ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка ……………………………………………… ... 2 – 4
Цели программы…………………………………………………………….. 5
Задачи программы ………………………………………………………….. 5
Содержание ……………………………………………………………… 6 – 8
Планируемые результаты ………………………………………………9 – 11
РАЗДЕЛ II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график ……………………………………………12
Формы аттестации и оценочные материалы……………………………...12
Методическое обеспечение программы ………………………………….12
Условия реализации программы ………………………………………….12
РАЗДЕЛ III РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Цель и задачи воспитания …………………………………………………13
Формы и содержание воспитательной деятельности ……………………15
Планируемые результаты воспитания ……………………………………15
РАЗДЕЛ IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….… 16
Пояснительная записка
Программа НОУ младших классов «Ученый кот» МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А.С.Пушкина разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А.С.Пушкина, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
При составлении программы в качестве методической основы использованы теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора А.И. Савенкова, рекомендации «Рабочей концепции одарённости» программы «Дети России».
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Многие учащиеся ежегодно становятся призерами и победителями предметных олимпиад и конкурсов, но большинство из них сравнительно мало уделяют времени самосовершенствованию в различных формах. Также и многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они изучают и внедряют передовой опыт, разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы. Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт – в распространении. Но творческий потенциал большинства педагогов реализуется далеко не полностью.
Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.
Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура – школьное научное общество учащихся (НОУ).
НОУ «Ученый кот» – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Членом ученического научного общества может быть каждый ученик, успешно справляющийся с обучением, имеющий интерес к научной деятельности и активно участвующий в научно-исследовательской работе.
НОУ младших классов работает под руководством научно-методического совета школы.
Возглавляет работу руководитель из числа педагогических работников.
Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. НОУ способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Научное общество учащихся призвано решать следующие задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
привлекать обучающихся к участию в научно-исследовательской работе;
развивать все формы научно-исследовательской работы, распространять положительный опыт организации этой работы;
активно участвовать в интеллектуальной жизни школы, достойно представлять ее на конференциях научно-исследовательских работ;
устанавливать научные и творческие связи с ученическими научными обществами других школ.
Основные принципы реализации программы:
научность,
доступность,
добровольность,
результативность,
партнерство,
успех,
творчество.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная,
- групповая,
- индивидуально-групповая,
- использование дистанционных образовательных технологий.
Научно-исследовательская работа школьников организуется через такие формы, как:
- работа в школьных кружках и группах по интересам;
- выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателей;
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в ежегодной научно-практической конференции школы;
- участие в районных конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ;
- подготовка творческих работ.
Программа НОУ предназначена для учащихся 3-4 классов, рассчитана на 36 часов (1 час в неделю)
Цель программы - развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
формировать навыки самостоятельной работы с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;
обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, способствовать повышению уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.
Содержание программы
Рабочая программа научного общества «Ученый кот» позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Программа НОУ для учащихся 3 класса разделена на 6 разделов, охватывающих разные интересы детей, и рассчитана на 36 часов.
