СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по адаптации первокурсников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель современного среднего специального образования - качественная подготовка молодежи к профессиональной деятельности, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей, способностей и потребностей каждого.

Просмотр содержимого документа
«Программа по адаптации первокурсников»









ПРОГРАММА

социально-психологической адаптации студентов
1 курса






































Актуальность

Основная цель современного среднего специального образования - качественная подготовка молодежи к профессиональной деятельности, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей, способностей и потребностей каждого.

Эффективность учебной работы студентов, положительная мотивация к процессу обучения, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации студентов первокурсников к новой образовательной среде. Этап профессионализации, который приходится на годы обучения в колледже - важнейший этап в становлении личности. Именно здесь происходит не только профессиональная, но главным образом личностная идентификация человека.

Необходимо подробнее остановиться на социальной и учебной адаптации, связанной именно с обучением в колледже. Постараемся перечислить трудности, с которыми приходится чаще всего сталкиваться студентам младших курсов в своей учебе:

  • неумение ориентироваться в расписании, аудиториях, корпусах и т.д.;

  • неумение хорошо планировать свое время;

  • отсутствие навыков работы с первоисточниками;

  • плохая подготовка, полученная в школе;

  • несамостоятельность;

  • неуверенность в себе;

  • беспокойство и страх перед сдачей экзаменов.

Одновременно происходит адаптация и в социально-психологическом плане. Социально-психологическая адаптация предполагает осознание социального статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений, формирования и реализации определенных ценностных ориентаций, групповых норм и т.д.

Таким образом, основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить как:

  1. освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований;

  2. приспособление к новому типу учебного коллектива, его традициям;

  3. формирование нового отношения к профессии;

  4. приспособление к новым условиям быта в студенческом общежитии, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени.

Другими словами, на протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности.

Значительное влияние на успешность этого процесса, на наш взгляд, оказывает помощь и поддержка первокурсников со стороны взрослых людей (медицинского работника, социального педагога, педагога-организатора, педагога-психолога, классных руководителей, мастеров п/о), создающих условия, при которых происходит не только адаптация студентов к новому для них образовательному процессу, но и формируется их готовность максимально раскрыть свои способности через осмысление собственного потенциала и возможностей его реализации.

В связи с этим представляется актуальным внедрение в учебный процесс программы по социально-психологической адаптации студентов первокурсников.


Цель программы: психологическая и социальная адаптация к обучению в колледже, в результате которой студент начинает самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные и профессиональные планы.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. знакомство, создание комфортной атмосферы, снятие тревоги, внедрение норм взаимовыручки;

  2. улучшение взаимодействия между студентами-первокурсниками, сплочение группы, осознание новых норм и правил, характерных для учебного процесса;

  3. формирование учебной мотивации, выделение профессионально важных качеств у студентов, необходимых для успешной учебы и последующей профессиональной деятельности.


Этапы реализации программы

  1. Организационный (разработка программы; анализ ресурсов - управленческих, интеллектуальных, методических, информационных, кадровых, материально-технических; согласование оргмоментов и утверждение плана- графика реализации программы).

  2. Диагностический (первичное исследование состояния процесса социально-психологической адаптации студентов к образовательной среде колледжа).

  3. Практический (реализация программы адаптационного тренинга в группах нового набора).

  4. Обобщение и анализ (обобщение результатов; оформление и представление материалов; разработка методических рекомендаций кураторам).

  5. Углубленное психокоррекционное воздействие: Проводится по необходимости специалистами отдела по социально-воспитательной работе со студентами-первокурсниками, имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально-психологической работы.


Сроки реализации программы: 2021 - 2022 уч. год.


Условия реализации программы:

  • наличие нормативно-правовой и научно-методологической основы;

  • помощь мотивированных участников-руководителей (классных руководителей, мастеров п/о);

  • материально-техническая оснащенность;

- финансово-экономическое обеспечение (затраты на приобретение необходимых материалов для проведения тренинговых занятий и диагностических процедур).




Основное содержание программы

  1. Психологическая диагностика на предмет выявления личностных характеристик, влияющих на успешность адаптации первокурсников к учебной среде колледжа.

  2. Проведение тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развития чувства доверия в студенческих группах на начальных этапах ее формирования.

  3. Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения в период экзаменационной сессии, методам саморегуляции.


План мероприятий.

п/п

Мероприятие

Сроки

исполнитель

1

Разработка программы социально-психологической адаптации

4 неделя августа, 1 неделя сентября

Педагог-психолог

2

Диагностическое исследование особенностей социально-психологической адаптации первокурсников

Сентябрь, 1-2 неделя октября

Педагог-психолог, руководители групп, мастера п/о

3

Обработка результатов диагностических исследований, обобщение выводов

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

4

Разработка рекомендаций для руководителей групп по результатам диагностического исследования

Октябрь

Педагог-психолог

5

Тренинги на групповую сплочённость, создание благоприятного психологического климата в группах

Октябрь

Педагог-психолог, руководители групп

6

Проведение психолого-педагогического совета по проблемам адаптации первокурсников

Последняя неделя октября

Зав. по УВР,

педагог- психолог,

социальный педагог,

руководители групп

7

Индивидуальная диагностика и консультирование студентов- первокурсников

В течение года

Педагог-психолог

8

Диагностическое исследование уровня агрессии и склонности к девиантному поведению

Ноябрь

Педагог-психолог

9

Работа с руководителями групп по результатам диагностического исследования уровня агрессии и склонности к девиантному поведению



1-2 неделя декабря

Педагог-психолог,

руководители групп


10

Классный час : «Каким я вижу свое будущее»

Декабрь

Педагог-психолог руководители групп, мастера п/о

11

Индивидуальная работа со студентами- первокурсниками, имеющими склонность к аддиктивному поведению

В течение второго полугодия

Педагог-психолог, социальный педагог

12

Классный час: «Вредные привычки или вред привычек?»

Март

Педагог-психолог

13

Индивидуальная работа с родителями

В течение года

Педагог-психолог

14

Релаксационный тренинг «Учись управлять собой»

Апрель

Педагог-психолог

15

Повторная диагностика особенностей социальной адаптации

Май

Педагог-психолог

16

Корректировка плана мероприятий, направленных на оказание помощи в период адаптации студентов на следующий учебный год

Июнь

Педагог-психолог



Педагог-психолог ______________ Прусакова С.Н.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!