ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.2).
Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.
Ориентировка в пространстве и мобильность слепого – комплекс различных способов и приёмов, включающих как познавательную, так и физическую деятельность, осуществляемых в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, мышления, памяти, наблюдения, узнавания предметов и явлений, воспроизведения прежних представлений и др.
Пространственная ориентировка и мобильность – это способность определить своё местоположение; умение выбрать и отслеживать направление движения, а также знания, умения и навыки по безопасному, эффективному и эстетичному передвижению в пространстве.
Для успешного освоения пространственной ориентировке и мобильности необходимо:
-
уметь определять своё местоположение, используя стороны горизонта, объекты окружающей среды;
-
уметь интерпретировать пространство и находящиеся в нём объекты по различным признакам и в контексте конкретной ситуации;
-
использовать сохранные анализаторы для определения своего местоположения, интерпретации окружающего пространства и находящихся в нём объектов, а также во время передвижения.
По окончанию школы выпускники должны овладеть достаточным объёмом знаний, умений и навыков, которые позволят им быть самостоятельными и способными к свободному передвижению по месту их жительства. Освоение программы коррекционного курса позволят выпускникам успешно интегрироваться в современное общество, продолжать образование, устраиваться на работу и становиться активными членами общества. Умение взаимодействовать с окружающими, вступать в различные коммуникации, не теряться в сложных жизненных ситуациях позволит инвалиду по зрению определить своё место в жизни и позволит ему активно участвовать в развитии материально- технического и культурного потенциала нашей страны.
В отечественной теории и практике доказано, что слепые не могут самостоятельно приобрести умения и навыки пространственной ориентировке и мобильности. Для этого необходимы специально организованные занятия, а также поддержка и поощрение применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, как со стороны коллектива школы, так и со стороны семьи.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Главной целью курсапо пространственной ориентировкев начальной школе является формирование умений и навыков самостоятельной ориентировки в пространстве и жизненной ситуации, а также умение самостоятельно передвигаться в знакомом и незнакомом пространствес использованием или без использования технических средств реабилитации.
Задачи курса:
-
формировать у учащихся мотивации и устойчивого интереса к учебной деятельности по пространственной ориентировке;
-
развивать волевые качества личности;
-
развивать сенсорную сферу и познавательную деятельность учащихся, направленную на формирование точных представлений о явлениях и предметах окружающей среды;
-
развивать пространственное мышление;
-
развивать умения и навыки использования сохранных анализаторов в процессе пространственной ориентировке;
-
развивать навыки запоминания маршрута;
-
обучать овладению техникой пользования тростью и другими тифлотехническими и наглядными средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;
-
совершенствовать навыкивладения практической ориентировки в малом и большом пространстве;
-
обучать детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;
-
совершенствовать со слепыми детьми приёмы общения со зрячими.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» является неотъемлемой частью коррекционной работы в школе. Коррекционный курс является основополагающим для успешной социализации обучающихся с нарушением зрения, а также необходимым для успешного освоения академических знаний. В процессе освоения программы, обучающиеся осваивают не только умение ориентироваться в пространстве (комната, класс, улица и т.д.), но и в различных жизненных ситуациях. Способность сориентироваться на рабочей плоскости, в здании, на улице, в жизненной ситуации, самостоятельно преодолеть расстояние из пункта «А» в пункт «Б» придаёт обучающемуся осознание своих возможностей, поднимает самооценку и прививает чувство ответственности и самостоятельности.
Программа подразумевает три степени освоения материала: минимальный, средний и максимальный.
Минимальный уровень освоения подразумевает освоение тем на уровне выполнения с физической и словестной подсказкой.
Средний уровень освоения подразумевает освоение тем на уровне выполнения с словестной подсказкой.
Максимальный уровень освоения подразумевает освоение тем на уровне самостоятельного выполнения.
Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объёма и усложнение содержания материала от одного года обучения к другому. Однако распределение часов по разделам программы на разных этапах обучения неодинаково.
