Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНА На педагогическом совете Протокол №____ от «__»__________2023г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №1 _______________Т.О. Катербарг «___»___________2023г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Ознакомление с окружающим миром»
социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Автор-составитель:
Кобякова Анастасия Львовна,
педагог дополнительного образования
Сургут, 2023
Аннотация к программе
Дополнительная образовательная программа «Ознакомление с окружающим миром» предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Актуальность программы: содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников.
Новизна программы: носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- обогащать активный и пассивный словарь.
Развивающие
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Условия организации учебно-воспитательного процесса: учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска, учебные пособия, дидактические материалы.
Ожидаемые результаты:
– повышение интереса о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
– повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;
– расширение собственного словарного запаса обучающихся;
– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;
– повышение культуры речевого общения и поведения
Предлагаемые для участия конкурсы/соревнования/мероприятия: участие в онлайн олимпиадах, конкурс-игра «Муравей».
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Количество часов: 32 часов (1 час в неделю), продолжительность одного занятия 40 минут.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название программы | Ознакомление с окружающим миром |
Направленность программы | Социально-гуманитарная |
Ф.И.О. автора (составителя) программы | Кобякова Анастасия Львовна Шен Алена Анатольевна |
Год разработки или модификации | 2023 год |
Где, когда и кем утверждена программа | Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2023г., протокол №1 |
Информация и наличие рецензии | Нет |
Цель | Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. |
Задачи | Образовательные - формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях; - уточнять и систематизировать знания о явлениях природы; - обогащать активный и пассивный словарь; Развивающие - развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения; - формировать навыки самоконтроля и самооценки; - формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям; - развивать творческие способности, воображение; - формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно. Воспитательные - способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости; - способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным. - формировать этические нормы и правильное поведение. |
Ожидаемые результаты освоения программы | – повышение интереса о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях; – повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков; – расширение собственного словарного запаса обучающихся; – закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями; – повышение культуры речевого общения и поведения |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов в неделю / год | 1 час в неделю / 32 часов в год |
Возраст обучающихся | 6-7 лет |
Формы занятий | Коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ, и др.) | Дидактический и методический материал (таблицы, схемы). Учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска. |
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие образования;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» ред. от 02.02.2021г.;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
Реализация общеразвивающей программы осуществляется за пределами ФГОС и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению ГИА по образовательным программам.
Актуальность программы: содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников.
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень освоения программы: базовый
Отличительная особенность программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- обогащать активный и пассивный словарь.
Развивающие
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Организационно-педагогические условия
Адресат программы / количество обучающихся в группе: для детей 6-7 лет / 10-14 человек.
Срок реализации программы / количество часов: 1 год / 32 часа, 1 раз в неделю
В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom».
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы обучения: теоретические и практические занятия.
Методы обучения: речевая деятельность, практические задания
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Планируемые результаты:
К концу учебного года дошкольники научатся:
- элементарным правилам поведения в природе;
- основными особенностями сезонной жизни природы;
- о домашних животных (их пользе), о жизни диких животных;
- правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными;
- о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях;
- о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания.
- растения и животных нашей местности.
- правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
- разнообразие птиц, зверей.
- правила безопасности при встречах и общении с животными.
К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться:
- отличать и называть деревья и кустарники;
- называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы;
- соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций;
- в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим;
- проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен;
- быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества;
- видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней;
- оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я»;
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Формы промежуточной аттестации и итогового контроля: Тестирование, выставка работ, презентация, защита проектов
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска.
