МКОУ Городокская СОШ № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ Протокол № ___ от «____»____________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________ «____»____________2016г. | «Утверждено» Директор _________ « ___»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Журавлевой Натальи Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории,
по предмету «Основы религиозных культур
и светской этики»
4 класс
с. Городок
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Светская этика») для 4 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Данилюк А.Я «Светская этика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы и служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Образовательная организация МКОУ Городокской СОШ № 2 на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (за конных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определила модуль «Светская этика» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля родителями (законными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения учащихся.
Основные цели модуля «Основы светской этики»:
Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и опыте поведения развивающейся личности.
Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм.
Актуализация нравственного потенциала личности.
Образовательные задачи
развитие и систематизация этических знаний ребёнка;
формирование логического мышления детей путём развивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;
овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими.
Развивающие задачи
развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;
расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств;
развитие речи в процессе построения этического диалога;
развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
Воспитательные задачи
становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;
формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических занятий;
развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;
повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;
развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
Цели и задачи определяют содержание курса, где главное — организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого предусмотрена возможность создания ситуации успеха для каждого, условий для этической рефлексии. В данной логике все воспитательные, образовательные и развивающие задачи взаимосвязаны, взаимообусловлены и системно структурированы.
Общая характеристика учебного предмета
Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством ориентации содержания модуля на воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России и системы связей, устанавливаемых между другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.).
Принципы построения курса
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе, общий объём 34 часа. В соответствии с учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год на изучение курса отводится 2 часа в неделю в первом полугодии, всего 34 ч.
Ценностные ориентиры содержания курса
В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:
их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
осознанию ими ценности человеческой жизни;
развитию их коммуникативных качеств.
В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства.
Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умении договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;
формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Содержание курса
Введение.
Тема 1. Этика — наука о нравственной жизни человека
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.
Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.
Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1. Этика общения
Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики.
Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.
Основные понятия: добро, зло.
Тема 2. Правила общения для всех
Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.
Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило нравственности.
Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки
Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.
Основные понятия: доброта, красота.
Тема 4. Каждый интересен
Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся.
Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Раздел 2. Этикет
Тема 1. Премудрости этикета
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание.
Основные нормы этикета и их смысловые значения.
История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.
Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Тема 2. Красота этикета
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета.
Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета
Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.
Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи
Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Основные понятия: слово, речь, образ.
Раздел 3. Этика человеческих отношений
Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души
Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию
Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Тема 3. Чувство Родины
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной.
Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм».
Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Тема 4. Жизнь протекает среди людей
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми.
Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе
Тема 1. Чтобы быть коллективом...
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе.
Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.
Тема 2. Коллектив начинается с меня
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Тема 3. Мой класс — мои друзья
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Тема 4. Скажи себе сам
Итоговое творческое сочинение
Введение.
Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи...
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм нравственности.
Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Раздел 1. Простые нравственные истины
Тема 1. Жизнь священна
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности.
Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.
Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Тема 2. Человек рождён для добра
Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Тема 3. Милосердие — закон жизни)
Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие».
Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия.
Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.
Тема 4. Жить во благо себе и другим
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.
Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Раздел 2. Душа обязана трудиться
Тема 1. Следовать нравственной установке
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках.
Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Тема 2. Достойно жить среди людей
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека.
Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых.
Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.
Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.
Тема 3. Уметь понять и простить
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений.
Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.
Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Тема 4. Простая этика поступков
Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред
другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.
Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер
Тема 1. Общение и источники преодоления обид
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души?
Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению.
Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения
Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Тема 3. Доброте сопутствует терпение
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Тема 4. Действия с приставкой «со»
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.
Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Раздел 4. Судьба и Родина едины
Тема 1. С чего начинается Родина...
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи.
Значение лада в семье. Простые правила его сохранения.
Вековой опыт человечества.
Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник.
Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.
Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.
Тема 3. Человек — чело века
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.
Мыслители о сути человека.
Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.
