Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» г.Ижевска
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Директор МБОУ «СОШ №16»
МБОУ «СОШ №16» ___________________Таранникова Ж.В. Протокол от 31.08.2020 № Приказ от 31.08.2020 №
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
МБОУ «СОШ №16»
(протокол от 30.08.2020 № )
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
Ижевск – 2020 г.
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа наставничества «Учитель-учитель» разработана в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» и национального проекта «Демография».
В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество решается задача и профессионального роста педагогических работников. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2017года. Следовательно, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Нормативной базой программы является следующий федеральный документ: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».
2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название | Программа наставничества муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №16» города Ижевска |
Решение об утверждении Программы наставничества | Приказ «Об утверждении Программы наставничества МБОУ «СОШ №16» от 31.08.2020 №177 |
Нормативно- правовая база | Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. От 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020). «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. № 2705-p. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 26.07.2019 № 232-ФЗ. Федеральные проекты «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Современная школа» Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года (протокол № 16). Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». |
Цель | Формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя. |
Задачи | Обеспечить успешное закрепление в лицее молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых); Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне. Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях лицея. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный витагенный опыт. Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в лицее, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей. |
Основная идея | Создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого и вновь прибывшего учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. |
Ожидаемые результаты | Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности новых членов педагогического коллектива; формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющей когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами; формирование умений анализировать причины успехов и неудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования; реализация участниками Программы наставничества своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности; рост рейтинга молодых учителей среди участников образовательных отношений. |
Основные исполнители | Администрация школы, учителя-наставники, молодые специалисты, руководители методических объединений учителей предметников и классных руководителей |
Теоретическая значимость | Определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемыми |
Практическая значимость | Позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемых педагогов. Помощь в достижении личностно-значимых целей |
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА (ПН)
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами.
В качестве концептуального обоснования ПН в школе выдвигаются следующие положения:
наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях постоянной модернизации российского образования;
наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций.
Настоящая ПН разработана с учетом федеральных проектов «Молодые профессионалы» и «Учитель будущего» Национального проекта «Образование»
Технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».
ПН направлена на становление наставляемого как с профессиональной позиции, так и с позиции развития личности.
Основной подход в оказании помощи участникам программы – амбивалентный, при котором проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Объектом ПН выступает процесс передачи опыта учительской деятельности.
Субъектами ПН являются все участники наставнической деятельности (заместители директора по УР, ВР, руководители МО учителей-предметников, наставники и наставляемые).
Программа предполагает реализацию в школе в рамках формы наставничества «Учитель-учитель (педагог-педагог)» прежде всего следующих ролевых моделей: - «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический
вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
«опытный классный руководитель – начинающий классный руководитель» - опытный классный руководитель оказывает методическую поддержку по конкретным вопросам организации классного коллектива, работы с родителями и т.д.
Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Технологии, которые будут применяться в данной программе подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с наставниками. Применяемые и в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, медиация, проектная.
В то же время, если возникнет такая потребность, могут быть реализованы и такие ролевые модели, как:
«лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
«педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
«опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).
Цель, задачи и планируемые результаты реализации программы наставничества (ПН)
Цель ПН: формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя. Задачи ПН:
Обеспечить успешное закрепление в лицее молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых);
Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.
Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы.
Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный витагенный опыт.
Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.
Планируемые результаты реализации ПН:
повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;
повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников ПH;
повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде) и метакомпетенций;
позитивная социальная адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе.
Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, самостоятельность, ответственность, креативность, достаточную сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно- смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.
Требования к учителю-наставнику
Наставник (коуч) — участник ПH, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставником может быть учитель различных предметных направлений (в зависимости от реализации конкретной ролевой модели и запроса наставляемого (клиента), способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. Это должен быть опытный педагог (учитель первой или высшей квалификационной категории), имеющий профессиональные успехи (отраслевые награды, победы в профессиональных конкурсах, публикации по педагогической деятельности, участник вебинаров, семинаров, мастер-классов), занимающийся инновационной деятельностью.
Учитель-наставник должен обладать лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Учитель-наставник обязан:
знать требования законов и иных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, требования федеральных государственных образовательных стандартов;
способствовать формированию потребности наставляемого заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
развивать интерес к методике построения и организации результативной образовательной деятельности;
ориентировать наставляемого на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
прививать наставляемому интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в школе; способствовать профессиональному становлению наставляемого.
Требования к наставляемым
изучать нормативные документы, определяющие их служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - периодически отчитываться о своей работе перед наставником, заведующим кафедрой и руководителем методического объединения, педагогами школы.
Принципы реализации ПН
Реализация ПН строится на следующих принципах:
принцип научности – использование научно-обоснованных технологий;
принцип легитимности – соответствие всех действий законодательству Российской Федерации:
принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;
принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;
принцип компетентности — владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;
принцип комплексности — согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации ПИ;
принцип лояльности — уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения; - - принцип конфиденциальности — неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);
принцип добровольности — участие в ПН наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);
принцип активности — активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями и
организация их работы
Работа наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, классного руководителя, корректированию результативности профессиональной деятельности педагога.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации наставляемых к педагогической деятельности, предоставляя им методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно- правовую информацию.
Проведение анкетирования и составление информационной карточки наставляемого
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта наставляемого.
Выявление проблемных зон в работе наставляемого
Наставник ведет работу по выявлению причин возникших трудностей в работе наставляемых: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.
Составление планов работы с наставляемыми
План работы составляется индивидуально в зависимости от запросов наставляемого и включает:
создание оптимальных условий для успешной работы;
проведение индивидуальных бесед и консультаций с наставляемыми;
оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
оказание практической помощи по планированию и проведению мероприятий, в том числе предварительную работу со сценариями мероприятий и анализ проведённых мероприятий;
проведение диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем;
взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы и т.д.
Технология управления наставнической деятельностью
Технология управления – вся совокупность управленческих решений и средств, сознательно применяемых для достижения цели:
• Проектирование. Высококлассные специалисты не появляются внезапно; необходимо планировать работу по «выращиванию» кадров.
Диагностика – определение, изучение и оценка параметров, характеризующих состояние кадрового потенциала, выявление факторов, влияющих на это состояние.
Мониторинг — система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.
Анализ собранной информации. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по направлениям:
обеспечение качества прохождения аттестации учителями;
участие педагогов в инновационной деятельности;
участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства; - диссеминация педагогического опыта.
Подготовка и принятие управленческого решения: располагая результатами диагностики и мониторинга, можно сравнивать «качество» педагогических кадров. Сравнительный анализ результатов позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и устранить недостатки в образовательной системе лицея, создать условия для совершенствования работы. В качестве таких факторов и могут выступать квалификация педагогов, методическая работа, внутришкольный контроль.
Формы и методы работы с наставляемыми: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПН
Пары или группы наставник-наставляемый(е) как правило создаются в
школе на 1 год, но, в зависимости от задачи, которые решаются в ходе сотрудничества, продолжительность совместной деятельности может быть увеличена. Организация наставничества предполагает следующие этапы, сроки определены примерно:
№ п/п | Этапы | Сроки | Функции |
1. | Подготовительный | Август – сентябрь | Управленческая, прогностическая. |
2. | Организационный | Сентябрь – октябрь | Диагностическая, методическая |
3. | Практический | Октябрь – май | Деятельностная, аналитическая |
4. | Обобщающий | Май – июнь | Деятельностная, аналитическая, прогностическая |
План реализации этапов ПН включает:
Этап | Сроки реализации | Задачи | Содержание этапа (примерное) |
Подготови тельный | Август- сентябрь | Создать организационно- содержательные условиядля осуществления наставнической деятельности | Проведение методического совета «Организация наставнической деятельности «учитель — учитель»; создание пакета локальных актов по реализации ПН; определение наставнических пар (групп); проведение постоянно действующего семинара для участников ПН «Правовые аспекты наставнической деятельности в системе «учитель — учитель» |
Организац ионный | Сентябрь- октябрь | Выявление сильных и слабых сторон деятельности учителя; разработка основных направлений работы с наставляемыми | Составление индивидуального плана развития под руководством наставника (коуча) (Приложение «Типовой план наставничества»), сбор информации для формирования плана работы (дорожной карты) наставника с молодым специалистом, проведение ПДС «Образцы анализов контрольных работ», разработка памяток наставнику и молодому специалисту. |
Практичес кий | Октябрь- май | Реализация основных положений ПН | Совместная деятельность субъектов наставнической деятельности в рамках дорожной карты; взаимопосещение уроков, занятий внеурочной деятельности (далее — ВУД) и внеклассных мероприятий в наставнических парах (группах); анализ и самоанализпосещенных уроков и занятий ВУД и внеклассных мероприятий, проведение «Педагогической мастерской» (мастер- классов) учителями- стажистами для молодых специалистов; проведение фестиваля- конкурса «2К: коуч +клиент», проведение анкетирования участников ПН по наставнической деятельности. |
Обобщающи й | Май-июнь | Подведение итогов работы по реализации ПН и анализ результативности деятельности педагога- наставляемого | изучение и обобщение опыта работы по реализации ПН; демонстрация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов (презентации, сайты, блоги, проекты, рабочие программы, технологические карты урокови ВУД); формирование банка методических материалов об опыте реализации ПН; диссеминация опыта по наставнической деятельности (через публикации, участие в конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и др.) |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Организация контроля и оценки
Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом заместитель директора по УР.
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.
Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании аналитической справки, составленной наставником, а также анализа деятельности сетевой площадки муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов, которая работает на базе школы.
Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества
Показатель | На дату начала действия программы | На дату подведения итогов реализации программы (промежуточных, итоговых) |
Наличие мотивированных запросов от педагогов и классных руководителей школы на работу в ПН |
Количество педагогов, подавших «запрос на помощь наставника» | | |
Количество педагогов, подавших запрос на работу в программе в качестве наставляемого | | |
Формирование сообщества наставников в школе |
Количество педагогов, прошедших обучение по наставничеству | | |
Количество наставников из числа педагогов | | |
Количество наставников из числа выпускников программы | | |
Результативность взаимодействия наставнических пар по модели «учитель- учитель» |
Количество педагогов, подготовленных наставниками и успешно прошедших аттестацию | | |
Количество педагогов, Подготовленные в результате осуществления наставничества к руководству проектами программы развития лицея и проектами инновационной деятельности | | |
Количество педагогов, подготовленных наставниками и участвующих в конкурсах профессионального мастерства | | |
Количество педагогов, сменивших статус с наставляемого наставника | | |
Вклад школы в развитие районной практики наставничества |
Количество педагогических работников, принявших участие в научно-практических мероприятиях по вопросам наставничества других организациях | | |
Количество проведенных школой научно—практических мероприятий по вопросам наставничества | | |
Количество представленных практик наставничества прошедших положительную профессионально- общественную экспертизу на муниципальном, региональном, Всероссийском уровне | | |
Мониторинг реализации ПН
Мониторинг в наставнической деятельности – это система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности.
Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: обратная связь от участников ПН (метод анкетирования); контроль за процессом наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого; определение условий эффективного наставничества; контроль показателей социального и профессионального благополучия; анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.
Индикативные показатели
— Умение планировать учебную деятельность на основе творческого поиска через самообразование;
— овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
— умение работать с классом на основе изучения личности обучающегося;
— умение организовать классный коллектив, взаимодействуя со всеми участниками образовательной деятельности;
— овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся;
— становление и развития профессиональных компетенций у наставляемых; — повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Показатели эффективности деятельности учителя
Для оценки эффективности наставнической работы и деятельности учителя определены следующие критерии, показатели и система оценивания:
Критерии | Показатели | | Баллы |
Урочная деятельность | |
Общая успеваемость за четверть, год | 100% | | 2 |
Менее 100% | | 0 |
Имеется положительная динамика | | 1 |
Качество успеваемости за четверть, год | 75 — 100% - оптимальное | | 3 |
50 — 74% - допустимое | | 2 |
Менее 50% - недопустимое | | 0 |
Имеется положительная динамика | | 1 |
Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах по предмету (за год) | Творческие работы, исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету | | Уровень |
| | | |
Количество участников | 5 и более | 2 | 4 | 5 | 6 |
2 - 4 | 1 | 3 | 4 | 5 |
0 - 1 | 1 | 1 | 2 | 4 |
Качество участия (% победителей и призеров от количества участников) | 50% и более | 2 | 3 | 5 | 6 |
20 — 49 % | 1 | 2 | 4 | 5 |
1 — 19% | 0 | 1 | 3 | 4 |
Внеурочная деятельность | |
Участие в проектах, научно- Практических конференциях, межпредметных интеллектуальных и творческих конкурсах, акциях, мероприятиях | Творческие работы, исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися на межпредметной основе, в результате занятий внеурочной деятельностью | | | | |
Количество участников | 5 и более | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 - 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Качество участия (% победителей и призеров от количества участников) | 50% и более | 2 | 3 | 4 | 5 |
20 — 49 % | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 — 19% | 0 | 1 | 2 | 3 |
Научно-методическая, инновационная деятельность | |
Участие в конференциях, семинарах, фестивалях и других педагогических форумах | 1 и более мероприятий в год в очном формате Не менее 2 —х мероприятий в год в заочном (дистанционном) формате | 1 | 2 | 3 | 4 |
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах | 1 и более в год (в очном или заочном (дистанционном) формате | 2 | 3 | 4 | 5 |
Публикации | | В сетевых электронных изданиях | В печатных изданиях |
1 - 2 | 1 | 3 |
3 - 5 | 2 | 4 |
6 и более | 3 | 6 |
57 – 76 баллов — высокий уровень
36 – 56 баллов — средний уровень
20 – 35 баллов — низкий уровень 0 – 19 баллов — недопустимый уровень
Показатели эффективности реализации ПН
Критерии | Показатели | Проявление |
В полной мере 2 балла | Частично 1 балл | Не проявляется 0 баллов |
Оценка ПН | Соответствие наставнической деятельности цели и задачам, по которым она осуществляется | | | |
Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в ПН | | | |
| Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям | | | |
Наличие комфортного психологического климата в школе | | | |
Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия | | | |
Определение эффективности участников наставнической деятельности в школе | Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности | | | |
Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности | | | |
Изменения в деятельности наставляемого | Активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью | | | |
Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональных ситуациях, активная гражданская позиция | | | |
ИТОГО: | | |
15 – 18 баллов – оптимальный уровень
9 – 14 баллов – допустимый уровень
0 – 8 баллов – недопустимый уровень
По результатам мониторинговых исследований можно:
оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников ПН и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников;
определить степень эффективности и полезности ПН как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри школы;
выдвинуть предположение о наиболее рациональной и эффективной стратегии формирования пар «наставник-наставляемый»;
спрогнозировать дальнейшее развитие наставнической деятельности в школе.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки | Содержание работы | Ответственные |
В течение года | Осуществление ряда мероприятий по переходу на профессиональный стандарт Индивидуальное консультирование педагогов по научно-методическим вопросам и подготовке к конкурсам | Участники проблемной группы, координатор по программе |
Август | 1. В рамках проекта «Школа начинающего учителя»: Закрепление наставников (кураторов) за молодыми специалистами// Что такое коучинг в школе? Консультация «Нормативно-правовое и методическое обеспечение образовательной деятельности» | Зам. директора, орг. группа |
Сентябрь | Мастер-класс «Приемы и методы работы с обучающимися с ОВЗ в начальной школе на уроках английского языка» (муниципальная сеть по сопровождению молодых специалистов); Консультация «Планирование образовательной деятельности» | Зам. директора по УР, куратор направления Зам. директора по УР, учителя, ответственные за проведение мероприятия |
Октябрь | "Мотивация на учебный труд: проблемы, поиски, решения" - из опыта работы 1 класс Анкетирование на выявление Профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе, разработка необходимых рекомендаций «Формирование навыков смыслового чтения: успехи и проблемы» | Зам. директора по УР, учителя, ответственные за проведение мероприятия Зам. директора по УР |
Ноябрь | «Технологии креативного мышления»; Разработка рекомендаций по учету психологических и возрастных особенностей учащихся, с которыми работает молодой учитель. | Зам. директора по УЧ, руководитель МО начальных классов |
Декабрь | Проведение смотра-конкурса «2К: коуч + клиент» - «Пути и средства развития познавательной активности учащихся» (тренинг); - «Педагогический проект» | Зам. директора по УР Зам. директора по УР, коучи Руководители МО |
