Приложение № 7
Интеллектуальные способности:
познавательный интерес;
информационная эрудиция;
высокий уровень интеллектуального развития;
нестандартность мышления;
способность к абстрагированию;
диалектическое мировоззрение.
Творческий (креативный) потенциал:
оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
инициативность;
целенаправленность в выборе видов деятельности;
неординарность подходов;
Мировоззренческие ценности:
высокий уровень сознательности и культуры;
инициативно-активная ответственность, активность;
Работа с одарёнными детьми требует изменений в организации и содержании учебного процесса в ОУ:
опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;
создание авторских программ и концепций на основе федеральных с учётом реализации Программы;
включение в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебных планов специальных курсов, факультативов по выбору;
организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации Программы;
разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
учёт особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов и склонностей;
обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одарённых детей;
использование модульно-развивающей системы обучения;
дальнейшее развитие системы предпрофильной подготовки 9-тиклассников и сети профильных учебных предметов на старшей ступени образования.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы:
формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей.
Задачи Программы:
создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;
создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей;
стимулирование творческой деятельности одарённых детей;
разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми;
обеспечение фундаментальной образовательной подготовки одарённых детей;
воспитание сознательного гражданина России;
создание одарённым детям условий для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности.
Принципы реализации Программы:
гуманизм;
демократизм;
научность и интегративность;
индивидуализация и дифференциация;
систематичность;
развивающее обучение;
интеграция интеллектуального, морального, эстетическогои физического развития.
2. Концепция работы с одаренными детьми.
2.1. Выявление одаренных детей.
В МБОУ Гусинской СШ выявление одаренных детей начинается при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа содаренными в разных областях и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2.2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
2.3. Цели работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
2.4. Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития.
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Формы работы с одаренными учащимися
объединения дополнительного образования;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
внеурочная деятельность;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
№ | Мероприятие | Сроки | Исполнители |
1 | Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление | 2018-2021 | Методсовет, |
2 | Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей. | Ежегодно | ШМО начальной школы |
3 | Совершенствование деятельности одаренных детей Создание нормативной и методической базы. Организация исследовательской деятельности. | 2018-2021 ежегодно | Руководитель МС, учителя предметники |
4 | Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», "Британский бульдог" | ежегодно | Учебная часть, учителя-предметники |
5 | Участие школьников в муниципальных Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях. | ежегодно | Методсовет, учебная часть |
6 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | ежегодно | методсовет |
7 | Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения Выявление учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми Проведения занятий с детьми Отработка форм, методов, приёмов работы создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми | 2018-2020 | Руководитель МС Учителя –предметники Классные руководители |
План реализации Программы«Одарённые дети» на 2018-2020 учебные годы Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему. Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся; - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация); - помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Сроки | Мероприятия | Ответственные | Уровень |
Август | Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности. Мониторинг сведений о развитии одарённых учащихся | Зам. директора, учителя-предметники Зам. директора , учителя-предметники, классные руководители одарённых (мотивированных) детей. | Школа |
Сентябрь | Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018/2019 учебный год, составление базы одаренных детей. Работа с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года) | Зам. директора, классные руководители одарённых (мотивированных) детей | Школа |
Октябрь | Планирование и подготовка проведения школьного этапа предметных олимпиад Проведение школьного тура предметных олимпиад Выставка детского творчества Участие в неделе спорта | Руководители ШМО, учителя-предметники | школа |
Ноябрь | Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах по предметам (КиТ), олимпиадах по предметам СмолГУ Участие во Всероссийской олимпиаде по предметам ( муниципальный этап) | руководители МО, учителя русского языка и литературы руководители МО, учителя предметники | Школа |
Район школа |
Декабрь | Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех Олимпиады по предметам СмолГУ Конкурс по математике «Кенгуру» Конкурс «Британский бульдог» Выставка детского творчества | руководитель МС, учителя предметники | Школа |
Январь | Продолжение участия в конкурсах Участие в предметной неделе начальных классов (3-я неделя) | Руководители ШМО, учителя-предметники | Школа |
Февраль | Участие в месячнике по военно- патриотическому воспитанию Участие в предметных неделях ( в течение года) Выставка детского творчества Защита школьных проектов, участие в зональной научно-практической конференции учащихся 1-11 классов Участие в неделе спорта | Педагог-организатор ОБЖ, учителя-предметники | школа |
Учителя предметники | школа |
учитель ИЗО, труда, руководитель ШМО, зам. по ВР | Школа |
руководители ШМО, учителя – предметники, | Школа |
март | Участие в муниципальном этапе научно-практической конференции учащихся 1-11 классов | руководители ШМО, учителя – предметники, | Школа |
Апрель | Защита школьных проектов, участие в школьной научно-практической конференции учащихся 1-11 классов | Руководители ШМО | |
Май | Анализ результатов школьных, районных и областных олимпиад, конкурсов, конференции. Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей | руководители МО, учителя - предметники, МС | Школа |
Директор, руководитель МС, руководители ШМО, учителя - предметники | Школа |