Тема 4. Слово, обращённое к себе
Итоговое творческое сочинение
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы | Всего часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Этика общения | 4 |
3 | Этикет | 4 |
4 | Этика человеческих отношений | 4 |
5 | Этика отношений в коллективе | 4 |
6 | Простые нравственные истины | 4 |
7 | Душа обязана трудиться | 4 |
8 | Посеешь поступок — пожнёшь характер | 4 |
9 | Судьба и Родина едины | 4 |
| ИТОГО | 34 |
Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Тема раздела | Виды работы |
Скажи себе сам | Итоговое творческое сочинение |
Слово, обращённое к себе | Итоговое творческое сочинение |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Дидактическое сопровождение | Дата | Корректировка |
Введение (1 ч.) |
-
| Этика — наука о нравственной жизни человека | Размышлять о целях изучения и содержании нового курса. Объяснять значение этики в обществе. Аргументировать свою точку зрения | Уч.с. 4-8 | | |
Этика общения (4 ч.) |
-
| Добрым жить на белом свете веселей | Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла | Уч.с.10-15 | | |
-
| Правила общения для всех | Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию | Уч.с.16-19 | | |
-
| От добрых правил добрые слова и поступки | Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков | Уч.с.20-23 | | |
-
| Каждый интересен | Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов | Уч.с.24-28 | | |
Этикет (4 ч.) |
-
| Премудрости этикета | Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение. Обосновывать свою точку зрения | Уч.с.30-33 | | |
-
| Красота этикета | Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл | Уч.с.34-37 | | |
-
| Простые школьные и домашние правила этикета | Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника | Уч.с. 38-41 | | |
-
| Чистый ручеёк нашей речи | Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства | Уч.с. 42-46 | | |
Этика человеческих отношений (4 ч.) |
-
| В развитии добрых чувств — творение души | Объяснять, в чём этическая и эмоциональ-ная основа понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность» | Уч.с.48-51 | | |
-
| Природа — волшебные двери к добру и доверию | Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания | Уч.с.52-55 | | |
-
| Чувство Родины | Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий | Уч.с.56-59 | | |
-
| Жизнь протекает с людьми | Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащенные личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника | Уч.с.60-62 | | |
Этика отношений в коллективе (4 ч.) |
-
| Чтобы быть коллективом | Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов | Уч.с.64-67 | | |
-
| Коллектив начинается с меня | Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе | Уч.с.68-69 | | |
-
| Мой класс — мои друзья | Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека.Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид | Уч.с.70-74 | | |
-
| Скажи себе сам | Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения | | | |
Введение (1 ч.) |
-
| Ежели душевны вы и к этике не глухи... | Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения | Уч.с.76-80 | | |
Простые нравственные истины (4 ч.) |
-
| Жизнь священна | Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи | Уч.с.82-85 | | |
-
| Человек рождён для добра | Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия | Уч.с.86-89 | | |
-
| Милосердие — закон жизни | Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести | Уч.с.90-93 | | |
-
| Жить во благо себе и другим | Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении | Уч.с.94-98 | | |
Душа обязана трудиться (4 ч.) |
-
| Следовать нравственной установке | Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни» | Уч.с. 100-103 | | |
-
| Достойно жить среди людей | Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения | Уч.с. 104-109 | | |
-
| Уметь понять и простить | Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений | Уч.с. 110-115 | | |
-
| Простая этика поступков | Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими | Уч.с.116-120 | | |
Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч.) |
-
| Общение и источники преодоления обид | Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения | Уч.с. 122-125 | | |
-
| Ростки нравственного опыта поведения | Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения | Уч.с. 126-129 | | |
-
| Доброте сопутствует терпение | Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания | Уч.с. 130-133 | | |
-
| Действия с приставкой «со» | Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом | Уч.с. 134-138 | | |
Судьба и Родина едины (4 ч.) |
-
| С чего начинается Родина... | Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения | Уч.с. 140-143 | | |
-
| В тебе рождается патриот и гражданин Человек — чело века | Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его | Уч.с.144-149 | | |
-
| Слово, обращенное к себе | Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества | Уч.с. 150-153 | | |
-
| Слово, обращенное к себе | Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию | Уч.с. 154-157 | | |
Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса
Учащиеся должны знать/понимаь:
основные понятия этики;
значение общечеловеческих норм морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
правила этикета за столом;
основные принципы, заложенные в правила этикета.
Учащиеся должны уметь:
излагать своё мнение по поводу значения светской культуры в жизни отдельных людей и общества;
устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;
устанавливать личностную и гражданскую позиции по отношению к различным явлениям действительности;
излагать свое мнение по поводу значения этикета в жизни людей и общества;
уметь пользоваться столовыми приборами.
Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса
Нормативные документы
Закон «Об образовании» 2013 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ (11.09.09).
Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг. Программа ОРКСЭ. Письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ «Методические материалы...» от 30.04.2010 г. № 03-831 и от 21.05.2010 г. № 031032.
Приказ Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ).
Протокол заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 вн «О введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс:учеб.для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
Литература для учителя:
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: кн. для родителей / А.Я.Данилюк. - М.: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. И. Шемшурина. — М. : Просвещение, 2015.
Основы религиозных культур и светской этики.Сборник рабочих программ. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. — М. : Просвещение, 2014.
Традиционные средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Электронное приложение «Основы светской этики».
Интернет-ресурсы
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_ tainstv/
http://relig.info/
http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33
http://www.abc-people.com/typework/art/doc-l.htm
http://www.krugosvet.ru/
http://www.religio.ru/news/index.html
http://www.visaginart.narod.ru/
http://www.worldreligion.ru/
Журнал «Вестник образования России»: http://www. vestniknews.ru
Российский портал открытого образования: http://www. openet.edu.ru
Учительская газета: http://www.ug.ru
Федеральный портал «Российское образование»: http:// www.edu.ru