СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического воспитания младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к Отчизне и любовь к людям- это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В.А.Макаренко

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического воспитания младших школьников»



Учителя начальных классов Сафоновой Ларисы Петровны

Целевая группа: учащиеся 1-4 классов, родители, педагогические работники.

…чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

Пояснительная записка

В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации подчёркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Признание приоритетного значения задач духовно- нравственного воспитания личности нашло отражение и в Концепции духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания и развития личности и гражданина России, разработанной в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с Концепцией , современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Огромную роль в формировании личности играет гражданское образование, главной целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную жизненную позицию.

Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную личность патриота и гражданина великой страны.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения, сформированность качеств человека и гражданина, личности и христианина.

Программные тезисы: Моя Родина –Великая Россия; я- гражданин и долг мой свят; относись к людям так, как хочешь, что бы относились к тебе.

Актуальность. Становление демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся МБОУ « Краснофлотская СШ». Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных и патриотически качеств.

Нормативно-правовые документы.

  • Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Указ главы Республики Крым « Об утверждении Концепции патриотического и духовно - нравственного воспитания в Республике Крым.»

  • Письмо Минобрнауки России от 13. 05. 13 № ИР – 352/09 «О направлениях программы».

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

  • Указ Президента РФ от 07. 05. 12 №599 « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

  • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726 Концепция развития дополнительного образования.

  • Конвенция ООН о правах ребёнка.

  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52) .

  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г.

  • Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова

  • Декларация прав и свобод человека

  • Устав школы

Цель программы:

Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, милосердие, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.


Основные задачи:

  • формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;

  • формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;

  • способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;

  • получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);

  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения учебных дисциплин);

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Крыма, Советского района (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях)

  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Организация занятий:

Программа рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 класс образовательных учреждений.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)


Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  1. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, церкви, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Составляющими целевой творческой программы являются:

  • формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,

  • массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.

  • деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;

  • воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Решая вышеперечисленные задачи, опираюсь в своей работе на национально-региональный компонент начального образования. Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей , общественности и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

  • Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

  • Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.

  • В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

  • В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории России, республики, городов Крыма, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

В первом классе работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой дом” и “Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:

  1. Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.

  2. Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.

  3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Во втором классе работа ведется по двум направлениям: “Моя школа” и “Моё село ”. На данном этапе ставлю следующие задачи:

  1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;

  2. Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями республики и города;

  3. Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников;

  4. Усвоить учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы, жителя Республики Крым.

Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие разделы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение, прощение, милосердие ; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

По второму направлению “Моё село ”: история жизни односельчан , интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.

В третьем классе работа ведется по направлению “Моя Республика Крым”. На данном этапе ставлю следующие задачи:

  1. Воспитать любовь к республике и уважение к ее прошлому, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;

  2. Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.

  3. Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание работы включает в себя: история Республики Крым, исторические памятники, памятники культуры, храмы, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность республики, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи. Правила поведения в музее, театре, храме . Активное участие в городских творческих конкурсах.

В четвертом классе работа ведется по направлению “Россия – Родина моя!”. На данном этапе ставлю следующие задачи:

  1. Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.

  2. Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

  3. Воспитание христианской культуры поведения.

Содержание материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; христианские традиции и ценности, ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Основные мероприятия, которые проводятся с младшими школьниками в начальной школе

Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества и т.п.

Большую помощь в поиске информации оказывают родители. В классе стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов, например, “Генеалогия для детей”, “Один день из жизни моей семьи”, “Из истории родного края”, “Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы”, “Детство опаленное войной”, « Мой духовный сад».

Также, обучающиеся класса совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и муниципальных акциях, таких как “Письмо ветерану ”, “Помощь инвалидам”, “Ветеран живет рядом”, « Ради жизни на Земле «, « Прикосновение к истокам», « Если был бы я Президентом»

Одним из итоговых мероприятий по патриотическому воспитанию в начальной школе планируется организация литературно-музыкальной композиции “Память” в конце года для школьников и их родственников.

Как показывает опыт работы, приоритет необходимо отдавать такой форме как экскурсия. С учениками необходимо посещать музеи , храмы, центры национальной культуры республики, так как это позволяет школьникам изучить многие особенности коренных народов, их традиции и обычаи. В процессе экскурсий школьники получают новую информацию, наблюдая за деятельностью экскурсоводов, обрабатывают, а так же успешно ее представляют. Незабываемой стала экскурсия в музей боевой славы в селе Заветное, посещение храма Александра Невского в поселке Советском. На классных мероприятиях стремлюсь развивать такие качества как трудолюбие, коммуникабельность, уверенность в себе, толерантность, милосердие, способность прощать, добродушие.

