РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей социально-гуманитарных и филологических дисциплин (протокол №____ от «_____»____________2019г.) | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________А.Н.Ошмарин «_____»____________2019г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Изумрудновская школа» _____________Л.И.Липеха Приказ от «____»______2019г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
КЛАСС 7
на 2019/2020 учебный год
Программу составила:
Сачьян Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы,
магистр филологии
с. Изумрудное, 2019
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями);
- Авторской программы по литературе В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой 5- 9 классы 2-е издание, переработанное. Москва «Просвещение» ,2014.
- Учебного плана МОУ «Изумрудновская школа» на 2019-2020 учебный год;
- Методические рекомендации об особенностях преподавании русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым
в 2019-2020 учебном году;
Программа ориентирована на использование учебника Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. под редакцией В.Я.Коровиной.-3-еизд.-М.:Просвещение, 2014
Главными целями изучения предмета
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно - нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к русской литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль русской литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания. Афористические жанры фольклора.
Эпос народов мира
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения).
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
(Для внеклассного чтения)
«Песнь о Ролланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Ролланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления)
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада. (развитие представлений).
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; ; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). «Челкаш» (Для внеклассного чтения)
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак.
Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом – участником Вов. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участн6иков войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. ритмы и образы военной лирики..
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
Из литературы народов России (2 ч.)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Итоговое повторение и рекомендации для летнего чтения (1 ч.)
Тематическое планирование
№ | Содержание раздела | Учебные часы | | Из них |
| | | К. р. | К.С. | Д.с | Р. р. | Вн. чт. |
1 | Введение. | 1 | | | | | | | |
2 | Устное народное творчество. | 6 | | | | 1 | | 2 | |
3 | Из древнерусской литературы. | 2 | | | | | | | |
4 | Из литературы XVIII века. | 2 | | | | | | | |
5 | Из литературы XIX века. | 28 | 1 | 1 | 1 | 2 | | | |
6 | Из литературы XX века. | 22 | | 1 | 1 | 1 | | 2 | |
7 | Из литературы народов России | 2 | 1 | | | | | | |
8 | Из зарубежной литературы. | 4 | | | | | | | |
9 | Итоговое повторение и рекомендации для летнего чтения | 1 | | | | | | | |
10 | Итого | 68 | 2 | 2 | 2 | 4 | | 4 | |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока |
| план | факт | |
| | | Введение (1 час) |
1 | | | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
| | | Устное народное творчество. Эпос народов мира. (6ч.) |
2 | | | Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного» и другие. |
3 | | | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. |
4 | | | Вн.чт 1. Русские былины Киевского цикла. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». |
5 | | | Вн.чт. 2 «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. |
6 | | | «Песнь о Роланде (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. |
7 | | | Р.р. №1 Защита проектов, созданных по разделу «Устное народное творчество» |
| | | Древнерусская литература. (2ч.) |
8 | | | Русские летописи. «Поучение», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. |
9 | | | «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. |
| | | Из русской литературы ХУШ века (2ч.) |
10 | | | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. |
11 | | | Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. |
| | | Из русской литературы Х1Х века (28ч.) |
12 | | | А.С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. Поэма «Полтава» (отрывок) |
13 | | | А.С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. |
14 | | | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. |
15 | | | А.С. Пушкин. «Борис Годунов». Значение труда летописца в истории культуры. |
16 | | | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком человеке». |
17 | | | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Художественное совершенство и человечность повести. |
18 | | | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. «Когда волнуется желтеющая нива…» и др. |
19 | | | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…» - поэма об историческом прошлом России. |
20 | | | Нравственный поединок героев поэмы. |
21 | | | Р.р. №2. Подготовка к написанию домашнего сочинения по «Песне…». Создаем проспект. (Домашнее сочинение) |
22 | | | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. |
23 | | | Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. |
24 | | | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. |
25 | | | Классное сочинение №1 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». |
26 | | | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. |
27 | | | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. |
28 | | | Контрольная работа №1 по теме «Проблемы и герои произведений писателей Х1Х века». |
29 | | | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины. |
30 | | | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. |
31 | | | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». |
32 | | | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. |
33 | | | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Обличение нравственных пороков общества.. |
34 | | | Л.Н. Толстой «Детство». Автобиографический характер произведения. |
35 | | | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. |
36 | | | А.П. Чехов. «Хамелеон» . Смысл названия рассказа. |
37 | | | А.П. Чехов. «Злоумышленник». Два лица России в рассказе. |
38 | | | Смех и слезы в маленьких рассказах А.П. Чехова. |
39 | | | Р.р. №3. Русские поэты о родине и родной природе. (Обзор) Сочинение – миниатюра. |
| | | Из русской литературы ХХ века (22 часа) |
40 | | | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. |
41 | | | Вн. чт. 3. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смасл рассказа. |
42 | | | М. Горький. «Детство». Темные стороны жизни. |
43 | | | М.Горький. «Детство». Характеристика положительных героев. |
44 | | | Р.р.№4. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». Подготовка к написанию домашнего сочинения. |
45 | | | Вн. чт. 4. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. «Челкаш» |
46 | | | Л.Н. Андреев. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. |
47 | | | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. |
48 | | | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. |
49 | | | А. Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. |
50 | | | Подготовка к сочинению на морально-этическую тему. |
51 | | | Классное сочинение №2. «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?» |
52 | | | Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме». Развитие представлений о сравнении и метафоре. |
53 | | | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. |
54 | | | Стихотворения о войне А.Ахматовой, К.Симонова, К.Суркова и др. Обзор. |
55 | | | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. |
56 | | | Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. |
57 | | | Е.И. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. |
58 | | | Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. |
59 | | | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. |
60 | | | М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. |
61 | | | Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский, И.Гофф, Б.Окуджава. (наизусть) |
| | | Из литературы народов России (2ч) |
62 | | | Расул Гамзатов. Особенности художественной образности дагестанского поэта. |
63. | | | Итоговая контрольная работа 2. |
| | | Из зарубежной литературы (4 ч) |
64 | | | Р. Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. |
65 | | | Дж. Байрон. Судьба и творчество гениального поэта. |
66 | | | О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. |
67 | | | Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. |
| | | Итоговое повторение и рекомендации для летнего чтения (1ч) |
68 | | | Повторение изученного и рекомендации для летнего чтения. |