СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Ознакомление с окружающим миром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительная особенность программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Ознакомление с окружающим миром"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1




РАССМОТРЕНА

На педагогическом совете

Протокол №____

от «__»__________2023г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №1

_______________Т.О. Катербарг

«___»___________2023г.






Дополнительная общеобразовательная программа

«Ознакомление с окружающим миром»

социально-гуманитарной направленности






Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 6-7 лет


Автор-составитель:

Кобякова Анастасия Львовна,

педагог дополнительного образования


















Сургут, 2023




Аннотация к программе


Дополнительная образовательная программа «Ознакомление с окружающим миром» предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Актуальность программы: содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников.

Новизна программы: носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Задачи:

Образовательные

- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;

- обогащать активный и пассивный словарь.

Развивающие

- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;

- развивать творческие способности, воображение;

- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

Воспитательные

- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;

- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.

- формировать этические нормы и правильное поведение.

Условия организации учебно-воспитательного процесса: учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска, учебные пособия, дидактические материалы.

Ожидаемые результаты:

– повышение интереса о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

– повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;

– расширение собственного словарного запаса обучающихся;

– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;

– повышение культуры речевого общения и поведения


Предлагаемые для участия конкурсы/соревнования/мероприятия: участие в онлайн олимпиадах, конкурс-игра «Муравей».


Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Количество часов: 32 часов (1 час в неделю), продолжительность одного занятия 40 минут.



ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Название программы

Ознакомление с окружающим миром

Направленность программы

Социально-гуманитарная

Ф.И.О. автора (составителя) программы

Кобякова Анастасия Львовна

Шен Алена Анатольевна

Год разработки или модификации

2023 год

Где, когда и кем утверждена программа

Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2023г., протокол №1

Информация и наличие рецензии

Нет

Цель

Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Задачи

Образовательные

- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;

- обогащать активный и пассивный словарь;

Развивающие

- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;

- развивать творческие способности, воображение;

- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

Воспитательные

- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;

- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.

- формировать этические нормы и правильное поведение.

Ожидаемые результаты освоения программы

– повышение интереса о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

– повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;

– расширение собственного словарного запаса обучающихся;

– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;

– повышение культуры речевого общения и поведения

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

1 час в неделю / 32 часов в год

Возраст обучающихся

6-7 лет

Формы занятий

Коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ, и др.)

Дидактический и методический материал (таблицы, схемы).

Учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска.














































Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

  6. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие образования;

  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» ред. от 02.02.2021г.;

  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

 

Реализация общеразвивающей программы осуществляется за пределами ФГОС и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению ГИА по образовательным программам.


Актуальность программы: содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников.

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень освоения программы: базовый

Отличительная особенность программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Задачи:

Образовательные

- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;

- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;

- обогащать активный и пассивный словарь.

Развивающие

- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;

- развивать творческие способности, воображение;

- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

Воспитательные

- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;

- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.

- формировать этические нормы и правильное поведение.
































Организационно-педагогические условия

Адресат программы / количество обучающихся в группе: для детей 6-7 лет / 10-14 человек.

Срок реализации программы / количество часов: 1 год / 32 часа, 1 раз в неделю

В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom».

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Формы обучения: теоретические и практические занятия.

Методы обучения: речевая деятельность, практические задания

Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Планируемые результаты:

К концу учебного года дошкольники научатся:

- элементарным правилам поведения в природе;

- основными особенностями сезонной жизни природы;

- о домашних животных (их пользе), о жизни диких животных;

- правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными;

- о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях;

- о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания.

- растения и животных нашей местности.

- правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

- разнообразие птиц, зверей.

- правила безопасности при встречах и общении с животными.

К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться:

- отличать и называть деревья и кустарники;

- называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы;

- соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций;

- в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим;

- проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен;

- быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества;

- видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней;

- оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я»;

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;

- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.

Формы промежуточной аттестации и итогового контроля: Тестирование, выставка работ, презентация, защита проектов

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска.










Учебно-тематический план

Наименованием разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1


Тестирование, выставка работ, презентация, защита проектов

2

Звезды, солнце и луна

3

3


3

Чудесный мир растений и грибов

7

4

3

4

Наши друзья - животные

8

4

4

5

Круглый год

13

6

7


Всего

32

18

14



Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место прове-дения

Форма конт-роля

Раздел 1. Вводное занятие

1

октябрь

7


беседа

1

Вводное занятие

каб. 3

устный опрос

Раздел 2. Звезды, солнце и луна

2


14


игра

1

Звездное небо.

