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);


- технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);


- экономические (уровень материальных затрат на реализацию);


- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей качеством реализации программы.


Результатом реализации программы будут являться следующие показатели:


  1. Для детского коллектива:

  • раскрытие и развитие творческого потенциала с возможностью его последующей реализации в семье и школе;

  • формирование навыков творческой деятельности и успешного участия ребёнка в коллективно-творческой деятельности;

  • проявление ребёнком своей творческой индивидуальности как одной из форм общения в детском коллективе.


  1. Для педагогического коллектива:

  • уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;

  • уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;

  • накопление профессионального педагогического опыта.


3. Для родителей:

  • физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;

  • реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;

  • полноценный отдых ребенка.



Список литературы и источники

  1. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985. - 160 с.

  2. Арчиков Е.И., Трифонова З.А. География Чувашской Республики: Учебное пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во,2002.-159с.

  3. Баринева И.И. и др. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В. В. Николина; под ред. И.И Бариновой. – М.: Просвещение,1988.-157 с.

  4. Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981. - 205 с.

  5. Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.

  6. Бороздилов Н.М. Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970 142 с.



19