Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Наше здоровье».
Направление: спортивно-оздоровительное.
Начального общего образования
5 класс
Срок реализации: 2022-2023 учебный год.
Составитель: Хохлова Лидия Влвдимировна.
2.Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Устава муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 МО «Барышский район» Ульяновской области;
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 4
МО «Барышский район;
Положения о рабочей программе внеурочной деятельности, утвержденного приказом директора № 154 от 01.09.2014 г.;
Актуальность: Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Наше здоровье» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Данная программа разработана на основе рабочей программы «Физическая культура 1-4 класс» (В.И. Лях. – М. «Просвещение», 2013) и является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, включая в себя, как теоретическую – изучение организма человека, причин и профилактики заболеваний, так и практическую части – организация подвижных игр.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Цели программы:
создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи программы:
ознакомить обучающихся с основными системами организма человека, их взаимодействием, причинами нарушения деятельности (заболеваниями) и профилактическими мерами;
обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения;
3.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Наше здоровье» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, а также в спортивном зале или на спортивной площадке (в зависимости от погодных условий и темы занятия).
Программа «Наше здоровье» состоит из 5 разделов:
1.Безопасность нашей жизни и здоровья
2. Как устроен человек
3. Почему мы болеем и как не заболеть
4. Мой ЗОЖ
5. Движение – жизнь
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок и потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья, у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений и качеств:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Сформированность основ российской, гражданской идентичности
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источнике информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источник информации, свой жизненный опыт.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение организовывать и проводить досуговые мероприятия (игры).
Предметными результатами программы являются:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
5. Содержание программы внеурочной деятельности.
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего
час.
В том числе
Форма
контроля
теорети-ческие занятия
практи-ческие
занятия
I
Введение. Безопасность нашей жизни и здоровья.
2
1
1
анкетирование
II
Как устроен человек
4
2
2
викторина
III
Почему мы болеем и как не заболеть
6
3
3
викторина
IV
Мой ЗОЖ
4
2
2
анкетирование
V
Движение - жизнь
18
3
15
тестирование,
праздник
Итого:
34
11
23
Содержание программы
1 раздел (2 часа) Безопасность нашей жизни и здоровья.
Беседы о безопасном поведении на занятиях, по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Экскурсия по территории населённого пункта.
2 раздел (4 часа) Как устроен человек.
Основные системы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Подвижные игры с использованием работы различных частей тела («День и ночь», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Охотники и утки»)
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности).
3 раздел (6 часов) Почему мы болеем и как не заболеть.
Иммунная система человека. От чего зависит иммунитет и как его поддерживать на высоком уровне. Инфекционные заболевания и их профилактика. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Подвижные игры («Класс, смирно», «Перемена мест», «Салки с мячом», «Охраняй капитана»)
Строевые упражнения; перестроение.
4 раздел (4 часа) Мой ЗОЖ.
Наркотические вещества. Токсические вещества. Их опасность для человека. Организация самостоятельной двигательной деятельности. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Подвижные игры на свежем воздухе («Прятки», «Салки», «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята»). Пальчиковые игры.
5 раздел (17 часов) Движение - жизнь.
Спортивные игры. Основы правил игры в баскетбол, футбол. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Подвижные игры на основе спортивных игр («Школа мяча», «Мяч – соседу», «Гонка мячей по кругу», «Мяч - капитану», «Не давай мяча водящему» , «Метко в цель», мини-футбол, мини-баскетбол).
Эстафеты на санках. Лыжные гонки.
Игры – эстафеты. Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1
Основная литература для учителя
1.1
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
1.2
Рабочая программа
Д
2
Технические средства обучения
2.1
Музыкальный центр и аудиозаписи
Д
2.2
Компьютер и мультимедиапректор, экран
Д
2.3
ЭОР
Д
2.4
Учебно-практическое оборудование
3
Стенка гимнастическая
П
3.1
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
П
3.2
Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные
К
3.3
Палка гимнастическая
Ф
3.4
Скакалка детская
Ф
3.5
Мат гимнастический
П
3.6
Кегли
П
3.7
Обруч алюминиевый
П
3.8
Флажки: разметочные с опорой, стартовые
П
3.9
Лыжи детские (с креплениями и палками)
К
3.10
Аптечка
Д
Литература
Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.
«Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов на основании ФГОС:методические рекомендации». Педагогический коллектив МОУ СОШ с. Н. Бекшанка МО «Барышский район» под научным руководством Гордеева Ю.А. УИПКПРО, 2013г. -163с.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
ЭОР - http://eor-np.ru/taxonomy/term/114
Сайт «Ранний старт.» - kidsport.narod.ru
Физиология мышечной деятельности – учебник для непрофессионалов. - www.karina-kazak.narod.ru/phisiol/index.html
«Игра и дети» – журнал для родителей и педагогов.- www.i-deti.ru/
7. Планируемые результаты работы курса внеурочной деятельности.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
Следовательно, выпускник младших классов, как современного образовательного учреждения, должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, быть открытым внешнему миру.
8. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Оборудо вание, ЭОР | Приме чание |
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | | | | |
1 | | | Введение. Безопасность нашей жизни и здоровья. | 2 | Фронтальная | Дать понимание здоровья как ценности. Определить виды здоровья. Научить снимать утомление с помощью точечного массажа. Дать понятие о необходимости регулярного и полноценного наблюдения врачей Сформировать потребность детей следить за своим здоровьем Познакомить с факторами влияющими на здоровье. Дать возможность высказать свою точку зрения на составляющие здорового образа жизни. Сформировать потребность детей в следовании правилам здорового образа жизни Дать понятие о необходимости соблюдения режима труда и отдыха. Дать знания о рациональном питании. Учить играть в подвижные игры. | П. - установление причинно-следственных связей; Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено К. - определять общую цель и пути ее достижения; П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; К. - определять общую цель и пути ее достижения; П. - установление причинно-следственных связей; Р. - составлять план и последовательность действий; К. - определять общую цель и пути ее достижения; | Выработка здоровье сберегающего поведения; установка на здоровый образ жизни; Готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения; Установка на научный подход к объяснению природных явлений Установка на здоровый образ жизни; воспитание доверия к медицине П. - осознанно и произвольно строить отношения в игре Р. - выделять и формулировать требования и просьбы К. - определять общую цель и пути ее достижения; | Просматривают обучающий видеофильм | ПК, проектор | | |
2 | | | Как устроен человек | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
3 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток,. скакалки | | |
4 | | | Как устроен человек | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
5 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
6 | | | Почему мы болеем и как не заболеть | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
7 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
8 | | | Почему мы болеем и как не заболеть | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
9 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
10 | | | Почему мы болеем и как не заболеть | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
11 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
12 | | | Мой здоровый образ жизни | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
13 | | | Подвижные игры | 1 | Групповая | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
14 | | | Мой здоровый образ жизни | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
15 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
16 | | | Движение - жизнь. | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
17 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
18 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
19 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
20 | | | Движение - жизнь. | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
21 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
22 | | | Подвижные игры | 1 | Групповая | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
23 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
24 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
25 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
26 | | | Движение - жизнь | 1 | Фронтальная | Проанализировать семейные традиции, связанные со здоровьем. Дать понятие о эмоциях. Учить контролировать свои эмоции. Дать определение физической нагрузки. Учить измерять физическую нагрузку и ее регулировать. | П. - осознанно подходить к пониманию своей роли в семье Р. - осуществлять анализ К. - формулировать собственное мнение и позицию; П. - установление причинно-следственных связей; Р. - составлять план и последовательность действий; К. - строить понятные для партнёра высказывания; | Готовность следовать положительным примерам из произведений искусства | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
27 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
28 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
29 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
30 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
32 | | | Подвижные игры | 1 | Фронтальная | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки | | |
33 | | | Игры- эстафеты | 1 | Групповая | Играют в предложенные игры | Мячи, свисток, скакалки, обручи | | |
34 | | | Итоговое занятие. | 1 | Фронтальная | Просматривают обучающий мультфильм | ПК, проектор | | |
35 | | | | | | | | | | | | |