Вводный урок (1 час) |
1. | Вводный урок. Книги – мои друзья. Урок «открытия» нового знания. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. |
Радуга-дуга (4 часа) |
2. | С.Маршак «Кто говорит молча?» Загадки о книге. Пословицы о книге. Возникновение письменности. Сочинение своего письма с помощью рисунков. Урок «открытия» нового знания. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать слова с противоположным значением. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, автор книги, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы мы жили без книг?» |
3. | С. Михалков «Как бы мы жили без книг?» Экскурсия в библиотеку. Мои любимые писатели. А.С.Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению. Урок «открытия» нового знания. | Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Описывать устно картины, изображённые в произведении А.С.Пушкина. |
4. | В. Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Нравственный смысл произведений Ушинского. Наш театр. К. Чуковский «Айболит». Инсценирование. Контроль и проверка результатов обучения. Урок обучающего контроля. | Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Читать вслух и воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Читать, представляя себя в роли героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. |
5. | Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Урок «открытия» нового знания. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Соотносить загадку и отгадку. |
Книги – мои друзья (3 часа) |
6. | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг. Урок «открытия» нового знания. | Учить выбирать книгу для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Читать выразительно, учитывая интонацию. Сочинять загадки на основе заданных свойств предметов. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. |
7. | Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки». Подготовка спектакля по произведению. Урок «открытия» нового знания. | Анализировать содержание текста; называть героев произведения, определять особенности характера героев. Инсценировать произведения. |
8. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. Урок развивающего контроля. | Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну из прочитанных пословиц. |
Здравствуй, сказка! (5 часов) |
9. | Вводный урок. Рассказывание сказок по рисунку. Г. Юдин «Почему «А» первая?» Т. Коти «Катя и буквы». И.Гамазкова «Живая азбука». Урок «открытия» нового знания. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказать о своём отношении к сказкам. Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. |
10. | С.Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Урок «открытия» нового знания. | Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?» Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказках. Определять героев произведения. Определять характеры героев произведения, называть их качества. |
11. | Л. Пантелеев «Две лягушки». Урок «открытия» нового знания. | Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. |
12. | Семейное чтение. «Три дочери». «Два лентяя». «Заяц и черепаха». Урок «открытия» нового знания. | Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. |
13. | Сравнение русских сказок со сказками народов России. С.Михалков «Сами виноваты». Инсценирование сказки. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. Урок обучающего контроля. | Называть 1-2 сказки народов России. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказках. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. |
Люблю всё живое (6 часов) |
14. | Основные понятия раздела: общение, диалог. В.Лунин «Никого не обижай». Е.Благинина «Котёнок». И.Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В.Бианки «Разговор птиц в конце лета». Урок «открытия» нового знания. | Определять нравственный смысл содержания раздела «Люблю всё живое». Рассказывать своё отношение к животным и растениям. Высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. |
15. | Мы в ответе за тех, кого приручили. И.Пивоварова «Всех угостила». С.Михалков «Зяблик». С.Маршак «В зоопарке». Н.Сладков «Без слов». Урок «открытия» нового знания. | Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке, кошке. Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. |
16. | Л.Толстой. Книги о природе и животных. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». Урок «открытия» нового знания. | Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания газеты, плаката в соответствии с темой. Читать выразительно стихотворения, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Освоить приём звукозаписи, как средство создания образа. Находить слова, которые поэты используют для передачи звуков природы. Находить в прозаическом и стихотворном текстах слова, характеризующие героев. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли, инсценировать произведение. |
17. | Семейное чтение. Л.Толстой «Пожарные собаки». Урок «открытия» нового знания. | Различать научный и художественный тексты. Выражать своё отношение к животным. Находить главную мысль произведения. |
18. | Б.Житков «Вечер». Наш театр. С.Маршак «Волк и лиса». Урок «открытия» нового знания. | Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. Распределять роли. |
19. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Берестов «Лягушата». Контроль и проверка результатов обучения. Урок обучающего контроля. | Сравнивать научный и художественный тексты. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. |
Хорошие соседи, счастливые друзья (7 часов) |
20. | Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка». Урок «открытия» нового знания. | Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам. Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов. Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. |
21. | Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». Урок «открытия» нового знания. | Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения. |
22. | Э. Шим «Брат и младшая сестра». Мы идём в библиотеку. Книги о детях. Урок рефлексии. | Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения. |
23. | Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз?» В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила». Урок «открытия» нового знания. | Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. |
24. | Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!» Урок «открытия» нового знания. | Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение. |
25. | Семейное чтение. Л. Толстой «Не лениться», «Косточка». Урок «открытия» нового знания. | Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. |
26. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. Урок развивающего контроля. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Край родной, навек любимый (10 часов) |
27. | Основные понятия раздела: стихи, рифма. П.Воронько «Лучше нет родного края». Урок «открытия» нового знания. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о своей Родине, о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос. Знать название города, в котором живёшь. |
28. | Стихотворения русских поэтов о природе. А.Плещеев «Весна». С.Есенин «Черёмуха». С. Дрожжин «Пройдёт зима холодная». Урок «открытия» нового знания. | Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Находить рифму в стихотворении. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей; выразить радость, печаль. |
29. | И.Суриков «Лето». Н.Греков «Летом». А.Пушкин «За весной, красой природы». А.Плещеев «Миновало лето». И.Суриков «Зима». Урок «открытия» нового знания. | Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей; выразить радость, печаль. |
30. | Репродукции картин И.Грабаря, И.Шишкина, И.Левитана, И.Репина, В.Поленова, П.Кончаловского. Урок «открытия» нового знания. | Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различие. |
31. | Образ природы в литературной сказке. В.Сухомлинский «Четыре сестры». Урок «открытия» нового знания. | Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображённому. Объяснять смысл прочитанных произведений. |
32. | А.Введенский «Песенка о дожде». В.Берестов «Любили без особых причин». Г.Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!» Урок «открытия» нового знания. | Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. |
33. | Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» А.Митяев «За что люблю маму». Урок «открытия» нового знания. | Рассказывать о своей семье, о любви к своей семье, своим родителям, братьям, сёстрам. |
34. | В.Берестов «Стихи для папы». Составление рассказа о своей семье. Урок «открытия» нового знания. | Рассказывать о своей семье, о любви к своей семье, своим родителям, братьям, сёстрам. Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. |
35. | Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Е. Пермяк «Первая рыбка». Урок рефлексии. | Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю. Классифицировать книгу по подтемам. Рассказывать о своей Родине, о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество». Знать название страны и города, в котором живёшь. |
36. | И.Косяков «Всё она». Л.Толстой «Мальчик и отец». К.Ушинский «Лекарство». Объяснение смысла произведений. Урок «открытия» нового знания. | Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. |
Сто фантазий (2часа) |
37. | Основные понятия раздела «Творчество». Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Урок «открытия» нового знания. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение понятия «творчество». Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая автору прочитанных произведений. |
38. | В. Викторов «Поэт нашёл в себе слова». Ю. Мориц «Сто фантазий». И. Пивоварова «Я палочкой волшебной». Г. Цыферов «Про меня и про цыплёнка». Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов. Урок «открытия» нового знания». | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Сочинять свои собственные истории. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |