СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Маленький патриот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм  означает  любовь  к

своему  народу  и  уважение  к  другим

народам,  к  их  правам,  свободе  и

культуре.

Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и  использование его на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Маленький патриот"»







ПРОГРАММА



«Патриотическое воспитание младших школьников

на основе изучения родного края».



1-4 классы









Выполнила учитель начальных классов:

Арсентьева Татьяна Николаевна

























Настоящая программа является программой патриотического воспитания младших школьников. Она рассчитана на четыре учебных года, реализуется на базе общеобразовательной школы в учебное и внеурочное время по направлениям: «Символы и символика», «Природа города и Кузбасса», «История города и Кузбасса», «Кем и чем славен мой край», каждое из которых направлено на реализацию цели: патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения родного края, формирование духовно – богатой, свободной, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в дальнейшем на участие в духовном развитии общества.



Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Д.С.Лихачёв.

Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств челове­ка, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готов­ность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конститу­ционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объ­единял все слои российского общества.

Вместе с тем патриотизм — это естест­венная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искус­ства и практической деятельности челове­ка. Любовь к Родине у каждого проявляет­ся в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает ис­пытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, на­бираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Наша школа находится в старой части города, которая несколько удалена от центра, мест работы большинства его жителей. Район школы за последнее десятилетие характеризуется низким социальным и культурно – нравственным уровнем населения, в отдалении находятся спортивные, культурные, досуговые учреждения. Поэтому именно школа призвана стать центром воспитания за счёт организации жизнедеятельности школьников во внеурочное время, предоставления им широких возможностей самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей социоприродной средой; за счёт объединения усилий учреждений образования с семьёй и различными социальными институтами в решении задач патриотического воспитания.

Для решения поставленной проблемы в начальной школе была составлена комплексная программа воспитания «Маленький патриот». В её основу легли следующие нормативные документы: Конституция РФ; Закон «Об образовании» от 1996 г.; Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006-2010 гг.; Рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации" (письмо Мин. образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/16); Методические рекомендации Министерства образования России «О взаимодействии образовательного учреждения с семьёй» (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16); Письмо Департамента образования Кемеровской области от 15.09.2006 г. №3892/11 «О государственных символах и об уроках города»; Программа «Патриотическое и интернациональное воспитание детей и молодежи г. Ленинска-Кузнецкого» на 2007-10 годы; «Маленький патриот» на 2017-21 годы;

Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.С. Крупс­кой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). К этой проблеме обращались в педаго­гике и в последние десятилетия (Н.В. Ипполитова, Л.И. Мищенко, Л.В. Кокуева, А.В. Вырщиков, Г.Х. Валеева). Целостное педагогическое осмысление ее приводит к необходимости действенных путей ориен­тации школы на гуманистическую и прак­тическую сущность воспитания. Сегодня патриотическое воспитание — это система­тическая деятельность педагогов по форми­рованию у младших школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности сво­ему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

Цель программы: патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения родного края, формирование духовно – богатой, свободной, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в дальнейшем на участие в духовном развитии общества.

Задачи:

  1. Создать условия для сохранения и совершенствования духовно и физически здоро­вого младшего школьника, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и стра­ны.

  2. Приобщить учащихся к сохранению природы и истории своего края, самобытности, неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом.

  3. Развитие личности, обладающей каче­ствами гражданина — патриота Роди­ны.

  4. Расширение знаний о родном крае, го­роде, воспитание гордости за его герои­ческое прошлое, историческое и куль­турное наследие;

  5. Изучение живой национальной культу­ры, народного искусства;

  6. Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ, Кемеровской области, г. Ленинска-Кузнецкого.

В основу программы положены принципы:

Принцип мотивированности. Ребенок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, сопереживать происходящему.

Принцип деятельности. Ребенок активен по своей натуре. Проведение конкурсов, праздников, соревнований будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

Принцип проблемности в воспитании должен разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы.

