Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя России Алексея Кириллина
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 19
_______Н.В.Максименкова
«____» _________ 2017 г.
ПРОГРАММА
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ ГБОУ СОШ № 19
Возраст детей: 7-15 лет
Автор:
Бегункова О.В., учитель начальных классов
Направление работы:
Физкультурно – спортивное
2017 год
И нформационная карта программы
1 | Полное название программы | Краткосрочная комплексная авторская программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ГБОУ СОШ № 19 «Дружба» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Физкультурно-спортивное |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Автор программы | Бегункова О.В., учитель начальных классов |
6 | Образовательное учреждение, представившее программу | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области |
7 | Адрес, телефон | 446002, Самарская область г. Сызрань ул. Гоголя, 36 8-(8464)-32-52-23 |
8 | Место реализации | Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей ГБОУ СОШ № 19 |
9 | Количество, возраст учащихся | 72 учащихся с 7 до 15 лет. |
10 | Сроки проведения, количество смен | 03.08 – 26.08.2017, 2 смены |
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
Введение
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Уникальность среды спортивно-оздоровительного лагеря дает возможность разностороннего реабилитационного воздействия и для детей с ограниченными возможностями. Разные формы взаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получает возможность активного включения в социальную структуру группы.
Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Родители многих детей ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Быть здоровым выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводятся оздоровительные смены в лагере дневного пребывания на базе ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани. Обязательным является вовлечение в лагерь детей из многодетных, малообеспеченных, опекаемых и приёмных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.
Д анная программа по своей направленности включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Ц ели и задачи программы
Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Создание условий для организованного физкультурно-спортивного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Краткосрочная комплексная авторская программа оздоровительного лагеря «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Дружба» с дневным пребыванием детей является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках оздоровительного лагеря «Дружба» с дневным пребыванием детей предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания учащихся ГБОУ СОШ № 19.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Инструкции по технике безопасности, охране труда
Инструкции по организации и проведению экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Заявления от родителей.
План работы.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Концепция программы
Методическое проектирование лагеря «Дружба» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Механизм реализации
программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об организации оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в периоды с
разработка программы деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в оздоровительном лагере «Дружба» с дневным пребыванием детей;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
II этап. Организационный –с 1.06 по 15.06. 2015 года; с 03.08 по 15.08.2015года
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Дружба»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – с 16.06 по 28.06. 2015 года; с 16.08 по 26.08.2015 года
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Физкультурно – спортивный модуль
Эстетический модуль
Художественно-творческий модуль
Трудовой модуль
Образовательный модуль
Патриотический модуль
Досуговый модуль
Социальный модуль
Физкультурно – спортивный модуль
Задачи | Основные формы работы | |
Вовлечение детей в различные формы физкультурно- спортивной, оздоровительной работы; Выработка и укрепление гигиенических навыков; Расширение знаний об охране здоровья. | Утренняя гимнастика (зарядка); Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке; Подвижные игры на свежем воздухе; Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода»); Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием техники для просмотра материала). Посещение ФОКа «Надежда» | |
Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий.
Средства: Утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; посещение бассейна; солнечные ванны (ежедневно); воздушные ванны (ежедневно), спортивные праздники: «Малые олимпийские игры», «День футболиста», День народных игр»;
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью продолжает реализовываться программа «Азбука безопасности», тесно сотрудничаем с врачом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки». Ежедневно ведется «Журнал здоровья».
Задачи | Основные формы работы | |
Пробуждать в детях чувство «прекрасного»; Формировать навыки культурного поведения и общения; Прививать детям эстетический вкус. | Посещение театра, музея; просмотра фильмов; Конкурс «Законы воспитанного человека»; | |
« Прекрасное» окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Задачи | Основные формы работы | |
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, ,воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. Развитие творческих способностей детей. | Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты») Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты») Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека») Игровые творческие программы («А мы умеем так!») Концерты («Звездопад») Творческие игры на занятиях Выставки, ярмарки. | |
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в оздоровительном лагере «Дружба» с дневным пребыванием детей является развитие креативности детей и подростков.
Задачи | Основные формы работы | |
Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности Воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда | Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду) Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории) | |
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Задачи | Основные формы работы | |
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. | | |
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.
Задачи | Основные формы работы | |
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений; Приобщение к духовным ценностям российской истории. | Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»; Подвижные народные игры (Лапта, городки); Игра-вертушка «Россия – моя страна!»; Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья». | |
О патриотизме написано и сказано, пропето и нарисовано столько, что кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство у каждого из нас подвергается серьёзным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее, так как будущее России – это сегодняшние дети, именно от них зависит, будет ли наша страна развиваться и процветать.
Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка ежедневно, чего порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – непростое, но очень важное умение человека. Дети XXI века – поколение века информации и высоких технологий – должны воспитываться на идеалах добра и справедливости, уважения к старшим и заботы о слабых, должны любить свою малую Родину, быть патриотами, обладать развитым чувством эмпатии и толерантности. Дети должны вырасти жизнеспособными, достойными гражданами своей страны, чтобы в обозримом будущем они смогли взять на себя
ответственность в решении задач экономического, политического и культурологического характера.
Задачи | Основные формы работы | |
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга. Организовать деятельность творческих мастерских. | Мероприятия различной направленности; Игры; Проведение праздников, конкурсов, викторин, выставок; Тематические сборы и линейки. | |
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Задачи | Основные формы работы | |
Создать условия для развития личности; Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству; Способствовать созданию эмоционального благополучия; Приобщать к общечеловеческим ценностям; Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка; Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. | Мероприятия различной направленности; Игры; Проведение праздников, конкурсов, демонстрация фильмов с соответствующей тематикой; Тематические сборы и линейки. | |
Условия реализации программы 1.Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ.
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав ГБОУ СОШ № 19
Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания учащихся ГБОУ СОШ № 19.
Акт приёмки лагеря.
Правила внутреннего распорядка оздоровительного лагеря дневного пребывания «Дружба» с дневным пребыванием детей.
Инструкции по технике безопасности, охране труда.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Заявления от родителей.
Планы работы.
2.Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координатор смены:
Кураторы отрядов:
воспитатели отряда (из числа педагогов школы);
инструктор по физическому воспитанию (учитель физической культуры).
Медицинский персонал:
фельдшер;
Обслуживающий персонал:
повара, кухонные работники, уборщики помещений.
3.Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
При работе оздоровительного лагеря используется:
| Применение | Материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Игровые комнаты | Материальная база школы. | Начальник лагеря, зам. начальника лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Учитель физкультуры |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Выделенные средства | Повара |
Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалки | Материальная база школы | Начальник лагеря, зам. начальника лагеря, воспитатели, технический персонал. |
Бытовые предметы: столы, стулья.
Аппаратура:
Магнитофон
Телевизор
ПК
Ноутбуки
Мультимедиа
Спортивный инвентарь:
Развивающие игры:
Шашки
Шахматы
Пазлы
Строительный конструктор
Настольные игры:
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
местный бюджет администрации.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Критерии оценки результативности реализации программы:
№ | Критерии | Индикаторы | Формула | Форма определения |
1 | Уровень комфортности | Доля детей, которые чувствуют себя комфортно | Отношение количества детей ответивших «да» к общему количеству детей в лагере | Анкетирова ние |
2 | Уровень самореализации | Доля детей, проявивших свои способности и умения | Отношение количества детей проявивших свои способности и умения к общему количеству детей в лагере | Анкетирова ние |
3 | Уровень саморазвития | Доля детей, которые приобрели конкретные умения и навыки | Отношение количества детей, которые приобрели конкретные умения и навыки к общему количеству детей в лагере | Анкетирова ние |
4 | Уровень оздоровления | Прибавка детей в массе и росте | Отношение количества детей с оздоровительным эффектом к общему количеству детей в лагере | Мониторинг массы и веса |
5 | Оценка лагерной смены | Доля детей удовлетворенных лагерной сменой | Отношение количества детей, которые удовлетворены лагерной сменой к общему количеству детей в лагере | Анкетирова ние |
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
Ребятами будут выполнены исследовательские работы, которые в дальнейшем примут участие на научно-практических конференциях обучающихся школы.
По результатам деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием будет подготовлен аналитический, фото отчёт, презентация о результатах реализации программы, выполненной участниками лагеря.
Содержание программы.
Реализация цели и задач программы осуществляется через организацию общих лагерных мероприятий по тематическим дням.
Организация взаимодействия оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
с социумом
СВВАУЛ
Городское телевидение
МЧС
ГИБДД
Городской детский парк «Гномик»
Городская детская поликлиника №1
Городская библиотека им.А.Гайдара
Пожарная
часть
ФОК «Надежда»
ДТДиМ
Спортивная площадка при школе «Олимп»
ДК «Авангард»
ОПДН
Оздоровительные лагеря школ города
города
Координационно – педагогический компонент
в работе по программе.
Начальник лагеря
Зам. начальника
лагеря
Воспитатели
Список используемой литературы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2011
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2012 г.
Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Лето» при МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1». Автор: Кондрашова С.А.
Программа оздоровительного лагеря «Солнышко» Муниципальная Осановецкая средняя общеобразовательная школа. Авторы: Евсеева О.Г., Кириллова Т. А.
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радужное творчество» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Автор: Корнеева Н.Д.
Программа детского пришкольного летнего оздоровительного лагеря
«Солнышко-2011» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Йошкар-Олы» Автор А.В.Сошина
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2010.
