ПРОГРАММА «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
на 2015-2020 гг.
учителя математики
МОУ « СОШ № 15»
Затеевой Валентины Павловны
г. Энгельс
«Если дети – национальное достояние
любой страны, то одаренные дети –
её интеллектуальный и творческий
потенциал»
Р.Н. Бунеев
Пояснительная записка
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей совре-
менной системы образования города Энгельса, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения ФГОС второго поколения.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся
одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне
обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых
детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднознач-
ные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способно-
стей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Основания для разработки Программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Россий-
ской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Россий-
ской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
Конвенция о правах ребёнка;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189;
Устав школы;
Программа развития школы;
Образовательная программа школы на 2016-2020 г.;
Анализ работы школы за 2017-2018 учебный год;
Локальные акты школы.
Актуальность разработки Программы
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном отделении и начальной школе на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Ожидаемые результаты Программы
Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности. Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.
Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными обучающимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
элективные курсы;
работа по индивидуальным планам;
проектная и исследовательская деятельность;
участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
План мероприятий по выполнению программы работы
с одарёнными детьми на 2015 -2020 гг.
№ | Мероприятия | Сроки |
-
| Диагностика одаренных детей | октябрь ежегодно |
-
| Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | Август, ежегодно |
-
| Составление индивидуальной программы обучения: - разработка планов индивидуальной работы с детьми; - проведения занятий с детьми; - отработка форм, методов, приёмов работы - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. | постоянно |
-
| Школа юного математика Межшкольный математический кружок «Квант» (обучающиеся 10-11 классов) | Еженедельно В 16.00-17.30 |
-
| Подготовка учащихся к участию в школьных олимпиадах. Организация и проведение школьных олимпиад. | Сентябрь Октябрь ежегодно |
-
| Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике. Подготовка и участие в муниципальных, всероссийских олимпиадах. | Ноябрь- декабрь ежегодно |
-
| Подготовка и участие в олимпиаде « Выпускник» при СГТУ имени Гагарина Ю. А. | декабрь |
-
| Подготовка и участие в Многопрофильной инженерной олимпиаде « Звезда» при СГТУ. Дистанционный и очный тур. | Декабрь-март |
-
| Очный этап научно – практической конференции «Первые шаги в науке» (секция «Математика»). Подготовка и участие. | Январь - февраль |
-
| Очный этап Региональной открытой научно – практической конференции для школьников «Открытие» (секция «Математика») СГУ.. Подготовка и участие. | Февраль-март |
-
| Анализ и корректировка результативности и выполнения программы работы с одарёнными детьми. | Май, ежегодно |
-
| Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно |
-
| Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми. | Ежегодно май |