СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Наставничество"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Наставничество"»


Министерство образования, науки и молодежной политики НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное Бюджетное профессиональное

Образовательное Учреждение

«Борский Губернский колледж»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Наставничество, как способ вдохновить на новое дело»









Срок реализации 3 года.




2020 г.

г.о.г. Бор.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы


1.

1.1

Пояснительная записка

Основные термины

3стр.

4стр.

2.

Модель наставничества

4стр.

3.

Миссия наставничества

6стр.

4.

Цель программы

7стр.

5.

Ожидаемые результаты

8стр.

6.

Сроки реализации программы

8стр.

7.

Содержание программы

8стр.

8.

Условия эффективности наставничества

13стр.

9.

Основные формы и методы индивидуальной работы наставника

14стр.



















































«Люди учатся, когда они учат».

Сенека

  1. Пояснительная записка

Программа наставничества «Наставничество, как способ вдохновить на новое дело» направлена на оказание индивидуальной помощи студентам по профессии 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, в процессе их обучения. Наставничество – это процесс передачи опыта, форма взаимоотношений между учителем и учеником, инструмент воспитания молодых и перспективных кадров. Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества.

В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.

Тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»)

Реализация данной программы подразумевает под собой тьюторинг, как один из видов наставничества.

Программа актуальна в связи со сложившимся дефицитом педагогических кадров и низкой мотивации обучающихся к профессиональному образованию.

Тьютор – (от лат. tutorem, англ. tutor – наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента на занятиях».

Преимущество данной программы заключается в наличие опытных педагогических кадров, которые могут быть закреплены за обучающимися.

Основным стилем работы наставника по данной программе является развитие.


Цель наставничества:

  • развитие и совершенствование прикладных профессиональных компетенций обучающегося на основе технологии тюторинга;

Задачи наставничества:

  • создать психолого-педагогические условия для профессиональной адаптации обучающегося;

  • изучить способность обучающегося к профессиональной деятельности и выявить его сильные и слабые стороны;

  • построить индивидуальный образовательный маршрут;

  • воспитывать и развивать у обучающегося потребность в непрерывном самообразовании.



    1. Основные термины:

Должностная адаптация – процесс адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

Наставник – педагогический работник или иное лицо (обучающийся, победитель олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс; представитель бизнес-сообщества), назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

Подопечный – обучающийся колледжа; молодые специалисты или вновь принятые в колледж педагогические работники, которым необходима профессиональная адаптация;

Профессиональная адаптация – процесс овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике.

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.


  1. Модель наставничества

В процессе разработки и реализации программы наиболее подходит европейская модель наставничества, так как отношения, возникающие между наставником и учеником, предполагают двустороннее обучение: наставник и ученик учатся друг у друга, и их отношения являются взаимовыгодными.

Модель наставничества: «Преподаватель – обучающийся (группа обучающихся)»-это практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная Модель наставничества помогает талантливым м амбициозным обучающимся планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции.

Целевая группа: обучающийся, группа обучающихся;

Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения и участия творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах Абилимпикс, Ворлдскиллс); практики наставничества обучающихся, победителей олимпиад, чемпионатов Абилимпикс, Ворлдскиллс (кружки от чемпионов).

Тьютор- это педагог, который организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Одна из проблем, которая стоит перед преподавателем современного образования, это низкий уровень заинтересованности студентов и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед преподавателем стоит задача пробудить в обучающихся личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Тьютор как путеводитель- помощник у современных студентов.

Основное правило тьютора: не делать ничего того, что студент может сделать сам.

Методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

- методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

 - методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

Преимущества тьюторинга:

- Поддержка - помощь обучающему в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен преодолеть;

- Организация деятельности обучающегося и совместное обсуждение;

- Выявление и актуализация у обучающегося «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности;

- Конечный результат деятельности тьютора : обретение обучающимся способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т. д

Основной стиль работы в рамках программы:

– Объяснение — стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям. У него есть объяснение того, какой алгоритм работы правилен и почему/

Преимущества и ограничения данного стиля работы представлены в таблице1.

