Программа "Мир искусства" для учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка)
Разделы: Преподавание Искусства![]()
Содержание программы элективного курса «Мир искусства»
Пояснительная записка
концепция (основная идея) программы;
обоснованность;
цели, задачи, основные принципы;
планируемые результаты;
структура программы;
Учебно-тематический план
Содержание занятий.
Методы и формы реализации программы.
Критерии успешности занятий .
Система оценки достижений учащихся.
Способы проверки результатов освоения программы.
Условия реализации программы, финансовое и кадровое обеспечение.
Условия, необходимые для решения поставленных задач.
Знания и умения в процессе изучения курса программы.
Список используемой литературы для учителя и учащихся.
Заключение.
«Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.»
Д. РЕЙНОЛЬДС
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Мир искусства» разработана для обеспечения предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательного учреждения к обучению по художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля. По функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – полугодичной.
Концепция (основная идея) программы – осознание мирового значения искусства, изменения мира силами искусства.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Получить краткое художественное образование, ознакомиться с видами искусства, прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, ориентироваться в многообразии направлений искусства
Она позволяет получить краткое художественное образование, ознакомиться с видами искусства, прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, ориентироваться в многообразии направлений искусства. Программа курса призвана обеспечить предпрофильную подготовку девятиклассников по художественно-гуманитарному направлению.
Данный элективный курс будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению выбора художественно-педагогической профессии для профильного обучения в старших классах. При этом осуществляется ориентация на профессиональные качества педагога искусства, которые рассматриваются с точки зрения развития следующих способностей: Содержание элективного курса реализуется по принципам последовательности и системности. Оно включает три раздела: "Искусство вокруг нас", "Художественное образование", «Внеурочная творческая практическая деятельность».
В процессе реализации данных разделов, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания базовых программ основной школы по изобразительному искусству, программ факультативных курсов по мировой художественной культуре, традиционной народной культуре и пр., с другой – осознание особенностей художественно-педагогической профессии школьного учителя.
Предполагается, что девятиклассники имеют опыт эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, опыт художественно-творческой деятельности и, собственные впечатления от художественно-педагогической деятельности учителей музыки и изобразительного искусства, литературы. Большое значение имеет развитие собственного отношения обучающихся, и самостоятельного взгляда на роль искусства в жизни людей, на особенности художественного образования, на специфику профессии школьного педагога искусства.
Элективный курс повышает вероятность осознанного выбора выпускника основной школы художественно-педагогического направления гуманитарного профиля.
Программа включает новые для учащихся знания (стили, направления, дизайн, синтетические виды искусства), не содержащие в базовых программах.
Некоторые темы программы (синтетические виды искусства)можно включить в базовые программы по изоискусству, литературе, как модуль в решении задач по предпрофильной подготовке в школах художественно – эстетического направления.
Цели, задачи, основные принципы:
Цель элективного курса – формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля путем их ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы профессиональной подготовки учителя музыки или изобразительного искусства.
формирование целостного представления о роли искусства в культурно- историческом процессе развития человечества, развитие личности в духовно-нравственном плане, приобщение к национальным культурным наследиям
раскрытие творческих способностей школьника его мышления и познавательной деятельности
Задачи курса:
Повысить интерес учащихся к художественно-педагогическому направлению
Способствовать развитию способностей, помочь ученику освоить выбранное направление на повышенном уровне
Создать условия для положительной мотивации к выбору будущей профессии художественно- педагогического направления.
Планируемые результаты
При изучении курса предполагается развить следующие способности учащихся:
Способность обучающихся восприятия искусства
Развить мыслительную деятельность при восприятии произведений искусства
Способность различать национальную принадлежность произведений искусства
Способность выявления функции искусства на примере художественных произведений
Способность формирования собственного отношения к жизни
Владение языком изобразительного искусства, как средством общечеловеческого общения
Способность умений организовать собственную художественную творческую деятельность: изоискусства, скульптуры, дизайна, выставочная деятельность.
Программа будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению выбора художественно-педагогической профессии, так же происходит ориентация на профессиональные качества педагога искусства. В процессе реализации курса происходит углубление и расширение базовых программ по ИЗО, музыке, мировой художественной культуре, учащиеся знакомятся с особенностями художественно-педагогической профессии.
