Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 1 год.
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
В рамках духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с требованиями ФГОС и Концепции организуется внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Задачи внеурочной деятельности:
- реализация индивидуальных потребностей учащихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей
- обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения
- формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
− государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему
− поколению;
− элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
− первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
− опыт социальной и межкультурной коммуникации;
− начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Планируемые результаты:
− начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
− нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
− уважительное отношение к традиционным религиям;
− неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
− способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
− уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
− знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
− ценностное и творческое отношение к учебному труду;
− элементарные представления о различных профессиях;
− первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
− осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
− первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
− потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
− элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
− первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
− первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
− знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к природе;
− первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
− элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
− первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
− личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Планируемые результаты:
− первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
− первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
− элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
− первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
− первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
− первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
− мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
− на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
− на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
− на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Прогнозируемые результаты освоения программы
Первый уровень результатов:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
осуществление точечного профилактического массажа.
Второй уровень результатов:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
Третий уровень результатов:
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Содержание программы
Путешествие в страну Здорового Образа Жизни 12 ч.
Здоровому – все здорово! 14 ч.
Кто сколько жует – тот столько живет. 17 ч. Азбука Здоровья . 12 ч. Правила здорового образа жизни. 13 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Характеристика основных видов образовательной деятельности | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Вводное занятие Здравствуйте! | Тренинг общения | | |
2 | Человек – часть Вселенной. | Проектная деятельность «Мой мир» | | |
3 | Страна чувств и эмоций. | Игра-путешествие. | | |
4 | Я и моя семья. | Круглый стол | | |
5 | Я и мои друзья | Тренинг общения | | |
6 | Я и мой организм | Встреча с медицинским работником | | |
7 | Я изучаю себя | Инсценирование сказки | | |
8 | Мои физические возможности | Тренинг общения | | |
9 | Дышите на здоровье Правила дыхания | Тренинг дыхания | | |
10 | Секреты здоровья в скороговорках | Конкурс скороговорочников | | |
11 | Хилый в шубу – здоровый на мороз Секреты закаливания | Встреча с педиатром | | |
12 | Профилактика травматизма | Исследовательская работа | | |
13 | Причины травматизма младших школьников в школе | Поведение ученика во время урока и на перемене | | |
14 | Оказание первой доврачебной помощи при травмах | Практикум под руководством медицинского работника школы | | |
15 | Нарушение осанки | Разучивание кинезиологических упражнений | | |
16 | Роль массажа в здоровье человека | Подготовка презентаций | | |
17 | Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов | Тренинг | | |
18 | Помоги себе сам Психофизическая тренировка | Психогимнастика | | |
19 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | Комплекс физических упражнений | | |
20 | Физические упражнения в жизни младшего школьника | Комплекс физических упражнений | | |
21 | Кто сколько жует – тот столько живет | Составление памятки «Правила питания» | | |
22 | Правильное и рациональное питание Правила питания | Составление памятки «Правила питания» | | |
23 | Страна Витаминия. Роль витаминов в питании младшего школьника | Практикум «Витамины нашего сада и огорода» | | |
24 | Разнообразие пищевых продуктов | Составление меню «Меню младшего школьника» | | |
25 | Правильное питание – это рациональное питание? | Встреча с врачом | | |
26 | Азбука здоровья | Игра-путешествие. | | |
27 | Поход по стране Здоровья | Игра | | |
28 | Я – уникальный человек! | Диагностика личных качеств | | |
29 | Учусь находить друзей и интересные занятия | Тренинг Составление «Дерева Дружбы» | | |
30 | Психогигиена общения | Игра | | |
31 | Режим дня | Проектная деятельность «Мой режим дня» | | |
32 | Водичка, водичка – умой мое личико. Личная гигиена. Алгоритм умывания. | Составление алгоритма умывания | | |
33 | Уход за волосами | Работа с презентацией «Причёски девочек, причёски мальчиков…» | | |
34 | Уход за кожей | Беседа с медицинским работником школы | | |
35 | Гигиена полости рта | Встреча со стоматологом | | |
36 | Правила ухода за одеждой и обувью | Инсценирование сказки К.Чуковского «Федорино горе» | | |
37 | Гигиена помещения | Генеральная уборка помещения | | |
38 | К здоровью без лекарств. Фито-аптека | Беседа, викторина | | |
39 | Пчела – природный фармацевт. | Просмотр презентации | | |
40 | Я познаю мир. Ощущения, воображение, представление | Психоразвивающие упражнения | | |
41 | Я познаю себя Паспорт здоровья | Рисование, диагностика, игра | | |
42 | Мое психическое состояние: | Практическая работа: «Приемы проверки внимания и памяти» | | |
43 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях | Тренинг | | |
44 | Мои привычки | Беседа | | |
45 | Летние игры на природе | Разучивание подвижных игр | | |
46 | Зимние игры на природе | Разучивание подвижных игр | | |
47 | Злые колдуны Алкоголь и Никотин | Сказкотерапия | | |
48 | Я умею дружить! | Игра «Теремок» | | |
49 | Остров Здоровья | Игра – поиск клада | | |
50 | Здоровому всё здорово! | Игра | | |
51 | Народные рецепты здоровья. | Беседа, викторина | | |
52 | Народные обряды Народные приметы. | Беседа, викторина | | |
53 | Здоровый отдых | Тренинг | | |
54 | Психогигиена общения | Игра | | |
55 | Физкультминутка — не шутка! | Разучивание речевок, игр | | |
56 | Почему люди болеют | Встреча с врачом | | |
57 | Биоритмы — основа жизнедеятельности человека | Мини сочинения | | |
58 | Биоритмы — основа жизнедеятельности человека | Практическая работа «Мой режим дня» | | |
59 | Что нужно знать о лекарствах | Беседа | | |
60 | Ознакомление с элементами точечного массажа | Практические навыки массажа | | |
61 | Волшебный солнца свет | | | |
62 | Экстренная помощь | Знакомство со службами 01, 02,03 | | |
63 | Человек и его младшие друзья | Рассказы домашних животных | | |
64 | Чай не пьешь— откуда силы берешь? | Семейное чаепитие | | |
65 | Целительная сила воды | Беседа, навыки закаливания | | |
66 | Как понять друг друга без слов. | Развитие навыков невербального общения «Культура жестов» | | |
67 | Секреты сотрудничества | Тренинг | | |
68 | Путешествие в страну Здорового Образа Жизни | Игра-путешествие | | |
Литература
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.-М.: 2004.