СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по баскетболу

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная  образовательная программа дополнительного образования по виду спорта:  «Баскетбол»

Просмотр содержимого документа
«Программа по баскетболу»


Принято

Заседанием педагогического совета

Протокол №___ от «__»_________2019г



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ ДО Купинскогораойна «Купинская ДЮСШ»

__________________С.С Жоголь

«_____» _________________ 2019 г.

















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"Баскетбол"

(базовый уровень)





Программа составлена и оформлена в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844, Приказом Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программа» от 29 августа 2013 г. № 1008 и локальными документами МАОУ ДО Купинского района «Купинская ДЮСШ».

























Купино

2019



Содержание

  1. Пояснительная записка 3

  2. Цель программы 4

  3. Задачи программы 5

  4. Адресат программы 7

  5. Формы и режим 8

  6. Формы аттестации 8

  7. Содержание программного материала 9

  8. Учебно-тематический план 19

  9. Организационно- методические условия 29

10.Список литературы 45



















Пояснительная записка

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования по виду спорта: «Баскетбол» для Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Купинского района «Купинская ДЮСШ» разработана в соответствии с:

-Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г№ 1726-р).

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

-Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г № 41 «Об утверждении СанПин2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г № 09-32-42 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». В соответствии с требованиями нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность спортивной школы.

В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования по физической культуре предметом обучения является двигательная деятельность с общеобразовательной и общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности



  • самостоятельность.

Баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит.

  • 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Урок баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию.

Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и всестороннее развитие детей.

Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в творческом и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, их адаптация к жизни в обществе.

Задачи программы:

Личностные:

- содействие правильному физическому развитию детей, повышение работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

- развитие основных двигательных качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и специальные двигательные действия, необходимые для изучения базовых действий в баскетболе;

- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях спортом;

- приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Обучающиеся должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.

Метапредметные:

-использование рациональных способов выполнения того или иного задания, добросовестное выполнение заданий, осознанное стремление к новым знаниям и умениям;

- умение содержательно наполнить самостоятельные формы занятий физической культурой;

-умение выделить главное в рассказе и показе педагога, выделять ведущее звено и основу техники, условия успешного выполнения движения;

- владение способами планирования, организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой;

- выполнение упражнения и применение технико-тактических приемов в различных условиях и ситуациях;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное использование в самостоятельных занятиях;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений; умение вести познавательную деятельность в группе.

Образовательные (предметные):

- формирование устойчивого интереса к занятиям;

- формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта; формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений инавыков;

- овладение основами игры в баскетбол;овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу.

Направленность (профиль)программы–физкультурно-спортивная;Актуальность программы в том,что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

Своевременность программы в соответствии с концепцией развития дополнительного образования детей в общественном понимании необходимости открытого вариативного образования, полного обеспечения права человека на выбор данного вида деятельности, в котором происходит личностное и профессиональное самоопределение детей. Обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности;

Данная программа соответствует потребностям времени, так как учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительное количество желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования к занимающимся в процессе обучения. Программа даёт возможность детям на ранней стадии обучения приобщаться к здоровому образу жизни, обеспечивая тем самым всесторонний подход к воспитанию гармоничного человека средствами баскетбола;

Адресат программы.

К тренировочному процессу допускаются все желающие девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида спорта – баскетбол.

Тренировочные занятия девочек проходят на базе спортивного зала МКОУ СОШ № 80 имени В.П. Кузнецова, Дворец Спорта.


Режимы тренировочнойработы

школьный возраст 9 -14лет;

1-2 год : 6 часов в неделю;3-4 год : 8 часов в неделю; 5год : 10часов в неделю;

3 занятия в неделю;3 занятия в неделю; 4 занятия в неделю;

126 занятий в год; 126 занятий в год; 168 занятий в год;

42 недели в год; 42 недели в год; 42 недели в год;

252 часа в год 336 часов в год 420 часов в год



Таблица №1



Тренировочная нагрузка и численность обучающихся

Год обучения

Возраст

Минимальное число обучающихся

Максимальное число обучающихся

Количество учебных часов в неделю

Количество недель

Количество часов в год

1 год

9-10

15

20

6

42

252

2 год

10-11

12

15

6

42

252

3 год

11-12

12

15

8

42

336

4 год

12-13

12

15

8

42

336

5 год

13-14

12

15

10

42

420



Форма обучения –очная(обязательное изучение теоретических ипрактических частей программы).

Ведущими методами обучения, данной программой являются:

- словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, показ, исправление ошибок, команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

- наглядные методы – применяются в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;

- практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами - в целом и по частям;игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Формы аттестации

Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательной программы по баскетболу (положение об учете индивидуальных достижений обучающихся).

Основной целью аттестации является выявление исходного и итогового уровня развития практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам данной образовательной программы. Задачи: анализ полноты реализации образовательной программы секции баскетбола; соотнесение прогнозируемых и реальных результатов; выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности спортивной секции. Примерные виды аттестации: входной контроль и итоговая аттестация. В качестве аттестации, используется метод тестирования.

Критерии оценки результативности определяются по трем уровням результативности: высокий, средний, низкий и не должны противоречить следующим показателям: высокий уровень – более 70% успешного выполнения контрольных нормативов по ОФП и СФП; средний уровень- более 50 % успешное выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП; низкий уровень – выполнение контрольных нормативов менее 50%.

Содержание программного материала

Материал программы представлен трех разделах:

Теоретическая подготовка;

Общая физическая подготовка;

Специальная физическая подготовка;

Показатели двигательной подготовленности (Контрольные нормативы).

Соревновательная деятельность.

В разделе теоретический представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, о спорте в России.

знания правил техники безопасности на занятиях спортом,правилами личной безопасности при самостоятельных занятиях.

Сообщение знаний обучающимся направлено на то, что бы усвоение сведений, фактов, правил, принципов, ведущих положений и идей.

В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, которые формируют общую культуру движений, развивают определенные двигательные качества.

  • зависимости от возраста учащихся этот раздел неодинаково представлен в программе. Так постепенно по мере овладения учащимися школой движений и формирования определенных двигательных навыков и умений, доля общеразвивающих упражнений должна снижаться.

    • разделе«Специальная физическая подготовка» представлен материал по баскетболу, способствующий обучению детей техническим и тактическим приемам. Техническая подготовка понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической, физической подготовки баскетболистов. Классификация и терминология технических приемов. Тактическая подготовка, понятие о стратегии, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных игроков (защитников, нападающих).

Уже с 11 летнего возраста обучающиеся должны принимать участие в различных соревнованиях по баскетболу, разбираясь и хорошо зная правила соревнований.

Одним из приемов обучения является выделение и разучивание основы технического приема или тактического действия. Этой основой является часть приема из его двигательного состава, а также одна из его биомеханических характеристик. Например, во время обучения передаче двумя руками от груди наиболее важным элементом, основой является положение мяча в кистях, способ держания мяча перед выполнением передачи. От этого зависит «выстреливающие»

движение передачи. Целесообразно именно это положение изучать в первую очередь, на нем концентрировать внимание учеников.

Другие части передачи, такие, как приведение мяча в исходное положение, согласование движений ног и рук, разучиваются на следующих этапах обучения в зависимости от времени, отведенного на обучение этому элементу.

В обучении броску с места в качестве основы выделены исходные положения ног, руки с мячом, а также направление движения вверх, что определяет траекторию броска. На следующих этапах можно разучивать согласование отдельных частей движения и т.д. В каждом случае как основа может выделяться или положение частей тела в пространстве, или их согласование, или динамика отдельных частей движения.

В тактических действиях в качестве основы выделяются приемы, действия, которые определяют успешность всего тактического действия. Выделяемые в качестве основы части приема, характеристики или приемы в тактических действиях можно объединить понятием «базовый элемент».

«Базовый элемент» безусловно, является необходимой частью движения, без правильного выполнения, которой невозможно решить двигательную задачу, выполнить технический прием или тактическое движение. Он также служит основой для совершенствования деталей техники и тактики. Базовые элементы разучивают на уроке, а детали совершенствовать во внеурочных формах: в секционных занятиях, в домашних заданиях.

Техническая подготовка

Приёмы игры. Прыжок толчком двух ног. Прыжок толчком одной ноги. Остановка прыжком. Остановка двумя шагами. Повороты вперёд. Повороты назад. Ловя мяча двумя руками на месте. Ловля мяча двумя руками в движении. Ловля мяча двумя руками в прыжке. Ловля мяча двумя руками при встречном движении. Ловля мяча двумя руками при поступательном движении. Ловля мяча двумя руками при движении сбоку. Ловля мяча одной рукой на месте. Ловля мяча одной рукой в движении. Ловля мяча одной рукой в прыжке. Ловля мяча одной рукой при встречном движении. Ловля мяча одной рукой при поступательном движении. Ловля мяча одной рукой при движении сбоку. Передача двумя руками сверху. Передача двумя руками от плеча (с отскоком). Передача двумя руками от груди (с отскоком). Передача двумя руками снизу (с отскоком). Передача двумя руками с места. Передача двумя руками в движении. Передача двумя руками в прыжке. Передача двумя руками (встречные). Передача двумя руками (поступательные). Передача двумя руками на одном уровне. Передача двумя руками (сопровождающие).

Передача мяча одной рукой сверху. Передача мяча одной рукой от головы. Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком). Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком). Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком). Передача мяча одной рукой с места. Передача мяча одной рукой в движении. Передача мяча одной рукой в прыжке. Передача мяча одной рукой встречные. Передача мяча одной рукой (поступательные). Передача мяча одной рукой на одном уровне. Передача мяча одной рукой (сопровождающие). Ведение мяча с высоким отскоком. Ведение мяча с низким отскоком. Ведение мяча со зрительным контролем. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча на месте. Ведение мяча по прямой. Ведение мяча по дугам. Ведение мяча по кругам. Ведение мяча зигзагом. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Обводка соперника с изменением направления. Обводка соперника с изменением скорости. Обводка соперника с поворотом и переводом мяча. Обводка соперника с переводом под ногой. Обводка соперника за спиной. Обводка соперника с использованием нескольких приёмов подряд (сочетание). Броски в корзину двумя руками (дальние). Броски в корзину двумя руками (средние). Броски в корзину двумя руками (ближние). Броски в корзину двумя руками (добивание). Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом. Броски в корзину двумя руками под углом к щиту. Броски в корзину двумя руками параллельно щиту. Броски в корзину двумя руками с места. Броски в корзину двумя руками в движении. Броски в корзину двумя руками в прыжке. Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками от груди. Броски в корзину двумя руками сверху вниз. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита. Броски в корзину двумя руками без отскока от щита. Броски в корзину одной рукой сверху. Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой снизу. Броски в корзину одной рукой сверху вниз. Броски в корзину одной рукой (добивание). Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита. Броски в корзину одной рукой с места. Броски в корзину одной рукой в движении. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой (дальние). Броски в корзину одной рукой (средние). Броски в корзину одной рукой (ближние). Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом. Броски в корзину одной рукой под углом к щиту. Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.

Тактическая подготовка

Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут победить противников. Успех в достижении победы определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима тактическая подготовка, позволяющая предвидеть пути борьбы с противником и наиболее эффектное использование средств.

Тактическая подготовка предусматривает овладение тактикой индивидуальных, групповых и командных действий.Командныедействиявоплощаются в единый план, посредством системы игры. В основе её лежит определённый принцип, позволяющий организовать усилия всех игроков. Общий план решается групповыми взаимодействиями, а в каждом конкретном случае - индивидуальными действиями (отдельными игроками).

Избранная система не лишает игроков творческой активности, а направляет её, определяет характер действий в соответствии с общим планом. Успех нападения и защиты возможен только в том случае, если команда организует свои действия в соответствии с уровнем технической и физической подготовленности.

Разнообразная тактика современной игры позволяет, при соответствующей подготовке игроков, вести борьбу гибко, изменяя её формы и характер.



Тактическая подготовка юных баскетболистов включает:

- развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический приём или игровое действие;

- овладение вариантами взаимодействий двух и трёх игроков, характерными для тактических систем игры;

- овладение тактическими комбинациями в определённые моменты игры (начало игры с центра). Введение мяча в игру (из-за боковой и лицевой линии);

- освоение системы игры и типичных для них комбинаций; умение переключаться с одной системы игры на другую.

Тактические действия делятся на командные действия в нападении и взащите.

