Согласовано: Утверждаю:
на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»
МБОУ «Иланская СОШ №1» _________/Максаков Ю.В./
протокол № приказ № г
Рабочая программа
по доп. образованию «Патриот»
для классов
составлена
учителем истории и обществознания
Ходос Н.Е и учителем начальных классов Ретюнской О.С.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»
2021-2022 уч.г.
Полное название учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Иланская средняя общеобразовательная школа Иланского района Красноярского края |
Почтовый адрес | 663800 Красноярский край г. Иланский ул. Ленина, 1. |
Номер телефона | 8(913)-593-70-83 |
Адрес электронной почты | [email protected] |
Численность учащихся | |
Наименование программы | Программа патриотического воспитания «Мое Отечество» |
Основные разработчики | Таначева Л.А... – зам директора по ВР Ходос Н.Е.. – учитель истории. Ретюнская О.С.- учитель начальных классов |
Сроки реализации | 2021-2022г.г. |
Паспорт программы
Пояснительная записка.
Главное назначение школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности (привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей)
Настоящая Программа является программой по патриотическому воспитанию школьников МБОУ Иланская СОШ № 1.Данная программа предполагает участие детей с 11 лет до 17.
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому работа по патриотическому воспитанию граждан является главной задачей нашей школы.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
В настоящее время в школе такая система в своей основе сложилась. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является работа школьного музея (материал для музея собирают сами учащиеся), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, походов по родному краю.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
- Конвенция о правах ребенка;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»
- Устав образовательного учреждения МБОУ " Иланская СОШ № 1"
Управление и участники Программы;
Координация и утверждение Программы - Совет школы;
Управление, разработка и реализация Программы - заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории, учитель начальных классов.
Реализация – учителя-предметники, классные руководители, воспитатель ГПД, руководители кружков
Участники – учащиеся ( человек), учителя, родители, сотрудничающие со школой организации, жители Иланского.
Обеспечение Программы:
Материально-техническая база
Актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, кабинет истории, экскурсии по городу.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить Программу патриотического воспитания.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.
Разработать систему организации ученического самоуправления.
II этап: практический.
Цель: реализация Программы патриотического воспитания.
Задачи:
Организация работы кружков.
Оформление учебных кабинетов, школьной библиотеки, рекреаций школы
Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.
Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию.
Подготовка и переподготовка педагогических кадров.
Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами.
Проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, обучающихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы.
Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики.
Освещение хода и результатов Программы в СМИ
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.
Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.
Планирование работы на следующий период.
Цели и задачи Программы.
Цель Программы
– формирование в учебно-воспитательном процессе школы у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Основные задачи:
- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
- воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
- изучение исторического прошлого родного края;
- формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование культуры межнационального общения;
- формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
- формирование традиций в коллективе;
- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
· ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
· ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ
СВОЕГО НАРОДА;
· ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
· СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
· БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
.
Личностные, метапредметные и предметные результаты в результате реализации программы
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к поручениям, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории собственной жизненной позиции с учётом устойчивых познавательных интересов и стимулов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; сохранение традиций и исторической памяти семьи.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего воспитания, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем современного общества;
знание исторического прошлого страны;
Знание основных событий Великой Отечественной войны, умение давать им оценку;
Знание событий современной истории;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и истории;
формулирование собственного отношения к событиями прошлого и их оценка.
Содержание программы
Раздел 1 Моя семья - формирование любви к своей семье, своему роду.
Задачи:
1) формировать уважение к членам своей семьи;
4) формировать интерес к истории своего рода, изучать свою родословную;
5) изучать историю своей семьи в годы Великой Отечественной войны
Советы: привлечь ближайших родственников, организовать заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий, составить генеалогическое древо своей семьи.
Предполагаемый результат деятельности:
1) сформировать представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством.
2) Что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать
3) Гордость за подвиг наших прадедов и дедов в годы Великой Отечественной войны
Раздел 2« Я и мой родной край»
«Человек без Родины, что дерево без корней»
( народная мудрость)
Задачи:
1) Воспитать чувство любви к своей малой Родине
2) Познакомить с историей, культурой родного края, района
3) Познакомить с достопримечательностями родного края
4) Познакомить со знаменитыми людьми края
5) Воспитывать патриотические качества
Советы: сотрудничество с музеями, библиотеками города, с выставочными залами.
Предполагаемый результат:
1) Сформировать представление о своей малой Родине
2) Воспитание любви к своему родному краю
3) Знать историческое и культурное наследие своей малой Родины
4) Знать имена людей, связанных с историей и культурой родной земли
Раздел 3 «Я и мое Отечество» - формирование патриотического отношения к Отечеству.
Задачи:
1) развивать общественную активность обучающихся, воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым традициям старшего поколения. Преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
2) воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
1) сформировать убежденность обучающихся в том, что настоящий патриот и гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему долгу и готов к защите Отечества;
2) на примерах боевого и жизненного пути героев сформировать чувство ответственности, гражданственности и патриотизма, национальной гордости за лучших сынов Отечества.