Таблица 1. Преимущества и ограничения метода наставничества

Метод

Преимущества

Ограничения


Объяснение — обоснование каждого шага алгоритма

  •  Обоснования каждого шага, повышение осознанности деятельности

  • Повышение мотивации обучаемого

  • Разделение ответственности между наставником и обучаемым

–Увеличение времени, проведенного наставником с обучаемым

– Вероятность того, что обучаемый может уйти от темы, задавать лишние вопросы

–Проявление нетерпения обучаемым с завышенной самооценкой

–Возможность того, что обучаемый будет оспаривать мнение наставника


  1. Миссия наставника


В современном обществе участие в профессиональных конкурсах и внедрение элементов WorldSkills в учебный процесс предоставляют студенту широкую возможность освоить профессиональные компетенции на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду, а также адаптироваться к реалиям современной трудовой деятельности. Роль наставника в подготовке студентов, участвующих в профессиональных конкурсах WorldSkills, очень важна. Ведь именно наставник должен стать для ребят «путеводителем» при выборе компетенции для участия в чемпионате, быть помощником в организации учебной деятельности при подготовке к чемпионату и создателем благоприятного климата с применением различных форм воспитательной работы.


Раскрытие потенциала

Передача опыта

Обучение

Помощь в достижении результата

Сопровождение

Наставничество (Тьютор)

Основная миссия тьюторской деятельности — это сопровождение формирования общих и профессиональных компетенций обучающегося в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности и построения личной образовательной траектории (маршрута) обучающихся.


4. Цели и задачи программы

Создание новых возможностей освоения и применения обучающимися перспективных профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт в профессии 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.


Цель

Конкретная

Измеримая

Достижимая

Важная

Ограничена во времени

1 Создание новых возможностей освоения и применения обучающимися перспективных профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт.

Раскрыть потенциал наставляемого опираясь на современные требования soft skills специалиста; передать накопленные знания, умения используя современные имитационные технологии.

Оценки обучающихся. Результаты достигнутые в конкурсах и

на чемпионатах.

Количество обучающихся

подготовленных к демонстрационному

экзамену.

участие и победа в чемпионае WS.

Конечный результат–

сдача демонстрационного

Экзамена

по профессии.

Долгосрочная





Задачи программы

  1. Создавать условия для профессионального становления обучающихся с использованием технологии тьюторства в деятельности наставника;

  2. Выявить и раскрыть потенциал наставляемого опираясь на современные требования к навыкам soft skills специалиста

  3. Передавать накопленные знания, используя современные имитационные технологии

  4. Проанализировать уровень развития у обучающихся профессионально-важных качеств, выявить сильные и слабые стороны, разработать индивидуальные планы, в соответствии возможностями обучающихся;

  5. Вовлекать студентов в систему профессиональных олимпиад и конкурсов, вести подготовку к мероприятиям профессиональной направленности различного уровня;

  6. Оказывать помощь студентам в карьерном проектировании.







  1. Планируемые результаты программы:


- Повышение качества подготовки выпускников за счет индивидуальной работы с наставником;

- Раскрытие способностей и профессиональная реализация одаренных обучающихся

- Повышение количества олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, в которых обучающиеся принимают участие

- Повышение результативности участия (количества призовых мест);

- Улучшение результатов промежуточной аттестации студентов;

- Успешное прохождение обучающимися государственной итоговой аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена;



  1. Сроки реализации программы:


Программа рассчитана на 3 года и реализуется в три этапа:

1 этап - организационный: анализ текущей ситуации обучающихся. Разработка плана мероприятий. Раскрытие способностей у обучающихся.

2 этап - основной: реализация мероприятий программы, раскрытие потенциала обучающегося, работа с обучающимся (передача опыта).Разработка программы построения карьеры, создание информационно-методического банка для обеспечения социальной и образовательной адаптации обучающихся, подведение промежуточных итогов .Наработка опыта обучающегося.

3 этап - аналитический: подведение итогов реализации программы. Мониторинг реализации программы, изучение и обобщение накопленного опыта, проведение коррекции задач и планов программы наставничества на следующий период, обобщение и распространение опыта реализации программы. Формирование опыта работы и информации, полученных студентом



  1. Содержание программы:






Мероприятие

Деятельность наставника

Результат работы

Сроки исполнения

Организационный этап 1 год (2 курс)


1.

