СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети"»


ПРОГРАМА«ОДАРЕННЫЕДЕТИ» на 2021-2023 г.г.


Содержаниепрограммы:



  1. Пояснительнаязаписка

  2. Концепцияработысодареннымидетьми

  3. Целиизадачипрограммы

  4. Принципыпрограммы

  5. Основныенаправленияработы

  6. Стратегияработысодареннымидетьми

  7. Формыработысодареннымиучащимися

  8. Кадровоеобеспечениепрограммы

  9. Методическоеобеспечениесистемыработысодаренными обучающимися

  10. Основныеформывнеурочнойобразовательнойдеятельности обучающихся школы

  11. Этапы реализации 12.Ожидаемыерезультаты




    1. Пояснительнаязаписка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточениемтребованиймолодежногорынкатруда,отсутствиеммеханизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системыработысталантливымиучащимисястановится всеболееактуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Мониторинги обучающихся, анализ участия обучающихся школы в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в МБОУ Пржевальская СШ имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихсяне всегда в полной мере удается реализовать.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого- педагогических семинаров, в ходе которых обозначались направленияработы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.


    1. Концепцияработысодарённымидетьми

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальнаяситуациядиктуетпотребностьввыпускникешколы какчеловеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  2. имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

  3. испытываютрадостьотумственноготруда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могутбыть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можноусловновыделить3категорииодарённыхдетей:

  1. дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

  2. дети с признаками специальной умственной одарённости –одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

  3. обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Созданиеусловийдляоптимальногоразвитияодарённыхдетей,включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами.


    1. Принципыпрограммы

Целипрограммы:

  1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

  2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

  3. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

  4. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачипрограммы:

  1. Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью обучающихся.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

  2. Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

  3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.

  4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Принципыпрограммы:

  1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

  2. Акцентнарешающуюрольтеории.

  3. Развитие у обучающихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

  4. Обучениерациональнымприемампознавательнойдеятельности.

  5. Поддержаниеинтереса,любознательности.

  6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особоактуальногосодержания,занимательности,необычности;широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров,конкурсов, школьных научных конференций,викторин и т.д.

  7. Создание педагогических условий формирования интересаобучающихся кличностно-творческойсаморелизации.

    1. Основныенаправленияработы

  1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

  2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

  3. Развитиетворческихспособностейучащихся.

  4. Поощрение–стимулированиедальнейшейтворческойдеятельности.



    1. Стратегияработысодареннымидетьми

  1. Диагностика

    1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

    2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

    3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

    4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

    5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятийучителем.

    6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.


  1. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

    1. Организация консультативной помощи для обучающихся целенаправленныхнатворческуюсамореализациюисамодостаточность.

    2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

    3. Знакомство обучающихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

    4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

    5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

    6. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

    7. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.


  1. Развитиетворческихспособностей

    1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

    2. Проведениешкольныхолимпиад.

    3. Использованиевпрактикеработысодарённымидетьмиследующихприемов:

      • творческиеответы;

      • выполнениетворческихтематическихзаданий;

      • выполнениепроблемныхпоисковыхиисследовательскихработ;

      • выполнениепроектов;

      • приобщение(вразличныхформах)кработеучителя;

      • повышениестепенисложностизаданий.

    4. Углубленноеизучениеотдельныхпредметов.

    5. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

7

  1. Стимулирование–поощрениедальнейшейтворческойдеятельности

    1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.

    2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).

    3. Отправлениеблагодарственныхписемродителям.

    4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.


    1. Формыработысодареннымиобучающимися

  • групповыезанятияпопараллелямклассовссильными обучающимися;

  • факультативы;

  • кружкипоинтересам;

  • конкурсы;

  • интеллектуальныемарафоны;

  • спецкурсы;

  • участиеволимпиадах;

  • работасиндивидуальнымпланом.


    1. Кадровоеобеспечениепрограммы


Группа

Функции

Состав

Административно- координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководстводеятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.

Директоршколы.


Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель

директорапоВР,

Заместитель

директорапоУВР.

Педагогишколы

Осуществлениепрограммы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических

технологий Организация

исследовательскойработы

учащихся

Классные

руководители, Учителя Педагоги

дополнительного

образования.

    1. Методическоеобеспечениесистемыработысодареннымиучащимися


Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

  1. Нормативно-правовоеобеспечение:


    • Опроведениишкольноготураолимпиад

    • О проведении предметной недели (декады)

    • Оконкурсах,викторинахит.п.


  1. Программное обеспечение (типовые



авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

Организационно-

методическоеобеспечение

  1. Повышениеквалификациипедагоговчерез систему школьных тематических семинаров.

  2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

  3. Мониторингработысистемы.

    1. Основныеформывнеурочнойобразовательнойдеятельности обучающихся школы

Форма

Задачи

Спец.курсы

  • Учетиндивидуальныхвозможностейучащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметнаянеделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышениемотивацииучениковкизучению образовательной области.

  • Развитиетворческихспособностейучащихся.


Кружки, студии, объединения

  • Развитиетворческихспособностейучащихся.

  • Содействиевпрофессиональнойориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.


    1. Этапыреализации

  1. этап: диагностико- прогностический, методологический 2021-2023годы)

O пополнениебанкаданныхпоодареннымдетям; O пополнение банка творческих работ учащихся;

O пополнениебанкатекстоволимпиадиинтеллектуальныхконкурсов

  1. этап:деятельностный(2021-2023годы)

O Выявлениеодаренныхдетейнараннихэтапахразвития.

O Организациясистемынаучно-исследовательскойдеятельностиучащихся. O Активное использование метода проектов.

O Проведениевыставокдетскоготворчества.

  1. этап:констатирующий(2021-2023годы)

O Созданиебанкапедагогическогоопытавработесодаренными. O Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».


  1. Планмероприятийповыполнениюпрограммы«Одаренныедети»

на2021-2023г.г.



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностикаодаренныхдетей

Созданиеипополнениебазыданных одаренных детей школы.

ежегодно

ежегодно педагог- психолог

2.

Внедрение проблемно-

ежегодно

замдиректора по



исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление


УВР

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями- предметниками

ежегодно

замдиректора по УВР

4

Организация психолого- педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

педагог-психолог

5.

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся

Май

Администрация

6.

Организацияипроведениешкольных олимпиад.

Октябрь

Администрация

7.

Участие в районных, краевых олимпиадах

Ноябрь, декабрь

замдиректора по УВР

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

замдиректора по УВР

9.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2021г

Администрация

10.

Расширение системы

дополнительного образования для

с2021года

Администрация



развития творческих способностей одаренных детей



11.

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Администрация

12

Обобщениеопытаработыучителей, работающихс одаренными детьми

Ежегодно

учителя-

предметники

13

Аналитическийотчет

Ежегодномай

замдиректора по УВР

14

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.Формированиераздела

«Одаренныедети


замдиректора по УВР


  1. Ожидаемыерезультаты

  1. Активизация инициативы и творчества обучающихся в разных областях наук.

  2. Созданиеусловийдлясохраненияи приумноженияинтеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

  3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

  4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

  5. Повышениекачестваобразованияивоспитанияшкольников.

2