каб. 3

тест

3


21


беседа

1

Солнце и луна.

каб. 3

устный опрос

4


28


викторина

1

Радуга. Народные приметы.

каб. 3

творческая работа

Раздел 3. Чудесный мир растений и грибов

5

ноябрь

11


викторина

1

Как узнать растения?

каб. 3

устный опрос

6


18


игра

1

Травы. Кустарники. Деревья.

каб. 3

-

7


25


практикум

1

Декоративные растения.

каб. 3

защита проектов

8

декабрь

2


викторина

1

Съедобные и ядовитые растения.

каб. 3

творческая работа

9


9


практикум

1

Лекарственные растения.

каб. 3

защита проектов

10


16


практикум

1

Мхи и папоротники.

каб. 3

-

11


23


беседа

1

Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.

каб. 3

устный опрос

Раздел 4. Наши друзья - животные

12


30


практикум

1

Как узнать животных?

каб. 3

творческая работа

13

январь

6


практикум

1

Домашние животные.

каб. 3

-

14


13


беседа

1

Породы собак.

каб. 3

устный опрос

15


20


викторина

1

В мире насекомых.

каб. 3

творческая работа

16


27


практикум

1

В мире рыб.

каб. 3

защита проектов

17

февраль

3


беседа

1

В мире птиц.

каб. 3

устный опрос

18


10


игра

1

В мире зверей.

каб. 3

тест

19


17


практикум

1

Отношение людей к животным.

каб. 3

творческая работа

Раздел 5. Круглый год

20


24


практикум

1

Времена года.

каб. 3

тест

21

март

2


беседа

1

Времена года.

каб. 3

устный опрос

22


9


беседа

1

Осень.

каб. 3

устный опрос

23


16


викторина

1

Зима.

каб. 3

творческая работа

24


23


игра

1

Весна.

каб. 3

тест

25


30


беседа

1

Цветущие весной.

каб. 3

устный опрос

26

апрель

6


практикум

1

Птицы весной.

каб. 3

творческая работа

27


13


викторина

1

Лето.

каб. 3

тест

28


20


игра

1

Птицы летом.

каб. 3

творческая работа

29


27


практикум

1

Цветущие летом.

каб. 3

защита проектов

30

май

4


викторина

1

Мои любимые цветы

каб. 3

тест

31


11


беседа

1

Мои любимые птицы

каб. 3

устный опрос

32


18


практикум

1

Отношение человека к природе

каб. 3

тест


ИТОГО часов:

32







Содержание программы


Вводное занятие

Теория: Знакомство с окружающим миром. Понятие «окружающий мир». Инструменты познания – органы чувств.

Звезды, солнце и луна.

Теория: Изучить понятия Звездное небо. Солнце и луна. Радуга. Народные приметы.

Чудесный мир растений и грибов

Теория: Классификация растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их различие. Условия, необходимые для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Культурные и дикорастущие растения. Овощи и фрукты, их различие и называние. Комнатные растения и их польза. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.

Практика: Закреплять знания о классификация растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их различие. Условия, необходимые для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Культурные и дикорастущие растения. Овощи и фрукты, их различие и называние. Комнатные растения и их польза. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.

Наши друзья – животные

Теория: Разнообразие животного мира: звери, птицы, насекомые и рыбы. Характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных. Домашние и дикие животные и их жизнь. Правила ухода за домашними животными.

Практика: Закреплять знания о разнообразие животного мира: звери, птицы, насекомые и рыбы. Характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных. Домашние и дикие животные и их жизнь. Правила ухода за домашними животными.

Круглый год

Теория: Времена года, их очередность и характерные особенности. Природные изменения, сезонные явления. Работы и забавы в соответствии с временем года. Бережное отношение к окружающей природе. Взаимосвязи человека и природы.

Практика: Закреплять знания о временах года, их очередность и характерные особенности. Природные изменения, сезонные явления. Работы и забавы в соответствии с временем года. Бережное отношение к окружающей природе. Взаимосвязи человека и природы.

Список литературы



1. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Популярная энциклопедия растений. -С.-Пб.: «МиМ- Экспресс», 1997.

3. Жизнь животных. - М.: «Просвещение», 1989.

4. Ю. Дмитриев. Птицы. - М.: «ACTОлимп», 1997.

5. Г.В. Трофимова. Мозаика родной природы. - Минск: «Бервита», 1997.

Информационно-коммуникативные средства: презентации к урокам, созданные учителем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!