Так, на первых годах обучения больше внимания уделяется развитию способности воспринимать окружающий мир с помощью сохранных анализаторов, ориентировке в микропространстве. Формирование пространственных представлений идёт по типу «Карта-путь». На последующих этапах обучения больше времени уделяется формированию навыков ориентировки в большом свободном пространстве на основе топографических представлений о местности типа «Карта - обозрения».
Основной организационной формой обучения пространственной ориентировки является коррекционное занятие, проводимое учителем с подгруппой детей или индивидуально. Однако успешное усвоение программного материала детьми предполагает закрепление сформированных умений и навыков на общеобразовательных уроках и во внеурочной деятельности. Обучение пространственной ориентировке может быть результативным только при условии его осуществления в рамках всей системы учебно-воспитательного процесса, предполагающего скоординированную работу всех учителей-предметников, воспитателей и учителей по коррекционной работе.
С помощью комплексной коррекции у младших школьников формируются не только определенные знания, умения и навыки, но адекватные эмоции, ценностные отношения, необходимые для того, чтобы успешно осваивать основные учебные предметы, а также способы жизнедеятельности, соответствующие требованиям, которые предъявляет социум.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Пространственная ориентировка» рассчитан на 33 часа, в 3 классе, соответственно, 1 час в неделю, длительность занятий 40 минут, длительность занятия опосредована индивидуальными особенностями обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
В программе отводится определённое количество часов на изучение каждого раздела, однако успешное усвоение материала предполагает постоянное закрепление сформированных навыков и включение в занятия разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания постоянного интереса у детей к обучению занятия рекомендуется проводить в занимательной игровой форме с использованием пособий, игрушек, дидактических игр, доступных для восприятия незрячих.
Основными формами обучения являются практические работы, предметные уроки, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты, рельефные схемы и планы).
Распределение времени на прохождение программного материала, и порядок изучения тем даются ориентировочно.
На коррекционных занятиях знания и умения обучающихся оцениваются словесно «хорошо» и «отлично», с указанием на моменты успешности и разъяснением недочётов в работе.
Занятия могут проводиться в школьном здании, во дворе, на пришкольном участке, на улицах близ школы.
Практические занятия проходят в реальных городских условиях с использованием трости под присмотром учителя.
Развитие пространственной ориентировки в процессе обучения происходит наиболее успешно на полисенсорной основе: опора на остаточное зрение, слуховые, двигательные, обонятельные вестибулярные, осязательные, температурные и другие ощущения.
Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков ориентировки и степени психологической готовности к самостоятельному ориентированию. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, необходимо учитывать причины нарушения зрения и прогноз.
Таким образом, при проведении занятий необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка и его положение в семье, представлять себе патологию зрения, состояние здоровья учащегося, уровень его физического и психического развития. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и помнить, что не могут все дети достичь одного уровня при обучении пространственной ориентировке.
Каждая изученная тема в соответствии с рекомендациями учителя должна быть закреплена с учениками под руководством воспитателя во время прогулок, экскурсий, поездок и т.д.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные результаты освоения коррекционного курса по пространственной ориентировке отражают:
-
формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
-
формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса
-
формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
-
воспитание умению общаться и формирование навыкам коммуникации
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
-
формирование установки на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения коррекционного курса по пространственной ориентировке должны отражать:
-
умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в ориентировании;
-
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией связанной с ориентированием;
-
владение основами самоконтроля, самооценки;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;
-
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты освоения курса по пространственной ориентировке должны обеспечивать успешное обучение на всех ступенях основного общего образования:
-
умение использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств (слух, остаточное зрение осязание, проприоцепция, вестибулярный аппарат, обоняние).
-
формирование и развитие пространственных понятий и представлений об окружающей среде
-
формирование у учащихся правильной позы, походки, во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве.
-
преодоление у учащихся страха пространства и формирования интереса к данному виду деятельности.