Ознакомление с компетенцией Кондитерское дело, изучение конкурсной и документации


Работа с документацией для конкурса и демонстрационного экзамена

Полное знание компетенции и её составляющей


Август

2.

Изучение материально- технической базы(лаборатории) для компетенции Кондитерское дело




Подбор/разработка диагностических материалов, инструментов, оборудования, согласно инфраструктурному листу компетенции.


Наличие материально-технической базы согласно инфраструктурному листу, заданию компетенции

Сентябрь

3.


Знакомство со студентами группы

Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов обучающегося

Привитие интереса к профессии.

Адаптация в коллективе.

Культура общения в коллективе. Интерес в профессии.

Сентябрь

4.

Выявление у студентов профессиональных качеств.

Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование, конкурсы).

Обучающийся предрасположенный к профессии.


Сентярь –Октябрь

5.

Разработка проекта программы


Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития обучающегося в компетенции


Наличие программы индивидуального профессионального развития обучающегося.

Октябрь

Основной этап

1.


Создание информационно-методического банка для обеспечения социальной и образовательной адаптации обучающихся

Реализация мероприятий программы, раскрытие потенциала обучающегося, работа с обучающимся (передача опыта)

Накопление опыта обучающегося



Весь год

2.

Обеспечение каналов многосторонней связи с обучающимся


Создание группы, беседы в интернет ресурсах и мессенджерах.

Возможность постоянного взаимодействия и общения

Сентябрь.

3.

Консультирование обучающихся


Беседы, мастер классы, индивидуальные занятия

Накопление опыта обучающегося


Весь год

4.

Мониторинг профессионального роста обучающихся

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга.


Коррекция индивидуального образовательного маршрута обучающегося


Весь год

2 курс


1.


Беседы, занятия «Введение в профессию»


Подготовка материала к беседам, приглашение профессионалов в компетенции «кондитерское дело»


Интерес к профессии

Сентябрь

2.


Экскурсии на предприятия общественного питания


Организация экскурсий

Интерес к профессии, знакомство с профессионалами

Октябрь

3.

Изучение сырья и составляющих кондитерские изделия


Подготовка материала к лекциям, беседам.

Передача опыта наставнику.

Накопление опыта обучающегося

Октябрь-ноябрь

4.

Изучение оборудования и инвентаря в лаборатории исходя из инфраструктурного листа по компетенции кондитерское дело

Подготовка лаборатории к занятиям

Накопление опыта обучающегося

Ноябрь-декабрь

5.

Изучение технологий приготовления простых кондитерских изделий

Подготовка материала к лекциям, беседам.

Передача опыта наставнику.

Накопление опыта обучающегося




Январь-апрель

6.

Проведение мастер классов по компетенции кондитерское дело

Приглашение участников чемпиона по компетенции. Приглашение профессионалов в компетенции

Накопление опыта обучающегося. Знакомство с профессионалами в компетенции.



Весь год

7.

Изучение конкурсной документации

WORLDSKILLS в компетенции кондитерское дело

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам

Компетентность в конкурсной документации



Январь

8.

Изучение и приготовление миниатюр и птифур


Организация деятельности обучающегося в лаборатории

Накопление опыта обучающегося.

Февраль

9.

Изучение организации и управления работы


Организация деятельности обучающегося в лаборатории

Накопление опыта обучающегося.

Март

10.

Изучение пищевой гигиены, техники безопасности и нормы охраны здоровья (включая диетические рекомендации) и окружающей среды


Организация деятельности обучающегося в лаборатории

Накопление опыта обучающегося.

Апрель

11.

Изучение и приготовление тортов, пирожных и десертов

Организация деятельности обучающегося в лаборатории

Накопление опыта обучающегося.

Май

12.

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника



Коррекция индивидуального образовательного маршрута



Май-июнь

3 курс

13.

Изучение и приготовление горячих, холодных, замороженных десертов

Организация деятельности обучающегося в лаборатории

Накопление опыта обучающегося.

сентябрь-ноябрь

14.

Изучение и работа с шоколадом

Организация деятельности обучающегося в лаборатории

Накопление опыта обучающегося.

Ноябрь-январь

15.

Лепка из различных материалов.


Организация деятельности обучающегося в лаборатории

Накопление опыта обучающегося.

Февраль

16.

