СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16» г.Ижевска

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом Директор МБОУ «СОШ №16»

МБОУ «СОШ №16» ___________________Таранникова Ж.В. Протокол от 31.08.2020 № Приказ от 31.08.2020 №

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

МБОУ «СОШ №16»

(протокол от 30.08.2020 № )

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»






Ижевск – 2020 г.







ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа наставничества «Учитель-учитель» разработана в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» и национального проекта «Демография».

В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество решается задача и профессионального роста педагогических работников. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2017года. Следовательно, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Нормативной базой программы является следующий федеральный документ: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название

Программа наставничества муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №16» города Ижевска

Решение об утверждении

Программы наставничества

Приказ «Об утверждении Программы наставничества МБОУ

«СОШ №16» от 31.08.2020 №177

Нормативно- правовая база

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. От 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020).

«Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. № 2705-p.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 26.07.2019 № 232-ФЗ. Федеральные проекты «Учитель будущего», «Молодые профессионалы

(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»,

«Современная школа» Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года (протокол № 16).

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014)

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Цель

Формирование эффективной системы наставничества для

поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

Задачи

Обеспечить успешное закрепление в лицее молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых); Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.

Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях лицея. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный витагенный опыт.

Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в лицее, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

Основная идея

Создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого и вновь прибывшего учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Ожидаемые результаты

Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности новых членов педагогического коллектива; формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющей когнитивными,

креативными, методологическими и рефлексивными качествами; формирование умений анализировать причины успехов и неудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования; реализация участниками Программы наставничества своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности; рост рейтинга молодых учителей среди участников образовательных отношений.

Основные исполнители

Администрация школы, учителя-наставники, молодые специалисты, руководители методических объединений учителей предметников и классных руководителей

Теоретическая значимость

Определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемыми

Практическая значимость

Позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемых педагогов.

Помощь в достижении личностно-значимых целей



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

НАСТАВНИЧЕСТВА (ПН)

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами.

В качестве концептуального обоснования ПН в школе выдвигаются следующие положения:

  • наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях постоянной модернизации российского образования;

  • наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций.

Настоящая ПН разработана с учетом федеральных проектов «Молодые профессионалы» и «Учитель будущего» Национального проекта «Образование»

Технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».

ПН направлена на становление наставляемого как с профессиональной позиции, так и с позиции развития личности.

Основной подход в оказании помощи участникам программы – амбивалентный, при котором проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Объектом ПН выступает процесс передачи опыта учительской деятельности.

Субъектами ПН являются все участники наставнической деятельности (заместители директора по УР, ВР, руководители МО учителей-предметников, наставники и наставляемые).

Программа предполагает реализацию в школе в рамках формы наставничества «Учитель-учитель (педагог-педагог)» прежде всего следующих ролевых моделей: - «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический

  • вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

  • «опытный классный руководитель – начинающий классный руководитель» - опытный классный руководитель оказывает методическую поддержку по конкретным вопросам организации классного коллектива, работы с родителями и т.д.

Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Технологии, которые будут применяться в данной программе подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с наставниками. Применяемые и в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, медиация, проектная.

В то же время, если возникнет такая потребность, могут быть реализованы и такие ролевые модели, как:

  • «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

  • «педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;

  • «опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).

Цель, задачи и планируемые результаты реализации программы наставничества (ПН)

Цель ПН: формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя. Задачи ПН:

  1. Обеспечить успешное закрепление в лицее молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых);

  2. Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.

  3. Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы.

  4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный витагенный опыт.

  5. Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

Планируемые результаты реализации ПН:

    • повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;

    • повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников ПH;

    • повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде) и метакомпетенций;

    • позитивная социальная адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе.

Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, самостоятельность, ответственность, креативность, достаточную сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно- смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

Требования к учителю-наставнику

Наставник (коуч) — участник ПH, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставником может быть учитель различных предметных направлений (в зависимости от реализации конкретной ролевой модели и запроса наставляемого (клиента), способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. Это должен быть опытный педагог (учитель первой или высшей квалификационной категории), имеющий профессиональные успехи (отраслевые награды, победы в профессиональных конкурсах, публикации по педагогической деятельности, участник вебинаров, семинаров, мастер-классов), занимающийся инновационной деятельностью.