Январь | Семинар «Эффективные технологии по сопровождению обучающихся, способствующих развитию одаренности» (муниципальная сеть по сопровождению молодых специалистов); Мастер-класс «Школьные праздники как одно из главных средств воспитания учащихся начальных классов» «Реализация программы коучинга в школе». Представление опыта работы на районном уровне наставничества | Зам. директора по ВР, учителя, ответственные за проведение мероприятия Зам. директора по УР, координатор направления, наставники |
Февраль | «Контрольно-оценочная деятельность на учебном занятии» (лекция); «Выбор оптимальных форм организации учебной деятельности обучаемых» (практикум). | Координатор направления |
Март | Консультация «О конвергентном подходе в образовании» Творческий отчет педагоговнаставников, имеющих нагрузку из внеаудиторных часов В рамках деятельности стажировочной площадки «Межпредметный подход как один из приемов в образовательной деятельности»: Семинар «Межпредметный подход в урочной и внеурочной деятельности» | Зам. директора по УР, координатор направления, наставники |
Апрель | Практическое занятие по составлению программы по междисциплинарному обучению | Зам. директора по УР |
Май | 1. Самоанализ педагогической деятельности: консультация по заполнению мониторинга педагогической деятельности членов педагогического коллектива; 2.Подведение итогов программы наставничества за 2020-2021 гг. | Зам. директора по УР, руководители МО |
Июнь | 1. Планирование работы наставников на 2022 – 2023 учебный год 2. Защита индивидуального педагогического проекта. - Участие в конкурсе лучших учителей как способ творческой реализации в профессиональной деятельности. - Подведение итогов. Анализ и планирование на следующий год. 3. Круглый стол «Личные достижения молодого учителя» (подведение итогов работы за год, определение тем для занятий на 2022/2023 учебный год) | Зам. директора по УР, Координатор направления Зам. директора по УР Координатор направления |
Приложение «Типовой план наставничества»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №16»
_____________Ж.В.Таранникова
Приказ от 31.08.2020 №
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА (КОУЧА)
Форма наставничества: «учитель-учитель». Ролевая модель: «опытный учитель-молодой специалист».
Ф.И.О. и должность наставляемого сотрудника (клиента)
Квалификационная категория
Должность
Образование
Какое учебное заведение окончил, факультет
Год окончания
Квалификация по диплому
Педагогический стаж
Год последней аттестации
Нагрузка
Ф.И.О. и должность наставника (коуча)
Квалификационная категория
Должность
Образование
Какое учебное заведение окончил, факультет
Год окончания
Квалификация по диплому
Педагогический стаж Год последней аттестации Нагрузка
Срок осуществления плана: с « » _ 20 г. по « » 20 г.
Тема, по которой работает группа:
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый 1 результат | Фактический 2 результат | Оценка наставника |
| Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления | |
1.1. | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником | | |
1.2. | Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон профессионального развития | | | |
1.3. | Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2. | | Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей | | |
1.4. | Другое… | | | | |
| Раздел 2. Вхождение в должность3 | |
2.1. | Познакомиться с лицеем, его особенностями, направлениями работы, Программой развития и др. | | Осуществлено знакомство с особенностями и направлениями работы лицея в области …, изучена Программа развития лицея | | |
2.2. | Изучить помещения лицея (основные помещения, правила пользования и пр.): учебные кабинеты, актовый и физкультурный зал, библиотека, столовая и | | Хорошая ориентация в здании лицея, знание аварийных выходов, … | | |
В описании планируемого результата можно ссылаться на применение различных форм взаимодействия наставника с наставляемым, например: получена консультация; осуществлен обмен опытом в области ...; взаимное посещение мероприятий/уроков ... (указать название); совместно подготовлена конкурсная документация/статья/методическая разработка (указать название); совместно с наставником подготовлено выступление на конференции/совещании/Педсовете; составлен индивидуальный перечень литературы для изучения и пр.
Если фактический результат совпадает с запланированным, то следует отметить «результат достигнут в полной мере»; если фактический результат не выполнен, указывается «результат достигнут не в полной мере» или «результат не достигнут»; если превысил запланированный, то необходимо это описать.
