СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа обучения пространственной ориентировке для обучающихся с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке 3 класса. Программа содержит описание методов работы, средств, премов.

Просмотр содержимого документа
«Программа обучения пространственной ориентировке для обучающихся с нарушением зрения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.2).

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.

Ориентировка в пространстве и мобильность слепого – комплекс различных способов и приёмов, включающих как познавательную, так и физическую деятельность, осуществляемых в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, мышления, памяти, наблюдения, узнавания предметов и явлений, воспроизведения прежних представлений и др.

Пространственная ориентировка и мобильность – это способность определить своё местоположение; умение выбрать и отслеживать направление движения, а также знания, умения и навыки по безопасному, эффективному и эстетичному передвижению в пространстве.

Для успешного освоения пространственной ориентировке и мобильности необходимо:

  • уметь определять своё местоположение, используя стороны горизонта, объекты окружающей среды;

  • уметь интерпретировать пространство и находящиеся в нём объекты по различным признакам и в контексте конкретной ситуации;

  • использовать сохранные анализаторы для определения своего местоположения, интерпретации окружающего пространства и находящихся в нём объектов, а также во время передвижения.

По окончанию школы выпускники должны овладеть достаточным объёмом знаний, умений и навыков, которые позволят им быть самостоятельными и способными к свободному передвижению по месту их жительства. Освоение программы коррекционного курса позволят выпускникам успешно интегрироваться в современное общество, продолжать образование, устраиваться на работу и становиться активными членами общества. Умение взаимодействовать с окружающими, вступать в различные коммуникации, не теряться в сложных жизненных ситуациях позволит инвалиду по зрению определить своё место в жизни и позволит ему активно участвовать в развитии материально- технического и культурного потенциала нашей страны.

В отечественной теории и практике доказано, что слепые не могут самостоятельно приобрести умения и навыки пространственной ориентировке и мобильности. Для этого необходимы специально организованные занятия, а также поддержка и поощрение применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, как со стороны коллектива школы, так и со стороны семьи.



ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Главной целью курсапо пространственной ориентировкев начальной школе является формирование умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве и жизненной ситуации, а также умение самостоятельно передвигаться в знакомом и незнакомом пространствес использованием или без использования технических средств реабилитации.

Задачи курса:

  • формировать у учащихся мотивации и устойчивого интереса к учебной деятельности по пространственной ориентировке;

  • развивать волевые качества личности;

  • развивать сенсорную сферу и познавательную деятельность учащихся, направленную на формирование точных представлений о явлениях и предметах окружающей среды;

  • развивать пространственное мышление;

  • развивать умения и навыки использования сохранных анализаторов в процессе пространственной ориентировке;

  • развивать навыки запоминания маршрута;

  • обучать овладению техникой пользования тростью и другими тифлотехническими и наглядными средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;

  • совершенствовать навыкивладения практической ориентировки в малом и большом пространстве;

  • обучать детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;

  • совершенствовать со слепыми детьми приёмы общения со зрячими.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» является неотъемлемой частью коррекционной работы в школе. Коррекционный курс является основополагающим для успешной социализации обучающихся с нарушением зрения, а также необходимым для успешного освоения академических знаний. В процессе освоения программы, обучающиеся осваивают не только умение ориентироваться в пространстве (комната, класс, улица и т.д.), но и в различных жизненных ситуациях. Способность сориентироваться на рабочей плоскости, в здании, на улице, в жизненной ситуации, самостоятельно преодолеть расстояние из пункта «А» в пункт «Б» придаёт обучающемуся осознание своих возможностей, поднимает самооценку и прививает чувство ответственности и самостоятельности.

Программа подразумевает три степени освоения материала: минимальный, средний и максимальный.

Минимальный уровень освоения подразумевает освоение тем на уровне выполнения с физической и словестной подсказкой.

Средний уровень освоения подразумевает освоение тем на уровне выполнения с словестной подсказкой.

Максимальный уровень освоения подразумевает освоение тем на уровне самостоятельного выполнения.

Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объёма и усложнение содержания материала от одного года обучения к другому. Однако распределение часов по разделам программы на разных этапах обучения неодинаково.

Так, на первых годах обучения больше внимания уделяется развитию способности воспринимать окружающий мир с помощью сохранных анализаторов, ориентировке в микропространстве. Формирование пространственных представлений идёт по типу «Карта-путь». На последующих этапах обучения больше времени уделяется формированию навыков ориентировки в большом свободном пространстве на основе топографических представлений о местности типа «Карта - обозрения».

Основной организационной формой обучения пространственной ориентировки является коррекционное занятие, проводимое учителем с подгруппой детей или индивидуально. Однако успешное усвоение программного материала детьми предполагает закрепление сформированных умений и навыков на общеобразовательных уроках и во внеурочной деятельности. Обучение пространственной ориентировке может быть результативным только при условии его осуществления в рамках всей системы учебно-воспитательного процесса, предполагающего скоординированную работу всех учителей-предметников, воспитателей и учителей по коррекционной работе.

С помощью комплексной коррекции у младших школьников формируются не только определенные знания, умения и навыки, но адекватные эмоции, ценностные отношения, необходимые для того, чтобы успешно осваивать основные учебные предметы, а также способы жизнедеятельности, соответствующие требованиям, которые предъявляет социум.



ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Пространственная ориентировка» рассчитан на 33 часа, в 3 классе, соответственно, 1 час в неделю, длительность занятий 40 минут, длительность занятия опосредована индивидуальными особенностями обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

В программе отводится определённое количество часов на изучение каждого раздела, однако успешное усвоение материала предполагает постоянное закрепление сформированных навыков и включение в занятия разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания постоянного интереса у детей к обучению занятия рекомендуется проводить в занимательной игровой форме с использованием пособий, игрушек, дидактических игр, доступных для восприятия незрячих.

Основными формами обучения являются практические работы, предметные уроки, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты, рельефные схемы и планы).

Распределение времени на прохождение программного материала, и порядок изучения тем даются ориентировочно.

На коррекционных занятиях знания и умения обучающихся оцениваются словесно «хорошо» и «отлично», с указанием на моменты успешности и разъяснением недочётов в работе.

Занятия могут проводиться в школьном здании, во дворе, на пришкольном участке, на улицах близ школы.

Практические занятия проходят в реальных городских условиях с использованием трости под присмотром учителя.

Развитие пространственной ориентировки в процессе обучения происходит наиболее успешно на полисенсорной основе: опора на остаточное зрение, слуховые, двигательные, обонятельные вестибулярные, осязательные, температурные и другие ощущения.

Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков ориентировки и степени психологической готовности к самостоятельному ориентированию. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, необходимо учитывать причины нарушения зрения и прогноз.

Таким образом, при проведении занятий необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка и его положение в семье, представлять себе патологию зрения, состояние здоровья учащегося, уровень его физического и психического развития. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и помнить, что не могут все дети достичь одного уровня при обучении пространственной ориентировке.

Каждая изученная тема в соответствии с рекомендациями учителя должна быть закреплена с учениками под руководством воспитателя во время прогулок, экскурсий, поездок и т.д.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Личностные результаты освоения коррекционного курса по пространственной ориентировке отражают:

  • формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса

  • формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;

  • воспитание умению общаться и формирование навыкам коммуникации

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

  • формирование установки на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.



Метапредметные результаты освоения коррекционного курса по пространственной ориентировке должны отражать:


  • умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в ориентировании;

  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией связанной с ориентированием;

  • владение основами самоконтроля, самооценки;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;

  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Предметные результаты освоения курса по пространственной ориентировке должны обеспечивать успешное обучение на всех ступенях основного общего образования:

  • умение использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств (слух, остаточное зрение осязание, проприоцепция, вестибулярный аппарат, обоняние).

  • формирование и развитие пространственных понятий и представлений об окружающей среде

  • формирование у учащихся правильной позы, походки, во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.