Учитель-наставник должен обладать лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Учитель-наставник обязан:

  • знать требования законов и иных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, требования федеральных государственных образовательных стандартов;

  • способствовать формированию потребности наставляемого заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

  • развивать интерес к методике построения и организации результативной образовательной деятельности;

  • ориентировать наставляемого на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

  • прививать наставляемому интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в школе;  способствовать профессиональному становлению наставляемого.

Требования к наставляемым

  • изучать нормативные документы, определяющие их служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - периодически отчитываться о своей работе перед наставником, заведующим кафедрой и руководителем методического объединения, педагогами школы.

Принципы реализации ПН

Реализация ПН строится на следующих принципах:

  • принцип научности – использование научно-обоснованных технологий;

  • принцип легитимности – соответствие всех действий законодательству Российской Федерации:

  • принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;

  • принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;

  • принцип компетентности — владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;

  • принцип комплексности согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации ПИ;

  • принцип лояльности — уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения; - - принцип конфиденциальности — неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);

  • принцип добровольности — участие в ПН наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);

  • принцип активности — активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями и

организация их работы

Работа наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, классного руководителя, корректированию результативности профессиональной деятельности педагога.

Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации наставляемых к педагогической деятельности, предоставляя им методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно- правовую информацию.

Проведение анкетирования и составление информационной карточки наставляемого

С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта наставляемого.

Выявление проблемных зон в работе наставляемого

Наставник ведет работу по выявлению причин возникших трудностей в работе наставляемых: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.

Составление планов работы с наставляемыми

План работы составляется индивидуально в зависимости от запросов наставляемого и включает:

  • создание оптимальных условий для успешной работы;

  • проведение индивидуальных бесед и консультаций с наставляемыми;

  • оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;

  • оказание практической помощи по планированию и проведению мероприятий, в том числе предварительную работу со сценариями мероприятий и анализ проведённых мероприятий;

  • проведение диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем;

  • взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы и т.д.

Технология управления наставнической деятельностью

Технология управления – вся совокупность управленческих решений и средств, сознательно применяемых для достижения цели:

• Проектирование. Высококлассные специалисты не появляются внезапно; необходимо планировать работу по «выращиванию» кадров.

Диагностика – определение, изучение и оценка параметров, характеризующих состояние кадрового потенциала, выявление факторов, влияющих на это состояние.

Мониторинг — система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

Анализ собранной информации. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по направлениям:

  • обеспечение качества прохождения аттестации учителями;

  • участие педагогов в инновационной деятельности;

  • участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства; - диссеминация педагогического опыта.

Подготовка и принятие управленческого решения: располагая результатами диагностики и мониторинга, можно сравнивать «качество» педагогических кадров. Сравнительный анализ результатов позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и устранить недостатки в образовательной системе лицея, создать условия для совершенствования работы. В качестве таких факторов и могут выступать квалификация педагогов, методическая работа, внутришкольный контроль.

Формы и методы работы с наставляемыми: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПН

Пары или группы наставник-наставляемый(е) как правило создаются в

школе на 1 год, но, в зависимости от задачи, которые решаются в ходе сотрудничества, продолжительность совместной деятельности может быть увеличена. Организация наставничества предполагает следующие этапы, сроки определены примерно:

№ п/п

Этапы

Сроки

Функции

1.

Подготовительный

Август – сентябрь

Управленческая, прогностическая.

2.

Организационный

Сентябрь – октябрь

Диагностическая, методическая

3.

Практический

Октябрь – май

Деятельностная, аналитическая

4.

Обобщающий

Май – июнь

Деятельностная, аналитическая, прогностическая

План реализации этапов ПН включает:

Этап

Сроки реализации

Задачи

Содержание этапа (примерное)

Подготови тельный

Август- сентябрь

Создать организационно- содержательные условиядля осуществления наставнической деятельности

Проведение методического совета «Организация наставнической деятельности

«учитель — учитель»;

создание пакета локальных актов по реализации ПН;

определение наставнических пар (групп); проведение постоянно действующего семинара для участников ПН

«Правовые аспекты наставнической деятельности в системе

«учитель — учитель»

Организац ионный

Сентябрь- октябрь

Выявление сильных и слабых сторон деятельности учителя; разработка основных направлений работы с наставляемыми

Составление индивидуального плана развития под руководством наставника (коуча) (Приложение «Типовой план наставничества»), сбор информации для формирования плана работы (дорожной карты) наставника с молодым специалистом, проведение ПДС «Образцы анализов контрольных работ», разработка памяток наставнику и молодому специалисту.

Практичес кий

Октябрь- май

Реализация основных положений ПН

Совместная деятельность

субъектов наставнической деятельности в рамках дорожной карты; взаимопосещение уроков, занятий внеурочной деятельности (далее — ВУД) и внеклассных мероприятий в наставнических парах (группах); анализ и самоанализпосещенных уроков и занятий ВУД и внеклассных мероприятий, проведение «Педагогической мастерской» (мастер- классов) учителями- стажистами для молодых специалистов; проведение фестиваля- конкурса «2К:

коуч +клиент»,

проведение анкетирования участников ПН по наставнической деятельности.

Обобщающи

й

Май-июнь

Подведение итогов работы по реализации ПН и анализ результативности деятельности педагога- наставляемого

изучение и обобщение опыта работы по реализации ПН; демонстрация молодым

учителем самостоятельных творческих продуктов (презентации, сайты, блоги, проекты, рабочие программы, технологические карты урокови ВУД);

формирование банка методических материалов об опыте реализации ПН; диссеминация опыта по наставнической деятельности (через публикации, участие в конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и др.)

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Организация контроля и оценки

Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом заместитель директора по УР.

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.

Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании аналитической справки, составленной наставником, а также анализа деятельности сетевой площадки муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов, которая работает на базе школы.

Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества

Показатель

На дату начала действия программы

На дату подведения итогов реализации программы (промежуточных, итоговых)

Наличие мотивированных запросов от педагогов и классных руководителей школы на работу в ПН

Количество педагогов, подавших «запрос на помощь наставника»

Количество педагогов, подавших запрос на работу в программе в качестве наставляемого

Формирование сообщества наставников в школе

Количество педагогов, прошедших обучение по наставничеству

Количество наставников из числа педагогов

Количество наставников из числа выпускников программы

Результативность взаимодействия наставнических пар по модели «учитель- учитель»

Количество педагогов, подготовленных наставниками и успешно прошедших аттестацию

Количество педагогов, Подготовленные в результате осуществления наставничества к руководству проектами программы развития лицея и проектами инновационной деятельности

Количество педагогов, подготовленных наставниками и участвующих в конкурсах профессионального мастерства

Количество педагогов,

сменивших статус с наставляемого наставника

Вклад школы в развитие районной практики наставничества

Количество педагогических работников, принявших участие в научно-практических мероприятиях по вопросам наставничества других организациях

Количество проведенных школой научно—практических мероприятий по вопросам наставничества

Количество представленных практик наставничества прошедших положительную профессионально- общественную экспертизу на муниципальном, региональном, Всероссийском уровне

Мониторинг реализации ПН

Мониторинг в наставнической деятельности – это система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности.

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: обратная связь от участников ПН (метод анкетирования); контроль за процессом наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого; определение условий эффективного наставничества; контроль показателей социального и профессионального благополучия; анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.

Индикативные показатели

— Умение планировать учебную деятельность на основе творческого поиска через самообразование;

— овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;

— умение работать с классом на основе изучения личности обучающегося;

— умение организовать классный коллектив, взаимодействуя со всеми участниками образовательной деятельности;

— овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся;

— становление и развития профессиональных компетенций у наставляемых; — повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

Показатели эффективности деятельности учителя

Для оценки эффективности наставнической работы и деятельности учителя определены следующие критерии, показатели и система оценивания:

Критерии

Показатели


Баллы

Урочная деятельность


Общая успеваемость за четверть, год

100%


2

Менее 100%


0

Имеется положительная динамика


1

Качество успеваемости за четверть, год

75 — 100% - оптимальное


3

50 — 74% - допустимое


2

Менее 50% - недопустимое


0

Имеется положительная динамика


1

Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах по предмету (за год)

Творческие работы, исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету


Уровень

Количество участников

5 и более

2

4

5

6

2 - 4

1

3

4

5

0 - 1

1

1

2

4

Качество участия (% победителей и призеров от количества участников)

50% и более

2

3

5

6

20 — 49 %

1

2

4

5

1 — 19%

0

1

3

4

Внеурочная деятельность


Участие в проектах, научно- Практических конференциях, межпредметных интеллектуальных и творческих конкурсах, акциях, мероприятиях

