Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 13»
ПРОГРАММА
лагеря дневного пребывания
"Зелёная планета"
2018 год
Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины
и она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни».
М. Пришвин.
В 2017-2018 учебном году в ОУ разработана комплексная программа организации летнего отдыха детей и подростков «Зелёная планета».
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие.
Лето – самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.
Лето, в своём роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, лето – всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым. В воспитании каникул не бывает. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности.
Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по окружающему миру, биологии, экологии, ознакомление с природой родного края и проведение элементарных экологических полевых исследований, конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности.
Цель и задачи программы
Цель:
расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;
выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
организация активного отдыха и оздоровления детей;
формирование лидерских качеств;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Принципы деятельности лагеря
Принципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип расширения индивидуального исторического пространства. В соответствии с этим принципом основные исторические понятия, проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района, страны и всей планеты.
Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется поэтапно.
Подготовительный этап (февраль - май):
На данном этапе происходят подготовительные мероприятия, связанные с организацией будущей деятельности:
Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации программы;
Проведение совещаний при директоре и педагоге-организаторе по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор и подготовка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков;
Обучение и аттестация помощников воспитателей (вожатых);
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (смета, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
Подготовка помещений и территории лагеря.
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, формирование детских коллективов, знакомство ребят друг с другом, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
Запуск программы «Зелёная планета»;
Формирование органов самоуправления;
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап:
Реализация основной идеи смены.
Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД.
Данный этап предполагает работу педагогического коллектива по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое.
- нравственно-эстетическое;
- здоровьесберегающее;
- экологическое;
Заключительный этап:
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов работы лагеря;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Каждый из этапов включает в себя деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.
Сроки действия программы
Время проведения: июнь-июль 2018 года.
Место проведения: МОУ ООШ № 13
Продолжительность смены: 18 дней
Содержание деятельности
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ дня лагеря: день дизайнера, день здоровья, день Независимости «Зелёной планеты», день экологии, день зеленого огонька, день музея и т.д.
Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Когда отмечаются достижения детей, они получают капитошки – маленькие весёлые капли дождя разного цвета.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на лучике солнца. Красный цвет – классный день!
Оранжевый – очень хороший день! Зеленый – день как день. Синий – скучный день. А наиболее отличившиеся – получают лагерную валюту- «рады». Задача смены: накопить как можно больше капитошек красного и оранжевого цвета и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки, собранные детьми, в его лучах образуют радугу. А на заработанные «рады» для детей проводится аукцион подарков.
Список работ и стоимость в радах.
Виды работ | Количество заработанных денег |
Дежурство по лагерю | 10 рад |
Победа в фестивале | 10 рад |
Уборка комнат на «отлично» | 5 рад |
на «хорошо» | 3 рада |
на «удовлетворительно» | 1 рад |
Уборка территории | 5 рад |
Уход за клумбами | 10 рад |
Список штрафов и стоимость в грошах.
Виды работ | Штраф |
Опоздание на зарядку, мероприятие | 5 рад |
За дежурство в комнате на «два» | 5 рад |
Выход за пределы лагеря без разрешения | 30 рад |
За безработицу | 15 рад |
Нарушение дисциплины | 10 рад |
За грубость, оскорбление | 30 рад |
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Нравственно-эстетическое:
- проведение творческих конкурсов, праздников, концертов, способствующих общему развитию детей:
- проведение развивающих интеллектуально-познавательных деловых игр и конкурсов;
- овладение техниками «квиллинга», «торцевания», работа с соленым тестом, «оригами» (из треугольного модуля), техникой работы с гофрированной бумагой на кружках художественно-эстетической направленности: «Бумажный фейерверк», «Очумелые-умелые ручки, «Изостудия».
Здоровьесберегающее:
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры;
Экологическое направление:
Задачи экологической деятельности: воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мышления, изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения.
Основные формы работы:
- Экологический десант
- Экологический звёздный час
- Исследовательская работа
- Экскурсии в природу
- Участие в экологических акциях
- Путешествие по страницам Красной книги;
- изготовление гербария (дикорастущих и культурных растений), поделок из природного материала.