Тактика нападения

Команда, овладевшая мячом, становится нападающей. Нападение - это основная функция команды в игре. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника принять выгодный ей тактический план. Главная цель нападающей команды - забросить мяч в кольцо соперников. Чтобы добиться этого за 24 сек. необходимо использовать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные тактические ходы, рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных условий для завершающей атаки, на непосредственное проведение этой атаки и обеспечение возможности борьбы за отскок.

Тактика нападения даёт возможность команде в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты состязания выбирать и использовать наиболее целесообразные средства, способы, формы ведения планомерной атаки.

По своему характеру все действия нападения подразделяют наиндивидуальныеи коллективные.

Индивидуальные действия подразделяются на действия игрока без мяча идействия игрока с мячом. В свою очередь действия игрока без мяча делятся на выход для получения мяча и выход для отвлечения мяча. А действия игрока с мячомна розыгрыш мяча и атаки корзины.

В соответствии с классификацией тактики коллективные действия подразделяются нагрупповые и командные.

Групповые действия:

- взаимодействия двух и взаимодействия трех игроков;

- взаимодействия двух игроков - передай мяч и выходи, заслон, наведение, пересечение;

- взаимодействие трёх игроков - треугольник, тройка, малая восьмёрка, скрестный выход, сдвоенный заслон, наведение на двух игроков.

Командные действия настремительное и позиционное нападение:

Стремительное нападение - это система быстрого прорыва и система эшелонированного прорыва.

Позиционное нападение - это система нападения через центрового (1-2-3-х) и система нападения без центрового.

Тактика защиты

Тактические действия в защите подразделяются на индивидуальные,групповыеи командные действия:

Индивидуальные действия предполагают:

- своевременное переключение от нападения к защите;

- противодействия игроку без мяча, стремящемуся получить мяч, а также игроку с мячом и его попыткам передать, вести или бросить мяч в корзину;

- борьба заслоном (выход на вершину заслона, проскальзывание, обход); выбор места и способа единоборства защитника; ситуации: 1 защитник - 2 нападающих; 1 защитник - 3 нападающих, и т.д.

Групповые действия это:согласованные действия 2-3-4 игроков команды, в перемещениях по всей площадке или на своей стороне;

Подстраховка, «ловушки»; смена игроков;

ситуации: 2 защитника - 3 нападающих; 3 защитника - 4 нападающих; 4 защитника - 5 нападающих;

взаимодействие двух игроков (подстраховка, переключение, проскальзывание, групповой отбор мяча);

взаимодействие трёх игроков (против тройки, против малой восьмёрки, против скрестного выхода, против сдвоенного заслона, против наведения на двух)

Командные действия делятся на концентрированную и рассредоточенную защиту.Концентрированная защита включает:

систему личной защиты;

систему зонной защиты;

систему смешанной защиты.

Рассредоточенная защита включает:

систему личного прессинга;

систему зонного прессинга;

систему смешанной защиты.

Примерные показатели двигательной подготовленности (Контрольныенормативы) содержат подбор упражнений по годам обучения, выполнение которых позволяет определить степень усвоения занимающимися учебного материала, уровень физического развития и подготовленности занимающихся по программе «Баскетбол».

Для проведения контрольных нормативов выделяются специальные учебные часы. На основании полученных результатов рекомендуется вносить оперативные коррективы в учебный процесс, а также решать вопрос об уровне подготовленности занимающихся.

Соревновательная деятельность, различные аспекты соревновательнойдеятельностизанимающихся. Дается понимание того, что соревновательная деятельность, с одной стороны, является разделом подготовки, в котором развивается и закрепляется взаимодействие всех основных составляющихподготовленности занимающегося (технико-тактической, физической, теоретической, психологической и т.д.). С другой стороны, поскольку данная программа предназначена для реализации в организациях дополнительного образования, она не предполагает выраженного акцента на соревновательную деятельности.

Планируемые результаты.

Уточняют и конкретизируют требования к результатам освоения образовательной программы базового уровня с учетом возрастной специфики учащихся:

- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация; развитие коммуникативных качеств; формирование морально-волевых качеств; потребность в здоровом и активном образе жизни; стремление к физическому совершенствованию;

- стремление к овладению основами техники и тактики игры баскетбола.

Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся.

По окончании каждого года обучения уровень знаний, умений и навыков, обучающихся должен соответствовать требованиям контрольного тестирования. Таблица 1, таблица 2.

По итогам обучения по программе базового уровня обучающиеся должны знать:

- состояние и развитие баскетбола в России;

- правила техники безопасности;

- правила игры;

- терминологию баскетбола.

Должны уметь:

- выполнять передачу, ведение, бросок мяча в корзину; - анализировать и оценивать игровую ситуацию; обладать тактикой нападения и защиты; судить соревнования по баскетболу.

Должны иметь навыки:

- владеть техникой: точной передачи мяча партнеру, точного броска в корзину, различных видов ведения мяча;

- применять индивидуальные действия, как в нападении, так и в защите; самостоятельно

применять все виды перемещения, как с мячом, так и без мяча.

Таблица №2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы программы

1 год

6 часов

2 год

6 часов

3год

8 часов

4год

8часов

5год

10 часов

1. Теоретическая подготовка

10

12

14

16

18

2. Общая физическая подготовка

67

68

90

95

117

3. Техническая подготовка

83

83

108

100

134

4. Тактическая подготовка

83

80

110

111

133

5. Контрольные нормативы

5

5

6

6

8

6. Соревновательная деятельность

4

4

8

8

10

Итого:

252

252

336

336

420




















Календарно- тематическое планирование 1 - год обучения

Таблица №3

Содержание учебного материала

Итого часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Теория

10











1.Техника безопасности

1

1










2. Состояние и развитие баскетбола в России


1


1









3.Влияние физ.упр на организм спортсмена

2



1







1

4.Гигиена, врачебный контроль

2




1





1


5.Баскетбол в олимпийских играх.

2





1



1



6.Правила баскетбола

1






1





7.Установка на игру. Разбор результатов соревнований

1







1




Практика












1.ОФП

67

7

7

7

7

7

7

7

6

6

6

2.СФП

40

4

4

4

4

3

4

4

5

4

4

3.Техническая подготовка

83

9

9

8

8

8

8

8

8

8

8

4.Тактическая подготовка

43

5

5

5

5

3

4

4

4

5

3

5.Контрольные нормативы

5




1




2

2


6.Соревновательная деятельность

4






2

2




итого

252

26

26

26

26

22

26

26

26

26

22



Теоретическая подготовка

- Техника безопасности. Профилактика травматизма в баскетболе.