Учебно-тематический план
№ | Наименованием разделов и тем | Количество часов | Форма аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Тестирование, выставка работ, презентация, защита проектов |
2 | Звезды, солнце и луна | 3 | 3 | |
3 | Чудесный мир растений и грибов | 7 | 4 | 3 |
4 | Наши друзья - животные | 8 | 4 | 4 |
5 | Круглый год | 13 | 6 | 7 |
| Всего | 32 | 18 | 14 |
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место прове-дения | Форма конт-роля |
Раздел 1. Вводное занятие |
1 | октябрь | 7 | | беседа | 1 | Вводное занятие | каб. 3 | устный опрос |
Раздел 2. Звезды, солнце и луна |
2 | | 14 | | игра | 1 | Звездное небо. | каб. 3 | тест |
3 | | 21 | | беседа | 1 | Солнце и луна. | каб. 3 | устный опрос |
4 | | 28 | | викторина | 1 | Радуга. Народные приметы. | каб. 3 | творческая работа |
Раздел 3. Чудесный мир растений и грибов |
5 | ноябрь | 11 | | викторина | 1 | Как узнать растения? | каб. 3 | устный опрос |
6 | | 18 | | игра | 1 | Травы. Кустарники. Деревья. | каб. 3 | - |
7 | | 25 | | практикум | 1 | Декоративные растения. | каб. 3 | защита проектов |
8 | декабрь | 2 | | викторина | 1 | Съедобные и ядовитые растения. | каб. 3 | творческая работа |
9 | | 9 | | практикум | 1 | Лекарственные растения. | каб. 3 | защита проектов |
10 | | 16 | | практикум | 1 | Мхи и папоротники. | каб. 3 | - |
11 | | 23 | | беседа | 1 | Грибы. Отношение людей к растениям и грибам. | каб. 3 | устный опрос |
Раздел 4. Наши друзья - животные |
12 | | 30 | | практикум | 1 | Как узнать животных? | каб. 3 | творческая работа |
13 | январь | 6 | | практикум | 1 | Домашние животные. | каб. 3 | - |
14 | | 13 | | беседа | 1 | Породы собак. | каб. 3 | устный опрос |
15 | | 20 | | викторина | 1 | В мире насекомых. | каб. 3 | творческая работа |
16 | | 27 | | практикум | 1 | В мире рыб. | каб. 3 | защита проектов |
17 | февраль | 3 | | беседа | 1 | В мире птиц. | каб. 3 | устный опрос |
18 | | 10 | | игра | 1 | В мире зверей. | каб. 3 | тест |
19 | | 17 | | практикум | 1 | Отношение людей к животным. | каб. 3 | творческая работа |
Раздел 5. Круглый год |
20 | | 24 | | практикум | 1 | Времена года. | каб. 3 | тест |
21 | март | 2 | | беседа | 1 | Времена года. | каб. 3 | устный опрос |
22 | | 9 | | беседа | 1 | Осень. | каб. 3 | устный опрос |
23 | | 16 | | викторина | 1 | Зима. | каб. 3 | творческая работа |
24 | | 23 | | игра | 1 | Весна. | каб. 3 | тест |
25 | | 30 | | беседа | 1 | Цветущие весной. | каб. 3 | устный опрос |
26 | апрель | 6 | | практикум | 1 | Птицы весной. | каб. 3 | творческая работа |
27 | | 13 | | викторина | 1 | Лето. | каб. 3 | тест |
28 | | 20 | | игра | 1 | Птицы летом. | каб. 3 | творческая работа |
29 | | 27 | | практикум | 1 | Цветущие летом. | каб. 3 | защита проектов |
30 | май | 4 | | викторина | 1 | Мои любимые цветы | каб. 3 | тест |
31 | | 11 | | беседа | 1 | Мои любимые птицы | каб. 3 | устный опрос |
32 | | 18 | | практикум | 1 | Отношение человека к природе | каб. 3 | тест |
| ИТОГО часов: | 32 | | | |
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: Знакомство с окружающим миром. Понятие «окружающий мир». Инструменты познания – органы чувств.
Звезды, солнце и луна.
Теория: Изучить понятия Звездное небо. Солнце и луна. Радуга. Народные приметы.
Чудесный мир растений и грибов
Теория: Классификация растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их различие. Условия, необходимые для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Культурные и дикорастущие растения. Овощи и фрукты, их различие и называние. Комнатные растения и их польза. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.
Практика: Закреплять знания о классификация растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их различие. Условия, необходимые для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Культурные и дикорастущие растения. Овощи и фрукты, их различие и называние. Комнатные растения и их польза. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы. Отношение людей к растениям и грибам.
Наши друзья – животные
Теория: Разнообразие животного мира: звери, птицы, насекомые и рыбы. Характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных. Домашние и дикие животные и их жизнь. Правила ухода за домашними животными.
Практика: Закреплять знания о разнообразие животного мира: звери, птицы, насекомые и рыбы. Характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни животных. Домашние и дикие животные и их жизнь. Правила ухода за домашними животными.
Круглый год
Теория: Времена года, их очередность и характерные особенности. Природные изменения, сезонные явления. Работы и забавы в соответствии с временем года. Бережное отношение к окружающей природе. Взаимосвязи человека и природы.
Практика: Закреплять знания о временах года, их очередность и характерные особенности. Природные изменения, сезонные явления. Работы и забавы в соответствии с временем года. Бережное отношение к окружающей природе. Взаимосвязи человека и природы.
Список литературы
1. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.
2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Популярная энциклопедия растений. -С.-Пб.: «МиМ- Экспресс», 1997.
3. Жизнь животных. - М.: «Просвещение», 1989.
4. Ю. Дмитриев. Птицы. - М.: «ACTОлимп», 1997.
5. Г.В. Трофимова. Мозаика родной природы. - Минск: «Бервита», 1997.
Информационно-коммуникативные средства: презентации к урокам, созданные учителем.