СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Баскетбол"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» является программой физкультурно-спортивной направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» разработана для учащихся 5-9 класса (10-15 лет) и рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Секция  баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Баскетбол"»

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №100 Г. СОЧИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХУДЯКОВА И. С.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«БАСКЕТБОЛ»


Уровень программы: ознакомительный


Срок реализации программы: 1 год (144 часа)


Возрастная категория: от 10 до 15 лет


Форма обучения: очная


Вид программы: модифицированная


Программа реализуется на: бюджетной основе

ID-номер Программы в Навигаторе: _______



Составитель:

Узунян Елена Валерьевна., педагог

дополнительного образования МОБУ СОШ № 100,

руководитель секции

«Баскетбол»












Сочи, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка …………………………………………………….…3 Актуальность, цели и задачи программы…………………………………....3

Учебно-тематический план…………………………………………………...8

Содержание программы………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………………...15


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа разработана на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательной организации и реализацию дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844, ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 196), Краевыми методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения, 2016 г., Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20 августа 2014 года № 33660.

Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» является программой физкультурно-спортивной направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» разработана для учащихся 5-9 класса (10-15 лет) и рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Секция баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков.

Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и всестороннее развитие детей.


АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Актуальность и педагогическая целесообразность программы


В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подхода, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Программа направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности

Необходимость в создании прочной основы для воспитания здорового человека, конкурентно-способной среды, сильной, гармонично развитой личности, опирающаяся на раскрытие и использование субъектного опыта каждого обучающегося посредством применения личностно значимых способов, расширения двигательных возможностей; компенсации дефицита двигательной активности обучающихся, выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к деятельности.

Данная программа соответствует потребностям времени, так как учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительное количество желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования к занимающимся в процессе обучения. Программа даёт возможность детям на ранней стадии обучения приобщаться к здоровому образу жизни, обеспечивая тем самым всесторонний подход к воспитанию гармоничного человека средствами баскетбола.

Отличительные особенности программы.

Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей, самовыражения и личностного роста ребенка, от «массового» образования к проектированию пространства персонального образования для самореализации личности, поиска и обретения человеком самого себя, на оздоровление и разностороннее физическое развитие детей, а не на подготовку мастеров высокого класса, выявление и поддержку одаренных детей


Новизна и отличительные особенности программы.


Программа «Баскетбол», направлена на:

  1. реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная площадка),

  2. соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения; перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

  3. расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

  4. усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.


Цель и задачи программы


Цель занятий баскетболом состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей, учащихся углубить знания, расширить арсенал двигательных умений и навыков. Достигнуть более высокого уровня двигательных способностей, нравственных качеств, приобщитъ их к регулярным тренировкам.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  • сформировать у обучающихся представление о позитивных факторах влияющих на здоровье,

  • рациональной организации режима дня, учебы, отдыха, двигательной активности;

научить:

  • выполнять правила личной гигиены;

  • правилам технике и тактике игры в баскетбол,

  • определять уровень физической подготовленности;

  • приобрести потребность в занятиях спортом;

  • навыки коммуникативного общения;

  • представление об основных компонентах здорового образа жизни;

  • опыт участия в соревнованиях.


Задачи:

образовательные

- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.

- обучить технике и тактике двигательных действий.


воспитательные

- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.

- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.


развивающие

- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;

- совершенствовать навыки и умения игры;

- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма;


оздоровительные

- укрепить физическое и психологическое здоровье.

- содействовать физическому развитию.

- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.




Категория обучающихся по программе:


Программа ориентирована на детей 5-9 класс без специальной подготовки. В группы принимаются дети на добровольной основе по заявлению родителей.


Срок реализации программы.


Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза по 2 часа в неделю, 36 рабочих недель, т.е. всего 144 часа за год для одной группы.


Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.


Форма организации занятия — групповая, занятия проводятся в двух разновозрастных группах.

Формы проведения занятия — учебно-тренировочное занятия, соревнования, мастер классы. Численный состав групп по 20 человек.


Режим занятий.


Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 2х45 минут с установленными 15 мин. перерывами в соответствии с СанПиНом 24.4.3172-14 от 04.07 2014 № 41.


Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы

Метапредметные результаты: является прогресс (техническая подготовленность, физическое развитие, ментальная тонность).


Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

  • правила игры;

  • историю баскетбола;

Обучающие научатся:

  • знание разметки игровой площадки

  • простейшие игровые приемы

  • способы перемещений, ведение мяча, передачи мяча, броски


Личностные результаты:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

  • развитие двигательных (кондиционных и кординационных) способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности

  • воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.

  • формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств;

  • формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.



Условия реализации программы

1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой.

2. Уличная баскетбольная площадка.

3. Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи.

4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

5.Баскетбольная форма, жилетки разного цвета.



Качества личности учащихся


Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий баскетболом:

  1. сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.

  2. трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.

  3. выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.

  4. решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.

  5. мужество и смелость это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.

  6. уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.

  7. дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.

  8. самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.

  9. воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества.


УЧЕБНО-ТАМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы программы


Всего часов

Техника безопасности

Основы знаний

4

Теоретическая подготовка

10

Общая физическая подготовка

44

Техническая подготовка

Специальная физическая подготовка

44

Тактическая подготовка

38

Контрольные нормативы

2

Соревновательная деятельность


2

Итого


144



Теоретическая подготовка 10 часов.



п/п

Тема

Акценты

1

Состояние и развитие баскетбола в России

Изучают историю баскетбола, запоминают имена выдающихся спортсменов.

Определяют значение упражнений для укрепления здоровья.

Запоминают требования технике безопасности в игре.

Учатся контролировать свою физическую подготовленность.

Определяют значение соревнований, значение нравственных качеств в командной игре.

2

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

3


Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Гигиенические требования к занимающимся спортом

4

Профилактика травматизма в спорте

5


Общая характеристика спортивной подготовки. Планирование и контроль подготовки

6

Основы техники игры и техническая подготовка

7

Основы тактики игры и тактическая подготовка

8

Спортивные соревнования. Правила по мини-баскетболу

9

Правила по баскетболу

10

Установка на игру и разбор результатов игры



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тактическая подготовка. Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут победить противников. Успех в достижении победы определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима тактическая подготовка, позволяющая предвидеть пути борьбы с противником и наиболее эффектное использование средств. Тактическая подготовка предусматривает овладение тактикой индивидуальных, групповых и командных действий.

Командные действия воплощаются в единый план, посредством системы игры. В основе её лежит определённый принцип, позволяющий организовать усилия всех игроков. Общий план решается групповыми взаимодействиями, а в каждом конкретном случае - индивидуальными действиями (отдельными игроками). Избранная система не лишает игроков творческой активности, а направляет её, определяет характер действий в соответствии с общим планом. Успех нападения и защиты возможен только в том случае, если команда организует свои действия в соответствии с уровнем технической и физической подготовленности. Разнообразная тактика современной игры позволяет, при соответствующей подготовке игроков, вести борьбу гибко, изменяя её формы и характер.

Тактическая подготовка юных баскетболистов включает:

  • развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический приём или игровое действие;

  • овладение вариантами взаимодействий двух и трёх игроков, характерными для тактических систем игры;

  • овладение тактическими комбинациями в определённые моменты игры (начало игры с центра). Введение мяча в игру (из-за боковой и лицевой линии);

  • освоение системы игры и типичных для них комбинаций;

  • умение переключаться с одной системы игры на другую.

Тактические действия делятся на командные действия в нападении и в защите.

Тактика нападения. Команда, овладевшая мячом, становится нападающей.

Нападение - это основная функция команды в игре. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника принять выгодный ей тактический план.

Главная цель нападающей команды - забросить мяч в кольцо соперников. Чтобы добиться этого за 24 сек. необходимо использовать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные тактические ходы, рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных условий для завершающей атаки, на непосредственное проведение этой атаки и обеспечение возможности борьбы за отскок.

Тактика нападения даёт возможность команде в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты состязания выбирать и использовать наиболее целесообразные средства, способы, формы ведения планомерной атаки.

По своему характеру все действия нападения подразделяют на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные действия подразделяются на действия игрока без мяча и действия игрока с мячом. В свою очередь действия игрока без мяча делятся на выход для получения мяча и выход для отвлечения мяча. А действия игрока с мячом - на розыгрыш мяча и атаки корзины.

В соответствии с классификацией тактики коллективные действия подразделяются на групповые и командные.

