ПЕТРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Программа
мониторинга здоровья обучающихся
г. Светлоград
2021г.
«Потерял деньги – жалко,
Потерял время – досадно,
Потерял здоровье – безнадёжно!»
Г.Ратнер
Пояснительная записка
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Поэтому, оздоровление детей должно вестись целенаправленно, через систематическую спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению. Можно выделить несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система нравственных ценностей.
Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребѐнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Но проблема остается: нет системы сбора, хранения, анализа и использования полученной информации для решения проблем здоровьесбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики. На начальном этапе следует создать и оформить Паспорт здоровья каждого класса, что позволит в будущем создать Паспорт здоровья для каждого учащегося. Паспорт здоровья класса является новой формой организации здоровьесберегающей деятельности, содержащей данные о состоянии здоровья класса и направленной на охрану и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Он позволяет организовать личностно – ориентированный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель мониторинга: Оценить уровень здоровья учащихся, выявить факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности школы в области здоровьесбережения.
Задачи:
- формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки ее здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;
- вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;
- выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.
Реализация задач возможна при таких условиях:
1.Тесное взаимодействие и взаимопонимание всех участников мониторинга здоровья учащихся;
2.Наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;
3.Реализация здоровьеформирующего, здоровьесберегающего и рекреативного подхода в моделировании процесса обучения.
Объект мониторинга
Система учебно-воспитательного процесса, цели и результаты, направленные на сохранение физиологического, психологического и социального здоровья учащихся и педагогов школы.
Субъект мониторинга
Учебный процесс, воспитательный процесс, учащиеся и педагоги школы.
Участники мониторинга
Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:
1. учащиеся;
2. классные руководители;
3. родители;
4. учителя физической культуры;
5. психолог;
6. медицинские работники школы.
Основные методы и средства сбора и хранения информации
Основными методами и средствами диагностики здоровья учащихся являются:
1. ежегодный медицинский осмотр;
2. тестирование;
3. анкетирование;
4. ИКТ-технологии.
Получатели информации
Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру, психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и должна быть доступна для всех участников образовательного процесса. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.
Планируемые результаты
1. Оформление паспорта здоровья для каждого учащегося и каждого класса.
2. Определение уровня здоровья всех учащихся.
3. Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся.
4. Использование рекреативных технологий в реализации программы «Здоровье».
5. Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).
Состав рабочей группы
В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:
- учителя физкультуры
- медицинские работники школы;
- психолог.
Принятие управленческих решений
Управленческие решения принимает администрация. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является заместитель директора.
Сроки исполнения
Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.
План проведения мониторинга
№ п/п | Мероприятия | Исполнители | Сроки |
1 | Разработать и утвердить план мероприятий по реализации мониторингового исследования | члены рабочей группы | сентябрь |
2 | Информирование коллектива о мониторинговом исследовании | администрация | сентябрь |
3 | Подготовка измерителей, таблиц, тиражирование анкет | члены рабочей группы | октябрь |
4 | Организация и проведение анкетирования учащихся, родителей | члены рабочей группы | октябрь |
5 | Организация и проведение медицинского осмотра учащихся | медработник школы | октябрь |
6 | Обработка результатов анкет | члены рабочей группы | ноябрь |
7 | Организация и проведение самообследования учащихся | члены рабочей группы | декабрь |
8 | Изучение валеологической кривой расписания | члены рабочей группы | октябрь, февраль |
9 | Посещение уроков с целью выявления использования здоровьесберегающих технологий на уроке | администрация | сентябрь - апрель |
10 | Обработка результатов медицинского осмотра учащихся | члены рабочей группы | январь |
11 | Оформление паспорта здоровья для каждого класса, каждого учащегося, внесение результатов медицинского осмотра, тестирования, анкетирования | классные руководители | октябрь-май |
12 | Собрание классных руководителей с учителями физкультуры и классными руководителями по выявлению замечаний, дополнений, предложений по мониторинговому исследованию | администрация | апрель |
13 | Разработка рекомендаций для создания здоровьесберегающей среды в ОУ | члены рабочей группы | апрель |
14 | Корректировка плана работы ОУ на следующий учебный год | администрация | май |
15 | Информирование коллектива о результатах мониторингового исследования | администрация | май |
Критерии и показатели мониторинга здоровья учащихся
Объект мониторинга | Критерии оценки | Показатели оценки | Методики сбора информации |
Здоровье учащихся | уровень здоровья учащихся | 1.Количество уроков, пропущенных по болезни 2. Медицинские статистические данные: - Количество часто болеющих детей. - Распределение детей для занятий физкультурой по состоянию здоровья. - Количество детей с хроническими заболеваниями. - Количество детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе. - Количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях: 1-4 кл. -5-9 кл. -10-11 кл. Сколько детей охвачено оздоровительными мероприятиями и какими? - Динамика травматизма - Контроль физического развития и двигательной подготовленности | медицинское обследование, анкетирование учащихся и родителей, тестирование учащихся, ведение классного журнала, мониторинг физической подготовленности учащихся |
валеологические ресурсы | - валеологическая кривая расписания; - количество учащихся в классе; - использование здоровьесберегающих технологий на уроке. | Гигиенические требования к расписанию уроков, комплектование классов, посещение уроков |
нагрузка учащихся | - число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (четверть, год); - время, затраченное на подготовку домашнего задания, их трудоемкость (по предметам, по четвертям, по параллелям) | Учебный план ОУ, проверка рабочих тетрадей учащихся. |
обучаемость | - легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления) - гибкость в переключении на новые способы и приемы работы - прочность сохранения освоенного материала | Диагностика психолога |
Теоретическая значимость программы
Состоит в том, что её результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования здорового образа жизни школьников на основе использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
Практическая значимость программы
Состоит в том, что отслеживание показателей здоровья учащихся в мониторинге позволит определить уровень здоровья всех школьников. Систематическое и своевременное внесение результатов в паспорт здоровья даст наглядную картину состояния здоровья учеников в классах, поможет выявить причины снижения уровня здоровья учащихся и выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, сэкономит время для оперативного нахождения требуемой информации по конкретному ученику.
