СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа научного общества учащихся "Ученый кот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа НОУ  "Ученый кот" разработана для учащихся младших  классов на основе требований ФГОС НОО, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа научного общества учащихся "Ученый кот"»

ОГЛАВЛЕНИЕ



РАЗДЕЛ I КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ



Пояснительная записка ……………………………………………… ... 2 – 4

Цели программы…………………………………………………………….. 5

Задачи программы ………………………………………………………….. 5

Содержание ……………………………………………………………… 6 – 8

Планируемые результаты ………………………………………………9 – 11



РАЗДЕЛ II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график ……………………………………………12

Формы аттестации и оценочные материалы……………………………...12

Методическое обеспечение программы ………………………………….12

Условия реализации программы ………………………………………….12



РАЗДЕЛ III РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Цель и задачи воспитания …………………………………………………13

Формы и содержание воспитательной деятельности ……………………15

Планируемые результаты воспитания ……………………………………15



РАЗДЕЛ IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….… 16































Пояснительная записка

Программа НОУ младших классов «Ученый кот» МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А.С.Пушкина разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А.С.Пушкина, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

При составлении программы в качестве методической основы использованы теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора А.И. Савенкова, рекомендации «Рабочей концепции одарённости» программы «Дети России».

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Многие учащиеся ежегодно становятся призерами и победителями предметных олимпиад и конкурсов, но большинство из них сравнительно мало уделяют времени самосовершенствованию в различных формах. Также и многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они изучают и внедряют передовой опыт, разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы. Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт – в распространении. Но творческий потенциал большинства педагогов реализуется далеко не полностью.

Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и школе в целом.

Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура – школьное научное общество учащихся (НОУ).

НОУ «Ученый кот» – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Членом ученического научного общества может быть каждый ученик, успешно справляющийся с обучением, имеющий интерес к научной деятельности и активно участвующий в научно-исследовательской работе.

НОУ младших классов работает под руководством научно-методического совета школы.

Возглавляет работу руководитель из числа педагогических работников.

Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. НОУ способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.


Научное общество учащихся призвано решать следующие задачи:


  • содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;

  • привлекать обучающихся к участию в научно-исследовательской работе;

  • развивать все формы научно-исследовательской работы, распространять положительный опыт организации этой работы;

  • активно участвовать в интеллектуальной жизни школы, достойно представлять ее на конференциях научно-исследовательских работ;

  • устанавливать научные и творческие связи с ученическими научными обществами других школ.

Основные принципы реализации программы:

  • научность,

  • доступность,

  • добровольность,

  • результативность,

  • партнерство,

  • успех,

  • творчество.

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная,

- групповая,

- индивидуально-групповая,

- использование дистанционных образовательных технологий.


Научно-исследовательская работа школьников организуется через такие формы, как:

- работа в школьных кружках и группах по интересам;

- выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателей;

- участие в предметных олимпиадах;

- участие в ежегодной научно-практической конференции школы;

- участие в районных конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ;

- подготовка творческих работ.


Программа НОУ предназначена для учащихся 3-4 классов, рассчитана на 36 часов (1 час в неделю)






















Цель программы - развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

  • выявлять наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развивать их творческие способности;

воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  • формировать навыки самостоятельной работы с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;

  • обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

  • способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, способствовать повышению уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;

  • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.











Содержание программы


Рабочая программа научного общества «Ученый кот» позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Программа НОУ для учащихся 3 класса разделена на 6 разделов, охватывающих разные интересы детей, и рассчитана на 36 часов.

1 раздел: «Занимательная математика» – 6 часов

2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 8 часов

3 раздел: «Путешествие в прошлое» – 6 часов

4 раздел: «Удивительный мир природы » – 7 часов

5 раздел: «Юные исследователи» – 9 часов



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА



Тема

Кол-во часов


Дата

1

«От глиняной таблички до сетевой странички»

1


2

Игра «Фразеологизмы наши – их значения ваши»

1


3

Занятие по речевому этикету «Чистый ручеек нашей речи»

1


4

Участие в дистанционной олимпиаде по русскому языку «Родное слово – осень»

1


5

Экологический КВН

1


6

Участие в дистанционной олимпиаде по окружающему миру «Человек и природа»

1


7

«В зеленой аптеке». Беседа об исчезающей флоре и фауне Курской области.

