СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  курсу ОРКСЭ (Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс:учеб.для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 2-е изд. – М. : Просвещение)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика")»

МКОУ Городокская СОШ № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______


Протокол № ___ от

«____»____________2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе ____________


«____»____________2016г.


«Утверждено»

Директор


_________


« ___»__________2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Журавлевой Натальи Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории,

по предмету «Основы религиозных культур

и светской этики»

4 класс

















с. Городок

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Светская этика») для 4 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Данилюк А.Я «Светская этика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной сту­пени общеобразовательной школы и служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспита­ния школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружаю­щий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, озна­комление с нравственными идеалами и ценностями религиоз­ных и светских духовных традиций России происходит в кон­тексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Образовательная организация МКОУ Городокской СОШ № 2 на основе определения об­разовательных потребностей обучающихся и их родителей (за­ конных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определила модуль «Светская этика» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля родителями (закон­ными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения учащихся.


Основные цели модуля «Основы светской эти­ки»:

  1. Приобщение подрастающего поколения к гумани­стическим ценностям.

  2. Достижение нравственных и культурных основа­ний в ценностных ориентациях и опыте поведения раз­вивающейся личности.

  3. Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответ­ственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм.

  4. Актуализация нравственного потенциала личности.

Образовательные задачи

  • развитие и систематизация этических знаний ребёнка;

  • формирование логического мышления детей путём раз­вивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;

  • овладение умениями и навыками диалогического взаи­модействия с окружающими.


Развивающие задачи

  • развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;

  • расширение словарного запаса в процессе освоения эти­ческих понятий и определения нравственных качеств;

  • развитие речи в процессе построения этического диалога;

  • развитие умений нравственного анализа поступков, со­поставлений моральных характеристик, этически выра­женных оценок.

Воспитательные задачи

  • становление и развитие этической культуры школьни­ков, их ценностных ориентаций;

  • формирование нравственно ориентированных взаимоот­ношений школьников, в основе которых лежит уваже­ние и доброжелательность к каждому;

  • развитие адекватной нравственной самооценки учени­ков в процессе этических занятий;

  • развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;

  • повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;

  • развитие способности к нравственному выбору в жиз­ненных ситуациях.

Цели и задачи определяют содержание курса, где глав­ное — организация разностороннего общения, взаимодей­ствия, взаимовлияния детей, в основе которого предусмотрена воз­можность создания ситуации успеха для каждого, условий для этической рефлексии. В данной логике все воспита­тельные, образовательные и развивающие задачи взаимо­связаны, взаимообусловлены и системно структурированы.


Общая характеристика учебного предмета

Сущность духовно-нравственного воспитания обучающих­ся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культу­ре, духовным традициям. В связи с этим можно пред­положить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школь­ников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил по­ведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности вы­страивать позитивное взаимодействие с представителями раз­ных культур, национальностей, верований, социальных групп.

Культурологическая направленность предмета способству­ет развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций на­родов России, формированию ценностного отношения к со­циальной реальности, осознанию роли буддизма, правосла­вия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникатив­ной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информа­ции и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе ак­тивного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обме­на информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством ориентации содержания модуля на воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России и системы связей, устанавливаемых между другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.).


Принципы построения курса

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.


Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» из­учается в 4 классе, общий объём 34 часа. В соответствии с учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год на изучение курса отводится 2 часа в неделю в первом полугодии, всего 34 ч.


Ценностные ориентиры содержания курса

В результате изучения одного из учебных модулей обуча­ющиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры наро­дов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:

  • их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • пониманию ими значения нравственности, веры и рели­гии в жизни человека и общества;

  • становлению их внутренней установки поступать соглас­но своей совести;

  • осознанию ими ценности человеческой жизни;

  • развитию их коммуникативных качеств.







В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в си­стематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.

Младшие школьники будут учиться полноценно восприни­мать притчи как произведения морально-этического содержа­ния, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они полу­чат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами ис­кусства.

Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


ЛИЧНОСТНЫЕ

  • формирование основ российской гражданской идентич­ности, развитие чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • воспитание до­верия и уважения к представителям разных народов и вероиспо­веданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

  • становление гуманистических и демократических ценност­ных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

  • формирование национальной и гражданской самоиден­тичности, осознание своей этнической и национальной при­надлежности;

  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональ­ных состояний и рефлексии;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в различных социальных ситуациях, умений не созда­вать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

  • развитие мотивации к продуктивной созидательной дея­тельности;

  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;





  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации, определять и находить наи­более эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на ос­нове оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис­пользование речевых средств и средств информационно-ком­муникационных технологий для решения различных коммуни­кативных и познавательных задач;

  • совершенствование умений в области работы с информа­цией, осуществления информационного поиска для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров, осознанного построения речевых вы­сказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления анало­гий и причинно-следственных связей, построения рассужде­ний, отнесения к известным понятиям;

  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования раз­личных точек зрения и право каждого иметь свою собствен­ную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умении договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать соб­ственное поведение и поведение окружающих.