- Состояние и развитие баскетбола в России

- Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

- Гигиена, врачебный контроль.

- Баскетбол в олимпийских играх.

- Правила баскетбола.

- Установка на игру. Разбор результатовсоревнований.

Общая физическая подготовка

Основная стойка, построение в колонну по одному и шеренгу самостоятельно и по сигналу тренера на время, размыкание в колонне и шеренге на вытянутые руки, упражнения для формирования осанки, основные исходные положения для рук и ног, упражнениябезпредметов.

ходьба по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полуприседе; бег в удобном спокойном темпе 3-5 минут;

прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением, в длину с места, с высоты 30 см;

бег: встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м. Бег 20 м с высокого старта. Преодоление препятствий в беге;прыжки в глубину с высоты 60-70 см, напрыгивание на препятствие, прыжки в длину с места сериями отталкиваясь правой и левой ногой, прыжки в высоту, опорные прыжки;

метание малого мяча, набивного мяча из различных положений одной и двумя руками;

силовые упражнения, лазание, подтягивание сериями, переворот в упор, махом одной и толчком другой ногой;

кувырки, стойки на голове и руках, сочетание приемов;

старт из положения с опорой на одну руку, эстафета, челночный бег 4X10 м и 6X10 м;

прыжки в длину с места и разбега, прыжки в высоту, опорные прыжки, прыжки через скакалку;

метания набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений двумя руками и одной, метание малого мяча и гранаты весом в 300 грамм, метание в цель;

силовые упражнения со штангой и гантелями, передвижение в висе;

бег с низкого старта, старт из различных исходных положений, бег с преодолением 2-3 вертикальных препятствий, бег с ускорением, поворот и переменный бег, кросс 2,5 – 3 км;

прыжок с места, тройной, пятерной с места, напрыгивание на высоту до 80 см, прыжки в высоту с прямого разбега, прыжки способом «перешагивание», прыжки через скакалку 3 раза по 1 мин, опорные прыжки;

Специальная физическая подготовка

броски, ловля мячей, передача партнеру;

остановка в движении по звуковому сигналу;

подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча;

различные игры и игровые упражнения с малыми и большими (резиновыми) мячами, стойка игрока, передвижение игрока в стойке, остановка по звуковому сигналу (свистку), различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами;

остановка прыжком;

ловля и передача мяча с шагом и сменой мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении;

ведение мяча с изменением направления;

бросок мяча одной рукой с места, бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита;

сочетание пройденных элементов, бросок по кольцу после ведения и остановки; ведение мяча с изменением направления и скорости, остановка в два шага; ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении, передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах,

передача мяча одной рукой от плеча;

броски мяча в корзину в движении, бросок в корзину одной рукой после движения, бросок в корзину одной рукой после ведения, броски мяча в корзину в движении после двух шагов;

учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам;

повороты на месте, остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях

подвижных играх, ведение мяча с изменением направления (по сигналу), скорости

высоты отскока;

передача мяча одной рукой от плеча после ведения, передача мяча на месте с отскоком от пола;

броски в движении после двух шагов, бросок в прыжке одной рукой с места, бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом на 180 градусов, толкаясь одной ногой, штрафной бросок;

индивидуальные защитные действия: передвижение защитника, вырывание и выбивание мяча;игра в защите, опека игрока;

учебная двухсторонняя игра.

Техническая подготовка

Техника – основа спортивного мастерства.Передвижение по площадке в низкойстойке. Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в

конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча.

Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.

Техника передвижений.Основная сойка баскетболиста.Бег с изменениемнаправления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита. Техника защиты.

Техника владения мячом.Стойказащитника:одна нога выставлена вперед,ногирасставлены на одной линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад.

Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения

мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок,

поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.

Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.

Техника нападения.Бег с изменением направления и скорости из различныхисходных положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко– на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.

Техника защиты.Вырывание мяча рывком на себя.Выбивание мяча приведении и броске. Перехват мяча.

Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения, бросков, поворотов. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые технические действия.

Тактическая подготовка Тактика нападения.

- индивидуальные действия: умение правильно выбрать место и своевременно применять передачу, ведение, бросок;

- групповые действия: взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2 х 1); командные действия: нападение с целью выбора свободного места.

Тактика защиты.

индивидуальные действия: противодействие ведущему,бросающему мяч; командные действия: личная защита;

контрольные игры и соревнования;

правила соревнований, положение о соревнованиях, расписание игр, оформление хода и результатов соревнований.

Практические занятия.

учебно-тренировочные игры, соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола, сдача тестов.

Соревновательная деятельность

Участие и проведение спортивных соревнований, товарищеских игр















Таблица №4

Календарно- тематическое планирование 2 год обучения

Учебный материал

Всего часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Теория

12











1.Техника безопасности

2

1








1


2.Состояние и развитие баскетбола в России

2


1




1





3.Влияние физических упражнений на организм спортсмена

2



1







1

4.Гигиена, врачебный контроль

2




1





1


5.Баскетбол в олимпийских играх.

2





1



1



6.Правила баскетбола

1






1





7.Установка на игру Разборрезультатов соревнований

1







1




Практика

1.ОФП

68

7

7

7

7

7

7

7

6

7

6

2.СФП

40

4

5

4

5

4

3

4

4

4

3

3.Техническая подготовка

83

9

9

8

8

8

8

8

8

8

8

4.Тактическая подготовка

40

3

4

5

4

4

4

4

4

4

4

5.Контрольные нормативы

5




1




2

2


6.Соревновательная деятельность

4






2

2




итого

252

24

26

26

26

24

26

26

26

26

22



Теоретическая подготовка:

Техника безопасности. Профилактика травматизма в баскетболе.

- Состояние и развитие баскетбола в России

- Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

- Гигиена, врачебный контроль.

- Баскетбол в олимпийских играх.

- Правила баскетбола.

- Установка на игру. Разбор результатов.

