СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Методы решения задач повышенной сложности по химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Методы решения задач повышенной сложности по химии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

(МБОУ СОШ № 6)



ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора МБОУ СОШ № 6 _____________ И.В. Ефимова

____ августа 2018 г

_____________ И.В. Ефимова

____ декабря 2018 г





УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 _____________ Е.Г. Трофименко

____ августа 2018 г







Рабочая программа

элективного учебного курса профильного обучения

на 2018-2019 учебный год




Название курса: Методы решения задач повышенной сложности по физике

Класс: 10

Учитель: Хилько Ю.А.















г. Радужный – 2018


Пояснительная записка

Элективный курс «Методы решения задач повышенной сложности по физике» рассчитан на учащихся 10 профильного класса и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Программа курса по выбору соотнесена с программой курса физики профильного уровня и разработана на основе авторской программы профессора ИСМО РАО г. Москва В.А.Орлова и профессора ВятГГУ г. Кирова Ю.А. Саурова «Методы решения физических задач повышенной сложности», которая взята из сборника: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. Сборник программ элективных курсов. – М.: Дрофа, 2005.

Основные цели курса:

  • углубление знаний по физике,

  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;

Задачи курса:

  • развитие физической интуиции, выработка определенной техники быстрого улавливания физического содержания задачи и выбора метода ее решения;

  • обучение учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;

  • развитие логического мышления учащихся, формирование умения строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач, и самостоятельного приобретения новых знаний.

Данный курс актуален, так как удовлетворяет запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в ВУЗах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне. Уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части курса, сколько за счет углубленной практической – решение разнообразных физических задач, изучение их методов решения. Поэтому данный курс особенно целесообразен для учащихся профильного уровня, которые уже определили свой дальнейший образовательный путь и решили поступать в технические ВУЗы.

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Теоретический материал обобщен в виде таблиц, которые ученики заполняет самостоятельно. Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая задача», ее структуре, знакомятся с основными приемами составления задач, их классификацией. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. В программе выделены также основные разделы школьного курса физики, раскрыты особенности физических задач по этому разделу. В начале изучения каждого раздела рекомендуется повторить с учащимися основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу следует использовать вычислительные, качественные, экспериментальные и творческие задачи.

Данный курс рассчитан на 30 часов, один час в неделю. При проведении занятий курса по выбору «Методы решения задач» применяются различные организационные формы занятий, большое внимание уделяется организации индивидуализированной самостоятельной работы, на многих занятиях учащиеся сами выбирают наиболее интересную для них серию, состоящую из задач различных видов. Самостоятельная работа предусматривается и в виде выполнения домашних заданий. При решении задач на данном курсе по выбору учащиеся для расчетов используют микрокалькуляторы, учатся составлять программы для решения задач и вычисления значений искомых величин.

Планируемые результаты

В результате изучения программы курса, учащиеся должны

знать и уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейшие задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения;

  • решать задачи среднего и сложного уровня трудности;

  • решать комбинированные задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.

  • владеть методами самоконтроля и самооценки;

Формы контроля

  1. Выступление учеников с подробном объяснением примеров решения задач.

  2. Постановка экспериментальных задач и их защита.

  3. Конкурс на составление лучшей задачи.

  4. Составление алгоритма решения задач по теме и его защита.

  5. Выполнение мини-зачетов по каждой теме.

Подведение итогов курса – это работа над проектом и его защита. Тему проектов выбирают сами учащиеся по тому вопросу, который кажется им наиболее интересным. По итогам изучения элективного курса выставляются отметки: «зачтено» или «не зачтено».

Содержание

Физическая задача. Классификация задач (1 час)

Задачи по физике и их классификация. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы составления задач.

Правила и приемы решения физических задач (2 часа)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении задач. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.

Механика. Кинематика (4 часа)

Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей. Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела. Равнопеременное вращательное движение. Решение графических задач. Решение тестовых

Динамика (5 часов)

Координатный метод решения задач по динамике. Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием. Методы решения экспериментальных задач.

