СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Одарённые дети

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Одаренные дети", направленна на выявление и развитие талантливых детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа Одарённые дети»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области









ПРОГРАММА

«Одаренные дети»

(по русскому языку и литературе)





Бельская Надежда Михайловна

учитель высшей категории







 Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного образования по русскому языку и литературе.

2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;

3.Укрепление положительной мотивации к учению.

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по русскому языку и литературе;

-активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.

Ожидаемые результаты реализации программы

 Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-   повышению качества образования по русскому языку и литературе;

-   формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.

  

Основные мероприятия программы 

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

- использование технологии личностно – ориентированного обучения;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- организация исследовательских и творческих работ школьников.



 Обоснование проблем

Анализ ее исходного состояния

В последнее время значительно упал интерес к русскому языку и литературе как к предметам. Работая в школе уже много лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. Русский язык и литература, на мой взгляд, это уникальные  школьные предметы, в которых интегрированы знания из области истории, обществознания, географии.

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя.    Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

    Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.

    Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос я выбрала проблему над которой работаю уже 4 года «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературе». 

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Концепция программы

        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. 

Формы работы с одаренными детьми:

-Индивидуальные задания на уроках;

-Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;

-Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.

-Исследовательская работа, проект.

-Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.

-Участие в олимпиадах по русскому языку и литературе.

Этапы реализации программ

Программы: «Одаренные включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.

В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:

Напишите, что вы узнали нового на уроке.

Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

Выполните задание по образцу.

Выполните задание в измененной ситуации.

Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребности и эмоционально – волевой сфер ученика.

Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

На своих уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей.

На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность.

Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.

Всегда помню высказывание, что ученик  - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона  информации, моделирование различных ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование различных ситуаций и др. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной,  так и для групповой работы  на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. 

Третий этап- реализация их потенциальных возможностей.

Уже с седьмого и восьмого класса  привлекаю их к исследовательской работе.

Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы,  конференции учащихся, краеведческие проекты.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения предметов, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по предметам. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.



















































План мероприятий по выполнению программы

«Одаренные дети» по русскому языку и литературе


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

Январь. Ежегодно

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь.

Ежегодно.

Участие в школьной и районной олимпиадах

Ноябрь, декабрь.

Ежегодно.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

Постоянно.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2018 г.

Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по русскому языку и литературе.

Сентябрь.

Ежегодно.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

с 2018 года.

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по русскому языку и литературе.

Постоянно

Творческий отчет

Ежегодно, май.

Обобщение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

Проведение предметных недель

Ежегодно.