Групповые действия включают: взаимодействия двух и взаимодействия трех игроков; взаимодействия двух игроков - передай мяч и выходи, заслон, наведение, пересечение; взаимодействие трёх игроков - треугольник, тройка, малая восьмёрка, скрестный выход, сдвоенный заслон, наведение на двух игроков.

Командные действия делятся на стремительное и позиционное нападение.

Стремительное нападение - это система быстрого прорыва и система эшелонированного прорыва. Позиционное нападение - это система нападения через центрового (1-2-3-х) и система нападения без центрового.

Тактика защиты. Тактические действия в защите подразделяются на индивидуальные, групповые и командные действия:

Индивидуальные действия предполагают: своевременное переключение от нападения к защите; противодействия игроку без мяча, стремящемуся получить мяч, а также игроку с мячом и его попыткам передать, вести или бросить мяч в корзину; борьба заслоном (выход на вершину заслона, проскальзывание, обход); выбор места и способа единоборства защитника; ситуации: 1 защитник - 2 нападающих; 1 защитник - 3 нападающих, и т.д.

Групповые действия это: согласованные действия 2-3-4 игроков команды, в перемещениях по всей площадке или на своей стороне; подстраховка; «ловушки»; смена игроков; ситуации: 2 защитника - 3 нападающих; 3 защитника - 4 нападающих; 4 защитника - 5 нападающих; взаимодействие двух игроков (подстраховка, переключение, проскальзывание, групповой отбор мяча); взаимодействие трёх игроков (против тройки, против малой восьмёрки, против скрестного выхода, против сдвоенного заслона, против наведения на двух).

Командные действия делятся на концентрированную и рассредоточенную защиту. Концентрированная защита включает: систему личной защиты; систему зонной защиты; систему смешанной защиты. Рассредоточенная защита включает: систему личного прессинга; систему зонного прессинга; систему смешанной защиты.


Основы знаний

Техника безопасности (4 часа)

  • понятие техники безопасности;

  • техника безопасности во время занятий физической культурой и спортивными играми;

  • правила техники безопасности на занятиях по баскетболу.

Теоретическая подготовка (10 часов)

  • дыхательная система и ее функции при занятиях физическими упражнениями;

  • что такое дыхательный режим; его значение;

  • преимущества хорошей осанки и регулярных занятий физическими упражнениями;

  • влияние семьи и сверстников на индивидуальный выбор здорового образа жизни;

  • личностные положительные качества и влияние сверстников на поведение. Что такое хорошее состояние, самочувствие?;

  • азбука баскетбола (основные технические приемы).

Общая физическая подготовка (44 часа)

  • основная стойка, построение в колонну по одному и шеренгу самостоятельно и по сигналу учителя на время,

  • размыкание в колонне и шеренге на вытянутые руки,

  • упражнения для формирования осанки, основные исходные положения для рук и ног, упражнения без предметов;

  • ходьба по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полуприседе;

  • бег в удобном спокойном темпе 3-5 минут;

  • прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением, в длину с места, с высоты 30 см;

  • метание малого мяча в цель и на дальность;

  • лазание по гимнастической стенке, скамейке, в упоре стоя на коленях, перелезание через скамейку, подлезание под гимнастического козла, коня; группировки, перекаты в группировке;

  • бег: встречная эстафета, ускорение на 30, 40, 50 м. Бег на 60 м. Бег 20 м с высокого старта. Преодоление препятствий в беге;

  • прыжки в глубину с высоты 60-70 см, напрыгивание на препятствие, прыжки в длину с места сериями отталкиваясь правой и левой ногой, прыжки в высоту, опорные прыжки;

  • метание малого мяча, набивного мяча из различных положений одной и двумя руками;

  • силовые упражнения, лазание, подтягивание сериями, переворот в упор, махом одной и толчком другой ногой; размахивание в упоре на брусьях, вис-угол в висе.