Общая физическая подготовка

старты из различных исходных положений по внезапному и неожиданному сигналу;

спринт, ускорение по 50-60 м. Повторный переменный бег на отрезках 100-200 м;

различные упражнения с баскетбольными, набивными мячами весом 1, 2, 3 кг для развития силы кисти;

баскетболист должен уметь быстро бегать, обладать хорошей выносливостью и достаточно развитыми скоростно-силовыми качествами;

процессе подготовки баскетболиста используется бег на короткие отрезки, кроссы, силовые упражнения в висах и упорах, со штангой, гирями и гантелями;

прыжки, напрыгивание, прыжки в глубину, высоко-далекие и опорные прыжки, прыжки через препятствия.

Специальная физическая подготовка:

передвижение в нападении и защите;

ловля высоко летящих мячей в прыжке и после отскока от щита, ловля мяча после отскока, передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении, передача одной рукой из-за спины;

передача мяча одной рукой переводом, передача мяча назад под рукой, ловля мяча, переданного сзади, при беге по прямой, передача мяча от головы;ведение мяча;

броски по кольцу, броски в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки (с преодолением сопротивления), бросок над головой сбоку (крюком) с места, в движении, прыжке, после ловли мяча, добивание мяча в корзину;

взаимодействие игроков в нападении и в защите, борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска издали;

позиционное нападение, зонная защита;

двухсторонняя игра.

Техническая подготовка.

Методы совершенствования индивидуального технического мастерства. Анализ основных способов позиционного нападения: через центрового игрока.

Техника нападения.Совершенствованиепередвижений,остановок,поворотовна быстроту выполнения. Ловля низких и катящихся мячей одной рукой. Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка. Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. Ведение мяча на максимальной скорости. Броски мяча одной от плеча со средних и дальних дистанции.

Техника защиты. Отбивание мяча.

Тактическая подготовка

Тактика нападения. Индивидуальные действия:применениеизученныхприемов в сочетании с финтами «без мяча» и «с мячом». Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против трех защитников, «тройка», скрестный выход и малая восьмерка, наведение, пересечение. Командные действия: разучивание комбинаций при вбрасывании из-за боковой.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: действия одного защитника против двух нападающих, отступание при заслонах.

Групповые действия: проскальзывание, противодействие тройке, скрестному выходу и малой восьмерке.

Контрольные игры и соревнования. Анализ проведенной игры. Состав команды и установка на игру всей команде, а также отдельным игрокам в предстоящих встреч.

В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех обучающихся необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению контрольных тестов. Здесь возможны различные варианты оценивания обучающихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.

Соревновательная деятельность

Подвижные игры с мячом и без мяча («Вышибалы», «Собачка», футбол, салки). Тренировочные игры 1 на 1, 3 на 3, 5 на 5. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях.

Календарно- тематическое планирование 3 год обучения

Учебный материал

Всего часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Теория

14











1.Техника безопасности

3

1



1





1


2.Состояние и развитие баскетбола в России

2


1




1





3.Влияние физических упражнений на организм спортсмена

2



1







1

4.Гигиена, врачебный контроль

2




1





1


5.Баскетбол в олимпийских играх.

2





1



1



6.Правила баскетбола

1






1





7.Установка на игру Разбор результатов соревнований

2




1



1




Практика

1.ОФП

90

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

2.СФП

55

6

6

6

5

5

4

6

6

5

6

3.Техническая подготовка

108

11

11

10

12

9

9

13

12

10

11

4.Тактическая подготовка

55

5

6

5

5

5

5

6

7

5

6

5.Контрольные нормативы

6


3







3


6.Соревновательная деятельность

8


1

1

4






2

итого

336

32

37

32

38

29

29

35

35

34

35



Теоретическая подготовка:

- Техника безопасности. Профилактика травматизма в баскетболе.

- Состояние и развитие баскетбола в России

- Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

- Гигиена, врачебный контроль.

- Баскетбол в олимпийских играх.

- Правила баскетбола.

- Установка на игру. Разбор результатов.

Общая физическая подготовка

Старты из различных исходных положений по внезапному и неожиданному сигналу;

Спринт, ускорение по 50-60 м. Повторный переменный бег на отрезках 100-200 м;

Различные упражнения с баскетбольными, набивными мячами весом 1, 2, 3 кг для развития силы кисти;

Прыжки, напрыгивание, прыжки в глубину, высоко-далекие и опорные прыжки, прыжки через препятствия.

Специальная физическая подготовка:

передвижение в стойке баскетболиста в нападении и защите;

ловля высоко летящих мячей в прыжке и после отскока от щита, ловля мяча после отскока, передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении, передача одной рукой из-за спины;передача мяча одной рукой переводом, передача мяча назад под рукой, ловля мяча, переданного сзади, при беге по прямой, передача мяча от головы; различное ведение мяча;

броски по кольцу, броски в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки (с преодолением сопротивления), бросок над головой сбоку (крюком) с места, в движении, прыжке, после ловли мяча, добивание мяча в корзину;

взаимодействие игроков в нападении и в защите, борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска издали;

позиционное нападение, зонная защита;

двухсторонняя игра.

Техническая подготовка.

Техника нападения.Совершенствование передвижений,стойка, остановка,поворотовна быстроту выполнения. Ловля низких и катящихся мячей одной рукой. Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка. Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. Ведение мяча на максимальной скорости. Броски мяча одной от плеча со средних и дальних дистанции.

Тактическая подготовка

Тактика нападения. Индивидуальные действия:применение изученныхприемов в сочетании с финтами «без мяча» и «с мячом». Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против трех защитников, «тройка», скрестный выход и малая восьмерка, наведение, пересечение. Командные действия: разучивание комбинаций при вбрасывании из-за боковой.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: действия одного защитника против двух нападающих, отступание при заслонах.

Групповые действия: проскальзывание, противодействие тройке, скрестному выходу и малой восьмерке.

Контрольные игры и соревнования. Анализ проведенной игры. Состав команды и установка на игру всей команде, а также отдельным игрокам в предстоящих встреч.

В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех обучающихся необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению контрольных тестов. Здесь возможны различные варианты оценивания обучающихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.

Соревновательная деятельностьТренировочные игры 1 на 1, 3 на 3, 5 на 5. Стритбол.Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях.

Календарно- тематическое планирование 4 года обучения



Учебный материал

Всего часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Теория

16











1.Техника безопасности

2

1








1


2.Состояние и развитие баскетбола в России

2


1




1





3.Влияние физических упражнений на организм спортсмена

3



1




1



1

4.Гигиена, врачебный контроль

2




1





1


5.Баскетбол в олимпийских играх.