Принцип свободы участия представляет ребенку выбор задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей, учит младшего школьника ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с возможностями прошлого.

Принцип успешности. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству оценить её.

Принцип единства образовательной и воспитательной среды предполагает включение всех её участников в непосредственное активное взаимодействие.

Для реализации программы осуществляем работу по следующим направлениям:

1 класс – «Символы и символика»;

2 класс – «Природа города и Кузбасса»;

3 класс – «История города и Кузбасса»;

4 класс – «Кем и чем славен мой край».

Содержание программы сформировано таким образом, чтобы обеспечить реализацию вышеназванных педагогических задач и включает в себя следующие основные направления:




  1. класс – «Символы и символика».

Содержанием данного направления является работа по ознакомлению с символами и символикой России, Кузбасса и Ленинска-Кузнецкого. Обучающимся прививается чувство глубокого уважения и почтения к символам Российской Федерации, Кемеровской области, г. Ленинска-Кузнецкого; расширение знаний о родном крае, го­роде.

Данный курс состоит из цикла классных часов, экскурсии, праздника, родительского собрания.

  1. класс – «Природа города и Кузбасса»

Данный блок направлен на расширение кругозора, представлений младшего школьника об окружающем мире, приобщение обучающихся к сохранению природы нашего края, добротворческой, экологически значимой деятельности через организацию интенсивного взаимодействия детей с представителями животного и растительного мира.

Этот блок программы насыщен разнообразными формами работы: игровые программы, встречи с ветеранами, представителями разных профессий, беседы, классные часы, прогулки, экскурсии. Также включено родительское собрание.

3 класс – «История города и Кузбасса»

Необходимость введения этого направления обусловлена социальным заказом современного общества. В данный возрастной период формируются основные потребности личности, развиваются мотивационно-ценностные установки в жизнедеятельности, закрепляются полезные привычки и навыки социально – психологической адаптации.


  1. класс – «Кем и чем славен мой край»

Данное направление создает условия для формирования и проявления учащимися патриотических знаний, умений и совершенствования нравственно оправданных поступков, изучение нравственного, героического и творческого наследия, воспитание уважения к традициям и обычаям, героям, героическим местам края, города и семьи. Проявление активности в творческих делах способствует развитию активной гражданской позиции.

Завершающим этапом каждого года становится мероприятие, на котором обобщаются знания, полученные в течение года.

Одним из ведущих направлений является работа с родителями. В план родительских собраний ежегодно включаются темы патриотического воспитания.

В качестве критерия эффективности реализации программы «Маленький патриот» является уровень сформированности патриотизма, как одна из основных характеристик личности обучающихся.

Срок реализации программы: 4 года – каждый учебный год является самостоятельным этапом реализации программы.

Для проверки результата используются следующие методики и формы:

Рокич М. Методика «Ценностные ориентации»; анкетирование; наблюдение.

















































Список литературы.

  1. Цветкова, Н.И. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие [Текст] / Н.И.Цветкова.- М., 2003.

  2. Ковылева, М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М. В. Ковылева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.

  3. Видякин, М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий [Текст] / М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Почекина, Е.Н., Никитина, Н.Г. Шахтёрский город. [Текст] / Е.Н. Почекина, Н.Г. Никитина. – Ленинск-Кузнецкий, 2005.

  5. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. [Текст] / Л.И. Соловьёв. – Кемерово: СКИФ, 2006.

  6. Дробинина, Н.Н. Классные часы. 1 – 4 класс. [Текст] /Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2008.

  7. Куприянов, А.Н. Природа Кузбасса, или приключения зелёного кузнечика Кузи. [Текст]/А.Н. Куприянов – Кемерово: Кузбасс, 2004.

  8. Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей. [Текст]/ В.Л. Лаврина – Кемерово: Кузбасс, 2004.

  9. Соловьёв, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей. [Текст]/ Л.И. Соловьёв. – Кемерово, 2008