Программа
«Одаренные дети»
Нижнедевицк
2015 г.
Пояснительная записка
При составлении программы учитывалось, что ведущим фактором обучения всех, и особенно одаренных детей является личность учителя. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В последние годы можно наблюдать уменьшение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников конкурсов и соревнований и, как следствие, низких образовательных достижений. За последние два учебных года уменьшилось число участников районного этапа предметной олимпиады. Наши школьники не показывают достойных результатов на районном этапе, а также областном.
В тоже время, хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в школе есть учащиеся, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу.
Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.
Ухудшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования;
2. Формирование системы развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности школьников, преобразования ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в устойчивых личностных интересах к той или иной форме учебной деятельности.
Задачи:
Изучение данных о психологических особенностях одарённых детей, методических приёмах и особенностях работы с ними в учебно-воспитательном взаимодействии;
Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей. К одаренным могут быть отнесены учащиеся, которые:
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к знаниям и умениям, творческие возможности;
имеют доминирующую, активную познавательную потребность;
испытывают радость от умственного труда;
для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития каждого ребёнка;
Развитие способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской, и экспериментальной работе;
Создание условий для проявления и раскрытия самостоятельности мышления, инициативности и творчества одарённых детей;
Совершенствование и оптимизация управления инновационными процессами гимназии: использование инноваций в организации управленческой деятельности; созданий условий для внедрения в практику управления современных технологий управления педагогическим коллективом; создание методических разработок и управленческих программ для организации работ
с мотивированными и одаренными учащимися.
Концепция Программы
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные, способные , талантливые дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные, способные , талантливые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятелности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
Принципы реализации программы:
Принцип гуманизма и демократизма;
Принцип интеграции интеллектуального, морального, и физического развития личности ребенка.
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Участники реализации программы:
Учащиеся
Родители
Классные руководители
Учителя-предметники
Социальный педагог
Педагог -психолог
Администрация школы.
Формы работы с одаренными учащимися
Творческие проекты;
групповые занятия с сильными учащимися;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
Основные направления реализации программы:
формирование профильных классов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей;
создание новых учебных планов для этих классов;
подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогов для работы с одаренными детьми;
расширение системы дополнительного образования;
повышение качества внеурочной работы за счет введения специальных курсов, факультативов, кружков;
индивидуализация обучения и воспитания.
План работы с одарёнными, способными и талантливыми детьми
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения | постоянно | Зам.директора |
2 | Создание и пополнение базы данных одаренных , способных , талантливых детей школы. | постоянно | Руководители МО |
3 | Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных, способных , талантливых детей | В течение периода реализации программы | Зам.директора |
4 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | постоянно | Педагог- психолог |
5 | Участие школьников в районных, областных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах | постоянно | Учителя-предметники |
6 | Проведение школьной научно-практической конференции школьников | ежегодно | Учителя-предметники |
7 | Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников | По особому плану в течение периода | Учителя-предметники |
8 | Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год | Ежегодно, август | зам.директора по ВР, УВР |
9 | Создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | в течение периода | Учителя-предметники |
10 | Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными, способными , талантливыми детьми | По итогам года | Учителя-предметники |
11 | Индивидуальные и групповые занятия с одаренными обучающимися | в течение периода | Педагог -психолог |