ПРИЛОЖЕНИЯ
В приложениях 1-7 приведены примерные анкеты для определения уровня здоровья школьников, для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Приложение 4
Анкета для учащихся 3—4 классов «Здоровый образ жизни»
Класс_______________ Пол М Ж Дата заполнения анкеты 20___г.
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе
с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из
перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
мыло зубная щетка полотенце для рук
мочалка зубная паста шампунь
тапочки полотенце для тела
2. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а
другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
Завтрак | 08.00 | 09.00 |
Обед | 13.00 | 15.00 |
Полдник | 16.00 | 18.00 |
Ужин | 19.00 | 21.00 |
| | |
3. Оля, Вера и Таня не могут решить — сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты
думаешь, кто из девочек прав. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить
Изо рта все скопившиеся за день остатки пищи
Зубы нужно чистить утром и вечером
Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день
4. Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила
гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:
Перед чтением книги Перед посещением туалета
После посещения туалета После того, как заправил постель
Перед едой Перед тем, как идешь гулять
После игры в баскетбол После того, как поиграл с кошкой или собакой
5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь:
Каждый день Два-три раза в неделю 1 раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь:
Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой
Приложение 5
Анкета для учащихся 5 – 7 классов «Здоровый образ жизни»
Класс_______________ Пол М Ж Дата заполнения анкеты 20___г.
1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой
жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
Иметь много денег Много знать и уметь
Быть здоровым Иметь любимую работу
Иметь интересных друзей Быть красивым, привлекательным
Быть самостоятельным (самому решать, что делать и самому обеспечивать себя)
Жить в счастливой семье
2. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.
Регулярные занятия спортом
Хороший отдых
Знания о том, как заботиться о своем здоровье
Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.)
Возможность лечиться у хорошего врача
Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д.
Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни
(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.)
3. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?
| Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко, никогда |
Утренняя зарядка, пробежка | | | |
Завтрак | | | |
Обед | | | |
Ужин | | | |
Прогулка на свежем воздухе | | | |
Сон не менее 8 ч | | | |
Занятия спортом | | | |
Душ, ванна | | | |
4. Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).
Да, конечно Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
5. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ.
Да, очень интересно Скорее интересно, чем не интересно
Скорее неинтересно, чем интересно Не интересно
6. Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?
| Часто | От случая к случаю | Никогда |
В школе | | | |
Дома | | | |
От друзей | | | |
Из книг и журналов | | | |
Из передач радио и телевидения | | | |
7. Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь...
| Интересно | Не всегда интересно | Не интересно |
В школе | | | |
Дома | | | |
От друзей | | | |
Из книг и журналов | | | |
Из передач радио и телевидения | | | |
8. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе?
Какие из них ты считаешь интересными и полезными?
| Проводятся | Интересно | Не интересно |
Уроки, обучающие здоровью | | | |
Лекции о том, как заботиться о здоровье | | | |
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье | | | |
Спортивные соревнования | | | |
Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья | | | |
Праздники, вечера на тему здоровья | | | |
Приложение 6
Анкета для учащихся 8 - 11 классов «Здоровый образ жизни»
Класс_______________ Пол М Ж Дата заполнения анкеты 20____г.
1. Какие из ценностей, приведенных ниже, для вас наиболее важны? Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное).
Материальное благополучие
Качественное образование
Привлекательная внешность
Хорошее здоровье
Возможность общаться с интересными людьми
Благополучная семья
Свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания) □
Любимая работа
2. Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными? Из приведенного
перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для вас.
Хорошая наследственность
Хорошие экологические условия
Выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.)
Возможность консультации и лечения у хорошего врача
Знания о том, как заботиться о своем здоровье
Отсутствие физических и умственных перегрузок
Регулярные занятия спортом
Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.
3. Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?
| Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко |
Утренняя зарядка, пробежка | | | |
Завтрак | | | |
Обед | | | |
Ужин | | | |
Прогулка на свежем воздухе | | | |
Сон не менее 8 ч | | | |
Занятия спортом | | | |
Душ, ванна | | | |
4. Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?
Вполне достаточно Не вполне достаточно Недостаточно
5. Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
Очень интересна и полезна Довольно интересна и полезна
Не очень интересна и полезна Не интересна и не нужна
6. Откуда вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?
| Часто | От случая к случаю | Никогда |
От родителей | | | |
От друзей | | | |
В школе | | | |
Из журналов, книг | | | |
Из передач ТВ | | | |
Через интернет | | | |
7. Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?
| Интересны | Не всегда интересны | Не интересны |
От родителей | | | |
От друзей | | | |
В школе | | | |
Из журналов, книг | | | |
Из передач ТВ | | | |
Через интернет | | | |
8. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в вашем классе?
Какие из них вы считаете интересными и полезными?
| Проводятся | Интересно | Не интересно |
Специальные уроки | | | |
Лекции | | | |
Показ видеофильмов | | | |
Спортивные соревнования | | | |
Работа спортивных секций | | | |
Тематические вечера | | | |