ПРЕДМЕТНЫЕ

  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отно­шений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • развитие эстетической сферы, способности к эмоцио­нальному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

  • формирование умений устанавливать связь между куль­турой, моралью и повседневным поведением людей, ана­лизировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;

  • формирова­ние личностной и гражданской позиции по отношению к раз­личным явлениям действительности.




Содержание курса


Введение.

Тема 1. Этика — наука о нравственной жизни чело­века

Этика — наука о нравственной жизни человека, о нрав­ственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», опре­деляющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.

Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысло­вой сущности норм поведения человека.

Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.

Раздел 1. Этика общения

Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей

Понятия «добро» и «зло» как главные этические кате­гории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаи­мосвязь с другими понятиями этики.

Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.

Основные понятия: добро, зло.

Тема 2. Правила общения для всех

Значение высказывания «Люди, как камни в реке, об­тачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.

Тактичность как условие общения. Чуткость и дели­катность как характеристики общения. Золотое правило нравственности.

Основные понятия: тактичность, чуткость, деликат­ность.

Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки

Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в на­шей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.

Основные понятия: доброта, красота.

Тема 4. Каждый интересен

Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивиду­альных особенностей и интересов учащихся.

Условия возникновения и сохранения дружбы.

Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.



Раздел 2. Этикет

Тема 1. Премудрости этикета

Этикет как этическое понятие, его сущность и содер­жание.

Основные нормы этикета и их смысловые значения.

История возникновения этикета. Аккуратность, опрят­ность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.

Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.

Тема 2. Красота этикета

Целесообразность и красота этикета. Основные принци­пы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Осно­вы разумности этикета.

Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.

Тема 3. Простые школьные и домашние правила эти­кета

Правила соответствия школьному и домашнему эти­кету. Их главные основания. Требования этикета в раз­личных жизненных ситуациях, их отражение в посло­вицах.

Основные понятия: поступок, разумность, благодар­ность.

Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его об­разная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.

Основные понятия: слово, речь, образ.

Раздел 3. Этика человеческих отношений

Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души

Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональ­ные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристи­ка понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.

Основные понятия: душа, душевность, чувство, духов­ность.

Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и дове­рию

Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Ве­ковой опыт о природе.

Основные понятия: природа, жизнь, человек.

Тема 3. Чувство Родины

Многогранность и смысловое значение понятия «Роди­на». Взаимосвязь человека с Родиной.

Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Цен­ностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика по­нятия «патриотизм».

Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.

Тема 4. Жизнь протекает среди людей

Многообразие форм взаимодействия людей и их взаи­мовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность до­ставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношени­ях с другими людьми.

Основные понятия: человек, человечность, польза, от­ношения.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

Тема 1. Чтобы быть коллективом...

Содержание понятия «коллектив». Главные характери­стики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизне­деятельности. Ценности личности и коллектива, особенно­сти взаимодействия в коллективе. Нравственная установ­ка поведения в коллективе.

Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.

Тема 2. Коллектив начинается с меня

Индивидуальные потребности во взаимодействии с кол­лективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределе­ние, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомыш­ленниками.

Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.

Тема 3. Мой класс — мои друзья

Умение видеть состояние другого человека и соответ­ственно реагировать на него. Нюансы дружеских отноше­ний. Преодоление обид и позитивность стремлений в дру­жеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.

Основные понятия: помощь, поддержка, участие.

Тема 4. Скажи себе сам

Итоговое творческое сочинение

Введение.

Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи...

Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой че­ловеческий опыт о простых и важных нравственных ис­тинах. Взаимодействие разных культур в нашей много­национальной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аз­бука простых норм нравственности.

Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.

Раздел 1. Простые нравственные истины

Тема 1. Жизнь священна

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь свя­щенна — главная нравственная истина. Различие мате­риальных и духовных потребностей, их смысловая зна­чимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и чело­век — основные нравственные ценности.

Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.

Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.

Тема 2. Человек рождён для добра

Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Беско­рыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.

Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.

Тема 3. Милосердие — закон жизни)

Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочув­ствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие».

Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия.

Смысловая суть противоположных понятий «благодар­ность» и «неблагодарность».

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, состра­дание, милосердие, участие, благодарность.

Тема 4. Жить во благо себе и другим

Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброже­лательности по отношению к любому человеку. Тактич­ность и простые правила справедливости.

Основные понятия: благо, искренность, доброжелатель­ность, справедливость, тактичность.

Раздел 2. Душа обязана трудиться

Тема 1. Следовать нравственной установке

Намерения и поступки, их соответствие и несоответ­ствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действи­ях и поступках.