Предполагается, что по мере изучения курса у учащихся происходит развитие собственного отношения обучающихся к произведениям искусства, взгляда на роль искусства в жизни людей, адекватное восприятие произведений искусства. Учащиеся 9 классов имеют опыт эмоционального восприятия произведений искусства от художественно-педагогической деятельности учителей музыки, изобразительного искусства, литературы.
Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу программы.
Разделы и темы курса построены в тесном взаимодействии по принципу последовательности и систематичности, от простого к сложному и развиваются по трем линиям:
От эмоционального отклика на школьные занятия искусством – к осознанию необходимости их педагогической организации.
От самостоятельного опыта общения с произведениями искусства (вне школы) – к педагогически направленному опыту организации этого процесса (школьные занятия),
От роли ученика (ведомого) – к роли учителя (ведущего за собой).
Практически на каждом уроке происходит общение учитель – ученик- учитель, в форме дискуссий, последовательного усвоения знаний, опираясь на знания предыдущего урока, иначе невозможно научить учащихся размышлять, сопоставлять, анализировать, высказывать свое мнение, делать выводы и поэтому учебный материал дети помнят и легко восстанавливают в памяти.
Диалектическая логика восхождения к профессии заключается в установлении соответствия между темами программы, их художественно-педагогическим замыслом, психолого-педагогической основой и задачами профессиональной ориентации обучающихся, решаемыми в рамках каждой темы. Программа дает возможность проведение эвристических проб (поисково –исследовательская деятельность произведений искусства), например, как произведение искусства способствует «выпрямлению», возрождению человека, «очеловечиванию»,становлению его характера, его осознанному отношению к миру, т.е. искусство способствует возрождению красоты, изменению и спасению мира. (Учебно-тематический план. Приложение 1)
(Содержание занятий. Приложение 2)
Методы и формы реализации содержания элективного курса "Мир искусства»"
Содержание курса реализуется на основе следующих методов: обобщения, проблемно-поискового, проектного метода, что оптимизирует процесс «движения в профессию», помогает формировать самостоятельные взгляды на профессию, способствует осознанному ее восприятию
Уроки проводятся в форме лекций, диспутов, бесед, круглого стола, экскурсий, т.е. предполагаются и внеурочные виды деятельности: посещение музеев, музыкальной, художественной школы г.Нижнекамска, посещение уроков музыки, ИЗО, проведение фрагментов урока, моделирование школьных ситуаций и разрешение их учащимися и т.д.. "Мир искусства» – динамичный курс с яркой практико-ориентированной направленностью, о чем свидетельствуют разнообразные виды и формы проведения занятий. Предлагается два вида занятий: внеурочные и урочные. Среди внеурочных занятий: посещение, театра, художественной выставки и пр.; посещение урока музыки или изобразительного искусства в одном из классов основной школы; внеурочный практикум (проведение фрагмента урока музыки или изобразительного искусства в основной школе); внеурочная художественно-творческая деятельность. Благодаря частой смене видов деятельности школьники смогут заняться художественным творчеством по интересам, вне зависимости от имеющихся у них специальных умений, а также попробовать себя в роли учителя музыки или изобразительного искусства. Уроки проводятся в следующих формах: проблемно-поисковой деятельности с моделированием учебных ситуации, семинара, свободной дискуссии, круглого стола с использованием презентаций, аудио- и видеозаписей.
На занятиях круглого стола предполагается присутствие художников, музыкантов, студентов учебных заведений. В процессе круглого стола учащиеся демонстрируют полученные знания, круглый стол завершает элективный курс «Мир искусства».
Реферат, тестирование, которыми завершается изучение курса, являются формой отчетности девятиклассников. Реферат имеет практико-ориентированный характер и включает в себя размышления школьников при опоре на сведения, полученные на занятиях, литературные источники, рекомендуемые преподавателем, а также на конкретные примеры из художественно-педагогической практики.
Критериями успешности занятий по элективному курсу являются:
степень развития интереса к профессии;
степень проявления способностей к художественно-педагогической деятельности (разработка фрагмента урока)
степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений о процессе и результате художественно-педагогической деятельности.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседований с ними, исследовательской работы по произведениям искусства, разработки фрагмента урока и проба в практической деятельности, а также выполнения реферата на одну из предложенных тем.).
«Искусством очеловечивать»
"Искусство – как международный язык".
"Непреходящая сила искусства»
"Профессия – учитель-художник".
Система оценки достижений учащихся
знакомство с истоками произведения искусства;
умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
продолжение работы по исследованию произведений.