Подготовка к отборочному чемпионату WorldSkills Russia

Организация деятельности обучающегося

Накопление опыта обучающегося.

Весь год

17.

Мастер-классы участников чемпионата и профессионалов в компетенции

Организация мастер классов, приглашение профессионалов

Накопление опыта обучающегося. Знакомство с профессионалами в компетенции.

Весь год

18.

Участие в отборочном чемпионате на уровне колледжа

Организация участия

Уровень профессионализма обучающегося.

Компетентность обучающегося.


Март

19.

Подготовка к профессиональным конкурсам

Оказание помощи наставником

Накопление опыта обучающегося.

В течении года

20.

Отработка модулей чемпионата WorldSkills Russia

Организация деятельности обучающегося

Накопление опыта обучающегося.

В течении года

21.

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника

Коррекция индивидуального образовательного маршрута

Май-июнь

4 курс

22.

Отработка модулей чемпионата WorldSkills Russia

Организация деятельности обучающегося

Накопление опыта обучающегося.

Весь год

23.

Стажировка у профессионалов компетенции

Организация стажировки Оказание помощи в стажировке

Накопление опыта обучающегося. Знакомство с профессионалами в компетенции

Весь год

24.

Работа с нормативной документацией по компетенции

Организация деятельности обучающегося

Накопление опыта обучающегося.

Весь год

25.

Участие в региональном чемпионате WorldSkills Russia

Организация участия

Уровень профессионализма обучающегося.

Компетентность обучающегося.

Ноябрь

26.

Подготовка к демонстрационному экзамену

Оказание помощи при подготовке к экзамену


Весь год

27.

Сдача демонстрационного экзамена.

Консультирование по экзамену

Компетентного специалиста

Июнь

Аналитический этап

1.

Подведение итогов реализации программы

Составление аналитической справки, отчётности


Формирование опыта работы и информации, полученных студентом.


Июнь

2.

Проведение коррекции задач и планов программы наставничества на следующий период

Коррекция планов и задач программы

Проект новой программы

Июнь-август


  1. Условия эффективности наставничества



Грамотное обучение готовит обучающихся к успешному выполнению стоящих перед ними задач. То есть чем эффективнее наставничество, тем активнее будет проявлять себя обучающийся.

Умение предоставлять эффективную обратную связь — один из важнейших навыков наставника, это представление полной картины действий обучаемого в конкретной ситуации. Важными составляющими этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем.



  1. Основные формы и методы индивидуальной работы наставника


Метод обучения – это способ совместной деятельности обучающего и учащегося, направленный на овладение учащимся знаниями, умениями и навыками, а также на развитие учащегося мотивации.

Основные методы обучения, используемые вначале наставничества - это инструктирование, демонстрации действий или поведения. Выбор метода обучения зависит от сложности операции или навыка, который нужно освоить. Для более трудных операций лучше использовать инструктаж, для более простых, легко запоминающихся – демонстрацию, для коммуникативных навыков - поведенческое моделирование. Обучение в наставничестве эффективнее всего начинать с практики, это позволяет сразу включить сотрудника в работу.

Демонстрация – метод обучения трудовым процессам, направленный на изучение несложных процессов и отработку повторяющихся навыков. Например, складывание салфеток, комплектация тележки для уборки, регистрация прохода на работу и т.п.

Этот метод эффективен, когда:

- Демонстрацию не затягивают

- Наставник подробно объясняет, что нужно делать, и наглядно показывает, как это нужно делать

- Даются примеры того, когда может быть использован этот навык, и как он помогает в выполнении данной работы.

Технология выполнения:

Этап 1. Тренер-наставник рассказывает, выполняет (объясняя приемы).

Этап 2. Учащийся пересказывает последовательность действий и в случае правильного повтора, показывает. Это обеспечивает правильное выполнение задания в первый раз.

Этап 3. Далее обучаемый практикуется самостоятельно, отрабатывает технику до тех пор, пока он не сможет выполнять операцию без ошибок. Если у сотрудника есть опыт выполнения подобных операций, то этот этап занимает минимум времени.