1


8

«Моя малая родина» (Экскурсия в краеведческий и археологический музей)

2


9

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1


10

«Парад геометрических человечков»

1


11

Участие в дистанционной олимпиаде по математике «ЭВРИКА»

1


12

Учимся анализировать и обобщать

1


13

«Природные фантазии» (Групповой творческий проект)

2


14

«Миллион изменений» (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)

1


15

«Тайны происхождения слов»

2


16

Участие в международном конкурсе-игре по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех»

1


17

Игра «Необыкновенные приключения в городе математических загадок»

1


18

«Комнатные растения в моем доме» (Индивидуальные проекты)

2


19

Как найти книгу в школьной библиотеке? (Учимся работать с дополнительной литературой)

1


20

Что такое эксперимент?

1


21

Секреты знакомых предметов (Практикум проведения опытов и экспериментов)

2


22

Наши увлечения и исследовательская работа

1


23

Виды оформления проектов

1


24

«Дорога и мы» (Индивидуальные проекты)

2


25

Игра «Необыкновенные приключения в городе математических загадок»

1


26

Участие в международной олимпиаде по математике «КЕНГУРУ»

1


27

Экскурс в историю «Исторические страницы города Курска»

1


28

«Поклонимся великим тем годам» (Презентации, посвященные Дню Победы)

1


29

«Мы помним их имена» (О людях, оставивших след в истории Курской области, города Курска)

2


30

Выпуск школьной газеты, посвященной деятельности НОУ «Ученый кот»

1



ИТОГО

36



Программа НОУ для учащихся 4 класса разделена на 4 раздела, охватывающих разные интересы детей, и рассчитана на 36 часов.

1 раздел: «Занимательная математика» – 6 часов

2 раздел: «Велик и могуч русский язык» – 5 часов

3 раздел: «Мир вокруг нас» – 10 часов

4 раздел: «Юные исследователи» – 15 часов





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА



Тема

Кол-во часов


Дата

1

«Хочу все знать!»

1


2

О русских именах и фамилиях.

1


3

Исследовательская работа «Что в имени моем…»

2


4

Участие в дистанционной олимпиаде по русскому языку «Родное слово – осень»

1


5

«Говорящие имена»

1


6

«Где же хранятся слова?»

1


7

«Назад в прошлое» (Экскурсия в краеведческий музей)

1


8

Бесконечный мир чисел

1


9

«Без мерной линейки, или измерение голыми руками»

1


10

Волшебные свойства бумаги.

1


11

Участие в дистанционной олимпиаде по математике «ЭВРИКА»

1


12

 «А прочно ли куриное яйцо?»

1


13

В мире ребусов и лабиринтов

2


14

Геометрические фигуры

1


15

Работа с информацией. Как работать с научной литературой

2


16

Как оформить научную работу

1


17

Знакомство  с  лабораторией. Организация эксперимента.

1


18

Вода – самое удивительное вещество на Земле. Свойства воды

1


19

Чудеса в молоке

1


20

Сладкие опыты

1


21

Ветер-ветерок

1


22

Цветные льдинки

1


23

Мел и его свойства

1


24

Познавательная викторина «Правда ли?»

1


25

Наши увлечения и исследовательская работа

1


26

Участие в международной олимпиаде по математике «КЕНГУРУ»

1


27

Экскурс в историю «Исторические страницы города Курска»

1


28

«Поклонимся великим тем годам» (Презентации, посвященные Дню Победы)

2


29

Творческие проекты учащихся

3


30

Выпуск школьной газеты, посвященной деятельности НОУ «Ученый кот»

1



ИТОГО

36








Планируемые результаты освоения программы


Личностные универсальные учебные действия


У учащегося будут сформированы:


- положительное отношение к научно-познавательной деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.


Учащийся получит возможность формирования:

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности / не успешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Регулятивные универсальные учебные действия


Учащийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Учащийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.


Познавательные универсальные учебные действия


Учащийся научится:



- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, анализ, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.


Учащийся получит возможность научиться:


- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Учащийся научится:


- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- работать в паре, группе;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.


Учащийся получит возможность научиться:



- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.





