СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии 6 класс (Пасечник)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии 6 класс (Пасечник)»

МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района Московской области




Утверждаю

Директор Удельнинской

гимназии

_______ Н.А. Арюлина/

Приказ № от


«» сентября 2019г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

(базовый уровень)


6 «А», «Б», «В», « Г» классы

Составитель: Кононова Мария Игоревна,

учитель биологии




2019 – 2020уч.год


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12. 2003 г. № 21/ 12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 5.03. 2004 г. № 1089. Примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263). За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника, автор составитель Пальдяева Г. М. – Москва, Дрофа, 2014г. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2009, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Таким образом, одной из главных задач является обеспечение высокой биологической и прежде всего экологической и природоохранительной грамотности.


Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

6 класс (34 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Резерв времени — 2часа.

Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.

Основные виды учебной деятельности.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

III. Планируемые предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ. Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 6 КЛАСС»

Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Общее количество часов — 34, в неделю — 1час.

Ресурсы уроков: учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику.


дата

№ уро

ка

Тема урока

Основы

учебно-исследовательской деятельности

Основное содержание темы, термины и понятия


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)


02.09-06.09

1

Строение семян двудольных растений

Лабораторная работа№1

Изучение строения семян двудольных растений

Строение семян Особенности строения семян двудольных растений

.


09.09-13.09

2

Строение семян однодольных растений

Лабораторная работа№2

Изучение строения семян однодольных растений

Особенности строения семян однодольных растений


16.09-20.09

3

Виды корней. Типы корневых систем

Лабораторная работа№3

Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.


23.09-27.09

4

Строение корней

Лабораторная работа№4

Корневой чехлик и корневые волоски

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.


30.10-04.10

5

Условия произрастания и видоизменения корней


Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней

07.10-11.10

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Лабораторная работа№5

Строение почек. Расположение почек на стебле


Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.


14.10-18.10

7

Внешнее строение листа

Лабораторная работа№6

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение


Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.


21.10-25.10

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Лабораторные работы №7

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа.

28.10-01.11

9

Строение стебля. Многообразие стеблей

Лабораторная работа №8

Внутреннее строение ветки дерева


Строение стебля. Многообразие стеблей

11.11-15.11

10

Видоизменение побегов

Лабораторная работа №9

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)


Строение и функции видоизмененных побегов

18.11-22.11

11

Цветок и его строение

Лабораторная работа №10

Изучение строения цветка

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.


25.11-29.11

12

Соцветия

Лабораторная работа №11

Ознакомление с различными видами соцветий


Виды соцветий. Значение соцветий

02.12-06.12

13

Плоды и их классификация

Лабораторная работа №12

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Строение плодов. Классификация плодов.


09.12-13.12

14

Распространение плодов и семян


Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

16.12-20.12

15

Контрольная работа №1

по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений


Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)


23.12-27.12

16

Минеральное питание растений



Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвеннымпитанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений.

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

09.01-17.01

17

Фотосинтез


Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза..

Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза

20.01-24.01

18

Дыхание растений


«транспирация», «устьица»

Дыхание растений, его сущность

Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

27.02-31.01

19

Испарение воды растениями. Листопад


Листопад, условия, влияющие на испарение, значение испарения

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

03.02-07.02

20

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Лабораторная работа №13

Передвижение веществ по побегу растения

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

10.02-14.02

21

Прорастание семян

Лабораторная работа №14

Определение всхожести семян растений и их посев

Роль семян в жизни растений..


. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков

17.02-21.02

22

Способы размножения растений


Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение.

Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

24.02-28.02

23

Размножение споровых растений


Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий».

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

02.03-06.03

24

Размножение семенных растений


Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

09.03-13.03

25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Лабораторная работа№15

Вегетативное размножение комнатных растений


Способы вегетативного размножения.


Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».


Раздел 3. Классификация растений (6 часов)


16.03-20.03

26

Систематика растений


Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

30.03-03.04

27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные


Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

06.04-10.04

28

Семейства Пасленовые и Бобовые


Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые

13.04-17.04

29

Семейство Сложноцветные


Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные

20.04-24.04

30

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.


Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные

27.04-01.05

31

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Защита проектов


Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком


Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)


04.05-08.05

32

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе


Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».

11.05-15.05

33

Развитие и смена растительных сообществ


Экскурсия Природное сообщество и человек

Правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания

Определяют понятие «смена растительных сообществ»

18.05-22.05

34

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Адыгея»

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране и Республике Адыгея Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».


1- час резерв






СОГЛАСОВАНО

Рук. кафедры естественных наук __________/Стрельчик С.А./

Протокол № __ от «» _августа_ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР ____________/Тулаев К.Б./

«____» _________2019 г.













3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!