Инструктирование - это метод обучения последовательности трудовых действий, направленный на изучение сложных процессов работы и отработку алгоритма выполнения навыков. Например, процедура заселения Гостя, сервировки стола на банкет, уборки номера и т.п. Самый быстрый способ обучить сотрудников без опыта работы выполнению

Инструктирование проводится в четыре этапа:

Этап 1. Наставник рассказывает и выполняет порядок действий (объясняя приемы).

Этап 2. Обучаемый рассказывает алгоритм действий - наставник выполняет, строго следуя за словами обучаемого (если это не повлечет за собой травму и т.д.)

Этап 3. Обучаемый помогает выполнить часть действий (обычно начало или несложную операцию), Наставник делает остальное. Это снижает вероятность ошибки, т.к. сложно запомнить всю последовательность действий и технику выполнения. Этот этап важен еще и тем, что снижает страх перед неудачей у сотрудников с небольшим опытом, этим сотрудникам зачастую сложно вступать в коммуникацию с Гостем, работать под наблюдением. Этот этап может занять несколько дней.

Этап 4. Наставник и Обучаемый меняются местами - Наставник помогает на несложных операциях, Обучаемый выполняет основную часть. Далее, при усвоении алгоритма, работает на соседнем участке, готовый прийти на помощь. Периодически наблюдает за работой и корректирует в случае ошибок. Нужно иметь в виду, что для выработки устойчивого навыка выполнения сложных операций человеку требуется в среднем 21 день, часто сотрудники быстро осваивают последовательность действий в первые дни (формируют умение), но потом начинают ошибаться и путать порядок или технику выполнения операций, забывать детали. В этом случае можно вернуться на предыдущий этап или добавить другие методы обучения.

Поведенческое моделирование - это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанными с профессиональной коммуникацией сотрудника и посетителя.

Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда наставник показывает новичку образец того, как следует работать с Гостем. После этого новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения. Ролевые модели, которые предлагаются работникам при использовании метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они в максимальной мере соответствовали рабочим ситуациям, поэтому поведенческое моделирование имеет очень высокую степень позитивного переноса. Еще один позитивный момент данного метода - обучаемый сотрудник может «примерить» на себя роль Гостя и оценить какие действия или фразы со стороны обслуживающего персонала нравятся, а какие вызывают отторжение. Этот метод эффективен так же при исправлении ошибок в коммуникации. В том случае, если сотрудник имеющий опыт работы усвоил некорректную модель поведения и настаивает на применении, Наставник применив ту же модель (или немного преувеличив) при игровом обслуживании сможет показать обучаемому некорректность ошибочного способа и добиться изменения в нужном направлении установки обучающегося.

Поведенческое моделирование имеет свои достоинства:

- проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяют лучше понять мотивы поведения и того работника, чья роль проигрывается, и мотивы противоположной стороны;

- помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях.

Поведенческое моделирование проводится либо на индивидуальной основе в паре ученик - наставник, либо в небольших учебных группах до 12 участников.

Видеообучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни зафиксированное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. У людей зрительное восприятие преобладает над слуховым, именно поэтому видео -самая наглядная и продуктивная форма обучения. Как показывает опыт, видео в сочетании с отработкой материала путем различных упражнений, а затем и на практике, - более эффективны, чем просто инструктаж. Компания «Институт Гостеприимства» выпускает видеотренинги для гостиниц и ресторанов, например, «Стандарты обслуживания в ресторане», «Организация шведского стола», где выполнение основных действий показано профессиональными официантами и менеджерами. Многие рестораны сейчас активно используют видеоролики с записью приготовления блюд (снимаются во время проработки или дегустации). Записи порядка сборки блюд воспроизводят на кухонных планшетах перед началом смены, напоминая последовательность действий работающим поварам, а внешний вид блюд - официантам.

Преимущества видеообучения:

- Связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах;

- Наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;

- Возможность самообучения и повторения. Любой сотрудник в удобное для него время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям;

- Возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально; как для новых сотрудников, которым необходима адаптация к должности и повышения предыдущего уровня развития деловых навыков, так и для давно работающих сотрудников, чтобы освежить их знания, познакомить с новациями;

- Удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства.