Гражданско-патриотическое направление:
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру:
- линейка Памяти (22 июня, День Памяти);
- викторины, беседы, конкурсы рисунков (12 июня, День России);
- посещение музеев, выставок.
Механизм реализации программы
Легенда смены
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В давние-давние времена, когда люди ещё не знали, что такое горе и несчастье, на Зелёной планете в волшебной солнечной стране Эльдорадо жил счастливый народ Эльды. Они жили без забот и тревог. Над их головами пели райские птицы, вокруг них цвели прекрасные цветы, весело журчали чистые родники. И каждый был упоён своим счастьем.
Но однажды злой волшебник украл у солнца лучики и над Эльдорадо повисла тьма, замолкли птицы, поникли травы, завяли цветы и застыли родники.
- Что случилось? – встревожились Эльды. И услышали они в ответ громкий голос всемогущего покровителя солнца Ра:
- Жители Эльдорадо! Вы долго упивались каждый своим счастьем и забыли главный закон Эльдов. Вы перестали думать о счастье других, делиться добром с близкими. Вот и исчезло солнце над вашими головами!
Задумались Эльды и решили вернуть счастливую жизнь в Эльдорадо.
Вернулось солнце и счастье с ним тоже, лишь только вспомнили Эльды о дружбе и товариществе, о взаимовыручке и доброте.
Самоуправление страны Эльдорадо
Детское самоуправление является основой воспитательной системы лагеря и основывается на следующих определениях:
Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной общности в управлении собственными делами.
Самоуправление детское – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
Основные принципы работы самоуправления:
Открытость и доступность
Добровольность и творчество
Равенство и сотрудничество
Непрерывность и перспективность
На время экологической лагерной смены все дети – эльды объединяются в отряды - общества.
Актив лагеря – Большой Совет страны, в который входят начальник лагеря, старший вожатый, воспитатели, создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.
В Малый Совет страны – вожатые, командиры отрядов.
Цели и задачи Малого совета:
Малый Совет, как форма взаимодействия детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно – массовых мероприятий и творческих дел;
- создание в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата.
Права и обязанности
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов и прав.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуру поведения.
Малый совет страны:
Командиры обществ.
Вдохновители - отвечают за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;
Мыслители – отвечают за работу творческих мастерских;
Чистюли - отвечают за санитарное состояние страны;
Лекарь (физорг)
Комментаторы (редколлегия)
Следопыты – отвечают за трудовой десант в стране;
Отряд особого назначения (ООН) – отвечает за правопорядок в стране.
Валюта страны Эльдорадо – «рады»
Структура самоуправления
Большой Совет страны
/совет лагеря/
План – сетка мероприятий
Название дня | Мероприятия | Дата проведения | Место проведения | Ответственные |
День встречи и знакомства «А вот и мы!» | Игра «Знакомство с жителями Зеленой планеты»; Конкурс «Ярмарка идей» | | школа | воспитатель |
День дизайнеров | -Оформление отрядных уголков; - конкурс поделок из природного материала; - минутка здоровья | | школа | воспитатель |
«Хорошо спортсменом быть» | -Малые Олимпийские игры; -«Веселый репортаж» - конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему; -подвижные игры на воздухе. - минутка здоровья | | школа | воспитатель |
Пушкинский день | -Путешествие по сказкам А.С. Пушкина; -конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»; - минутка здоровья | | Сельская библиотека | воспитатель, библиотекарь |
День творческих порывов | -Праздничная программа «Лавина талантов – 2013»; - минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День цветов | -Праздник необычных цветов и цветочных костюмов; - минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День независимости «Зеленая планета» | -Игра-путешествие «Мир, в котором ты живешь»; - Конкурс рисунков на асфальте «Лучше нет родного края»; -минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День весёлых игр | -«Малая спартакиада». Первенство лагеря по различным видам спорта; - Операция «Чистый двор»; -минутка здоровья | | школа | Воспитатель вожатые |
День юмора | - Игры на свежем воздухе «Костюмированный футбол»; - конкурс мыльных пузырей; - минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День природы и фантазии | -Экологическая викторина «Природа и мы»; -мероприятие «Экологический бумеранг»; -Организация выставки «Природа и фантазия»; -минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День кладоискателей | - Игра «Тропа испытаний»; - минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День музея | Экскурсия в районный музей; -минутка здоровья | | Районный музей | воспитатель |
