Программа кружка
«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»
(эколого-биологический профиль, базовый уровень изучения образовательной области «Экология»)
Разработчик:
Каленчук Егор Викторович,
педагог дополнительного
образования
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Общие положения
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Новизна. Новизна программы заключается в практической направленности деятельности учащихся. Участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.
Учащиеся, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 7 класса, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы кружка: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
овладение навыками поведения в окружающей природной среде и
простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
воспитание понимания эстетической ценности природы;
развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
формирование положительного отношения к окружающему миру;
нравственное развитие личности, воспитание чувств;
научить учащихся пользоваться научной литературой;
научить любить природу, правильно её использовать;
раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные направления работы по программе:
познавательно-исследовательское:
духовно-творческое:
просветительское:
проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
выпуск газеты «Экологический патруль»
выступления агитбригады перед учащимися школы;
природоохранное:
создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
изготовление скворечников и кормушек;
охрана птиц;
озеленение классных комнат;
туристско-оздоровительные:
разработка экологических тропинок;
экскурсии экологическими тропами;
День здоровья.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные;
в) инновационные.
Режим занятий: 36 часов - один раз в неделю.
Формы подведения итогов реализации программы:
выпуск газеты «Экологический патруль»;
выставки рисунков;
подготовка исследовательских работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии |
Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | - |
1 | Взаимосвязи в природе | 6 | 2 | 3 | 1 |
2 | Природа в жизни человека | 7 | 3 | 3 | 1 |
3 | Уникальный мир живой природы | 6 | 4 | 2 | - |
4 | Охрана природы | 8 | 4 | 3 | 1 |
5 | «Зелёными» тропами | 8 | 3 | 3 | 2 |
Всего часов | 36 | 12 | 21 | 3 |
Содержание программы
Введение (1 час). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки.
Практические занятия:
Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Своя игра «Знатоки экологии».
Экскурсии:
«Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала
Тема 2. Природа в жизни человека (7 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах
Практические занятия:
Путешествие на родину комнатных растений
Изучение растений классного зелёного уголка
Составление памяток за растениями в классной комнате
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Уникальный мир живой природы (6 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
В гостях у Флоры
В гостях у Фауны
Тема 4. Охрана природы (8 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта
Практические занятия:
Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»
Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»
Экскурсии:
Экскурсия в ГЛХУ Ельский лесхоз.
Тема 5. «Зелёными» тропами (8 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы.
Практические занятия:
Составление экологической тропы нашей школы
Экскурсии:
Экологическая тропа нашей школы
День здоровья
Ожидаемые результаты освоения программы
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как: участие в олимпиадах, конкурсах, проектно-исследовательских работах.
К концу года учащиеся должны знать:
предмет изучения экологии, основные законы экологии;
связь между человеком и природой;
многообразие экологических групп комнатных растений;
основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
природу родного края;
связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
различать изученные группы растений и животных;
осуществлять систематический уход за живыми организмами;
изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
вести наблюдения в природе под руководством учителя;
выполнять правила поведения в природе;
прокладывать маршрут экологической тропы;
уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.
Литература и информационные ресурсы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Богачева, И. В. Изучаем родную природу: пособие для учителей общеобраз. учреждений / И. В. Богачева, А. Г. Семенович. – Минск: Выш. шк., 2020.
3. Гричик, В. В. Дикая природа Беларуси: пособие для учителей к факультативным занятиям для 7-8-х классов общеобразоват. учреждений / В. В. Гричик, И. В. Богачева, И. Р. Клевец. – Минск: Экоперспектива, 2021.
4. Кашлев, С. С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Минск : Зорны верасень, 2022.