СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического воспитания «Растим гражданина" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для маленького ребенка важно, чтобы рядом с ним были дорогие ему люди: мама, папа, бабушка, любимая учительница и т.д.  С ними ему хорошо, уютно, безопасно и он по-своему предан этим людям. Если при этом дорогие ему люди постоянно сообщают, что нужно любить свою страну, свою малую Родину, ребенок повторяет за взрослыми позицию любви в вербальной, но пока еще неосознанной форме. Такой шаг ребенка на пути к патриотическим чувствам хотя и первый, но окажется совершенно «пустым», если не наполнить его значимым содержанием. Постоянное проявление лучших чувств и нравственных качеств взрослыми по отношению к ребенку и друг другу – наиболее эффективный способ приобретения детьми нравственных чувств и качеств.

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического воспитания «Растим гражданина" 1 класс»


Программа

«Растим гражданина



Пояснительная записка


Программа : «Растим гражданина»

Тема: «Мы – россияне, мы - новосибирцы!»

Возраст детей: 7-8 лет (1 класс)


Аннотация

Среди приоритетных направлений общего образования в России особо выделена проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Для успешного решения задач патриотического воспитания необходима совместная деятельность школы, семьи и общественности.

Цель программы: создание модели конструктивного взаимодействия детей, педагогов, родителей для решения проблемы нравственно- патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем.

Для реализации программы «Растим гражданина» поставлены следующие задачи:

  1. Разработать систему специально организованной деятельности педагога направленной на формирование основ духовной культуры и гражданственности у детей.

  2. Отобрать содержание работы с родителями, направленной на формирование у них понимания приоритетной роли семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей.

  3. Определить содержание работы с детьми младшего школьного возраста в разнообразных видах деятельности по воспитанию любви привязанности к семье, школе, родному городу, родному краю.

4. Обобщить опыт работы педагога, детей, родителей по воспитанию гражданственности с возможным представлением материалов в печатные издания.


Реализация программы проходила в несколько этапов.

I этап – подготовительный, включающий определение форм и методов работы для всех участников проекта.

II этап - этап проектной деятельности, включающий реализацию комплексного подхода к решению проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников со стороны педагогов и родителей, а также формирование интереса к родному краю, г.Новосибирску, накапливание опыта об окружающем мире.

III этап – заключительный. Включает обобщение, анализ результатов работы по реализации программы «Растим гражданина»

Основной целью воспитания и обучения детей в начальной школе является развитие неповторимой, самобытной личности ребенка с основами его миропонимания, ценностного отношения к природе, процессу познания, обществу, к самому себе.

Целевая программа развития образования Новосибирской области акцентирует внимание на создание условий для духовно – нравственного развития и становления гражданского самосознания детей.

В период дошкольного и младшего школьного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире. Для маленького ребенка важно, чтобы рядом с ним были дорогие ему люди: мама, папа, бабушка, любимая учительница и т.д. С ними ему хорошо, уютно, безопасно и он по-своему предан этим людям. Если при этом дорогие ему люди постоянно сообщают, что нужно любить свою страну, свою малую Родину, ребенок повторяет за взрослыми позицию любви в вербальной, но пока еще неосознанной форме. Такой шаг ребенка на пути к патриотическим чувствам хотя и первый, но окажется совершенно «пустым», если не наполнить его значимым содержанием. Постоянное проявление лучших чувств и нравственных качеств взрослыми по отношению к ребенку и друг другу – наиболее эффективный способ приобретения детьми нравственных чувств и качеств.

Мы считаем, что успешное решение задач патриотического воспитания младших школьников станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – патриотическим путем, то есть через целевые экскурсии, прогулки, игры, общение и другие виды деятельности, свойственные младшему школьному возрасту.

Кроме того, создать условия для активного приобщения детей к социальной деятельности, помочь каждому ребенку осознать себя неотъемлемой частью малой родины возможно при тесном сотрудничестве педагога и родителей.

Для того чтобы идеи гражданственности воплотились в жизнь, нужен эффективно работающий механизм. Мы создали примерную модель системы нравственно – патриотического воспитания младших школьников на базе МБОУ СОШ № 155 с максимальным использованием возможностей микро - и макросоциума. Залогом эффективности (успешности) данной системы могут быть различные формы работы всех участников образовательно - развивающего процесса: детей, педагога, родителей и членов семей.