Основные понятия: нравственная установка, нравствен­ные усилия, позиция добра.

Тема 2. Достойно жить среди людей

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». По­гружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие нравственных норм жизни на основе их раз­умности. Достоинство как обязательное следование нрав­ственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека.

Общие правила разных народов: законы гостеприим­ства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых.

Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.

Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.

Тема 3. Уметь понять и простить

Необходимость и умение посмотреть на себя со сторо­ны. Забота о равновесии между чувствами и их проявле­ниями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений.

Типичные моменты семейной жизни и достижение гар­монии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.

Основные понятия: понимание, прощение, семья, гар­мония, гуманность.

Тема 4. Простая этика поступков

Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред

другим людям. Нравственный выбор и его моральное зна­чение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелю­бие. Закономерность простой этики поступков.

Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.

Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер

Тема 1. Общение и источники преодоления обид

Основные формы общения. Характеристики нравствен­ных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого на­строения, грустного состояния души?

Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способ­ствующие гармоничному общению.

Основные понятия: доброжелательность, доброта, чув­ство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство соб­ственного достоинства, благородство.

Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения

Направленность душевных усилий каждого на приоб­ретение нравственного опыта поведения. Причины нега­тивных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства дру­гого и соответственно вести себя. Параметры данного со­ответствия. Практические действия для сокращения рас­стояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руко­водствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведе­ния, норма, чувство, разум.

Тема 3. Доброте сопутствует терпение

Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.

Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисхо­дительность, деликатность.

Тема 4. Действия с приставкой «со»

Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их зна­чимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание сво­ей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни нерав­нодушного человека. Главная ценность этической культу­ры личности.

Основные понятия: равнодушие, зависть, нравствен­ный образ жизни, этическая культура.

Раздел 4. Судьба и Родина едины

Тема 1. С чего начинается Родина...

Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соот­ношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления челове­ка. Ценностно-смысловые оттенки этой связи.

Значение лада в семье. Простые правила его сохра­нения.

Вековой опыт человечества.

Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.

Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник.

Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.

Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.

Тема 3. Человек — чело века

Смысловое содержание понятия «человек». Определе­ние сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.

Мыслители о сути человека.

Основные понятия: человек, образ человека, мышле­ние, жизнедействие, ценность, мировоззрение.

Тема 4. Слово, обращённое к себе

Итоговое творческое сочинение






Учебно-тематический план


п/п

Раздел программы

Всего часов

1

Введение.

2

2

Этика общения

4

3

Этикет

4

4

Этика человеческих отношений

4

5

Этика отношений в коллективе

4

6

Простые нравственные истины

4

7

Душа обязана трудиться

4

8

Посеешь поступок — пожнёшь характер

4

9

Судьба и Родина едины

4


ИТОГО

34




Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Тема раздела

Виды работы

Скажи себе сам

Итоговое творческое сочинение

Слово, обращённое к себе

Итоговое творческое сочинение





Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Характеристика

деятельности учащихся

Дидактическое сопровождение

Дата

Корректировка

Введение (1 ч.)

Этика — наука о нравственной жизни человека

Размышлять о целях изучения и содержании нового курса. Объяснять значение этики в обществе. Аргументировать свою точку зрения

Уч.с. 4-8



Этика общения (4 ч.)

Добрым жить на белом свете весе­лей

Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла

Уч.с.10-15



Правила обще­ния для всех

Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию

Уч.с.16-19



От добрых пра­вил добрые слова и поступки

Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои по­ступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и по­ступков

Уч.с.20-23



Каждый интере­сен

Определять особенности индивидуального прояв­ления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы раз­ных типов

Уч.с.24-28



Этикет (4 ч.)

Премудрости этикета

Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации пра­вил, соотносить с ними своё поведение. Обосновывать свою точку зрения

Уч.с.30-33



Красота этикета

Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл

Уч.с.34-37



Простые школь­ные и домашние правила этикета

Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения пра­вил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника

Уч.с. 38-41



Чистый ручеёк нашей речи

Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в соб­ственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образ­ные речевые средства

Уч.с. 42-46



Этика человеческих отношений (4 ч.)

В развитии до­брых чувств — творение души

Объяснять, в чём этическая и эмоциональ-ная ос­нова понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по пред­метам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность»

Уч.с.48-51



Природа — вол­шебные двери к добру и доверию

Определять смысловое значение понятия «спра­ведливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни челове­ка, аргументировать свои высказывания

Уч.с.52-55



Чувство Родины

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Ро­дина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий

Уч.с.56-59



Жизнь протекает с людьми

Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодей­ствий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учеб­ными предметами, обогащенные личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника

Уч.с.60-62



Этика отношений в коллективе (4 ч.)

