Программа педагогического наблюдения за деятельностью и поведением учащихся 4 класса.
Дата 23.01.17— 05.02.17
Время 8.00 — 11.30
Урок (мероприятие): русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, перемена.
Количество учащихся 17
Цель: выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения.
Задачи: провести наблюдение за динамикой работы школьников на уроке; осознанно ли выполнение установленного в данной деятельности порядка; добровольно ли выполнение правил, установленных коллективом недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.); соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки; выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля; умение организовать свою деятельность; умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности; соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности; планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных. В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдное (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).
Объект: деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности
№ п/п | Учащийся (имя и начальная буква фамилии) | Волевые качества. Оценка силы признаков волевых качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — достаточно развито, 2 — слабо развито, 1 — отсутствует у учащегося |
Дисциплинированность | Самостоятельность | Организованность |
осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.) | добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.) | недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.) | соблюдение правил поведения при изменении обстановки | выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.) | умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.) | умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав | умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности | соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.) | планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки | умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки |
1 | Никита А. | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 |
2 | Максим Б. | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
3 | Юля Б. | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
4 | Вадим Б. | 3 | 3 | 5 | 5 | 2 | 2 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
5 | Илья Д. | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
6 | Сусана Г. | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
7 | Кирилл Л. | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
8 | Никита Е. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Валерия З. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
10 | Катя К. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
11 | Диана Л. | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
12 | Саша М. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
13 | Лёша М . | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 |
14 | Тегмине О. | 2 | 2 | 5 | 4 | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
15 | Лиза С. | 3 | 5 | 5 | 5 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 |
16 | Нона У. | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 |
17 | Лиана А. | 3 | 2 | 5 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Средний балл | | | | | | | | | | | |
Дополнительные наблюдения и выводы:
(Примечание: общая оценка силы каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок всех признаков данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4, и выше, данное качество имеет высокий уровень проявления, 3- средний уровень, 2-1 - низкий уровень.)
Дисциплинированность
1. Осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.): 4,45 – сильно развито.
2. Добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.): 4,41 – сильно развито
3. Недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.): 4,92 – высокий уровень.
4. Соблюдение правил поведения при изменении обстановки: 4, 79 – высокий уровень.
Самостоятельность
1. Выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.): 4,37 – высокий уровень.
2. Умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.): 4,75 – высокий уровень.
3. Умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав: 4,96 – высокий уровень.
4. Умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности: 4,7 – высокий уровень.
Организованность
1. Соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.): 4,75 – высокий уровень.
2. Планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки: 4,8 – высокий уровень.
3. Умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки: 4,8 – высокий уровень.
Результаты программы педагогического наблюдения за деятельностью и поведением учащихся 4 класса
| Дисциплинированность | Самостоятельность | Организованность |
Никита А. | 5 | 4,75 | 5 |
Максим Б. | 4.75 | 4,5 | 5 |
Юля Б. | 4 | 4 | 5 |
Вадим Б | 4 | 3.25 | 5 |
Илья Д | 4,5 | 3,65 | 5 |
Сусана Г. | 4.25 | 3 | 2 |
Кирилл Л | 4.5 | 3 | 3 |
Никита Е. | 5 | 5 | 5 |
Валерия З. | 5 | 5 | 5 |
Катя К. | 4,75 | 4.75 | 4 |
Диана Л | 5 | 2 | 3 |
Саша М | 5 | 5 | 5 |
Лёша М . | 5 | 3.5 | 5 |
Тегмине О. | 3.25 | 2.5 | 2 |
Лиза С | 4.75 | 3 | 2 |
Нона У. | 4,75 | 3,75 | 3 |
Лиана А. | 3.5 | 2.5 | 2.3 |
Рекомендации классному руководителю:
Уровень сформированности волевых
качеств.
Советы педагогу:
Так же для активизации работы учащихся с успехом применяются работы-пятиминутки, проводимые в начале урока для установления рабочего настроя учащихся и в конце урока для подведения итогов занятия. Творческие самостоятельные работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ. Достаточно серьезным направлением в самостоятельности учащихся является обучение их правильному чтению учебника.