2





1



1



6.Правила баскетбола

3


1




2





7.Установка на игру Разборрезультатов соревнований

2







2




Практика 1 2 1 1 1 3 3 1 2 1

1.ОФП

95

10

10

10

10

10

10

10

10

10

5

2. СФП

56

6

5

6

5

6

5

6

5

6

5

2.Техническая подготовка

100

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

3.Тактическая подготовка

55

5

6

5

6

5

6

5

6

5

6

4.Контрольные нормативы

6


3







3


5.Соревновательная деятельность

8


2

2

2



2




итого

336

32

38

34

34

32

34

36

32

36

27



Теоретическая подготовка:

Техника безопасности. Профилактика травматизма в баскетболе.

- Состояние и развитие баскетбола в России

- Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

- Гигиена, врачебный контроль.

- Баскетбол в олимпийских играх.

- Правила баскетбола.

- Установка на игру. Разбор результатов.

Общая физическая подготовка

старты из различных исходных положений по внезапному и неожиданному сигналу;

спринт, ускорение по 50-60 м. Повторный переменный бег на отрезках 100-200 м;

различные упражнения с баскетбольными, набивными мячами весом 1, 2, 3 кг для развития силы кисти;

баскетболист должен уметь быстро бегать, обладать хорошей выносливостью и достаточно развитыми скоростно-силовыми качествами;

процессе подготовки баскетболиста используется бег на короткие отрезки, кроссы, силовые упражнения в висах и упорах, со штангой, гирями и гантелями;

прыжки, напрыгивание, прыжки в глубину, высоко-далекие и опорные прыжки, прыжки через препятствия.

Обучающиеся уже овладели набором основных приемов и теперь продолжают свое совершенствование в играх, турнирах и соревнованиях.

Специальная физическая подготовка:

передвижение в нападении и защите;

ловля высоко летящих мячей в прыжке и после отскока от щита, ловля мяча после отскока, передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении, передача одной рукой из-за спины;

передача мяча одной рукой переводом, передача мяча назад под рукой, ловля мяча, переданного сзади, при беге по прямой, передача мяча от головы;ведение мяча;

броски по кольцу, броски в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки (с преодолением сопротивления), бросок над головой сбоку (крюком) с места, в движении, прыжке, после ловли мяча, добивание мяча в корзину;

взаимодействие игроков в нападении и в защите, борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска издали;

позиционное нападение, зонная защита;

двухсторонняя игра.

Техническая подготовка.

Методы совершенствования индивидуального технического мастерства. Анализ основных способов позиционного нападения: через центрового игрока.

Техника нападения.Совершенствование передвижений,остановок,поворотовна быстроту выполнения. Ловля низких и катящихся мячей одной рукой. Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка. Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. Ведение мяча на максимальной скорости. Броски мяча одной от плеча со средних и дальних дистанции.

Техника защиты. Работа ног и рук. Стойка. Передвижения.

Тактическая подготовка

Тактика нападения. Индивидуальные действия:применениеизученныхприемов в сочетании с финтами «без мяча» и «с мячом». Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против трех защитников, «тройка», скрестный выход и малая восьмерка, наведение, пересечение. Командные действия: разучивание комбинаций при вбрасывании из-за боковой.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: действия одного защитника против двух нападающих, отступание при заслонах.

Групповые действия: проскальзывание, противодействие тройке, скрестному выходу и малой восьмерке.

Контрольные игры и соревнования. Анализ проведенной игры. Состав команды и установка на игру всей команде, а также отдельным игрокам в предстоящих встреч.

В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех обучающихся необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению контрольных тестов. Здесь возможны различные варианты оценивания обучающихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.

Соревновательная деятельность

Стритбол.

Тренировочные игры 1 на 1, 3 на 3, 5 на 5. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях.



Календарно- тематическое планирование 5 года обучения



Учебный материал

Всего часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Теория

18











1.Техника безопасности

3

1




1




1


2.Состояние и развитие баскетбола в России

3


1


1


1





3.Влияние физических упражнений на организм спортсмена

2



1







1

4.Гигиена, врачебный контроль

2




1





1


5.Баскетбол в олимпийских играх.

2





1



1



6.Правила баскетбола

3



1



1




1

7.Установка на игру Разборрезультатов соревнований

3

1



1



1




Практика

1.ОФП

117

12

12

12

12

12

12

12

12

12

9

2.СФП

67

7

7

7

7

7

7

7

7

7

5

2.Техническая подготовка

134

14

14

14

14

14

14

14

14

14

8

3.Тактическая подготовка

66

7

7

7

7

7

7

7

7

7

4

4.Контрольные нормативы

8


4







4


5.Соревновательная деятельность

10


3

3

2

2






итого

420

42

42

42

42

42

42

42

42

42

42

Теоретическая подготовка:

Техника безопасности. Профилактика травматизма в баскетболе.

- Состояние и развитие баскетбола в России

- Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

- Гигиена, врачебный контроль.

- Баскетбол в олимпийских играх.

- Правила баскетбола.

- Установка на игру. Разбор результатов.

Общая физическая подготовка

старты из различных исходных положений по внезапному и неожиданному сигналу;

спринт, ускорение по 50-60 м. Повторный переменный бег на отрезках 100-200 м;

различные упражнения с баскетбольными, набивными мячами весом 1, 2, 3 кг для развития силы кисти;

баскетболист должен уметь быстро бегать, обладать хорошей выносливостью и достаточно развитыми скоростно-силовыми качествами;

процессе подготовки баскетболиста используется бег на короткие отрезки, кроссы, силовые упражнения в висах и упорах, со штангой, гирями и гантелями;

прыжки, напрыгивание, прыжки в глубину, высоко-далекие и опорные прыжки, прыжки через препятствия.

Обучающиеся уже овладели набором основных приемов и теперь продолжают свое совершенствование в играх, турнирах и соревнованиях.