  • преодоление у учащихся страха пространства и формирования интереса к данному виду деятельности.

  • умения переносить сформированные умения и навыки ориентирования и мобильности на незнакомую местность.

2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу. Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве. Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.

Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство. Восприятие предметов в различных представлениях: барельеф, гарельеф, контур, силуэт, макет. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения. Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома).

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений.Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство (класс, спальню, столовую, квартиру); мебель, посуда, одежда. Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дрожки, ворота, спортивная площадка.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Поза школьника в положении стоя, сидя, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перилл лестницы). Правильная поза при восприятии предметов, обнаружении и обходе препятствий. Формирование правильного жеста, указывающего направление.

Совместная ориентировка с сопровождающим.Особенности ориентировки с помощью случайного и знакомого сопровождающего, с тростью и без помощи трости. Культура общения. Узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей.

Ознакомление с приёмами ориентировки с помощью трости и других вспомогательных средств. Подбор трости. Уход за тростью.Способы захвата трости. Основные методы и приемы пользования тростью. Осанка незрячего при пользовании тростью.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс



Темы

Кол-во часов

1.

Способы самостоятельного передвижения; правостороннее движение.

Виды пространств: рабочее место (парта, портфель), закрытое пространство (класс, коридор, спальня, школа), открытое пространство (школьный двор, улица);

Правила гигиены на занятиях по пространственной ориентировке (чистые руки, чистые очки и т.д.);


1 ч.

2.

Передвижение с сопровождающим.

Правила безопасности при передвижении с сопровождающим;

Приёмы при движении с сопровождающим.

2ч.

3.

Ориентировка в закрытом пространстве.

Ориентировка на рабочем месте: прибор для письма по брайлю, лист бумаги, парта и т.д.

Ориентировка в закрытом пространстве: класс, коридор, спальня;


2 ч.

4.

Передвижение с использованием защитных техник.

Правила безопасности при передвижении с использованием защитных техник;

Верхняя защитная техника;

Нижняя защитная техника;

Проба ногой.

3 ч.

5.

Ориентировка с использованием схем, планов и карт.

Знакомство с понятиями схема, план, карта, макет;

Составление схемы закрытого пространства: класс, коридор, спальня;


2 ч.

6.

Использование сохранных анализаторов.

Роль остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния в ориентировке;

Роль сохранных анализаторов при передвижении в пространстве;

Использование сохранных анализаторов при передвижении с сопровождающим.

2 ч.

7.

Поведение в различных ситуациях.

Виды жизненных ситуаций и поведение в них: что-то упало, заблудился и не нашёл свой класс т.д.;

Правила поиска предмета на столе: линейный, веер, коробочка;

Правила поиска предмета на полу.

2 ч.

8.

Объекты окружающей среды.

Словесное обозначение различных объектов окружающей среды;

Формирование правильного представления об объектах, наполняющих знакомое закрытое пространство (окно, дверь, парта, стул, классная доска и т.д.);

Соотнесение предметов с их моделями, макетами, рельефным изображением.

2 ч.

9.

Ориентировка относительно различных объектов:

Ориентировка в закрытом пространстве относительно себя;

Ориентировка в закрытом пространстве относительно одного объекта окружающей среды (относительно двери я нахожусь…);

Ориентировка в закрытом знакомом пространстве относительно двух и более объектов окружающей среды.

2 ч.

10.

Поза и жесты человека в повседневной жизни.

Осанка – положения тела при ходьбе: положение головы, расположение рук, правильная походка, синхронизация рука/нога и т.д.

1 ч.

11.

Обследование закрытого пространства.

Правила обследования закрытого пространства: по периметру, по спирали;

Составление схемы обследования закрытого пространства;

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров.

3ч.

12.

Ориентиры и словесное обозначение направлений окружающего пространства.

Виды ориентиров в пространственной ориентировке: первичный, вторичный;

Типы ориентиров в пространственной ориентировке: визуальный, слуховой, осязательный и т.д.;

Правила словесного описания окружающего пространства: последовательность, чёткость формулировок, правильность называния объектов;

Правила словесного описания направления: при нахождении на одном месте, в движении, относительно себя, относительно окружающих объектов и людей.


