СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение  данных о психологических особенностях одарённых детей, методических приёмах и особенностях работы с ними в учебно-воспитательном взаимодействии;

Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей. К одаренным могут быть отнесены учащиеся

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети"»














Программа

«Одаренные дети»






















Нижнедевицк

2015 г.


Пояснительная записка


При составлении программы учитывалось, что ведущим фактором обучения всех, и особенно одаренных детей является личность учителя. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.

В последние годы можно наблюдать уменьшение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников конкурсов и соревнований и, как следствие, низких образовательных достижений. За последние два учебных года уменьшилось число участников районного этапа предметной олимпиады. Наши школьники не показывают достойных результатов на районном этапе, а также областном.

 В тоже время, хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в школе есть учащиеся, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу.

Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.

Ухудшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования;

2. Формирование системы развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности школьников, преобразования ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в устойчивых личностных интересах к той или иной форме учебной деятельности.

Задачи: 

  1. Изучение данных о психологических особенностях одарённых детей, методических приёмах и особенностях работы с ними в учебно-воспитательном взаимодействии;

  2. Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей. К одаренным могут быть отнесены учащиеся, которые:

    • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к знаниям и умениям, творческие возможности;

    • имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

    • испытывают радость от умственного труда;

    • для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

  3. Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития каждого ребёнка;

  4. Развитие способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской, и экспериментальной работе;

  5. Создание условий для проявления и раскрытия самостоятельности мышления, инициативности и творчества одарённых детей;

  6. Совершенствование и оптимизация управления инновационными процессами гимназии: использование инноваций в организации управленческой деятельности; созданий условий для внедрения в практику управления современных технологий управления педагогическим коллективом; создание методических разработок и управленческих программ для организации работ

  7. с мотивированными и одаренными учащимися.

Концепция Программы

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также  обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные, способные , талантливые дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенно­стью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способ­ности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают пред­приятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и неко­торое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

  • Не могут четко развести реальность и фантазию.

  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб­разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

  • Одаренные, способные , талантливые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

  • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во­круг них.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анали­зировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять суще­ственное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уров­ня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчи­вости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятел­ности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

Принципы реализации программы:

  • Принцип гуманизма и демократизма;

  • Принцип интеграции интеллектуального, морального, и физического развития личности ребенка.

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Участники реализации программы:

  • Учащиеся

  • Родители

  • Классные руководители

  • Учителя-предметники

  • Социальный педагог

  • Педагог -психолог

  • Администрация школы.

Формы работы с одаренными учащимися

  • Творческие проекты;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

Основные направления реализации программы:

  • формирование профильных классов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей;

  • создание новых учебных планов для этих классов;

  • подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогов для работы с одаренными детьми;

  • расширение системы дополнительного образования;

  • повышение качества внеурочной работы за счет введения специальных курсов, факультативов, кружков;

  • индивидуализация обучения и воспитания.


План работы с одарёнными, способными и талантливыми детьми

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения

постоянно

Зам.директора

2

Создание и пополнение базы данных одаренных , способных , талантливых детей школы.

постоянно

Руководители МО

3

Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных, способных , талантливых детей

В течение периода реализации программы

 Зам.директора

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

Педагог- психолог

5

Участие школьников в районных, областных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах

постоянно

Учителя-предметники

6

Проведение школьной научно-практической конференции школьников

ежегодно

Учителя-предметники

7

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников

По особому плану в течение периода

Учителя-предметники

8

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

зам.директора по ВР, УВР

9

Создание банка  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

Учителя-предметники

10

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными, способными , талантливыми детьми

По итогам года

Учителя-предметники


11


Индивидуальные и групповые занятия с одаренными обучающимися


в течение периода


Педагог -психолог