-
умения переносить сформированные умения и навыки ориентирования и мобильности на незнакомую местность.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу. Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве. Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.
Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство. Восприятие предметов в различных представлениях: барельеф, гарельеф, контур, силуэт, макет. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения. Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома).
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений.Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство (класс, спальню, столовую, квартиру); мебель, посуда, одежда. Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дрожки, ворота, спортивная площадка.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Поза школьника в положении стоя, сидя, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перилл лестницы). Правильная поза при восприятии предметов, обнаружении и обходе препятствий. Формирование правильного жеста, указывающего направление.
Совместная ориентировка с сопровождающим.Особенности ориентировки с помощью случайного и знакомого сопровождающего, с тростью и без помощи трости. Культура общения. Узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей.
Ознакомление с приёмами ориентировки с помощью трости и других вспомогательных средств. Подбор трости. Уход за тростью.Способы захвата трости. Основные методы и приемы пользования тростью. Осанка незрячего при пользовании тростью.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ | Темы | Кол-во часов |
1. | Способы самостоятельного передвижения; правостороннее движение. Виды пространств: рабочее место (парта, портфель), закрытое пространство (класс, коридор, спальня, школа), открытое пространство (школьный двор, улица); Правила гигиены на занятиях по пространственной ориентировке (чистые руки, чистые очки и т.д.); | 1 ч. |
2. | Передвижение с сопровождающим. Правила безопасности при передвижении с сопровождающим; Приёмы при движении с сопровождающим. | 2ч. |
3. | Ориентировка в закрытом пространстве. Ориентировка на рабочем месте: прибор для письма по брайлю, лист бумаги, парта и т.д. Ориентировка в закрытом пространстве: класс, коридор, спальня; | 2 ч. |
4. | Передвижение с использованием защитных техник. Правила безопасности при передвижении с использованием защитных техник; Верхняя защитная техника; Нижняя защитная техника; Проба ногой. | 3 ч. |
5. | Ориентировка с использованием схем, планов и карт. Знакомство с понятиями схема, план, карта, макет; Составление схемы закрытого пространства: класс, коридор, спальня; | 2 ч. |
6. | Использование сохранных анализаторов. Роль остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния в ориентировке; Роль сохранных анализаторов при передвижении в пространстве; Использование сохранных анализаторов при передвижении с сопровождающим. | 2 ч. |
7. | Поведение в различных ситуациях. Виды жизненных ситуаций и поведение в них: что-то упало, заблудился и не нашёл свой класс т.д.; Правила поиска предмета на столе: линейный, веер, коробочка; Правила поиска предмета на полу. | 2 ч. |
8. | Объекты окружающей среды. Словесное обозначение различных объектов окружающей среды; Формирование правильного представления об объектах, наполняющих знакомое закрытое пространство (окно, дверь, парта, стул, классная доска и т.д.); Соотнесение предметов с их моделями, макетами, рельефным изображением. | 2 ч. |
9. | Ориентировка относительно различных объектов: Ориентировка в закрытом пространстве относительно себя; Ориентировка в закрытом пространстве относительно одного объекта окружающей среды (относительно двери я нахожусь…); Ориентировка в закрытом знакомом пространстве относительно двух и более объектов окружающей среды. | 2 ч. |
10. | Поза и жесты человека в повседневной жизни. Осанка – положения тела при ходьбе: положение головы, расположение рук, правильная походка, синхронизация рука/нога и т.д. | 1 ч. |
11. | Обследование закрытого пространства. Правила обследования закрытого пространства: по периметру, по спирали; Составление схемы обследования закрытого пространства; Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. | 3ч. |
12. | Ориентиры и словесное обозначение направлений окружающего пространства. Виды ориентиров в пространственной ориентировке: первичный, вторичный; Типы ориентиров в пространственной ориентировке: визуальный, слуховой, осязательный и т.д.; Правила словесного описания окружающего пространства: последовательность, чёткость формулировок, правильность называния объектов; Правила словесного описания направления: при нахождении на одном месте, в движении, относительно себя, относительно окружающих объектов и людей. | 3 ч. |
