СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения по интересам "Юные экологи"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения по интересам "Юные экологи"»
















Программа кружка

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

(эколого-биологический профиль, базовый уровень изучения образовательной области «Экология»)









Разработчик:

Каленчук Егор Викторович,

педагог дополнительного

образования

Возраст учащихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год
















Общие положения

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Новизна. Новизна программы заключается в практической направленности деятельности учащихся. Участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и  стремление к активной деятельности в природе. Часто  именно в такой работе у ребят закладываются основы  профессиональных умений и навыков.   Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную  работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

Учащиеся, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 7 класса, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;

  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и

  • простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

  • воспитание понимания эстетической ценности природы;

  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;

  • формирование положительного отношения к окружающему миру;

  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;

  • научить учащихся пользоваться научной литературой;

  • научить любить природу, правильно её использовать;

  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских работ;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;

  • фотовыставки;

  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;

  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;

  • выпуск газеты «Экологический патруль»

  • выступления агитбригады перед учащимися школы;

природоохранное:

  • создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;

  • изготовление скворечников и кормушек;

  • охрана птиц;

  • озеленение классных комнат;

туристско-оздоровительные:

  • разработка экологических тропинок;

  • экскурсии экологическими тропами;

  • День здоровья.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий: 36 часов - один раз в неделю.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выпуск газеты «Экологический патруль»;

  • выставки рисунков;

  • подготовка исследовательских работ.


Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Введение. Инструктаж по ТБ.


1

1

-

-

1

Взаимосвязи в природе


6

2

3

1

2

Природа в жизни человека



7

3

3

1

3

Уникальный мир живой природы


6

4

2

-

4

Охрана природы


8

4

3

1

5

«Зелёными» тропами


8

3

3

2

Всего часов


36

12

21

3



Содержание программы


Введение (1 час). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.


Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки.


Практические занятия:

  1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

  2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

  3. Своя игра «Знатоки экологии».


Экскурсии:

  1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала


Тема 2. Природа в жизни человека (7 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах


Практические занятия:

  1. Путешествие на родину комнатных растений

  2. Изучение растений классного зелёного уголка

  3. Составление памяток за растениями в классной комнате


Экскурсии:

1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»


Тема 3. Уникальный мир живой природы (6 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.


Практические занятия:

  1. В гостях у Флоры

  2. В гостях у Фауны


Тема 4. Охрана природы (8 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта


Практические занятия:

  1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

  2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»

  3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»

Экскурсии:

  1. Экскурсия в ГЛХУ Ельский лесхоз.


Тема 5. «Зелёными» тропами (8 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы.


Практические занятия:

  1. Составление экологической тропы нашей школы


Экскурсии:

  1. Экологическая тропа нашей школы

  2. День здоровья


Ожидаемые результаты освоения программы

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед.

  • Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как: участие в олимпиадах, конкурсах, проектно-исследовательских работах.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;

  • связь между человеком и природой;

  • многообразие экологических групп комнатных растений;

  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;

  • природу родного края;

  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;

  • различать изученные группы растений и животных;

  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;

  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;

  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • прокладывать маршрут экологической тропы;

  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;

  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;

  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.


Литература и информационные ресурсы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Богачева, И. В. Изучаем родную природу: пособие для учителей общеобраз. учреждений / И. В. Богачева, А. Г. Семенович. – Минск: Выш. шк., 2020.

3. Гричик, В. В. Дикая природа Беларуси: пособие для учителей к факультативным занятиям для 7-8-х классов общеобразоват. учреждений / В. В. Гричик, И. В. Богачева, И. Р. Клевец. – Минск: Экоперспектива, 2021.

4. Кашлев, С. С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Минск : Зорны верасень, 2022.