  • кувырки, стойки на голове и руках, сочетание приемов;

  • старт из положения с опорой на одну руку, эстафета, челночный бег 4X10 м и 6X10 м;

  • прыжки в длину с места и разбега, прыжки в высоту, опорные прыжки, прыжки через скакалку;

  • метания набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений двумя руками и одной, метание малого мяча и гранаты весом в 300 грамм (мальчики), метание в цель;

  • силовые упражнения со штангой и гантелями, передвижение в висе;

  • бег с низкого старта, старт из различных исходных положений, бег с преодолением 2-3 вертикальных препятствий, бег с ускорением, поворот и переменный бег, кросс 2,5 – 3 км;

  • прыжок с места, тройной, пятерной с места, напрыгивание на высоту до 80 см, прыжки в высоту с прямого разбега, прыжки способом «перешагивание», прыжки через скакалку 3 раза по 1 мин, опорные прыжки;

  • метание гранаты 300 г и 500 г на дальность;

  • подтягивание из виса, переворот в упор на низкой перекладине, переворот вперед на низкой жерди разновысоких брусьев;

  • лазание по канату на скорость с помощью ног.


Специальная физическая подготовка (82 часа)

  • броски, ловля мячей, передача партнеру;

  • остановка в движении по звуковому сигналу;

  • подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча;

  • различные игры и игровые упражнения с малыми и большими (резиновыми) мячами, стойка игрока, передвижение игрока в стойке, остановка по звуковому сигналу (свистку), различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами;

  • остановка прыжком;

  • ловля и передача мяча с шагом и сменой мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении;

  • ведение мяча с изменением направления;

  • бросок мяча одной рукой с места, бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита;

  • сочетание пройденных элементов, бросок по кольцу после ведения и остановки;

  • ведение мяча с изменением направления и скорости, остановка в два шага; ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении, передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах, передача мяча одной рукой от плеча;

  • броски мяча в корзину в движении, бросок в корзину одной рукой после движения, бросок в корзину одной рукой после ведения, броски мяча в корзину в движении после двух шагов;

  • учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам;

  • повороты на месте, остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх, ведение мяча с изменением направления (по сигналу), скорости и высоты отскока;

  • передача мяча одной рукой от плеча после ведения, передача мяча на месте с отскоком от пола;

  • броски в движении после двух шагов, бросок в прыжке одной рукой с места, бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом на 180 градусов, толкаясь одной ногой, штрафной бросок;

  • индивидуальные защитные действия: передвижение защитника, вырывание и выбивание мяча;

  • игра в защите, опека игрока;

  • учебная двухсторонняя игра.


Техническая подготовка (44 часа)

Техника – основа спортивного мастерства. Передвижение по площадке в низкой стойке. Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.

Техника передвижений. Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита. Техника защиты.

Техника владения мячом. Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад.

Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча.

Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок, поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.

Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.

Техника нападения. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко– на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.

Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске. Перехват мяча.

Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения, бросков, поворотов. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые технические действия.


Тактическая подготовка (38 часов)

Тактика нападения.

индивидуальные действия: умение правильно выбрать место и своевременно применять передачу, ведение, бросок;

групповые действия: взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2 х 1);

командные действия: нападение с целью выбора свободного места.


Тактика защиты.

индивидуальные действия: противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч;

командные действия: личная защита; контрольные игры и соревнования; правила соревнований, положение о соревнованиях, расписание игр, оформление хода и результатов соревнований.


Контрольные нормативы (2 часа)

учебно-тренировочные игры, соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола, сдача тестов.


Соревновательная деятельность (2 часа)

Подвижные игры с мячом и без мяча («Вышибалы», «Собачка», футбол, салки и т.д.). Тренировочные игры 1 на 1, 3 на 3, 5 на 5. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.

Участие и проведение спортивных соревнований, товарищеских игр.


































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителей:


  1. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. № 19993. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.

  2. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях программам дополнительного образования детей».

  3. Приказ Минспорта РФ от 24.10.2012 № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации».

  4. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. //Физкультура в школе – 1990. -№7с. 15-17.

  5. Литвинов Е.Н. Виленский М.Я. Туркунов Б.И., Захаров Л.А. «Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном виде спорта».

  6. В.И. Лях, М.Я. Виленский. ФГОС Физическая культура. Рабочая программа Предметная линия учебников 5-9 класс.

  7. Методическое пособие Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.

  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  9. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 257- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

  10. Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 - ФЗ от 4 декабря 2007 г.


Для учеников:


1. Под редакцией ВиленскогоМ. Я. Физическая культура 5,6,7 класс. Учебник.

2. Пайе, Б. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных / Б. Пайе. - М.: ТВТ Дивизион, 2017

3. Нортон, Б. Упражнения в баскетболе. - М., 2009.



15