СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одарённые дети"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одарённые дети"»







Приложение № 7









Интеллектуальные способности:

  • познавательный интерес;

  • информационная эрудиция;

  • высокий уровень интеллектуального развития;

  • нестандартность мышления;

  • способность к абстрагированию;

  • диалектическое мировоззрение.


Творческий (креативный) потенциал:

  • оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;

  • инициативность;

  • целенаправленность в выборе видов деятельности;

  • неординарность подходов;



Мировоззренческие ценности:

  • высокий уровень сознательности и культуры;

  • инициативно-активная ответственность, активность;

Работа с одарёнными детьми требует изменений в организации и содержании учебного процесса в ОУ:

  • опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;

  • создание авторских программ и концепций на основе федеральных с учётом реализации Программы;

  • включение в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебных планов специальных курсов, факультативов по выбору;

  • организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации Программы;

  • разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;

  • учёт особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов и склонностей;

  • обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одарённых детей;

  • использование модульно-развивающей системы обучения;

  • дальнейшее развитие системы предпрофильной подготовки 9-тиклассников и сети профильных учебных предметов на старшей ступени образования.


1.2. Цель и задачи Программы







Цель Программы:

  • формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей.

Задачи Программы:

  • создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;

  • создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей;

  • стимулирование творческой деятельности одарённых детей;

  • разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми;

  • обеспечение фундаментальной образовательной подготовки одарённых детей;

  • воспитание сознательного гражданина России;

  • создание одарённым детям условий для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности.

Принципы реализации Программы:

  • гуманизм;

  • демократизм;

  • научность и интегративность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • систематичность;

  • развивающее обучение;

  • интеграция интеллектуального, морального, эстетическогои физического развития.

2. Концепция работы с одаренными детьми.

2.1. Выявление одаренных детей.

В МБОУ Гусинской СШ выявление одаренных детей начинается при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа содаренными в разных областях и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  • Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2.2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

2.3. Цели работы с одаренными детьми

  • Выявление одаренных детей.

  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей

  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

  • Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

2.4. Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития.

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах.

  • Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.

Формы работы с одаренными учащимися

  • объединения дополнительного образования;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • внеурочная деятельность;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.


Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми


Мероприятие

Сроки

Исполнители

1

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

2018-2021

Методсовет,

2

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.

Ежегодно

ШМО начальной школы

3

Совершенствование деятельности одаренных детей
Создание нормативной и методической базы.

Организация исследовательской деятельности.

2018-2021


ежегодно

Руководитель МС, учителя предметники

4

Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», "Британский бульдог"

ежегодно

Учебная часть, учителя-предметники

5

Участие школьников в муниципальных Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

ежегодно

Методсовет, учебная часть

6

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

методсовет

7

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения

  • Выявление учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты

  • Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

  • Проведения занятий с детьми

  • Отработка форм, методов, приёмов работы

  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

2018-2020

Руководитель МС

Учителя –предметники
Классные руководители



План реализации Программы«Одарённые дети» на 2018-2020 учебные годы Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему. Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся; - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация); - помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Уровень

 Август

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

Мониторинг сведений о развитии одарённых учащихся


 Зам. директора, учителя-предметники



Зам. директора , учителя-предметники, классные руководители одарённых (мотивированных) детей.

 Школа

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018/2019 учебный год, составление базы одаренных детей.

Работа с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года)

Зам. директора, классные руководители одарённых (мотивированных) детей

Школа

Октябрь

Планирование и подготовка проведения школьного этапа предметных олимпиад


Проведение школьного тура предметных олимпиад


Выставка детского творчества

Участие в неделе спорта

Руководители ШМО, учителя-предметники

 школа

Ноябрь

Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах по предметам (КиТ), олимпиадах по предметам СмолГУ

Участие во Всероссийской олимпиаде по предметам ( муниципальный этап)


руководители МО, учителя русского языка и литературы

руководители МО, учителя предметники


 Школа



Район



школа


Декабрь

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех


Олимпиады по предметам СмолГУ


Конкурс по математике «Кенгуру»


Конкурс «Британский бульдог»


Выставка детского творчества

руководитель МС, учителя предметники

 Школа


Январь

Продолжение участия в конкурсах

Участие в предметной неделе начальных классов (3-я неделя)

Руководители ШМО, учителя-предметники

 Школа


Февраль

Участие в месячнике по военно- патриотическому воспитанию

Участие в предметных неделях ( в течение года)

Выставка детского творчества

Защита школьных проектов, участие в зональной научно-практической конференции учащихся 1-11 классов

Участие в неделе спорта

Педагог-организатор ОБЖ, учителя-предметники

школа

Учителя предметники

школа

 учитель ИЗО, труда, руководитель ШМО, зам. по ВР

Школа

 

 руководители ШМО, учителя – предметники,

Школа


март

Участие в муниципальном этапе научно-практической конференции учащихся 1-11 классов

 руководители ШМО, учителя – предметники,

Школа


Апрель

Защита школьных проектов, участие в школьной научно-практической конференции учащихся 1-11 классов

Руководители ШМО


Май

Анализ результатов школьных, районных и областных олимпиад, конкурсов, конференции.

Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей

 руководители МО, учителя - предметники, МС

Школа


Директор, руководитель МС, руководители ШМО, учителя - предметники

Школа