Творческие работы, исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися на межпредметной основе, в результате занятий внеурочной деятельностью

Количество участников

5 и более

2

3

4

5

1 - 4

1

2

3

4

Качество участия (% победителей и призеров от количества участников)

50% и более

2

3

4

5

20 — 49 %

1

2

3

4

1 — 19%

0

1

2

3

Научно-методическая, инновационная деятельность


Участие в конференциях, семинарах, фестивалях и других педагогических форумах

1 и более мероприятий в год в очном формате

Не менее 2 —х мероприятий в год в заочном (дистанционном) формате

1

2

3

4

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах

1 и более в год (в очном или заочном (дистанционном)

формате

2

3

4

5

Публикации

В сетевых электронных изданиях

В печатных изданиях

1 - 2

1

3

3 - 5

2

4

6 и более

3

6

57 – 76 баллов — высокий уровень

36 – 56 баллов — средний уровень

20 – 35 баллов — низкий уровень 0 – 19 баллов — недопустимый уровень

Показатели эффективности реализации ПН

Критерии

Показатели

Проявление

В полной мере

2 балла

Частично 1 балл

Не проявляется 0 баллов

Оценка ПН

Соответствие наставнической деятельности цели и задачам, по которым она осуществляется

Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в ПН

Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям

Наличие комфортного психологического климата в школе

Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия

Определение эффективности участников наставнической деятельности в школе

Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности

Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности

Изменения в деятельности наставляемого

Активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью

Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональных ситуациях, активная гражданская позиция

ИТОГО:

15 – 18 баллов – оптимальный уровень

9 – 14 баллов – допустимый уровень

0 – 8 баллов – недопустимый уровень

По результатам мониторинговых исследований можно:

  • оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников ПН и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников;

  • определить степень эффективности и полезности ПН как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри школы;

  • выдвинуть предположение о наиболее рациональной и эффективной стратегии формирования пар «наставник-наставляемый»;

  • спрогнозировать дальнейшее развитие наставнической деятельности в школе.



ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки

Содержание работы

Ответственные

В течение года

  1. Осуществление ряда мероприятий по переходу на профессиональный стандарт

  2. Индивидуальное консультирование педагогов по научно-методическим вопросам и подготовке к конкурсам

Участники проблемной группы, координатор по программе

Август

1. В рамках проекта «Школа начинающего учителя»:

  • Закрепление наставников (кураторов) за молодыми специалистами// Что такое коучинг в школе?

  • Консультация «Нормативно-правовое и методическое обеспечение образовательной деятельности»

Зам. директора,

орг. группа

Сентябрь

  • Мастер-класс «Приемы и методы работы с обучающимися с ОВЗ в начальной школе на уроках английского языка» (муниципальная сеть по сопровождению молодых специалистов);

  • Консультация «Планирование образовательной деятельности»

Зам. директора по УР, куратор

направления

Зам. директора по УР, учителя, ответственные за проведение

мероприятия

Октябрь

  • "Мотивация на учебный труд: проблемы, поиски, решения" - из опыта работы 1 класс

  • Анкетирование на выявление

Профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе, разработка необходимых рекомендаций

  • Совещание по итогам проведения ВПР:

«Формирование навыков смыслового чтения: успехи и проблемы»

Зам. директора по УР, учителя, ответственные за проведение

мероприятия

Зам. директора по

УР

Ноябрь

  • Митап для молодых учителей начальных классов

«Технологии креативного мышления»;

  • Разработка рекомендаций по учету психологических и возрастных особенностей учащихся, с которыми работает молодой учитель.

Зам. директора по УЧ, руководитель

МО начальных классов

Декабрь

Проведение смотра-конкурса «2К: коуч + клиент» - «Пути и средства развития познавательной активности учащихся» (тренинг);

- «Педагогический проект»

Зам. директора по УР

Зам. директора по

УР, коучи Руководители

МО


Январь

  • Семинар «Эффективные технологии по сопровождению обучающихся, способствующих развитию одаренности» (муниципальная сеть по сопровождению молодых специалистов);

  • Мастер-класс «Школьные праздники как одно из главных средств воспитания учащихся начальных классов»

  • «Реализация программы коучинга в школе».