Ожидаемый результат состоит в положительной динамике развития личности школьника, его воображения, способности к изобразительному творчеству, в сохранении интереса к занятиям, участие в конкурсах, фестивалях, во Всероссийских олимпиадах по МХК
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
Условия реализации программы, финансовое и кадровое обеспечение
Для реализации программы необходимо иметь соответствующие материалы и принадлежности.
Для педагога:
ТСО, мультимедийные оборудования (ноутбук, диапроектор, интерактивная доска);
таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
материал по истории искусств;
художественно-графические материалы.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы необходим учитель по специальности –учитель изобразительного искусства в средней школе или преподаватель художественной школы.
Финансовое обеспечение
Программа реализовывается за счет часов, отведенных на кружковые занятия в школе, или за счет часов от центра детского творчества.
Условия, необходимые для решения поставленных задач:
обеспечение материально-технической базой;
посещение профессиональных театров, экскурсии, встречи с интересными людьми;
взаимное общение детей из различных художественных коллективов города;
участие в конкурсах, олимпиадах;
возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению;
готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по предметам будущего
В процессе изучения курса учащиеся должны
знать:
Виды и жанры искусства.
Основы изобразительной грамоты.
Структуру урока искусства.
Сведения о разных народных промыслах.
Имена великих мастеров искусства.
Предназначение искусства.
О профессиях художественного направления.
уметь:
Осмыслить место искусства в жизни человека.
Создавать проекты – импровизации, структуру уроков ИЗО.
Выражать своё личное отношение к произведениям искусства.
Создавать презентации.
Заниматься проектной деятельностью.
Дополнительная литература, цифровые образовательные ресурсы для учителя и учащихся необходимые в процессе изучения предпрофильного курса «Мир искусства».
Б.М. Неменский «Мудрость красоты», программа «Изоискусство и худ. труд». – М., «Просвещение», 1987.
Н.М. Сокольникова «Основы живописи». – Обнинск, «Титул», 1996.
М. Сокольникова «Основы композиции». – Обнинск, «Титул». 1996.
Т.А. Копцева «Формирование образного восприятия». – М., 1990.
Е.И. Коротеева «Искусство и ты». – М., «Просвещение», 1997.
Журнал « Изобразительное искусство в школе». – М., 2005, №5,7.
Журнал «Юный художник». 1988. 1995 № 3,4.5,
Н. Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке». – М., 1997.
Т. Копцева «Формирование образного восприятия цвета у школьников». – М., 1990.
Г. Беда «Основы изобразительной грамоты» – М., «Просвещение», 1985.
Н. Никанорова « Наглядные пособия для занятий изоискусством». – М., 1998.
Ю. Хижняк «Как прекрасен этот мир». – М., 1986.
Цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники по видам искусства.
Г.И. Данилова (МХК 10 кл., 11 кл.), Москва «Дрофа», 2008.
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы».
ЦОР «Шедевры мирового изобразительного искусства».
Ю.А.Солодовников «Человек в МХК».
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003.
Мосина Вал. Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
Науменко Т.Н., Алеев В.В. Дневник музыкальных размышлений. – М.: Дрофа, 2001.
Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. – М.: Дрофа, 2001 -2002.
Обернихина ГА. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М.: Владос, 2001.
Розмари, Бартон. Атлас чудес света. – Бертельс манн Медиа Москау АО, 1995.
Страшное С.Л. Русская поэзия XX века. – М.: Просвещение, 2001.
Творогов О.В. Древнерусская литература. Хрестоматия для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1998.
Твоя профессиональная карьера / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.
ЦОР «Энциклопедия зарубежного классического искусства».
Заключение.
С первых занятий по программе важно использовать интерес детей к изобразительному искусству, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности, на уроке. Первые занятия красоты и добра, знакомство с творческим наследием великих художников, могут остаться в памяти школьника на всю жизнь.
Бережное отношение учителя к ученику, как к равноправному собеседнику, к его умениям высказывать свое мнение, делать выводы, обобщать, сопоставлять, анализировать – вот основные слагаемые успеха, и поэтому учебный материал дети помнят и легко восстанавливают в памяти.
Теоретическая значимость программы в том, что в ней представлено обоснование и возможности осуществления грамотной организации работы учителя на занятиях.
Практическая значимость программы – в разработке методических рекомендаций по начальному освоению школьниками основ профессии «учитель – художник».