1 раздел: «Занимательная математика» – 6 часов
2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 8 часов
3 раздел: «Путешествие в прошлое» – 6 часов
4 раздел: «Удивительный мир природы » – 7 часов
5 раздел: «Юные исследователи» – 9 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | «От глиняной таблички до сетевой странички» | 1 | |
2 | Игра «Фразеологизмы наши – их значения ваши» | 1 | |
3 | Занятие по речевому этикету «Чистый ручеек нашей речи» | 1 | |
4 | Участие в дистанционной олимпиаде по русскому языку «Родное слово – осень» | 1 | |
5 | Экологический КВН | 1 | |
6 | Участие в дистанционной олимпиаде по окружающему миру «Человек и природа» | 1 | |
7 | «В зеленой аптеке». Беседа об исчезающей флоре и фауне Курской области. | 1 | |
8 | «Моя малая родина» (Экскурсия в краеведческий и археологический музей) | 2 | |
9 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | |
10 | «Парад геометрических человечков» | 1 | |
11 | Участие в дистанционной олимпиаде по математике «ЭВРИКА» | 1 | |
12 | Учимся анализировать и обобщать | 1 | |
13 | «Природные фантазии» (Групповой творческий проект) | 2 | |
14 | «Миллион изменений» (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) | 1 | |
15 | «Тайны происхождения слов» | 2 | |
16 | Участие в международном конкурсе-игре по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 1 | |
17 | Игра «Необыкновенные приключения в городе математических загадок» | 1 | |
18 | «Комнатные растения в моем доме» (Индивидуальные проекты) | 2 | |
19 | Как найти книгу в школьной библиотеке? (Учимся работать с дополнительной литературой) | 1 | |
20 | Что такое эксперимент? | 1 | |
21 | Секреты знакомых предметов (Практикум проведения опытов и экспериментов) | 2 | |
22 | Наши увлечения и исследовательская работа | 1 | |
23 | Виды оформления проектов | 1 | |
24 | «Дорога и мы» (Индивидуальные проекты) | 2 | |
25 | Игра «Необыкновенные приключения в городе математических загадок» | 1 | |
26 | Участие в международной олимпиаде по математике «КЕНГУРУ» | 1 | |
27 | Экскурс в историю «Исторические страницы города Курска» | 1 | |
28 | «Поклонимся великим тем годам» (Презентации, посвященные Дню Победы) | 1 | |
29 | «Мы помним их имена» (О людях, оставивших след в истории Курской области, города Курска) | 2 | |
30 | Выпуск школьной газеты, посвященной деятельности НОУ «Ученый кот» | 1 | |
| ИТОГО | 36 | |
Программа НОУ для учащихся 4 класса разделена на 4 раздела, охватывающих разные интересы детей, и рассчитана на 36 часов.
1 раздел: «Занимательная математика» – 6 часов
2 раздел: «Велик и могуч русский язык» – 5 часов
3 раздел: «Мир вокруг нас» – 10 часов
4 раздел: «Юные исследователи» – 15 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | «Хочу все знать!» | 1 | |
2 | О русских именах и фамилиях. | 1 | |
3 | Исследовательская работа «Что в имени моем…» | 2 | |
4 | Участие в дистанционной олимпиаде по русскому языку «Родное слово – осень» | 1 | |
5 | «Говорящие имена» | 1 | |
6 | «Где же хранятся слова?» | 1 | |
7 | «Назад в прошлое» (Экскурсия в краеведческий музей) | 1 | |
8 | Бесконечный мир чисел | 1 | |
9 | «Без мерной линейки, или измерение голыми руками» | 1 | |
10 | Волшебные свойства бумаги. | 1 | |
11 | Участие в дистанционной олимпиаде по математике «ЭВРИКА» | 1 | |
12 | «А прочно ли куриное яйцо?» | 1 | |
13 | В мире ребусов и лабиринтов | 2 | |
14 | Геометрические фигуры | 1 | |
15 | Работа с информацией. Как работать с научной литературой | 2 | |
16 | Как оформить научную работу | 1 | |
17 | Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. | 1 | |
18 | Вода – самое удивительное вещество на Земле. Свойства воды | 1 | |
19 | Чудеса в молоке | 1 | |
20 | Сладкие опыты | 1 | |
21 | Ветер-ветерок | 1 | |
22 | Цветные льдинки | 1 | |
23 | Мел и его свойства | 1 | |
24 | Познавательная викторина «Правда ли?» | 1 | |
25 | Наши увлечения и исследовательская работа | 1 | |
26 | Участие в международной олимпиаде по математике «КЕНГУРУ» | 1 | |
27 | Экскурс в историю «Исторические страницы города Курска» | 1 | |
28 | «Поклонимся великим тем годам» (Презентации, посвященные Дню Победы) | 2 | |
29 | Творческие проекты учащихся | 3 | |
30 | Выпуск школьной газеты, посвященной деятельности НОУ «Ученый кот» | 1 | |
| ИТОГО | 36 | |
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к научно-познавательной деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность формирования:
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности / не успешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, анализ, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- работать в паре, группе;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Календарный учебный график
Период освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы НОУ «Ученый кот» составляет 1 год.