Специальная физическая подготовка:

передвижение в нападении и защите;

ловля высоко летящих мячей в прыжке и после отскока от щита, ловля мяча после отскока, передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении, передача одной рукой из-за спины;

передача мяча одной рукой переводом, передача мяча назад под рукой, ловля мяча, переданного сзади, при беге по прямой, передача мяча от головы;ведение мяча;

броски по кольцу, броски в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки (с преодолением сопротивления), бросок над головой сбоку (крюком) с места, в движении, прыжке, после ловли мяча, добивание мяча в корзину;

взаимодействие игроков в нападении и в защите, борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска издали;

позиционное нападение, зонная защита;

двухсторонняя игра.

Техническая подготовка.

Методы совершенствования индивидуального технического мастерства. Анализ основных способов позиционного нападения: через центрового игрока.

Техника нападения.Совершенствованиепередвижений,остановок,поворотовна быстроту выполнения. Ловля низких и катящихся мячей одной рукой. Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка. Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. Ведение мяча на максимальной скорости. Броски мяча одной от плеча со средних и дальних дистанции.

Техника защиты. Отбивание мяча.

Тактическая подготовка

Тактика нападения. Индивидуальные действия:применениеизученныхприемов в сочетании с финтами «без мяча» и «с мячом». Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против трех защитников, «тройка», скрестный выход и малая восьмерка, наведение, пересечение. Командные действия: разучивание комбинаций при вбрасывании из-за боковой.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: действия одного защитника против двух нападающих, отступание при заслонах.

Групповые действия: проскальзывание, противодействие тройке, скрестному выходу и малой восьмерке.

Контрольные игры и соревнования. Анализ проведенной игры. Состав команды и установка на игру всей команде, а также отдельным игрокам в предстоящих встреч.

В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех обучающихся необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению контрольных тестов. Здесь возможны различные варианты оценивания обучающихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.

Соревновательная деятельность

Подвижные игры с мячом и без мяча («Вышибалы», «Собачка», футбол, салки

т.д.). Тренировочные игры 1 на 1, 3 на 3, 5 на 5. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях.



Организационно- методические условия:

Для реализации данной программы необходимы материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.

Материально-технического обеспечение:

спортивный зал для занятий баскетболом;

спортивный инвентарь (кольца для баскетбола, конструкции баскетбольные, мячи баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки);

обучающимся на занятиях необходимо находиться в спортивной форме и обуви (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки, шорты).

Информационное обеспечение:

использование интернет ресурса;

работа с сайтом образовательной организации (страница о секции баскетбола, соревнований, работа с родителями, фото и видео материалы и прочее).

















Общие требования безопасности на занятиях по баскетболу

Травмы в баскетболе могут возникать при различном сочетании внешних и внутренних факторов. Несомненно, возможны и несчастные случаи, когда травма возникает вследствие трагического стечения обстоятельств и причин, которые трудно предвидеть. Тем не менее, основные факторы, влияющие на возникновение и характер травм, необходимо систематизировать для выработки мер безопасности, направленных на ихустранение.

Внешние факторы спортивного травматизма:

  • неправильная общая организация тренировочногопроцесса;

-методические ошибки тренера-преподавателя припроведении тренировочного процесса;

- нарушение баскетболистами дисциплины и установленных правил вовремя проведения тренировочногопроцесса;

  • неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования иэкипировки баскетболистов;

  • неблагоприятные санитарно-гигиеническиеусловия,

  • неподготовленность мест при проведении тренировочныхзанятий. К неправильной организации тренировочных занятийотносится:

  • проведение тренировочных занятий с большим числомбаскетболистов, превышающим установленныенормы;

  • проведение занятий безтренера-преподавателя;

  • неправильная организация направления движения баскетболистовв процессе выполнения тренировочныхупражнений.



При планировании и проведении тренировочных занятий тренер-преподаватель обязан учитывать организационные условия проведения занятий

Внутренние факторы спортивного травматизма:

    • наличие врожденных и хроническихзаболеваний;

    • состояние утомления ипереутомления;

    • изменение функционального состояния организма баскетболистов, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.

При проведении тренировочных занятий предусматриваются основные организационно-профилактические меры обеспечения безопасности и снижениятравматизма обязательные к выполнению.

Методический материал

Методическое обеспечение программы направленно на развитие физических способностей обучающихся, формирование у них основ знаний для сознательного выбора и получения профессии, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, гарантирующих охрану и укрепление здоровья, формирование основ общей культуры, гражданских, эстетических и нравственных качеств, организацию досуга и отдыха детей и молодежи.

В условиях сетевого взаимодействия дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности общекультурного базового уровня по баскетболу может реализовываться и в других организациях дополнительного образования (Дворцах спорта и т. п.).

Программа основана на педагогических технологиях:индивидуализации,

игрового и группового обучения.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебногоматериала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах,учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Каждого обучающегося необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться педагогом, товарищами по группе, команде, родителями как успех, как победа ребенка над собой.

Игровые и групповые технологии (технологии игры в группе)занимают важноеместо во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическуюприродребенкаи отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии в тренировочном процессе дают возможность повысить интерес к виду спорта, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.

В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнованиях, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командной игры в баскетбол вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать результативно.

Групповые технологии на занятиях баскетболом несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой, дать общий эффект радости от общения к успешному преодолению трудностей.

Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии в тренировочном процессе дают возможность повысить интерес к виду спорта, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.

В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнованиях, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командной игры в баскетбол вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать результативно.

Групповые технологии на занятиях баскетболом несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой, дать общий эффект радости от общения к успешному преодолению трудностей.

Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.





Таблица №8

Нормативы входного контроля

п.п.

Контрольные упражнения ( тесты)

Уровень физического развития

Низкий

средний

высокий

1

Бег на 20 м сек

6,0

5,8

5,6

2

Скоростное ведение мяча 20 м сек

11,10

11,7

11,4

3

Прыжок в длину с места см

95

105

110

4

Прыжок вверх с места со взмахом руками

см


11


13


15


5

Челночный бег 40с на 28м в метрах

60

70

80

6

Бег 300м. сек

1.50

1.40

1.30



Таблица № 9

Нормативы промежуточного контроля 1 год обучения

п.п.

Контрольные упражнения ( тесты)

Уровень физического развития

Низкий

средний

высокий

1

Бег на 20 м сек

4,9

4,7

4,6

2

Скоростное ведение мяча 20 м

11,7

11,4

11,3

3

Прыжок в длину с места см

105

110

120

4

Прыжок вверх с места со взмахом руками

см


14


15


18


5

Челночный бег 40с на 28м в метрах

70

80

90

6

Бег 300м. сек

1.35

1.30

1.25



Таблица № 10

Нормативы промежуточного контроля 2 год обучения.