3 ч.

13.

Ориентировка по зданию школы.

Знакомство с макетом школы;

Знакомство на макете с понятиями этаж, крыло, здание, крыльцо и т.д.;

Нахождение на макете своего этажа, учебной и спальной части и т.д.;

Знакомство с составлением маршрута (класс – туалет, класс – столовая, класс – спальня и т.д.).

4 ч.

14.

Передвижение с использованием белой трости.

Виды и функции белой трости;

Правила безопасности при передвижении с использованием белой трости;

Приём использования белой трости в знакомом закрытом пространстве «диагональ»: хват трости рукой, расположение трости и т.д.


3 ч.

15.

Обобщающее занятие.

Подведение итогов года занятий пространственной ориентировкой.

  1. ч.



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

Для успешной реализации поставленных задач необходимо:

  • подготовить программный материал, который обеспечит наиболее эффективное

формирование знаний, умений и навыков по пространственной ориентировке;

  • разработать систему усложнения изучаемого материала в зависимости от возраста учащихся и уровня формирования навыка ориентирования;

  • отобрать наиболее эффективные методы и приемы формирования навыка ориентирования;

  • определить формы и условия проведения коррекционной работы;

Важным условием организации пространства, в котором обучаются слепые обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:

– оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;

- использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию (тематические рельефно-графические пособия; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых обучающихся со светоощущением и с остаточным зрением; индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ориентировка на плоскости:

  • Умение различать поверхности (плоскости) тела: переднюю, заднюю, боковую, верхнюю, нижнюю; умение помещать плоскости своего тела относительно внешних поверхностей, а также размещать предметы относительно плоскостей тела; умение осуществлять движения частей тела или поверхностей: согни руку в локте, поставь ноги на ширине плеч, согни тело медленно вперед.

  • Уметь располагать предметы на плоскости в заданном направлении и по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, рядом и др.)

  • Уметь ориентироваться на рабочем месте, за партой; расположение учебных принадлежностей на парте, в портфеле.

  • Уметь ориентироваться на плоскости листа, бумаги, тетради и др.

Использование защитных техник при передвижении в пространстве:

  • Уметь сохранять правильную позиции руки при выполнении следования по стене.

  • Уметь сохранять правильную позицию руки и ноги при выполнении защиты тела. Верхняя защитная техника. Нижняя защитная техника. Проба ногой.

  • Использовать при обследовании тактильное осязание и слух.

Поиск предметов:

  • Знать правила поиска предмета на столе: линейный, веер, коробочка. Уметь находить предметы.

  • Знать правила поиска предмета на полу с использованием трости. Уметь находить предметы с помощью трости.

Ориентировка в закрытом пространстве:

  • Самостоятельное ориентирование по школе.

  • Уметь ориентироваться в закрытом пространстве относительно себя; относительно одного объекта окружающей среды; относительно двух и более объектов окружающей среды.

  • Знать и соблюдать правила обследования закрытого пространства: по периметру, по спирали.

  • Знать виды ориентиров и уметь определять главные и вторичные ориентиры при самостоятельном передвижении в пространстве.

  • Знать типы (визуальный, слуховой, осязательный) ориентиров и уметь ими пользоваться при ориентировании в пространстве.

  • Знать правила словесного описания окружающего пространства: последовательность, чёткость формулировок, правильность называния объектов.

Передвижение с использованием белой трости:

  • Знать и соблюдать правила безопасного передвижения с тростью и способы передвижения в пространстве с тростью.

  • Уметь использовать приём белой трости в знакомом закрытом пространстве «диагональ»: хват трости рукой, расположение трости, длина дуги.





Перечень методического обеспечения

  1. Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л.,1990.- 48 с.

  2. Кульбуш Е.А., под ред. Феоктистовой В.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный институт им. А.И.Герцена, 1990.

  3. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.

  4. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. С718 учеб.заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!