РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету:
«Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»
наименование предмета
4 класс, реализующий ФГОС НОО 3 поколения
Программа разработана:
Горбатовой Е. А.
учителем начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
Работа с информацией:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
тематическое планирование
№ п/п | Тема курса | Количество часов |
| Россия — наша Родина | 1 |
| Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы | 8 |
| Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики | 1 |
| Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек | 5 |
| Праздники как одна из форм исторической памяти | 2 |
| Семейные ценности. Этика семейных отношений | 1 |
| Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства | 2 |
| Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования | 7 |
| Этикет | 4 |
| Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | 3 |
| Итого: | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
4 КЛАСС – 34 ч
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Россия — наша Родина | 1 |
| Россия – наша Родина. Роль культурных традиций в жизни народов России, значение культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества. Культура и религия. | 1 |
| Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы | 8 |
| Этика и её значение в жизни человека. | 1 |
| Нормы морали. | 1 |
| Нравственные ценности, идеалы, принципы. | 1 |
| Составление текстов-рассуждений на темы добра и зла, моральных ценностей, идеалов. | 1 |
| Значение нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества, государства. | 1 |
| «Золотое правило» этики. | 1 |
| Рассуждение на морально-этические темы. | 1 |
| Образцы нравственности в культурах разных народов | 1 |
| Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики | 1 |
| Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики. | 1 |
| Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек | 5 |
| Нравственные нормы жизни в обществе. | 1 |
| Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Нравственные нормы на примерах образцов поведения людей, исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории России и современности. | 1 |
| Бережное отношение к природе и личная ответственность за это каждого человека. | 1 |
| Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы нравственного поведения в культуре Отечества». | 1 |
| Гуманисты России. Писатели-гуманисты. | 1 |
| Праздники как одна из форм исторической памяти | 2 |
| Праздники как одна из форм исторической памяти народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества. | 1 |
| Российские праздники (государственные, народные, религиозные, семейные), День народного единства, День защитников Отечества и др. Праздники в своём регионе, местности проживания. | 1 |
| Семейные ценности. Этика семейных отношений | 1 |
| Семейные ценности и этика семейных отношений. Семья, отношения в семье на основе взаимной любви и уважения, любовь и забота родителей о детях, любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях, уважение старших. Семейные традиции народов России. | 1 |
| Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства | 2 |
| Трудовая мораль, нравственные традиции трудовой деятельности, предпринимательства в России. | 1 |
| Трудолюбие, честный труд, уважение к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и других людей). | 1 |
| Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования | 7 |
| Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные поступки свои и других людей. | 1 |
| Соотнесение нравственных норм с анализом личного опыта поведения. | 1 |
| Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы нравственного поведения людей в современной жизни». | 1 |
| Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нравственный выбор. | 1 |
| Методика создания морального кодекса в школе. | 1 |
| Нормы морали. Образование как нравственная норма. | 1 |
| Методы нравственного самосовершенствования. | 1 |
| Этикет | 4 |
| Этикет. Правила поведения в обществе. | 1 |
| Нравственные нормы и правила этикета. | 1 |
| Этика и этикет. Целесообразность правил этикета. | 1 |
| Необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях. Народные пословицы и поговорки. | 1 |
| Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | 3 |
| Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 |
| Российская светская этика, духовно-нравственная культура многонационального народа России, их значение в жизни человека, семьи, российского общества. | 1 |
| Сопоставление понятий «патриотизм», «Отечество», «многонациональный народ России», «служение», соотнесение определений с понятиями. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям.
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.