ПРОГРАММА
социально-психологической адаптации студентов
1 курса
Актуальность
Основная цель современного среднего специального образования - качественная подготовка молодежи к профессиональной деятельности, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей, способностей и потребностей каждого.
Эффективность учебной работы студентов, положительная мотивация к процессу обучения, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации студентов первокурсников к новой образовательной среде. Этап профессионализации, который приходится на годы обучения в колледже - важнейший этап в становлении личности. Именно здесь происходит не только профессиональная, но главным образом личностная идентификация человека.
Необходимо подробнее остановиться на социальной и учебной адаптации, связанной именно с обучением в колледже. Постараемся перечислить трудности, с которыми приходится чаще всего сталкиваться студентам младших курсов в своей учебе:
неумение ориентироваться в расписании, аудиториях, корпусах и т.д.;
неумение хорошо планировать свое время;
отсутствие навыков работы с первоисточниками;
плохая подготовка, полученная в школе;
несамостоятельность;
неуверенность в себе;
беспокойство и страх перед сдачей экзаменов.
Одновременно происходит адаптация и в социально-психологическом плане. Социально-психологическая адаптация предполагает осознание социального статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений, формирования и реализации определенных ценностных ориентаций, групповых норм и т.д.
Таким образом, основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить как:
освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований;
приспособление к новому типу учебного коллектива, его традициям;
формирование нового отношения к профессии;
приспособление к новым условиям быта в студенческом общежитии, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени.
Другими словами, на протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности.
Значительное влияние на успешность этого процесса, на наш взгляд, оказывает помощь и поддержка первокурсников со стороны взрослых людей (медицинского работника, социального педагога, педагога-организатора, педагога-психолога, классных руководителей, мастеров п/о), создающих условия, при которых происходит не только адаптация студентов к новому для них образовательному процессу, но и формируется их готовность максимально раскрыть свои способности через осмысление собственного потенциала и возможностей его реализации.
В связи с этим представляется актуальным внедрение в учебный процесс программы по социально-психологической адаптации студентов первокурсников.
Цель программы: психологическая и социальная адаптация к обучению в колледже, в результате которой студент начинает самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные и профессиональные планы.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
знакомство, создание комфортной атмосферы, снятие тревоги, внедрение норм взаимовыручки;
улучшение взаимодействия между студентами-первокурсниками, сплочение группы, осознание новых норм и правил, характерных для учебного процесса;
формирование учебной мотивации, выделение профессионально важных качеств у студентов, необходимых для успешной учебы и последующей профессиональной деятельности.
Этапы реализации программы
Организационный (разработка программы; анализ ресурсов - управленческих, интеллектуальных, методических, информационных, кадровых, материально-технических; согласование оргмоментов и утверждение плана- графика реализации программы).
Диагностический (первичное исследование состояния процесса социально-психологической адаптации студентов к образовательной среде колледжа).
Практический (реализация программы адаптационного тренинга в группах нового набора).
Обобщение и анализ (обобщение результатов; оформление и представление материалов; разработка методических рекомендаций кураторам).
Углубленное психокоррекционное воздействие: Проводится по необходимости специалистами отдела по социально-воспитательной работе со студентами-первокурсниками, имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально-психологической работы.
Сроки реализации программы: 2021 - 2022 уч. год.
Условия реализации программы:
наличие нормативно-правовой и научно-методологической основы;
помощь мотивированных участников-руководителей (классных руководителей, мастеров п/о);
материально-техническая оснащенность;
- финансово-экономическое обеспечение (затраты на приобретение необходимых материалов для проведения тренинговых занятий и диагностических процедур).
Основное содержание программы
Психологическая диагностика на предмет выявления личностных характеристик, влияющих на успешность адаптации первокурсников к учебной среде колледжа.
Проведение тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развития чувства доверия в студенческих группах на начальных этапах ее формирования.
Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения в период экзаменационной сессии, методам саморегуляции.
План мероприятий.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | исполнитель |
1 | Разработка программы социально-психологической адаптации | 4 неделя августа, 1 неделя сентября | Педагог-психолог |
2 | Диагностическое исследование особенностей социально-психологической адаптации первокурсников | Сентябрь, 1-2 неделя октября | Педагог-психолог, руководители групп, мастера п/о |
3 | Обработка результатов диагностических исследований, обобщение выводов | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
4 | Разработка рекомендаций для руководителей групп по результатам диагностического исследования | Октябрь | Педагог-психолог |
5 | Тренинги на групповую сплочённость, создание благоприятного психологического климата в группах | Октябрь | Педагог-психолог, руководители групп |
6 | Проведение психолого-педагогического совета по проблемам адаптации первокурсников | Последняя неделя октября | Зав. по УВР, педагог- психолог, социальный педагог, руководители групп |
7 | Индивидуальная диагностика и консультирование студентов- первокурсников | В течение года | Педагог-психолог |
8 | Диагностическое исследование уровня агрессии и склонности к девиантному поведению | Ноябрь | Педагог-психолог |
9 | Работа с руководителями групп по результатам диагностического исследования уровня агрессии и склонности к девиантному поведению | 1-2 неделя декабря | Педагог-психолог, руководители групп |
10 | Классный час : «Каким я вижу свое будущее» | Декабрь | Педагог-психолог руководители групп, мастера п/о |
11 | Индивидуальная работа со студентами- первокурсниками, имеющими склонность к аддиктивному поведению | В течение второго полугодия | Педагог-психолог, социальный педагог |
12 | Классный час: «Вредные привычки или вред привычек?» | Март | Педагог-психолог |
13 | Индивидуальная работа с родителями | В течение года | Педагог-психолог |
14 | Релаксационный тренинг «Учись управлять собой» | Апрель | Педагог-психолог |
15 | Повторная диагностика особенностей социальной адаптации | Май | Педагог-психолог |
16 | Корректировка плана мероприятий, направленных на оказание помощи в период адаптации студентов на следующий учебный год | Июнь | Педагог-психолог |
Педагог-психолог ______________ Прусакова С.Н.