Приложения:
8
.15-8. 30 Приход воспитателей
8.30 8.30-8.40 Прием детей
8 .40-8.50 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.15 Линейка (построение). Озвучивание плана на день
Н а линейку быстро стройся!
9.15 - 10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00-12.00 Организация и проведение отрядных, лагерных дел.
К то куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
12. 00 – 13.00 Оздоровительные процедуры
13.00 - 13.30 Обед
Н о у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
13.30-14.20 Игры на свежем воздухе
14.20- 14.30 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
План работы лагеря «Дружба»
№ | Тематика дня | Наименование мероприятия |
1 | 1 день 3 августа «День знакомств» | 1. Приём детей в лагерь, знакомство с распорядком, режимом, с правилами жизни в лагере. Инструктажи по ТБ,ПДД, ППБ. Беседа « Будь осторожен в дороге» 2.Знакомство «Расскажи мне о себе». Игры на сплочение «Тропа доверия» 3. Операция «Уют» (оформление отрядной комнаты) 4. Подготовка к открытию лагеря (разучивание песен, девизов, речёвок отрядов, выпуск газет, рисование отрядных эмблем) 5. Подвижные игры на свежем воздухе. |
2 | 2 день 4 августа Открытие лагеря «Здоровые дети—здоровая страна!» | 1. Открытие лагерной смены. «История Олимпийского движения». Спортивный праздник « Жить здорово!». 2. « Сызрань на Олимпийской карте мира». Занятие Краеведческого музея. 3. Познавательная игра « Путешествие в страну дорожных знаков». 4. Шахматный турнир (занятие кружка «Шахматы»). 5. Подвижные игры на свежем воздухе. |
3 | 3 день 5 августа « День юного пожарного» | 1. Посещение ФОКа «Надежда». 2. Спортивно-игровой праздник « Юный пожарный». 3. Беседы по безопасности « Правила поведения при пожаре». 4. Просмотр видеоролика « Причины пожара». 5. Занятие кружка «Азбука безопасности» « Один дома» (экстремальные ситуации). |
4 | 4 день 6 августа « День Фантазий и юмора» | 1. Просмотр видеофильма« Талисманы игр». 2. « Юмор в спорте важен, не спорте!» (юмористические эстафеты). 3. Конкурс анекдотов и песен - перевёртышей. 4. Шахматный турнир (занятие кружка «Шахматы»). 5.Подвижные игры на свежем воздухе. |
5 | 5 день 7 августа «День здоровья и спорта» | 1. Беседа «Олимпийские ценности». 2. « Малые Олимпийские игры » (спортивно - развлекательная программа). 3. Беседы по профилактике терроризма « Что такое терроризм?» 4. Просмотр видеофильма «Чемпионат мира по водным видам спорта» (г. Казань, 2015год). 5. Конкурс рисунков на асфальте «Спорт! Спорт! Спорт!» 6. Занятие кружка «Здоровячок». |
6 | 6 день 10 августа « День памяти и скорби» | 1. Линейка Памяти «Вспомним их поимённо». 2. Конкурс рисунков и военных песен посвященный ветеранам ВОВ. 3. Литературный час. «У Священного огня». Посещение библиотеки ДК «Авангард». 4. Выпуск стенгазет «Мы за мир на всей планете». 5. Турнир по пионерболу. |
7 | 7 день 11августа « День Мастеров» | 1. Просмотр видеофильма« Параолимпийские игры 2014». 2. « Мир вокруг нас» (творческие конкурсы, мастер-классы, выставки. 3. Занятие кружка «Азбука безопасности» « Огонь ошибок не прощает». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. 5. Шахматный турнир (занятие кружка «Шахматы»). 5. Игры на развитие памяти. |
8 | 8 день 12 августа «День мяча» | 1.Посещение ФОКа «Надежда». 2 . Конкурс экспозиций из воздушных шаров. 3. Беседа с врачом « Вредные привычки». 4. Занятие кружка «Азбука безопасности» « Первая помощь при несчастных случаях». 5. Матч – реванш «Воздушный хоккей». 6. Подвижные игры с мячом. |
9 | 9 день 13 августа « День сказок» | 1. Просмотр видеофильма« Олимпийские объекты в Сочи - 2014». 2. Викторина по сказкам: «Что за прелесть эти сказки!». Посещение библиотеки им. А. Гайдара. 3. Костюмированный бал (инсценирование сюжетов из сказок). 4. Подвижные игры на свежем воздухе. 5. Шахматный турнир (занятие кружка «Шахматы»). |
10 | 10 день 14 августа « День весёлых туристов» | 1. Спортивно – оздоровительная программа « Мы выбираем спорт!» 2. Турнир по спортивному ориентированию. 3. Просмотр видеофильма «Уроки юного туриста». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. 5. Дискотека. 6. Занятие кружка «Здоровячок». |