Полученные результаты для всех участников проекта

Дети.

  • Обобщение и расширение знаний России о городе Новосибирске, о микрорайоне Ключ-Камышенское плато, о родной школе, о своей семье, о героях войны и труда, о родной природе, о народных праздниках и декоративно-прикладном творчестве.

  • Проявление эмпатии и толерантности по отношению к старшему поколению.

  • Выражение любви, внимания, заботы об окружающем мире.

  • Отражение полученного опыта по теме в различных видах художественно-продуктивной деятельности.

-2-

  • Проявление активности, самостоятельности, творчества.

Родители.

  • Осознание актуальности проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников.

  • Осознание себя, как гражданина и своей роли в системе воспитания гражданственности у ребёнка.

  • Ознакомление своих детей с доступной информацией, об истории Октябрьского района, города Новосибирска, Новосибирской области, России.

  • Формирование представлений о том, как судьба семьи связанна с судьбой страны.

  • Поддержка авторитета учителя в семье, оказание помощи школе в организации воспитательно-развивающей среды.

Учитель.

  • Осознание своей особой роли в системе нравственно-патриотического воспитания детей:

- патриота может вырастить только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других;

- ориентирование родителей на приобщение детей к культуре и истории страны;

- создание мотивации к сохранению семейных традиций и зарождению новых.






















Содержание практической деятельности по реализации программы.


Реализация поставленных задач будет проходить в несколько этапов.

I этап – подготовительный:

  • постановка цели и задач программы перед всеми его участниками;

  • определение форм и методов работы по реализации программы;

  • предварительная работа с детьми и их родителями;

  • обеспечение педагога и родителей материалами методического и прикладного характера, способствующими обогащению предметно-развивающей среды, совместной познавательной, трудовой и досуговой деятельности.


Вид

деятельности

Участники

программы

Форма

Место проведения


Сроки

Работа педагога


1. Гражданственность как интегрированное качество

О.Г.Егорова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория





Круглый стол

МО учителей начальных классов

Сентябрь

1 класс

2. Создание специальной библиотеки методической и детской литературы, дидактического материала по теме.


О.Г.Егорова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

Н.А.Агафонова, библиотекарь


Картотека изданий, выставка литературы.

Помещение класса, библиотека

Октябрь - ноябрь

1 класс

3. Приобретение фотоальбомов «Мой Октябрьский район», «Памятные места Новосибирска», глобуса

А.В.Дмитриев, директор школы,







Сентябрь, октябрь

1 класс

Работа с родителями



1. Родительское собрание «Приоритетная роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей




С.Ю. Заплавная, заместитель директора школы по УВР, О.Г.Егорова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Круглый стол

Помещение класса

Ноябрь

1 класс

2. Размещение информации в родительском уголке по теме «В семье растет гражданин»

О.Г.Егорова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория


Папка – передвижка «Я - маленький гражданин;

фотовыставка из семейного архива.





Помещение класса

Ноябрь 1 класс

Работа с детьми

1. Выявление уровня сформированности представления детей о семье, городе, Родины

О.Г.Егорова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория


Беседы, наблюдения, работы по ИЗО

Помещение класса, детская площадка около школы.

Сентябрь

1 класс

2. Оформление альбома «Государственная символика России»

О.Г.Егорова

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория



Помещение класса

Октябрь

1 класс

3. Оформление стенда «Мы – россияне, мы – новосибирцы»


О.Г.Егорова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

учитель ИЗО,

Информационные материалы

Помещение класса

Сентябрь

1 класс





II этап – этап проектной деятельности:


  • формирование у родителей ценностных ориентиров, понимания значимости традиций семьи, социальной роли старшего поколения в развитии личности ребенка, создание атмосферы взаимоуважения;

  • реализация учителем комплексного подхода к решению проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников, которое включает в себя умственное и трудовое, эстетическое и физическое развитие;

  • воспитание у детей эмпатии и толерантности по отношению к старшему поколению, формирование способов выражения любви, внимания и заботы о них, формирование интереса к родному краю, городу Новосибирску, накапливание чувственно- эмоционального опыта об окружающем мире.