Представление опыта работы на районном уровне

  • Анализ промежуточных результатов программы

наставничества

Зам. директора по ВР, учителя, ответственные за проведение

мероприятия

Зам. директора по УР, координатор направления, наставники

Февраль

  • «Контрольно-оценочная деятельность на учебном занятии» (лекция);

  • «Выбор оптимальных форм организации учебной деятельности обучаемых» (практикум).

Координатор направления

Март

  1. Консультация «О конвергентном подходе в образовании» Творческий отчет педагоговнаставников, имеющих нагрузку из внеаудиторных часов

  2. В рамках деятельности стажировочной площадки «Межпредметный подход как один из приемов в образовательной деятельности»:

  3. Семинар «Межпредметный подход в урочной и внеурочной деятельности»

Зам. директора по УР, координатор направления,

наставники

Апрель

Практическое занятие по составлению программы по междисциплинарному обучению

Зам. директора по УР

Май

1. Самоанализ педагогической деятельности: консультация по заполнению мониторинга педагогической деятельности членов педагогического коллектива;

2.Подведение итогов программы наставничества за 2020-2021 гг.

Зам. директора по УР,

руководители МО

Июнь

1. Планирование работы наставников на 2022

– 2023 учебный год

2. Защита индивидуального педагогического проекта. - Участие в конкурсе лучших учителей как способ творческой реализации в профессиональной деятельности.

- Подведение итогов. Анализ и планирование на следующий год.

3. Круглый стол «Личные достижения молодого учителя» (подведение итогов работы за год, определение тем для занятий на 2022/2023 учебный год)

Зам. директора по

УР,

Координатор направления Зам. директора по УР

Координатор

направления

Приложение «Типовой план наставничества»

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №16»

_____________Ж.В.Таранникова

Приказ от 31.08.2020 №

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА (КОУЧА)

Форма наставничества: «учитель-учитель». Ролевая модель: «опытный учитель-молодой специалист».

Ф.И.О. и должность наставляемого сотрудника (клиента)

Квалификационная категория

Должность

Образование

Какое учебное заведение окончил, факультет

Год окончания

Квалификация по диплому

Педагогический стаж

Год последней аттестации

Нагрузка

Ф.И.О. и должность наставника (коуча)

Квалификационная категория

Должность

Образование

Какое учебное заведение окончил, факультет

Год окончания

Квалификация по диплому

Педагогический стаж Год последней аттестации Нагрузка

Срок осуществления плана: с « » _ 20 г. по « » 20 г.

Тема, по которой работает группа:

Проект, задание

Срок

Планируемый

1 результат

Фактический

2 результат

Оценка наставника


Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления


1.1.

Провести самодиагностику на предмет определения

приоритетных направлений профессионального развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем

консультаций с наставником

1.2.

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон профессионального развития

1.3.

Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2.

Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей

1.4.

Другое…


Раздел 2. Вхождение в должность3


2.1.

Познакомиться с лицеем, его особенностями, направлениями работы, Программой развития и др.

Осуществлено знакомство с особенностями и направлениями работы лицея в области …, изучена Программа развития лицея

2.2.

Изучить помещения лицея (основные помещения, правила пользования и пр.): учебные кабинеты, актовый и физкультурный зал, библиотека, столовая и

Хорошая ориентация в здании лицея, знание аварийных выходов, …

  1. В описании планируемого результата можно ссылаться на применение различных форм взаимодействия наставника с наставляемым, например: получена консультация; осуществлен обмен опытом в области ...; взаимное посещение мероприятий/уроков ... (указать название); совместно подготовлена конкурсная документация/статья/методическая разработка (указать название); совместно с наставником подготовлено выступление на конференции/совещании/Педсовете; составлен индивидуальный перечень литературы для изучения и пр.

  2. Если фактический результат совпадает с запланированным, то следует отметить «результат достигнут в полной мере»; если фактический результат не выполнен, указывается «результат достигнут не в полной мере» или «результат не достигнут»; если превысил запланированный, то необходимо это описать.

  3. Данный раздел заполняется исключительно для вновь принятых педагогов

пр.

2.3.

Познакомиться с коллективом и наладить

взаимодействие с ним: руководство школы, педагоги- предметники; педагог-психолог, секретарь, завхоз и пр.

Совместно с наставником нанесены визиты-знакомства, во время визитов обсуждены направления взаимодействия и сотрудничества

2.4.