Календарно-тематическое планирование
N п/п | Тема мероприятия | Форма проведения | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | |
Раздел 1 «Семья- начало всех начало» | |
1 | Семейные традиции | Праздник | Знать понятие семья Понятие семейные ценности История своего рода Семья в годы Великой Отечественной войны | Самоподготовка самоконтроль | Умение работать в коллективе, способность к сотрудничеству Развитие монологической и диалогической речь | |
2 | Моя семья. Моя страна. Мой мир. | Композиция | Знать понятие семьи и семейных ценностей Умение ценить и уважать семейные традиции; Знать, что семья- это важная составляющая общества; Знать , что семья играет важное значение в формировании личности человека. | Самодисциплина самоподготовка | Умение общаться, сотрудничать, выразительно читать текст и стихи на аудиторию | |
3 | Мои родственники –защитники страны | проекты | Знать историю своей семьи; Знать военное прошлое своей семьи и своей страны | Умение самореализовываться Способность к творчеству и самостоятельной работе над проектами | Умение защищать свои проекты; Делать публичное выступление; Отвечать на вопросы слушателей | |
4 | Фотографии из семейного альбома | Круглый стол, проекты | Знать историю своих предков Уметь составлять свою родословную; | Умение самостоятельно проводить исследование родословной своей семьи, уметь проводить изучение материалов о своей семье в годы Великой Отечественной войны | Умение строить диалог с родителями, с сотрудниками архивов, оформлять проекты | |
5 | Мудрость ваших лет | Проекты сочинения | Умение оформлять проекты, писать сочинения | Уметь самостоятельно готовить творческие работы | Уметь презентовать свои работы | |
6 | «Самая прекрасная из женщин- женщина с ребенком на руках» | Литературно-музыкальная композиция | Знать историю праздника День матери | Любовь к маме и семье | Умение выступать | |
Раздел 2 «Я и Иланский район» | |
| |
7 | Иланский в годы Великой Отечественной войны | проекты | Знать историю родного города в годы войны; | Патриотическое самосознание | Умение проводить исследование; Сотрудничать с работниками библиотек и архивов; Умение брать интервью у ветеранов Великой Отечественной войны | |
8 | Писатели земли Иланской | | Знать биографию писателя; Знать основные направления в творчестве | Способность к самоподготовке | Умение выразительно читать прозаические и лирические тексты; Умение сотрудничать и работать в коллективе | |
9 | Иланский-земля хлеборобов | проекты | Знать биографию людей, работавших в колхоза | Умение самостоятельно проводить исследование фактов и биографии Способность к самоконтролю | Умение проводить интервью; Развитие монологической и диалогической речи | |
10 | Я люблю эту землю! Экскурсия в музей Иланского района | экскурсия | Знать историю своего района и края; Знать имена земляков, которые воевали, были в плену, копали окопы; | Самоорганизация и самоконтроль | Развитие диалогической и монологической речи | |
11 | Прошлое и настоящее родной земли! | Участие в городском митинге. Возложение венков и цветов к Обелиску Победы | Знать историю Великой Отечественной войны; Гордость за наших земляков- защитников Отечества; Воспитание патриотизма | Готовность к участию в митинге; самодисциплина | | |
12 | История Иланского района. Экскурсия в Архив Иланского района. | Посещение архива, беседа-игра | Знать историю нашего района | Самодисциплина; Изучение архивных материалов | Умение строить связное сообщение; Отвечать на вопросы Задавать вопросы | |
Раздел 3 «Я и Отечество» | |
13 | Создание герба, гимна для нашего клуба "Патриот" | Исторический вечер | Знать государственную символику; Знать историю флага и герба; Знать историю страны; Влияние государственной символики на самосознание рода в годы Великой Отечественной Войны | Самоорганизация, самоконтроль | Умение выразительно читать стихи; Высказывать свою точку зрения Умение выступать; Умение защищать проекты. | |
14 | Государственная символика России | Оформление стенда | Знать государственные символы; Гордость историческим прошлым страны | Умение самостоятельно подбирать материалы для стенда | Уметь правильно оформлять письменные сообщения | |
15 | Край, в которой мы живем. Природа Красноярского края. | конференция | Знать историческое прошлое нашего края. Знать события Великой Отечественной войны | Умение самостоятельно подготовиться к конференции | Способность к монологической речи | |
16 | Встреча с поэтами земли Иланской. Экскурсия в городскую библиотеку | Встреча с поэтами, беседа. | Знать имена поэтов, которые писали стихи о России | самоподготовка | Умение выразительно читать стихи..умение вести диалог, задавать вопросы | |
17 | Фильмы о Великой Отечественной войне | Посещение кинотеатра | Знать кинематограф о Великой Отечественной войне | самодисциплина | Умение обсуждать просмотренное | |
18 | Города-герои. Экскурсия к Памятникам ВОВ | Посещение памятников в г.Иланский | Знать названия городов-героев; Знать основные сражения Великой Отечественной войны; Знать имена полководцев | Самоподготовка в создании проекта; Самодисциплина и самосознание гордости за свою страну. | Умение вести исследование | |
19 | Патриотическое и гражданское воспитание в разных странах | проекты | Знать историю своего Отечества и зарубежных стран; Проводить сопоставительный анализ | Гордость за историческое прошлое нашей родины | 25 | Классный час | Знать понятие гражданина, личности, человека в обществознании; Знать права и свободы человека и личности, т человека перед обществом | Самосознание и ответственность перед обществом и государством |
20 | "Дорога к храму". Экскурсия по Храму Великого А. Невского. | Беседа о духовно- нравственном воспитании. Беседа с иер Георгием | Знать понятие духовность, нравственность, как православная религия формирует эти понятия в человеке. Знать внутреннее строение храма. | самоопределение | Развивать диалогическую и монологическую речь | |
21 | Мои права и обязанности | | Работа с Конституцией РФ | | Умение вести диалог, способность к коммуникации и публичным выступлениям | |
Планируемые результаты при реализации программы «Я патриот!»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать понятие патриотизма как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной стране, испытывать гордость за неё и ее историческое прошлое
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль патриотического воспитания в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить ответ на заданный вопрос в разных источниках;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
ЛИТЕРАТУРА:
Конституция Российской Федерации
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»
«Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.
Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219
Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.
Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.
Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.
10