Статика (2 часа)

Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.

Законы сохранения (4 часа)

Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на сохранение и превращение механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на данные объекты или явления. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. Решение конструкторских задач.

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (4 часа)

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Решение качественных экспериментальных задач. Решение тестовых задач.

Основы термодинамики (4 часа)

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели. Решение экспериментальных и конструкторских задач. Решение графических задач.

Электродинамика. Электрическое поле (3 часа)

Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение экспериментальных задач.

Итоговое занятие (1 час)

Работа над проектом, защита проекта

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Кол-во часов

Предполагаемые сроки

1

Физическая задача. Классификация задач

1

10.09-15.09

2

Правила и приемы решения физических задач

2

17.09-29.09

3

Механика. Кинематика

4

01.10-27.10

4

Динамика

5

29.10-07.12

5

Статика

2

10.12-22.12

6

Законы сохранения

4

24.12-26.01

7

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел

4

28.01-23.02

8

Основы термодинамики

4

25.02-23.03

9

Электродинамика. Электрическое поле

3

01.04-20.04

10

Итоговое занятие

1

22.04-27.04


Итого

30


Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема

Содержание

Виды деятельности

План

Факт

Физическая задача. Классификация задач. (1ч)

1/1

Физическая задача. Классификация задач

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Составление физических задач. Способы и техника.

Беседа с использованием презентации.

13.09


Правила и приемы решения физических задач. (2ч)


2/1

Этапы решения задачи


Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение.

Беседа с использованием презентации.

20.09


3/2

Анализ и оформление решение задачи


Общие требования к решению задач. Задачи на определение суммы и разности векторов. Работа с текстом задач. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Аналитическое и графическое решение кинематических задач. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач.

Работа с кинематическими схемами. Решение различных типов задачи анализ решения.

27.09


Механика. Кинематика. (4ч)

4/1


Координатный метод решения задач по кинематике

Равномерное и равноускоренное движение. Решение задач на сложение перемещений и скоростей.

Решение задач. Работа с кинематическими схемами.

04.10


5/2

Криволинейное движение. Вращательное движение твердого тела

Движение точки по окружности. Равнопеременное вращательное движение.

Сообщение с использованием презентации. Наблюдение за демонстрацией. Решение задач.

11.10


6/3

Одномерное равнопеременное движение


Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Решение количественных задач. Самостоятельная работа.

18.10


7/4

Двумерное равнопеременное движение

Движение тела Определение дальности полета, времени полета. Уравнение траектории движения брошенного под углом к горизонту.

Решение количественных задач.

25.10


Динамика. (5 ч)

8/1

Законы Ньютона. Силы трения.


Координатный метод решения задач по динамике. Решение задач на законы Ньютона. Решение задач на движение материальной точки с учетом сил трения.

Коллективная работа.

08.11


9/2

Силы тяготения


Решение задач на движение материальной точки с учетом сил тяготения.

Работа с раздаточным материалом

15.11


10/3

Решение задач на движение тел по наклонной плоскости

Силы в природе. Решение задач на движение тел по наклонной плоскости


22.11


11/4

Динамика

Решение экспериментальных задач и задач с техническим содержанием.

Наблюдение эксперимента. Самостоятельная работа.

29.11


12/5

Решение олимпиадных задач


Решение задач повышенной сложности.

06.12


Статика. (2ч)

13/1

Условия равновесия тела


Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Виды равновесия тел. Центр тяжести тела.

Сообщение с использованием презентации. Работа в парах.

13.12


14/2

Центр тяжести тела

Решение задач на определение характеристик равновесия физической системы.


20.12


Законы сохранения. (4 ч)

15/1

Кинематика и закон сохранения энергии

Решение задач по кинематике с помощью законов сохранения.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Решение задач.

27.12


16/2


Динамика и закон сохранения энергии

Решение задач по динамике с помощью законов сохранения.