Изучить сайт школы, страничку школы в социальных сетях, правила размещения информации в Интернете о деятельности школы

Хорошая ориентация по сайту, на страницах школы в соцсетях «..» и «…», изучены правила размещения информации в Интернете

2.5.

Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника школы (взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися и пр.)

Применяются правила Кодекса этики и служебного поведения

2.6.

Сформировать понимание о правилах безопасности при выполнении своих должностных обязанностей

Соблюдаются правила безопасности при выполнении должностных

обязанностей

2.7.

Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса

Организован результативный учебный процесс по дисциплине …

2.8.

Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности

Изучены и внедрены методы анализа планов деятельности педагога, применяемых методов обучения…

2.9.

Другое…

Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника

3.1.

Изучить психологические и возрастные особенности обучающихся (указать возрастную группу)5

Изучены психологические и возрастные особенности обучающихся ?? классов, которые учитываются при подготовке к занятиям

3.2.

Освоить эффективные подходы к планированию

Освоены такие эффективные


деятельности педагога

подходы к планированию деятельности педагога, как SMART- целеполагание, …

3.3.

Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности

Изучен успешный опыт организации таких мероприятий, как фестиваль

проектов, тематические экскурсии, КВН …

3.4.

Изучить успешный опыт организации работы с родителями (в т.ч. - подготовка и проведение родительских собраний; вовлечение их во внеурочную деятельность)

Совместно с наставником подготовлены и проведены (кол-во) род. собраний, мероприятия с родителями (перечислить)

3.5.

Изучить документы, регулирующие деятельность педагога (в т.ч. - эффективный контракт, Положение по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция и пр.)

Изучено содержание эффективного

контракта педагога, Положение…, …

3.6.

Освоить успешный опыт учебно-методической работы педагога (составление технологической карты урока; методрекомендаций по … и пр.)

Составлены технологические карты уроков и конспекты тем по дисциплине …

3.7.

Изучить опыт участия педагогов в проектной деятельности лицея

Изучены проекты лицея по профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога

3.8.

Изучить перечень и порядок предоставления платных образовательных услуг в лицее

Документы изучены

3.9.

Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога

По формату подготовлены …

3.10

Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. - использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития)

На основе изучения успешного опыта организации профразвития в лицее выбраны формы собственного профразвития на следующий год

(стажировка в …)

3.11

Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций

Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при


(между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования

возникновении конфликтных ситуаций в группе обучающихся и способов их профилактики

3.12

Познакомиться с успешными практиками разработки и внедрения образовательных инноваций в практику педагогической деятельности

Изучена практика разработки и внедрения игр по предмету…

3.13

Подготовить публикацию…/ конкурсную документацию…

Подготовлена к публикации статья «…»

3.14.

Принять участие в конкурсах профессионального мастерства

Совместно с наставником приняли участие в конкурсах, в том числе, в лицейском конкурсе «2К: коуч + клиент»

3.15.

Другое…

Раздел 4. Методическая помощь педагогическому работнику

4.1.

Включение межпредметного материала в планы работы наставляемого с обстоятельными рекомендациями

Собеседование

4.2.

Анализ и выбор положительного из опыта коллег

Умение видеть наиболее успешные формы организационной

деятельности

4.3.

Совместное посещение уроков (мероприятий) коллег

Составление катал

положительного опыта

ога

4.4.

Проведение и разбор собственных (наставляемого) уроков (мероприятий) по наиболее трудным проблемам

Совместное обсуждение составление плана выхода затруднительных ситуаций

и из

4.5.

Проведение открытых уроков (мероприятий) с посещением наставника и последующим анализом по различным педагогическим проблемам

Совместное обсуждение составление плана выхода затруднительных ситуаций

и из

4.6.

Подготовка обучающихся к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах, к написанию исследовательских работ

Совместная работа педагогов


4.7.

Начальный этап в подготовке к аттестации учителя

Самообразование, совместная


(изучение нормативно-правовых актов, регулирующих аттестацию педагогов, выбор формы повышения квалификации, составление итогового отчета для администрации лицея, написание самоанализа, накопление материала для портфолио).

работа педагогов

4.8.

Другое…

Подпись наставника

«__ » _ 20 г.

Подпись наставляемого сотрудника

«____» _ _ 20__ г.

25