СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ОРКСЭ "Основы светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Основы светской этики"

Просмотр содержимого документа
«Программа ОРКСЭ "Основы светской этики"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1

Акбулакского района Оренбургской области»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

для 4 классов

на 2017-2018 учебный год



Составитель: Антипина В.М.,

учитель ОРКСЭ

высшей квалификационной категории









2017

Рабочая программа по Основам светской этики


  1. Пояснительная записка 

Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования";

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения);

  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков

  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)

  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.

  • - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;

  • - Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • - Приказ Министерства образования Оренбургской области от 03.08.2017 № 01-21/1557 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»;

  • - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию";

  • - Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

  • - Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1» Акбулакского района Оренбургской области;

  • - Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1 Акбулакского района Оренбургской области»;

  • - Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1 Акбулакского района Оренбургской области» на 2017 - 2018 учебный год.


Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социа­лизация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющей­ся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Задачи курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.


2. Планируемые результаты учебного курса

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • самостоятельная и личная ответственность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

У учащихся могут быть сформированы:

  • доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:


  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распре­делять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и резуль­татам их работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.


  1. Содержание учебного курса Модуль «Основы Светской этики»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики (16 часов) Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор  человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным? Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.

 Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2. Этика и ее значение в жизни человека  (12 часов) Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Семейные праздники.

Блок 4. Духовные традиции  многонационального народа  России (5 часов). Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм. Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.


п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 ч

2

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики

16ч

3

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2. . Этика и ее значение в жизни человека 

12ч

4

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

5 ч

Итого

34












Календарно-тематическое планирование

уроков ОРКСЭ

Модуль «Основы светской этики» 4 класс

Автор Студеникин М.Т.

Количество часов - 34

п/п

Тема


Кол-во ча-сов

Дата по плану

Фактически

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Введение в предмет

1



Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики (16ч)

2,3

Россия – Родина моя

1. Родина. Россия на карте

2.Россия – многонациональное государство

2




4,5

Этика и этикет.

1.Этика. 2.Этикет

2



6,7

Вежливость.

1.Вежливость, уважение. 2.Недостатки и слабости людей

2



8,9

Добро и зло

1.Добро. 2.Зло

2



10,11

Дружба и порядочность

1.Дружба. 2.Порядочность

2



12,13

Честность и искренность

1.Честность 2.Искренность

2



14,15

Гордость и гордыня

1.Гордость. 2.Гордыня

2



16,17

Обычаи и обряды русского народа

1.Обычаи русского народа. 2.Обряды русского народа

2



Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2. . Этика и ее значение в жизни человека (12ч)

18,19

Терпение и труд

1.Терпение. 2.Труд

2



20,21

Семья

1.Семья. 2.Фамилия

2



22,23

Семейные традиции

1.Традиции. 2.Разнообразие традиций

2



24,25

Сердце матери

1.Роль матери в семье. 2.Мать – творец человека

2



26,27

Правила твоей жизни

1.Дисциплина учащихся в школе

2.Культура общения школьников

2



28,29

Праздники народов России

1.Праздники. 2.Мусульманские праздники

2



Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5ч)

30,31

Защитники Отечества

1.День Защитника Отечества

2.Защита Родины – долг каждого гражданина РФ

2



32,33,34

Итоговое повторение

1.Этика и её значение в жизни человека.

2.Государство и мораль гражданина.

3.Любовь и уважение к Отечеству

3




Итого

34










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!