Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
ПРОГРАММА
«Одаренные дети»
(по русскому языку и литературе)
Бельская Надежда Михайловна
учитель высшей категории
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного образования по русскому языку и литературе.
2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;
3.Укрепление положительной мотивации к учению.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по русскому языку и литературе;
-активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- повышению качества образования по русскому языку и литературе;
- формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
- использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- организация исследовательских и творческих работ школьников.
Обоснование проблем
Анализ ее исходного состояния
В последнее время значительно упал интерес к русскому языку и литературе как к предметам. Работая в школе уже много лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. Русский язык и литература, на мой взгляд, это уникальные школьные предметы, в которых интегрированы знания из области истории, обществознания, географии.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.
Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос я выбрала проблему над которой работаю уже 4 года «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературе».
Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Формы работы с одаренными детьми:
-Индивидуальные задания на уроках;
-Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;
-Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.
-Исследовательская работа, проект.
-Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.
-Участие в олимпиадах по русскому языку и литературе.
Этапы реализации программ
Программы: «Одаренные включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.
В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.
Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:
Напишите, что вы узнали нового на уроке.
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
Выполните задание по образцу.
Выполните задание в измененной ситуации.
Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребности и эмоционально – волевой сфер ученика.
Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.
На своих уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей.
На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность.
Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.
Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.
Всегда помню высказывание, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!
На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование различных ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование различных ситуаций и др. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.
Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.
Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.
Третий этап- реализация их потенциальных возможностей.
Уже с седьмого и восьмого класса привлекаю их к исследовательской работе.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы, конференции учащихся, краеведческие проекты.
Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения предметов, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по предметам. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети» по русскому языку и литературе
| Мероприятия | Сроки |
-
| Диагностика одаренных детей | Январь. Ежегодно |
-
| Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь. Ежегодно. |
-
| Участие в школьной и районной олимпиадах | Ноябрь, декабрь. Ежегодно. |
-
| Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. | Постоянно. |
-
| Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно. |
-
| Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | 2018 г. |
-
| Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по русскому языку и литературе. | Сентябрь. Ежегодно. |
-
| Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | с 2018 года. |
-
| Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по русскому языку и литературе. | Постоянно |
-
| Творческий отчет | Ежегодно, май. |
-
| Обобщение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно |
-
| Распространение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно |
-
| Проведение предметных недель | Ежегодно. |