Класс | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
3 класс | 01.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 72 | 108 | 1 раз в неделю |
4 класс | 01.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 72 | 108 | 1 раз в неделю |
Формы выявления и оценки образовательных результатов
Способы проверки ожидаемых результатов: выполнение проектов, конкурсы знатоков, викторины.
Виды контроля: начальный контроль (входная диагностика), текущий (конкурс знатоков по окончании каждой четверти), итоговый (контрольный на конец года)
Формы проведения итогов реализации программы: защита проектов, участие в олимпиадах.
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение Программы НОУ «Ученый кот» предусматривает:
наличие учебного кабинета для проведения уроков и занятий по внеурочной деятельности, дополнительному образованию детей;
технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет, цифровые фото- и видеокамеры, принтер) для поиска или создания электронных цифровых ресурсов в рамках решения учебных задач;
учебные пособия и справочная литература, в том числе удалённый доступ в школьную библиотеку и медиатеку для поиска нужной информации из нескольких источников;
мебель, обеспечивающая детям возможность комфортно работать в малых группах (командах) или индивидуально.
Программа воспитания
Рабочая программа НОУ «Ученый кот» решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Неоценимую пользу в освоении дополнительной общеобразовательной программы НОУ оказывает воспитательная работа, которая проводится как во время учебных занятий, так и дополнительно на различных других мероприятиях.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация образовательного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
Основные организационно-воспитательные мероприятия:
- беседы с учащимися (о развитии науки, о здоровом образе жизни и др.);
- анкетирование учащихся и родителей;
- встречи с интересными людьми города, области;
- посещение научных выставок, музеев.
Цель программы: создание условий для формирования социально-активной, творческой личности, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому совершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи программы:
- содействовать в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- содействовать в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации;
- формировать социально-значимые ценности и социально адекватные приемы поведения;
- развивать компетенции, включающие знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимые для успешного осуществления не только учебной, но и в дальнейшем профессиональной деятельности;
- развивать воспитательный потенциал, поддержку социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявлять и работать с одаренными детьми;
- совершенствовать систему воспитательной работы, активно применяя современные инновационные технологии в дополнительном образовании.
Приоритетные направления воспитательной работы:
- интеллектуальное воспитание – оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно;
- социокультурное воспитание – передача обучающимся знаний, умений, навыков, социального общения людей), опыта поколений;
- нравственное и духовное воспитание – обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей;
- формирование коммуникативной культуры – создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к коллективной деятельности;
- гражданско-патриотическое воспитание – формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него;
- воспитание положительного отношения к труду (творческое направление) – формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
- экологическое воспитание – формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, воспитание бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона.
Формы и содержание деятельности.
Воспитание обучающихся строится как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с социальной и природной средой и формирующая у них систему ценностных отношений.
Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу общей работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные творческие игры, церемонии награждения, открытые дискуссионные площадки, праздники, фестивали и др. Они эмоционально и ценностно привлекательны для ребят и предоставляют возможность каждому внести свой личный вклад в общее дело, позволяют приобретать разнообразный социальный опыт в различных видах деятельности. Все это создает творческую природу, особую природу социального творчества, когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия.
Планируемые результаты
- Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
- Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
- Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
- Оказание помощи членам коллектива, умение находить с ними общий язык и общие интересы.
- Приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения.
- Формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
- Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.
- Развитие воспитательного потенциала семьи.
- Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Список используемой литературы
Н.И. Дереклеева. «Научно-исследовательская работа в школе», - М.: 2001
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для школьников. / Под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,
О.Холодова. Юным умникам и умница: Задания по развитию познавательных способностей. / Методическое пособие, 4класс – М: Росткнига, 2004 г.
27