- Экономная форма обучения. Организация может купить или снять видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. Лекции позволяют за короткое время передать большой объем информации и ответить на дополнительные вопросы. Современные лекции отличаются от тех, которые раньше читали в институтах, сейчас чаще используют интерактивную лекцию - проводят групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагают решить практические задачи, используют много наглядных пособий, таких как слайды, раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи по теме. В наставничестве используют в основном мини-лекции на 10-15 минут по различным вопросам. Чаще всего это дополнительная информация по продукту компании, стандартам обслуживания, истории предприятия. Наставник может использовать мини-лекцию в качестве пояснений к учебному пособию, разъяснять необходимость выполнения тех или иных действий, пояснять особенности психологии обслуживания. Многим обучаемым сложно запомнить последовательность действий, если не понятен смысл. Тяжело выучить меню методом заучивания, без знаний об особенности кухни. Мини-лекция на втором этапе наставничества помогает решить эту проблему.

Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется: личностными особенностями лектора, интересом к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал и др.

Преимущества лекционной подачи материала:

- Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить последовательность тем (или отдельных вопросов),

- Темп изложения материала легко меняется в зависимости от реакции слушателя;

- Возможность обучить сразу несколько человек.

Мастер-класс является популярной формой для углублений знаний персонала. Эксперт в какой-либо области делиться опытом или методиками и приемами работы. Для линейного персонала ресторана мастер-классы по меню и напиткам проводятся в большинстве компаний. Ведет мастер-класс обычно шеф-поваро ресторана или представители компаний-поставщиков, представление продукции и техник работы часто совмещены с дегустацией. Для наставника-шеф-повара данный метод обучения будет ведущим при подготовке поваров.

Мастер-класс возможен и в рамках рабочего дня. Многие линейные и топ-менеджеры в индустрии гостеприимства имеют опыт работы на рядовых позициях и периодически делятся секретами мастерства с учениками или подчиненными или показывают пример выполнения рабочих обязанностей. Помимо образовательного эффекта такой метод обучения от руководителей компании является мощной мотивацией для сотрудников приобретать и развивать навыки.

Преимущества метода:

- авторитет ведущего повышает желание перенимать опыт;

- наглядность, возможность задать вопросы ведущему;

- легкость в организации.

Разбор практических ситуаций (кейс-стади) - метод изучения ситуаций из опыта практической деятельности организации. Это один из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам анализа проблем и подготовки решений. Идеален для подготовки и развития менеджерского состава. Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и обсуждение гипотетических или реальных ситуаций группой или учеником. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а тренер контролирует обсуждение задавая наводящие вопросы.

Цель этого метода - научить анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальные и вырабатывать программы действий. Метод позволяет развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволят им быть более успешными при решении похожих проблем в своей профессиональной деятельности. Материалом для анализа может послужить статья из газеты, видеозаписи, телефонный звонок и др.

Ученику необходимо определить, в чем заключается проблема, проанализировать её в контексте описанной ситуации и предложить возможные пути её решения. Задача, предложенная в конкретной ситуации, может иметь несколько вариантов решения. Обычно разбор не завершается определением «правильного» и «неправильного» решения; различные подходы к решению выявленной проблемы могут быть рассмотрены на равных основаниях. Процесс выработки решений составляет сущность метода разбора практических ситуаций, и этот процесс часто является не менее важным, чем само решение.

Основное назначение метода - закрепление и углубление знаний, выработка алгоритмов анализа типичных ситуаций, позволяющих быстро узнавать аналогичные ситуации в практике своей работы и принимать по ним наиболее действенные решения, а также активизация обмена опытом между слушателями.

При индивидуальной работе Наставник предлагает Обучаемому типовые ситуации (например, отказ оплачивать счет) и помогает найти выходы из ситуации. В дальнейшем при столкновении со сложными или конфликтными ситуациями сотруднику будет проще найти решение.

Преимущества метода:

- Если обсуждение происходит в группе каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников;

- Актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников;

- При возникновении похожей ситуации у обучаемого будут готовые варианты решений.

Тренинг (не путать с тренингом, как формой обучения, сочетающим активные формы) - это метод, в котором основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В наставничестве идеален для выработки двигательных навыков. Например для повара или бармена нет другого способа научиться некоторым навыкам, кроме как многократное повторение. Тренинг ориентирован в первую очередь на получение практических навыков, необходимых в повседневной работе, многие как результат обучения используют метафору «набить руку». побудительные мотивы деятельности существенно возрастают.


17