Календарный учебный график

Период освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы НОУ «Ученый кот» составляет 1 год.


Класс

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

3 класс

01.09.2023

31.05.2024

36

72

108

1 раз в неделю

4 класс

01.09.2023

31.05.2024

36

72

108

1 раз в неделю



Формы выявления и оценки образовательных результатов

Способы проверки ожидаемых результатов: выполнение проектов, конкурсы знатоков, викторины.

Виды контроля: начальный контроль (входная диагностика), текущий (конкурс знатоков по окончании каждой четверти), итоговый (контрольный на конец года)

Формы проведения итогов реализации программы: защита проектов, участие в олимпиадах.


Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение Программы НОУ «Ученый кот» предусматривает:

    • наличие учебного кабинета для проведения уроков и занятий по внеурочной деятельности, дополнительному образованию детей;

    • технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет, цифровые фото- и видеокамеры, принтер) для поиска или создания электронных цифровых ресурсов в рамках решения учебных задач;

    • учебные пособия и справочная литература, в том числе удалённый доступ в школьную библиотеку и медиатеку для поиска нужной информации из нескольких источников;

    • мебель, обеспечивающая детям возможность комфортно работать в малых группах (командах) или индивидуально.


Программа воспитания



Рабочая программа НОУ «Ученый кот» решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.

Неоценимую пользу в освоении дополнительной общеобразовательной программы НОУ оказывает воспитательная работа, которая проводится как во время учебных занятий, так и дополнительно на различных других мероприятиях.

Воспитательные средства:

-   личный пример и педагогическое мастерство педагога;

-   высокая организация образовательного процесса;

-   атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

-   дружный коллектив;

-   система морального стимулирования.

Основные организационно-воспитательные мероприятия:

-   беседы с учащимися (о развитии науки, о здоровом образе жизни и др.);

-   анкетирование учащихся и родителей;

-   встречи с интересными людьми города, области;

-   посещение научных выставок, музеев.



Цель программы: создание условий для формирования социально-активной, творческой личности, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому совершенствованию, саморазвитию в социуме.  

Задачи программы:

-  содействовать в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося;

-   развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

-  способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

-  содействовать в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации;

- формировать социально-значимые ценности и социально адекватные приемы поведения;

- развивать компетенции, включающие знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимые для успешного осуществления не только учебной, но и в дальнейшем профессиональной деятельности;

- развивать воспитательный потенциал, поддержку социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявлять и работать с одаренными детьми;

- совершенствовать систему воспитательной работы, активно применяя современные инновационные технологии в дополнительном образовании.



Приоритетные направления воспитательной работы:

-   интеллектуальное воспитание – оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно;

-  социокультурное воспитание – передача обучающимся знаний, умений, навыков, социального общения людей), опыта поколений;

-  нравственное и духовное воспитание – обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей;

-  формирование коммуникативной культуры – создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к коллективной деятельности;  

-  гражданско-патриотическое воспитание – формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него; 

-  воспитание положительного отношения к труду (творческое направление) – формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

-  экологическое воспитание – формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, воспитание бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона.



Формы и содержание деятельности.

Воспитание обучающихся строится как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с социальной и природной средой и формирующая у них систему ценностных отношений. 

Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу общей работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные творческие игры, церемонии награждения, открытые дискуссионные площадки, праздники, фестивали и др. Они эмоционально и ценностно привлекательны для ребят и предоставляют возможность каждому внести свой личный вклад в общее дело, позволяют приобретать разнообразный социальный опыт в различных видах деятельности. Все это создает творческую природу, особую природу социального творчества, когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия.


Планируемые результаты

- Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

- Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

- Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.

- Оказание помощи членам коллектива, умение находить с ними общий язык и общие интересы.  

- Приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения.

- Формирование личностных качеств, необходимых для жизни.

- Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.

- Развитие воспитательного потенциала семьи.

-  Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся. 


Список используемой литературы


    1. Н.И. Дереклеева. «Научно-исследовательская работа в школе», - М.: 2001

  1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для школьников. / Под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,

  2. О.Холодова. Юным умникам и умница: Задания по развитию познавательных способностей. / Методическое пособие, 4класс – М: Росткнига, 2004 г.


27