Реализация целевой творческой программы предполагает:

  • воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;

  • формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;

  • развитие у школьников интереса к истории села, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;

  • формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;

  • изучение христианских ценностей, познание православного образа жизни;

  • развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

  • формирование устойчивой системы знаний в заданной области;

Основные разделы Программы


«Я и моя семья»

Я и моя семья. Семейные традиции. Что значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе. Труд родителей. Экскурсия на пекарню. «Белая ворона», или что значит быть терпимым? Золотые бабушкины руки (акция ко дню пожилого человека, конкурс стихов). День матери (праздник). Боевой путь моих родственников (встреча с участниками ВОВ). Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи (совместные спортивные соревнования).

«Школа – мой дом родной».

Я уже школьник. Я среди других. История родной школы. Герб, гимн, флаг (экскурсия). Школа – мой дом родной и я хозяин в нём (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). « Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью…» (акция милосердия по ремонту библиотечных книг). Акция «Наш чистый школьный двор». Учителя и ученики. Поведение в школе. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу.

«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу)

Экскурсия в Советский историко-краеведческий музей. Игра–соревнование «Один за всех и все за одного». Беседа о доброжелательности и равнодушии в произведениях В.Осеевой. Хорошее здоровье превыше всего (встреча с медицинским работником). Семь наших « Я». Научись смотреть на себя «со стороны». Экскурсия в

музей боевой славы с. Заветное.

«Краснофлотское – моя маленькая Родина»

Из истории села Краснофлотское. Встреча с ветеранами труда.

Пою моё Отечество (конкурс патриотических стихотворений).


2 год обучения:

«Достопримечательности моей малой Родины»

История родной станицы. Герб, гимн, флаг (экскурсия в администрацию сельского поселения). Боевой путь односельчан (встреча с участниками войн). Экскурсия. История памятников. «Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках). Экскурсия в Храм. Трудовой десант по благоустройству территории памятника . Экскурсия. Экскурсия. Люди в белых халатах.

Экскурсия. Откуда к нам приходят новости?

« Род и его корни»

Начало славного рода. Семья Дарийчук. Мать и её дети. Трудовой подвиг односельчан.

«Физическая география Советского района»

Рельеф района и города. Воды. Почвы. Климат. Растительность моего района. Животный мир района. Книга рекордов Крыма. Отчёт. Проект «Растительный и животный мир степного Крыма».

«Земля присевашья»

Первые населенные пункты. Создание Советского района. Жизнь колхозная. Возрождение традиций. Герои, рожденные на родной земле.

Их увенчала военная слава. Трудовая доблесть.


3 год обучения:

«Горжусь тобой - мой Крым»

Экс Экскурсия. Символы Крыма (беседа).

Гор Города – герои Крыма – Керчь, Севастополь (заочное путешествие).

Ялта-подарок небес. Краеведческая викторина.

Хлеб - всему голова (праздник, встреча с хлеборобами).

Экскурсия. Посещение фермерского хозяйства.

Памятные места Крыма.

Народные мастера Крыма

Земляки, которыми я горжусь (фильм).

Экскурсия в историко – краеведческий музей.

«Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)». – мастер-класс.

II раздел

4 год обучения:

«Азбука гражданина»

Символы и законы государства.

Урок гражданина. Я – гражданин России. Символы государства. Государственный герб России. Государственный гимн России.

Государственный флаг России. Конституция – основной закон государства.

Россия – родина моя.

Россия – родина моя. Экскурсия по «Золотому кольцу» (заочно).

Россия - многонациональное государство. Есть такая профессия – родину

защищать. Не предадим память наших прадедов! Нет фашизму!

Нам не нужна война! «Я бы с песни начал свой рассказ…» Мы – за мирное детство!

«Азбука права»

Большая забота о маленьких детях. «Ваши права и обязанности, дети»

( на основе сказок).Страна Справедливости (на основе сказок).

Тепло родного очага. Мой дом – моя крепость. Право на образование.

Право на медицинское обслуживание.

«В лес пускают без билета». Право на отдых. Ты и твоё имя.

Право на имя и фамилию. Твой труд дома. « Азбука нравственности»

22 апреля – День Земли. Доброе дело – великое счастье.

Дружба – чудесное слово. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Мои сверстники и друзья. Человек среди людей.

Доброе слово – что ясный день. В гостях у Этикета.

Повторение и обобщение по курсу «Я – гражданин России» .







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!