МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
городского округа Орехово–Зуево

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицей
___________/Г. В. Ванеев/
Приказ № 135-О от 31.08.2017 года
Рабочая программа
по ОРКСЭ для 4 класса «Б»
на 2017-2018 год
(базовый уровень)
Составитель:
Мингалеева Наталья Викторовна
(первая квалификационная категория)
2017 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению курса;
• осознание себя как гражданина многонационального государства;
• знание основ вероучений религий России;
• доброжелательное отношение к различным культурным и религиозным традициям народов России.
Могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению курса;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• осознанные нравственные ценности;
• осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся будут иметь представления:
• о религиях народов России;
• о возникновении религий народов России;
• о священных текстах религий народов России;
• об основных нравственных заповедях религий народов России;
• об основных праздниках разных религиозных конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
• осуществлять само и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
• оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• планировать собственную внеурочную деятельность
(в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Содержание программы.
(модуль «Светская этика»)
Введение. Знакомство с предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, культура, религия.
«Моя Родина — Россия» - 6 часов.
Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции.
Многонациональное государство. Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы светской этики» – 28 часов.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.
Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе.
Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение.
Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.
Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.
Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.
Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.
Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.
Тематическое планирование.
Название раздела | Количество часов |
Моя Родина — Россия | 6 |
Основы светской этики | 28 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока. | Примечание. |
план | факт |
«Моя Родина — Россия» - 6 часов. |
1 | 06.09 | | Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. |
2 | 13.09 | | Страна. Государство. | |
3 | 20.09 | | Отечество. Патриотизм. | |
4 | 27.09 | | Наше многонациональное государство (религиозный компонент). | |
5 | 04.10 | | Наше многонациональное государство (религиозный компонент). | |
6 | 18.10 | | Мозаика заданий. | |
«Основы светской этики» – 28 часов. |
7 | 25.10 | | Что такое светская этика. Мораль. | |
8 | 01.11 | | Семья. | |
9 | 08.11 | | Семья. | |
10 | 15.11 | | Милосердие. | |
11 | 29.11 | | Милосердие. | |
12 | 06.12 | | Добро и зло. Совесть. | |
13 | 13.12 | | Добро и зло. Совесть. | |
14 | 20.12 | | Добро и зло. Совесть. | |
15 | 27.12 | | Добро и зло. Совесть. | |
16 | 10.01 | | Свобода и ответственность. | Повторный инструктаж по ТБ и ОТ. |
17 | 17.01 | | Свобода и ответственность. | |
18 | 24.01 | | Честь и достоинство. | |
19 | 31.01 | | Честь и достоинство. | |
20 | 07.02 | | Честь и достоинство. | |
21 | 14.02 | | Общение. | |
22 | 28.02 | | Общение. | |
23 | 07.03 | | Общение. | |
24 | 14.03 | | Дружба. | |
25 | 21.03 | | Дружба. | |
26 | 28.03 | | Труд. | |
27 | 11.04 | | Труд. | |
28 | 18.04 | | Мозаика заданий. | |
29 | 25.04 | | Повторительно-обобщающий урок. Подготовка проектов. | |
30 | 02.05 | | Повторительно-обобщающий урок. Подготовка проектов. | |
31 | 09.05 | | Защита проектов. | |
32 | 16.05 | | Защита проектов. | |
33 | 23.05 | | Защита проектов. | |
34 | 30.05 | | Защита проектов. | |
СОГЛАСОВАНО Протокол № 3 от 24 августа 2017 г. заседания кафедры учителей начальных классов _________________________ ( Морозихина И. А.) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________________ (Сажонова С. Г.) 30.08.2017 г. |
5