Данный раздел заполняется исключительно для вновь принятых педагогов
| пр. | | | | |
2.3. | Познакомиться с коллективом и наладить взаимодействие с ним: руководство школы, педагоги- предметники; педагог-психолог, секретарь, завхоз и пр. | | Совместно с наставником нанесены визиты-знакомства, во время визитов обсуждены направления взаимодействия и сотрудничества | | |
2.4. | Изучить сайт школы, страничку школы в социальных сетях, правила размещения информации в Интернете о деятельности школы | | Хорошая ориентация по сайту, на страницах школы в соцсетях «..» и «…», изучены правила размещения информации в Интернете | | |
2.5. | Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника школы (взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися и пр.) | | Применяются правила Кодекса этики и служебного поведения | | |
2.6. | Сформировать понимание о правилах безопасности при выполнении своих должностных обязанностей | | Соблюдаются правила безопасности при выполнении должностных обязанностей | | |
2.7. | Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса | | Организован результативный учебный процесс по дисциплине … | | |
2.8. | Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности | | Изучены и внедрены методы анализа планов деятельности педагога, применяемых методов обучения… | | |
2.9. | Другое… | | | | |
Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника |
3.1. | Изучить психологические и возрастные особенности обучающихся (указать возрастную группу)5 | | Изучены психологические и возрастные особенности обучающихся ?? классов, которые учитываются при подготовке к занятиям | | |
3.2. | Освоить эффективные подходы к планированию | | Освоены такие эффективные | | |
| деятельности педагога | | подходы к планированию деятельности педагога, как SMART- целеполагание, … | | |
3.3. | Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности | | Изучен успешный опыт организации таких мероприятий, как фестиваль проектов, тематические экскурсии, КВН … | | |
3.4. | Изучить успешный опыт организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их во внеурочную деятельность) | | Совместно с наставником подготовлены и проведены (кол-во) род. собраний, мероприятия с родителями (перечислить) | | |
3.5. | Изучить документы, регулирующие деятельность педагога (в т.ч. - эффективный контракт, Положение по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция и пр.) | | Изучено содержание эффективного контракта педагога, Положение…, … | | |
3.6. | Освоить успешный опыт учебно-методической работы педагога (составление технологической карты урока; методрекомендаций по … и пр.) | | Составлены технологические карты уроков и конспекты тем по дисциплине … | | |
3.7. | Изучить опыт участия педагогов в проектной деятельности лицея | | Изучены проекты лицея по профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога | | |
3.8. | Изучить перечень и порядок предоставления платных образовательных услуг в лицее | | Документы изучены | | |
3.9. | Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога | | По формату подготовлены … | | |
3.10 | Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития) | | На основе изучения успешного опыта организации профразвития в лицее выбраны формы собственного профразвития на следующий год (стажировка в …) | | |
3.11 | Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций | | Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при | | |
| (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования | | возникновении конфликтных ситуаций в группе обучающихся и способов их профилактики | | |
3.12 | Познакомиться с успешными практиками разработки и внедрения образовательных инноваций в практику педагогической деятельности | | Изучена практика разработки и внедрения игр по предмету… | | |
3.13 | Подготовить публикацию…/ конкурсную документацию… | | Подготовлена к публикации статья «…» | | |
3.14. | Принять участие в конкурсах профессионального мастерства | | Совместно с наставником приняли участие в конкурсах, в том числе, в лицейском конкурсе «2К: коуч + клиент» | | |
3.15. | Другое… | | | | |
Раздел 4. Методическая помощь педагогическому работнику |
4.1. | Включение межпредметного материала в планы работы наставляемого с обстоятельными рекомендациями | | Собеседование | | |
4.2. | Анализ и выбор положительного из опыта коллег | | Умение видеть наиболее успешные формы организационной деятельности | | |
4.3. | Совместное посещение уроков (мероприятий) коллег | | Составление катал положительного опыта | ога | | |
4.4. | Проведение и разбор собственных (наставляемого) уроков (мероприятий) по наиболее трудным проблемам | | Совместное обсуждение составление плана выхода затруднительных ситуаций | и из | | |
4.5. | Проведение открытых уроков (мероприятий) с посещением наставника и последующим анализом по различным педагогическим проблемам | | Совместное обсуждение составление плана выхода затруднительных ситуаций | и из | | |
4.6. | Подготовка обучающихся к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах, к написанию исследовательских работ | | Совместная работа педагогов | | | |
4.7. | Начальный этап в подготовке к аттестации учителя | | Самообразование, совместная | | |
| (изучение нормативно-правовых актов, регулирующих аттестацию педагогов, выбор формы повышения квалификации, составление итогового отчета для администрации лицея, написание самоанализа, накопление материала для портфолио). | | работа педагогов | | |
4.8. | Другое… | | | | |
Подпись наставника
«__ » _ 20 г.
Подпись наставляемого сотрудника
«____» _ _ 20__ г.
25