Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
__________г. Байкальска Слюдянского района Иркутской области_________
ул. Гагарина,208, тел.: 3-47-42; факс: 8(39542)-3-47-42
Программа одобрена на «Утверждаю»
заседании ШМО Директор МБОУ «СОШ №12»
МБОУ «СОШ №12» Соломаха О.В._______________
от «18» мая 2023г. от «18» мая 2023г.
Программа
летней школы
«Юные исследователи»
1 - 4 классы
Разработала:
учитель начальных классов
Титова Ф.Г
г. Байкальск
2023 г.
Пояснительная записка
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Этому может в значительной степени способствовать организация исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают возможности детей использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности позволят дополнительные занятия с учащимися в летней школе.
Основные принципы реализации программы:
- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;
- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;
- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.
Задачи:
● создавать условия для развития ребёнка;
● формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;
● развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: программа «Юные исследователи» предназначена для детей 7-11 лет.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные занятия, самостоятельная работа.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Уважать чужое мнение, определяя свою позицию | Определять цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно, искать средства и пути их осуществления; учиться обнаруживать и формулировать проблему, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера; выверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки; | устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений; представлять полученную информацию. | Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.; прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией; при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации |
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
● расширяется кругозор в предметных областях;
● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
● наилучшим образом развиваются творческие способности;
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ | Летняя школа «Юные исследователи» |
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ | Титова Фарида Галиахметовна |
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ | овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность. |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ | 22 мая 2023 года –26 мая 2023 года |
ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ | Титова Фарида Галиахметовна Парамонова Татьяна Сергеевна Лебедева Валентина Анисимовна Пшенникова Евгения Борисовна Нижегородцева Екатерина Александровна Подшивалова Надежда Константиновна |
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ | Учащиеся 1-4 классов МБОУ «СОШ №12» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
День Время | Мероприятие | Место проведения | Ответственный |
1 день 10.00-12.00 | Открытие летней школы. День математики «Игры разума» для юных исследователей Занимательная головоломка - танграм | Каб. № 8 | Подшивалова Н.К. Нижегородцева Е.А. |
2 день 11.00-13.00 | День науки Мои первые опыты: «Мир через микроскоп» (знакомство с цифровым микроскопом) Игра-путешествие по стране | Каб. № 20, 6 | Сакун Е.Д. Лебедева В.А. |
3 день 14.00-16.00 | Лингвистический день Квест – игра Викторина | Каб. № 6 | Пшенникова Е.Б. Титова Ф.Г. |
4 день 08.00- 10-00 | Спортивный день «Велодрайв» спортивные эстафеты | Спортивная площадка, Каб.№ 6 | Парамонова Т.С. Титова Ф.Г., |
5 день 15.00-17.00 | Закрытие летней школы. Творческая мастерская: мастер-класс «Наши руки не для скуки» - мукосольки (тестопластика) Музыкальный калейдоскоп Закрытие летней школы | Каб. № 6 | Грищенко Н.К., Пермина А.А. |