II этап

Вид деятельности

Участники программы

Форма

Место проведения

Сроки

Работа педагога

1. Презентация проекта «Растим гражданина»


О.Г.Егорова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

И.Ю. Глухих, руководитель МО учителей начальных классов

Заседание МО учителей начальных классов







Библиотека









2неделя ноября

1 класс








2. Мастер – класс:

- «День Матери»




- «Наша улица. Её история и истории из жизни её жителей»



О.Г.Егорова,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория








Совместная деятельность

(приложение 1)


Внеклассное занятие



Холл

школы




Холл

школы



3 неделя ноября

1 класс



4 неделя ноября

1 класс

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей «Семья как институт воспитания» (первичное)


Педагог, родители

Анкета


Помещение класса

Октябрь

1 класс

2. Проведение родительского собрания «Ребенок имеет право»

А.В.дмитриев, директор школы;

С.Ю. Заплавная, зам директора по УВР;

О.Г. Егорова, учитель начальных классов



Собрание

Холл школы, помещение класса

Декабрь

1 класс

3. Выпуск газеты «Первый класс со всех сторон»

Инициативная группа,

О.Г.Егорова,

Н.А.агафонова

Газета


Классный уголок

Сентябрь

1 класс

4. Проведение акции «Генеалогическое древо моей семьи»


Родители, дети


Макеты, газеты, альбомы и др.


Помещение класса

Ноябрь

1 класс

5. Организация выставки семейных работ «С мамой я умею всё»

Мамы, дети

Выставка


Помещение класса

Март

1 класс

6. Организация семейного конкурса «Наряжаем елку всей семьей


Родители, дети

Положение

Выставка


Холл школы

Декабрь

1 класс

7. Проведение конкурса детских творческих работ «Камера смотрит в будущее» (Моя будущая профессия)


Учитель, родители, дети

Выставка


Помещение класса

Февраль

1 класс

8. Проведение акции «Из семейного альбома»

Учитель, родители, дети

Выставка

Помещение класса

Май

1 класс





Работа с детьми

1. Проведение тематических занятий и организация совместной деятельности

О.Г.Егорова

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

библиотекарь


Экскурсии, развлечения,

просмотр видеофильмов, внеклассные занятия


Помещение класса, территория микрорайона, музей НВИ ВВ МВД РФ, библиотека, Монумент Славы г. Новосибирска


Сентябрь –

май


2.

-Проведение конкурса рисунков «Здесь я хочу жить»


- Внеклассное занятие «Наш Новосибирск родной»

1.(Экскурсия по городу)

2.Фестиваль театров.



Учитель, дети





Учитель, дети

Выставка рисунков «Город моей мечты»




Внеклассное занятие





Приложение №2

Читальный зал школьной библиотеки

Сентябрь





Январь

3. Организация выставки семейного творчества «С мамой я умею всё»

Дети, родители

Выставка

Помещение класса, холл школы

Март

4. Организация семейного конкурса «Наряжаем елку всей семьей



Учитель, родители дети

Выставка

Холл школы

Декабрь

5. Проведение конкурса детских творческих работ «Камера смотрит в будущее»

Дети, родители,

О.Г. Егорова учитель,

И.Ю. Глухих руководитель МО начальных классов


Выставка

Помещение класса

Февраль

6. Проведение акции «Из семейного альбома» (День Победы)

Учитель, родители, дети

Выставка


Помещение класса

Май





7. Организация работы кружков

«Юные читатели»



«Завалинка»(Русские традиции)




Н.А.Агафонова библиотекарь


О.Г. Егорова, учитель,





Занятия кружка



Занятия кружка





Библиотека



Классная комната




Сентябрь -

май

8. Организация праздников

- «Посвящение в первоклассники»



- «Осенняя сказка»




- «В гостях у Нового года»







- «Сибиряк значит лыжник»







- « День Защитников Отечества»





- «Лучшая на свете – мамочка моя»


- «Эх, Масленица!»


- Детские творческие проекты «Моя малая Родина», «Машина времени»







- «Весёлый марафон»



-«До свидания, первый класс!»