Контрольные упражнения

пол

Уровень физического развития

низкий

средний

высокий

Раздел « Физическая подготовленность»

Прыжок в длину с места см

девочки

110

120

125

Выпрыгивание вверх см

девочки

13

15

19

Бег 20, сек

девочки

5.0

4.8

4.5

Челночный бег 40с на 28м в метрах

девочки

75

85

95

Бег 300м . сек

девочки

1.48

1.30

1.22

Раздел « Техническая подготовленность»

Передвижение в защитной стойке , сек

девочки

13.9

12.7

11.5

Скоростное ведение с учетом попадания, сек

девочки

18.0

17.1

16.2

Передачи мяча , с попадания

девочки

17.2

16.6

16.0

Дистанционные броски

%

девочки

5

10

15



Нормативы 3 -4 года обучения

Контрольные упражнения

пол

Уровень физического развития

низкий

средний

высокий

Раздел « Физическая подготовленность»

Прыжок в длину с места см

девочки

120

125

130

Выпрыгивание вверх см

девочки

15

17

20

Бег 20, сек

девочки

5.0

4.8

4.5

Челночный бег 40с на 28м в метрах

девочки

85

95

105

Бег 300м . сек

девочки

1.48

1.30

1.22

Раздел « Техническая подготовленность»

Передвижение в защитной стойке , сек

девочки

13.9

12.7

11.5

Скоростное ведение с учетом попадания, сек

девочки

18.0

17.1

16.2

Передачи мяча , с попадания

девочки

17.2

16.6

16.0

Дистанционные броски

%

девочки

5

10

15







Таблица №11

Нормативы итогового контроля

Контрольные упражнения

пол

Уровень физического развития

низкий

средний

высокий

Раздел « Физическая подготовленность»

Прыжок в длину с места см

девочки

115

120

135

Выпрыгивание вверх см

девочки

16

20

23

Бег 20, сек

девочки

5.0

4.8

4.5

Челночный бег 40с на 28м в метрах

девочки

80

90

100

Бег 300м . сек

девочки

1.28

1.20

1.19

Раздел « Техническая подготовленность»

Передвижение в защитной стойке , сек

девочки

12.9

12.7

11.5

Скоростное ведение с учетом попадания, сек

девочки

18.0

17.0

16.0

Передачи мяча , с попадания

девочки

17.2

16.0

15.4

Дистанционные броски

%

девочки

10

15

20









Техника выполнения контрольных нормативов

      1. Бег 20 м. Выполняется в спортивной обуви в спортивном зале. В каждом забеге участвуют не менее двух спортсменов, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды. Разрешается только однапопытка.

2.Скоростное ведение мяча. Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра дриблер начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т. д. Каждый раз проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на двух шагах (правой рукой). После броска игрок снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах левойрукой.

3.Прыжок в длину с места. Из исходного положения стоя, стопы врозь,носкистоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед сместа на максимально возможноерасстояние.

4.Прыжок вверх с места со взмахом руками. Используется для определения скоростно-силовых качеств. Игрок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетбольном щите. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу наносочках.

5.Челночный бег 40 сек. Из положения высокого старта по сигналу арбитра, выполняются рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций.

6. Бег 300м. секБег на средние дистанции (300 м.) – совокупность легкоатлетических беговых дисциплин, объединяющая дистанции, длиннее, чем спринтерские, но короче, чем длинные. Организм на средних дистанциях, начав как в спринте ванаэробного режима, использующего глюкозу, переходит на кислородное дыхание и начинает расходовать запас гликогена. Фиксируется пробегание 300 метров.

7. Передвижение в защитной стойке.Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время.

8. Дистанционные броски.

Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 по раза.Количество попаданий фиксируется.

Методические указания по организации тестирования

Тестирование проводится в соответствии с внутренним календарем соревнований Учреждения в установленные сроки. Результаты тестирования заносят в ведомость (журнал), которая хранится в учебной части Учреждения.Предварительно проводится 15-минутная разминка. Для исполнения теста предоставляется по две попытки. В каждом случае дается установка на достижение максимального результата. С этой целью широко применяется соревновательный метод. Предварительно все спортсмены должны быть осмотрены врачом и иметь допуск к тренировкам.При принятии контрольно-переводных нормативов следует обратить особое внимание на соблюдение инструкций и создания единых условий для выполнения упражнений всеми лицами, проходящими спортивную подготовку.Лицам, проходящим спортивную подготовку, не сдавшим контрольно- переводные нормативы по этапам и периодам подготовки, предоставляется возможность продолжить заниматься на том же этапе подготовки в порядке, предусмотренном нормативным актом Учреждения.

Список литературы

  1. Башкирова В.Г., Портнов Ю.М., Луничкин В.Г., Духовный М.И., Мацак А.Б., Чернов С.В., Саблин А.Б. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2007. – 100 с.

  2. Цицов А.А. Студенческий спорт, массовый спорт и спорт высших достижений / А.А. Цицов, Ю.А. Ткаченко // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе : материалы науч.-практ. конф. Молодых ученых 2018

3.Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт, 2007 г. и другие источники.

4.Литвинов Е.Н. Виленский М.Я. Туркунов Б.И., Захаров Л.А. «Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном виде спорта».

5. Учебное пособие «Физическая подготовка баскетболистов», Яхонтов Е.Р., СПБ, 2007 г.;

6. Учебно-методическое пособие «Игры в тренировке баскетболистов», Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С. и др., 2008 г.;

7.Фрейзер У., Сэчер А. Баскетбол; пер. с англ. Цфасмана Р.А. [Текст] / Фрейзер У., Сэчер А. - М.: АСТ-Астрель, 2006. - 383 с.

8.Гатмен, Бил. Все о тренировке юного баскетболиста / Билл Гатмен, Том Финнеган; пер. с англ. Т. А. Бобровой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 303с.

9.Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008. - 62 с.

10. Учебное пособие «Физическая подготовка баскетболистов», Яхонтов Е.Р., СПБ, 2007 г.;

11.Учебно-методическое пособие «Игры в тренировке баскетболистов», Портных Ю.И., ЛосинБ.Е.,КитЛ.С.идр.,2008г.;

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!