День здоровья | -Экспресс Здоровья (игра по станциям); - минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День джунглей | -«Джунгли зовут»- игровая программа; -«Диалоги о животных» - викторина; -минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День зеленого огонька | -Соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо»; -минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День музыки и кино | -«Музыкальный коллаж» (инсценирование детских песен); -«Кто куда, а мы в кино!» -Минутка здоровья | | ДК | воспитатель |
День мальчиков и девочек | - «Мисс и мистер Лето»-2013; -минутка здоровья | | школа | воспитатель |
День расставания | «Сцена прощания» - концертная программа | | школа | воспитатель |
Режим дня
8-30 – 9-00 – сбор детей, зарядка
9-00-9-15 – утренняя линейка
9-15 – 10-00 – завтрак
10-00 – 12.00 –работа по плану лагеря, работа кружков,
общественно-полезный труд
12-00 – 13-00 –занятия по интересам
13-00 – 14-00 – обед
14-00 -14-30 –линейка, итоги дня
14.30 – уход домой
Система контроля за реализацией программы
Общее руководство реализацией программы осуществляет начальник лагеря, который для проведения отдельных мероприятий привлекает другие пришкольные лагеря, средства массовой информации и организации любых форм собственности для решения поставленных перед ним целей и задач.
Мотивационное обеспечение программы
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Методическое обеспечение программы
Методическое сопровождение программы «Зелёная планета» обеспечивает воспитатель смены. Он ведёт целенаправленную работу по подбору, приобретению и накоплению разработок передового опыта.
Весь накопленный материал, необходимые издания периодической печати, статистические данные, касающиеся подростков, пребывающих на смене, размещается в штабе лагеря.
У специалистов, работающих по программе, есть возможность получать информацию через Интернет, в библиотеках школы и села.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы используется вся имеющаяся материально-техническая база школы:
Отрядные комнаты;
Стадион;
Школьный двор;
Медицинский кабинет;
Районная библиотека;
Школьная столовая;
Комнаты гигиены
Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
Бытовые предметы: столы, стулья, кровати.
Аппаратура:
Музыкальный центр
Компьютер
Мультимедийный проектор
Спортивный инвентарь:
Развивающие игры:
Шашки
Шахматы
Строительный конструктор
Настольные игры
Возможные риски
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Заявленная программа является краткосрочной (по продолжительности), профильной (по направленности), деятельностной (по стратегии). В ходе реализации данной программы ожидается:
- повышение уровня экологической культуры;
- укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
- эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;
- развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей;
- приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;
- развитие лидерских качеств;
- эстетическое оформление клумб пришкольного участка.
Для оценки результативности программы будем пользоваться следующими показателями:
- количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);
- показатели социального развития личности (не умел – научился, не знал – узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности : поделки, рисунки, походы, акции);
- показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);
- технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);
- экономические (уровень материальных затрат на реализацию);
- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей качеством реализации программы.
Результатом реализации программы будут являться следующие показатели:
Для детского коллектива:
раскрытие и развитие творческого потенциала с возможностью его последующей реализации в семье и школе;
формирование навыков творческой деятельности и успешного участия ребёнка в коллективно-творческой деятельности;
проявление ребёнком своей творческой индивидуальности как одной из форм общения в детском коллективе.
Для педагогического коллектива:
уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;
уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;
накопление профессионального педагогического опыта.
3. Для родителей:
физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;
реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;
полноценный отдых ребенка.
Список литературы и источники
Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985. - 160 с.
Арчиков Е.И., Трифонова З.А. География Чувашской Республики: Учебное пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во,2002.-159с.
Баринева И.И. и др. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В. В. Николина; под ред. И.И Бариновой. – М.: Просвещение,1988.-157 с.
Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981. - 205 с.
Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.
Бороздилов Н.М. Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970 142 с.
19