Учителя начальных классов, старшеклассники


Ансамбль народных инструментов «Родники», дети.


Учителя начальных классов, дети младших и старших классов школы, курсанты НВИ ВВ МВД РФ.


Н.М. Имукова, учитель физической культуры, высшая квалификационная категория, учитель, дети, родители


директор музея боевой славы НВИ ВВ МВД РФ, дети



Родители, дети, учитель


Учителя начальных классов, дети



Дети, учитель











Дети, родители, педагог



Дети, родители, педагог



Праздник




Праздник





Праздник








Спортивный праздник








Экскурсия

Семейный прпаздник




Праздник



Праздник




Проекты











Спортивный праздник



Выпускной праздник для первоклассников

Приложение №3



Холл школы



Холл школы




Холл школы







Лесной массив около школы





Музей боевой славы НВИ ВВ МВД РФ



Помещение класса



Пришкольный участок

Помещение класса, холл школы, территория микрорайона





Спортивный зал



Холл школы




Октябрь



Октябрь





Декабрь






Январь







Февраль






Март



Март


Апрель










Май



Май

III этап – заключительный, обобщающий:

  • обобщение, анализ результатов работы по программе «Растим гражданина»;

  • формулировка выводов и составление рекомендаций;

  • распространение опыта по формированию активной гражданской позиции у детей младшего школьного возраста.


III этап

Вид

деятельности

Участники

программы

Форма

Место

проведения

Сроки

Работа педагога

1. Итоги работы по проекту «Растим гражданина»

О.Г.Егорова,

учитель начальных классов,

И.Ю. Глухих руководитель МО


Заседание МО учителей начальных классов

Читальный зал школьной библиотеки

Май

2. Распространение опыта по формированию гражданственности у младших школьников:

- составление рекомендаций по нравственно- патриотическому воспитанию в начальной школе;


- составление рекомендаций по нравственно-патриотическому воспитанию в семье;







О.Г.Егорова








О.Е. Егорова учитель, В.С.Морозова председатель родительского комитета,

О.В.Алешков

родитель







Памятка







Выступление на родительском собрании















Родительский урок.

Апрель

4. Итоги работы кружков:

«Юные читатели»;


«Завалинка»



, библиотекарь




Заседание МО начальных классов



Читальный зал.



Май

О.Г.Егорова,

учитель.

Помещение классов.

Май

Работа с родителями

1. Анкетирование «Семья как институт воспитания гражданина (итоговое)».

О.Г.Егорова,

учитель

Анкета


Помещение классов.

Апрель

2. Распространение положительного опыта семейного воспитания младших школьником по теме

Инициативная группа учитель, родители

Круглый стол.

Родительское собрание

Помещение классов.

Май

Работа с детьми.


1. Итоги работы кружков:

«Юные читатели";


«Завалинка»



библиотекарь



Открытые

занятия


Открытые

занятия



Библиотека.



Май


О.Е. Егорова,

учитель


Помещение классов.



Май

2. Презентация детских проектов.

Дети, учитель, родители.

Занятия, выставки, семейные праздники.


Холл школы, помещение класса ДОУ №508 «Фея».


Март-май



Оценка результатов.

Оценка эффективности реализации программы проводилась по трём направлениям: учитель, родители, дети.

Оценка качества практической деятельности учителя была дана на итоговом заседании методического объединения в конце учебного года с учётом анкетирования родителей.

Наиболее успешный опыт работы учителя был представлен в следующих формах:

- мастер-класс;

- материалы для публикации на сайте школы и для участия в районном конкурсе социально - значимых проектов.

Эффективность участия родителей в проекте оценивалась через анкетирование, наблюдение за отношением детей к членам своей семьи, микрорайону, родному городу, стране, к происходящим в них событиям, через анализ межличностных отношений детей, их эмоциональных проявлений.

По окончании работы родители сделали записи в книги отзывов «Школе №155 посвящается» о своём отношении, заинтересованности и по оценки эффективности программе в целом.

Оценка включённости детей, их активности, удовлетворённости от участия в программе отслеживалась через беседы, их участия в художественно-продуктивной, познавательной деятельности.