11 | 11 день 17 августа « День талантов» | 1. Просмотр видеофильма « Олимпийские игры на льду». 2. Конкурсно - игровая программа «Минута славы» 3. Шахматный турнир (занятие кружка «Шахматы»). 4. Игра «Поле чудес». 5. Подвижные игры на свежем воздухе . |
12 | 12 день 18 августа «День патрио- тов России» | 1. Просмотр видеофильма « Олимпийские игры на снегу». 2. Спортивно – патриотическая игра «Зарница». 3. Анкетирование « Я патриот своей Родины». 4.Беседа с участием врача « Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». 5. Подвижные игры на свежем воздухе. 6. Спортивная программа, совместно с Домом Молодёжи в рамках городской акции «Флаг России». |
13 | 13 день 19 августа «День цветов» | 1. Беседа «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». 2. Конкурс «Бумажная мозаика». Оригами. 3. Конкурс рисунков на асфальте: «Цветик - семицветик. 4. Занятие кружка «Азбука безопасности» « Правила поведения у водоёма». 5. Посещение ФОКа «Надежда». |
14 | 14 день 20 августа «День дорожных наук» | 1.Минутка безопасности « Внимание, дорога!» «Передвижение на велосипеде по городу» 2.Социальная акция «Внимание, водитель!» 3.Викторина «Знатоки ПДД» 4. Шахматный турнир (занятие кружка «Шахматы»). 5. Конкурс рисунков «Мой приятель – светофор». |
15 | 15 день 21 августа «День народных игрищ» | 1. Просмотр видеофильма « Игры народов России». 2. Соревнования по лапте. 3. Просмотр мультсериала «Ну, погоди!» 4.Подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»; 5.Танцевально – игровая программа «Танцуй пока молодой». 6. Занятие кружка «Здоровячок». |
16 | 16 день 24 августа «День гостеприимства» | 1. Шахматный турнир (занятие кружка «Шахматы»). 2. Эстафетный бег. 3. Экскурсия в музей СВВАУЛа. 4. Спортивная программа « Мама, папа, я – дружная семья». 5. Беседа « Они нуждаются в нашем внимании. Помощь престарелым людям». |
17 | 17 день 25августа «День наград» | 1. Конкурсная программа « Мисс и Миссис спорта». 2. Фото – сессия «Природа и мы». Оформление альбома. 3. Турнир по армрестлингу. 4. Посещение храма. Беседа с отцом Михаилом « Человеческие ценности». 5.Подвижные игры на свежем воздухе. |
18 | 18 день 26 августа «Праздник закрытия смены» | 1.Фото-фестиваль: « Мы счастливые дети планеты!» 2. Посещение ФОКа «Надежда». 3.Праздник закрытия лагерной смены. Праздничное мероприятие «До новых встреч!» Дискотека. 4. Викторина « Знаете ли вы лекарственные растения?». 5. Занятие кружка «Азбука безопасности» «Помни о своей безопасности - лето продолжается!» |
Законы и правила лагеря «Дружба»
Закон хозяина.
«Дружба» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Речёвки
Спортивная речевка
- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!
В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
На зарядку!
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
Патриотическая
- Печатая шаг.
- Сильные руки,
- Гордые плечи,
- Солнце в ладонях,
- Солнце в глазах.
- Слышишь, товарищ,
- Пульс планеты?
-Ребята шагают
- Руки – к штурвалу,
- Помыслы – к солнцу,
Нам высота – не помеха!
Сегодня мечтаем, а завтра дерзаем
– Ребята Нового века!
Мы как радуги цвета,
неразлучны никогда!
П есенка про радугу.
Если дождик перемыл
Кашку и ромашку,
И надолго напоил
Мошку и букашку,
У овса повис в усах,
Вышел на дорожку,
И очистил в небесах
Синее окошко,
И очистил в небесах
Синее окошко!
*****
Значит глянет солнышко
Вниз, вниз, вниз,
Значит встанет радуга
Вверх, вверх, вверх!
Вспыхнет каждою жилкою
Лист, лист, лист,
Брызнет эхом радостным
Смех, смех, смех!
*****
Если дождик дал полям
Досыта напиться,
Чтобы встала к облакам
Пышная пшеница,
Если с нами навсегда
Будет запах хлеба,
И в ладони нам вода
Капнет прямо с неба!
И в ладони нам вода
Капнет прямо с неба!
*****
Значит глянет солнышко
Вниз, вниз, вниз,
Значит встанет радуга
Вверх, вверх, вверх!
Вспыхнет каждою жилкою
Лист, лист, лист,
Брызнет эхом радостным
Смех, смех, смех!