13. | Ориентировка по зданию школы. Знакомство с макетом школы; Знакомство на макете с понятиями этаж, крыло, здание, крыльцо и т.д.; Нахождение на макете своего этажа, учебной и спальной части и т.д.; Знакомство с составлением маршрута (класс – туалет, класс – столовая, класс – спальня и т.д.). | 4 ч. |
14. | Передвижение с использованием белой трости. Виды и функции белой трости; Правила безопасности при передвижении с использованием белой трости; Приём использования белой трости в знакомом закрытом пространстве «диагональ»: хват трости рукой, расположение трости и т.д. | 3 ч. |
15. | Обобщающее занятие. Подведение итогов года занятий пространственной ориентировкой. | -
ч. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
Для успешной реализации поставленных задач необходимо:
формирование знаний, умений и навыков по пространственной ориентировке;
-
разработать систему усложнения изучаемого материала в зависимости от возраста учащихся и уровня формирования навыка ориентирования;
-
отобрать наиболее эффективные методы и приемы формирования навыка ориентирования;
-
определить формы и условия проведения коррекционной работы;
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слепые обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:
– оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
- использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию (тематические рельефно-графические пособия; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых обучающихся со светоощущением и с остаточным зрением; индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ориентировка на плоскости:
-
Умение различать поверхности (плоскости) тела: переднюю, заднюю, боковую, верхнюю, нижнюю; умение помещать плоскости своего тела относительно внешних поверхностей, а также размещать предметы относительно плоскостей тела; умение осуществлять движения частей тела или поверхностей: согни руку в локте, поставь ноги на ширине плеч, согни тело медленно вперед.
-
Уметь располагать предметы на плоскости в заданном направлении и по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, рядом и др.)
-
Уметь ориентироваться на рабочем месте, за партой; расположение учебных принадлежностей на парте, в портфеле.
-
Уметь ориентироваться на плоскости листа, бумаги, тетради и др.
Использование защитных техник при передвижении в пространстве:
-
Уметь сохранять правильную позиции руки при выполнении следования по стене.
-
Уметь сохранять правильную позицию руки и ноги при выполнении защиты тела. Верхняя защитная техника. Нижняя защитная техника. Проба ногой.
-
Использовать при обследовании тактильное осязание и слух.
Поиск предметов:
-
Знать правила поиска предмета на столе: линейный, веер, коробочка. Уметь находить предметы.
-
Знать правила поиска предмета на полу с использованием трости. Уметь находить предметы с помощью трости.
Ориентировка в закрытом пространстве:
-
Самостоятельное ориентирование по школе.
-
Уметь ориентироваться в закрытом пространстве относительно себя; относительно одного объекта окружающей среды; относительно двух и более объектов окружающей среды.
-
Знать и соблюдать правила обследования закрытого пространства: по периметру, по спирали.
-
Знать виды ориентиров и уметь определять главные и вторичные ориентиры при самостоятельном передвижении в пространстве.
-
Знать типы (визуальный, слуховой, осязательный) ориентиров и уметь ими пользоваться при ориентировании в пространстве.
-
Знать правила словесного описания окружающего пространства: последовательность, чёткость формулировок, правильность называния объектов.
Передвижение с использованием белой трости:
-
Знать и соблюдать правила безопасного передвижения с тростью и способы передвижения в пространстве с тростью.
-
Уметь использовать приём белой трости в знакомом закрытом пространстве «диагональ»: хват трости рукой, расположение трости, длина дуги.
Перечень методического обеспечения
-
Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л.,1990.- 48 с.
-
Кульбуш Е.А., под ред. Феоктистовой В.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный институт им. А.И.Герцена, 1990.
-
Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.
-
Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. С718 учеб.заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.