Чтобы быть кол­лективом

Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов

Уч.с.64-67



Коллектив начина­ется с меня

Осознавать понятия «индивидуальность», «друж­ба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отноше­ний в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для дру­гих. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе

Уч.с.68-69



Мой класс — мои друзья

Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека.Осознавать значение семьи для человека, обще­ства и государства. Стремиться корректировать своё поведение в про­цессе преодоления обид

Уч.с.70-74



Скажи себе сам

Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения




Введение (1 ч.)

Ежели душевны вы и к этике не глухи...

Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого пра­вила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловече­ских ценностей. Аргументировать свою точку зрения

Уч.с.76-80



Простые нравственные истины (4 ч.)

Жизнь священна

Понимать значение понятий «смысл», «нравствен­ный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют ду­ховные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в соб­ственной устной и письменной речи

Уч.с.82-85



Человек рождён для добра

Характеризовать понятия «бескорыстность», «до­брота», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия

Уч.с.86-89



Милосердие — закон жизни

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «со­переживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совести как вну­треннего регулятора человеческого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести

Уч.с.90-93



Жить во благо себе и другим

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного пове­дения. Применять усвоенные знания в общении

Уч.с.94-98



Душа обязана трудиться (4 ч.)

Следовать нрав­ственной

уста­новке

Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравствен­ная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в совре­менной жизни»

Уч.с. 100-103



Достойно жить среди людей

Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм эти­кета. Совершенствовать умения в области коммуника­ции. Аргументировать свои рассуждения

Уч.с. 104-109



Уметь понять и простить

Чётко представлять, что такое понимание, гармо­ния, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на за­данную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений

Уч.с. 110-115



Простая этика поступков

Аргументированно объяснять, что означает нрав­ственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимо­действии с окружающими

Уч.с.116-120



Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч.)

Общение и ис­точники преодоления обид

Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия.

Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения

Уч.с. 122-125



Ростки нрав­ственного опыта поведения

Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения

Уч.с. 126-129



Доброте сопут­ствует терпение

Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведе­ния других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания

Уч.с. 130-133



Действия с при­ставкой «со»

Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом

Уч.с. 134-138



Судьба и Родина едины (4 ч.)

С чего начина­ется Родина...

Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. На­ходить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально- этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения

Уч.с. 140-143



В тебе рожда­ется патриот и гражданин Человек — чело века

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патри­отизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его

Уч.с.144-149



Слово, обращен­ное к себе

Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества

Уч.с. 150-153



Слово, обращен­ное к себе

Обобщать знания, полученные при изучении кур­са. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию

Уч.с. 154-157




Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса


Учащиеся должны знать/понимаь:

  • основные понятия этики;

  • значение общечеловеческих норм морали в выстраивании конструктивных отно­шений в семье и обществе;

  • правила этикета за столом;

  • основные принци­пы, заложенные в правила этикета.



Учащиеся должны уметь:

  • излагать своё мнение по поводу значения светской культуры в жизни отдельных людей и общества;

  • устанавливать связь между куль­турой, моралью и повседневным поведением людей, ана­лизировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;

  • устанавливать личностную и гражданскую позиции по отношению к раз­личным явлениям действительности;

  • излагать свое мнение по поводу значения этикета в жизни людей и общества;

  • уметь пользоваться столовыми приборами.



Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса


Нормативные документы

Закон «Об образовании» 2013 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ (11.09.09).

Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг. Программа ОРКСЭ. Письма Департамен­та госполитики в образовании Минобрнауки РФ «Методические материалы...» от 30.04.2010 г. № 03-831 и от 21.05.2010 г. № 03­1032.

Приказ Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. «О вне­сении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ).

Протокол заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 вн «О введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиоз­ных культур и светской этики»




Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:

Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс:учеб.для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015.

Литература для учителя:

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: кн. для родителей / А.Я.Данилюк. - М.: Просвещение, 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Ос­новы светской этики. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. И. Шемшурина. — М. : Просвещение, 2015.

Основы религиозных культур и светской этики.Сборник рабочих программ. 4 класс : пособие для учи­телей общеобразоват. организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. — М. : Про­свещение, 2014.

Традиционные средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Электронное приложение «Основы светской этики».

Интернет-ресурсы

    1. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_ tainstv/

    2. http://relig.info/

    3. http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33

    4. http://www.abc-people.com/typework/art/doc-l.htm

    5. http://www.krugosvet.ru/

    6. http://www.religio.ru/news/index.html

    7. http://www.visaginart.narod.ru/

    8. http://www.worldreligion.ru/

    9. Журнал «Вестник образования России»: http://www. vestniknews.ru

    10. Российский портал открытого образования: http://www. openet.edu.ru

    11. Учительская газета: http://www.ug.ru

    12. Федеральный портал «Российское образование»: http:// www.edu.ru