Самостоятельная работа.



17/3

Закон сохранения импульса

Решение задач на закон сохранения импульса.

Решение тестовых, количест-венных и качественных задач.



18/4

Решение задач повышенной сложности по теме «Законы сохранения»

Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение. Решение олимпиадных задач на закон сохранения и превращения энергии и импульса.

Решение задач повышенной сложности.



Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. (4 ч)

19/1

Уравнение МКТ


Решение качественных и количественных задач на основные положения и основное уравнение МКТ

Работа с раздаточным материалом



20/2


Энергия теплового движения молекул

Объединенный газовый закон. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры.

Сообщение с использованием презентации. Составление опоры.



21/3

Уравнение состояния идеального газа

Решение качественных и количественных задач на уравнение состояния идеального газа

Сообщение с использованием презентации. Решение задач.



22/4

Изопроцессы

Решение качественных и графических задач на изопроцессы.

Индивидуальная работа.



Основы термодинамики(4 ч).

23/1

Первый закон термодинамики.

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Внутренняя энергия одноатомного газа.

Коллективная работа.



24/2

Изменение внутренней энергии

Изменение внутренней энергии в процессе теплопередачи и в процессе совершения работы.

Сообщение с использованием презентации. Решение задач.



25/3

Тепловые двигатели


Решение качественных и количественных задач на тепловые двигатели.

Сообщение с использованием презентации. Решение задач.



26/4

Тепловые двигатели. Основы термодинамики

Решение графических задач на тепловые двигатели. Решение экспериментальных задач.

Эксперимент. Анализ проблемных ситуаций.



Электродинамика. Электрическое поле. (3ч)

27/1

Закон Кулона.


Задачи на закон сохранения заряда. Решение задач на закон Кулона.

Работа с раздаточным материалом.



28/2

Принцип суперпозиции полей.

Решение задач на принцип суперпозиции полей. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Коллективная работа.



29/3

Принцип суперпозиции полей.

Решение задач на принцип суперпозиции полей. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Индивидуальная работа.



Итоговое занятие. (1ч)

30/1

Итоговое занятие

Работа над проектами Защита проектов

Групповая, индивидуальная работа






Литература

Для учителя:

1. Задачи с ответами и решениями: Фейнманов-ские лекции по физике. - М.: Мир, 1969.

2. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.

3. Усова А.В. и др. Практикум по решению физических задач. - М.: Просвещение, 1992.

4. Практикум по методике решения физических задач: Учебное пособие для физико-математических факультетов педагогических институтов / В.И. Богдан и др. - Мн.: Высшая школа, 1983.

5. Фридман Л.М., Турецкий Е.И. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1983.

6. Методика факультативных занятий по физике / Под редакцией О.Ф.Кабардина, В.А.Орлова. - М.: Просвещение, 1988.

7. Кабуелкин Б.Н. Методика решения задач по физике. - Л.: ЛГУ, 1972.

Для учащихся:

1. Балаш ВА. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983.

2. Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике для VIII-X классов средней школы. - М.: Просвещение, 1981.

3. Довнар ЭА., Курочкин ЮА., Сидорович П.Н. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. - Мн.: Народная асве-та, 1981.

4. Бутиков Б.И. и др. Физика в задачах. - Л.: ЛГУ, 1976.

5. Ланге В.Г. Экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Наука, 1985.

6. Сборник задач по физике: Учебное пособие / Под редакцией С.М.Козела. - М.: Наука, 1983.

7. Пинский. АА. Задачи по физике. - М.: Наука, 1985.

8. Слободецкий И.Ш., Орлов ВА. Всесоюзные олимпиады по физике. - М.: Просвещение, 1992.

9. Кабардин О.Ф., Орлов ВА. Международные олимпиады по физике. - М.: Наука, 1985.

10. Тульчинекий М.Е. Качественные задачи по физике. - М.: Просвещение, 1972.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!