СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АО программа по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АО программа по чтению»

11

СКОШИ №2 VIII вида Директор Воропаев В. И.


















РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Предмет: чтение

Класс: 8 «б»

Тип программы: адаптированная образовательная программа

Количество часов: 132

Составитель: учитель начальных классов Лодыга И.И.


















г. Улан-Удэ

2017/18 уч. г.

Речевая характеристика обучающихся 8 «б» класса.


В классе 10 человек, из них 2 девочки и 8 мальчиков. Дети разных возрастных групп и возможностей.

По развитию речи:

  • 1 ученик не речевой:

- О. Ч. Самостоятельной речи нет. Слова произносит по подражанию. Самостоятельно произносит короткие хорошо знакомые слова «сок», «лук». В изолированной позиции правильно проговаривает 19 звуков. Наблюдаются замены: [ш]-[с], [р]-[л], [з]-[ж]. Искажает звуки [т д й ц ч]. Навыки слогового чтения на стадии формирования. Читает по слогам с помощью фонетической ритмики.

  • 7 учеников говорящие:

- Ц. Ц. В изолированной позиции правильно проговаривает 25 звуков. Дефекты произношения: [р]-[л]. Звук [д] заменяет звуком [г]. Самостоятельно называет хорошо знакомые предметы. Навыки слогового чтения сформированы. При чтении нарушает структуру слова. Незнакомые и труднопроизносимые слова заменяет жестами или говорит по подражанию.

- Ш. А. В изолированной позиции правильно проговаривает 22 звука. Речь не внятная. Читает по слогам.

- Х. И. В изолированной позиции правильно проговаривает 26 звуков. Имеет дефекты произношения: [р]-[л]. Даёт краткие ответы на вопросы. Может сам задать вопрос. Не дифференцирует твёрдые и мягкие согласные звуки. Читает по слогам. При чтении нарушает структуру слова. Отвечает на вопросы по содержанию текста.

- Ч. С. не имеет дефектов произношения. Может говорить простыми предложениями. Читает слоги. Текст читать затрудняется. Испытывает трудности в слиянии звуков.

- Т. Л. В изолированной позиции правильно проговаривает все звуки. Не дифференцирует мягкие и твёрдые согласные. Читает по слогам и целыми словами. При чтении нарушает структуру слова. Ответы на вопросы методом проб и ошибок находит в тексте.

- А. В. Имеются дефекты произношения. Может говорить простыми предложениями.

- К. Т. не имеет дефектов произношения. Читает слоги по буквам. Выражает свои желания простыми предложениями. Отвечает на вопросы по содержанию текста.

- Г. П. не имеет дефектов произношения звуков. Навыки слогового чтения сформированы. В речи эхолалия. На вопросы не отвечает.

- Н. С. не имеет дефектов произношения. Читает слоги по буквам. Выражает свои желания простыми предложениями. Отвечает на вопросы по содержанию текста.

На основе речевой характеристики учащихся можно класс разделить на

3 группы:

1 группа – говорящие и читающие (Х. И., Т. Л., Ц. Ц., Г. П., Ш. А.)

2 группа – не речевые, но читающие с помощью фонетический ритмики (О. Ч.)

3 группа – говорящие, но испытывающие особые трудности при чтении (К. Т., Ч. С., Н. С., А. В.).












Пояснительная записка.


Рабочая программа по чтению адресована для обучающихся 8 «б» класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена в соответствии следующих документов:

- приказа Минобрнгауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011 г.

- учебно-методического комплекса Чтение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. (Автор-составитель С.Ю. Ильина, А.А. Богданова). – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ 2014 г.

- Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,

- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ педагогов.

с учётом общих закономерностей и специфических особенностей детей с УУО, типичных трудностей и путей их преодоления.

Для детей с УУО чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами дети овладевают в разные временные сроки.

Основными задачами обучения чтению являются: учить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное с опорой на наглядный материал. Формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение (с помощью учителя) разбираться в содержании прочитанного.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с УУО (интеллектуальными нарушениями) в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Учащиеся пока читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Учащиеся знакомятся с выразительностью речи.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе адаптированного чтения текста учителем с последующим анализом прочитанного произведения. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Особое значение в процессе обучения чтению уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся учатся правильному, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

  • Техника чтения. Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

  • Понимание читаемого. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного на основе иллюстративного материала к тексту. Нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

  • Развитие устной речи. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

  • Внеклассное чтение. Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

  • Примерная тематика. Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

Из-за неоднородности детей материал программы варьируется. В связи с этим планирование составлено в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.

Детям, условно относящихся к первой группе, овладевшим навыками слогового чтения (Хлебодаров И., Тыкшеева Л., Цыбудеев Ц., Шакиров А., Гармаев П.), больше внимания уделяется на чтение текстов, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого и обогащения активного словаря. Основным методом обучения является чтение по следам анализа.

С детьми 2-3 группы продолжается работа на формирование умения читать по слогам (не прибегая к фонетической ритмике). Работа с текстом организуется после слухового восприятия.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю, что составляет 132 учебных часов в год.

I четверть – 32 часа

II четверть – 28 часов

III четверть – 40 часов

IV четверть – 32 часа


Усвоение программного материала по чтению за год:

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно читать по слогам (читать совместно с учителем) короткие тексты;

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение;

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—5 коротких стихотворений, читать их перед учащимися класса.

Уровень овладения учебным материалом определяется в ходе наблюдения за деятельностью детей на уроке и по результатам проведения контрольно-измерительного материала в конце каждой четверти. Результаты фиксируются в диагностической карте по данному предмету и оцениваются по пятибалльной системе «девальвации» балла.

Высший (первый) уровень требований характеризуется выставлением 5 (пяти баллов) за применение теории на практике в творческих, неалгоритмизированных, нестандартных ситуациях; 4 — за репродуктивные, элементарные умения и навыки, 3 — за понимание теории.

Средний (второй) уровень требований характеризуется выставлением 5 (пяти баллов) за репродуктивные, алгоритмизированные умения и навыки, 4 — за понимание и 3 — за запоминание теории.

Низший (третий) уровень требований характеризуется выставлением 5 (пяти баллов) за понимание теории, 4 — за запоминание учебного материала, 3 — за различение, распознавание.

Учащиеся, условно отнесённые к первой группе, оцениваются согласно среднему (второму) уровню требований. А учащиеся, условно отнесённые ко второй и третьей группе, оцениваются согласно третьему уровню требований. Итоговая оценка за учебный год выставляется по результатам четвертных оценок.

Учебным материалом учащиеся овладевают под руководством учителя. Домашнее задание носит индивидуальный дифференцированный характер.
































Содержание программы.


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Здравствуй школа!

9

1.1

Сентябрь. М. Садовский

1

1.2

Весёлая улица. По В. Воскобойникову

1

1.3

Первое сентября. В. Берестов

1

1.4

Завтра в школу. По рассказу В. Драгунского «Первый день»

1

1.5

Пятёрка. По Э. Шиму

1

1.6

Кто лучшим будет. В. Бирюков

1

1.7

Обида. По В. Хомченко

1

1.8

Наша учительница. А. Аксёнова

1

1.9

Проверь себя!

1

2

Осень наступила…

12

2.1

Осень. О. Высотская

1

2.2

Последний лист. По Ю. Ковалю

1

2.3

«Осень…» (в сокращении) А. Толстой

1

2.4

Сентябрь на дворе. По рассказу Н. Сладкова «Кто куда»

1

2.5

Воробей. В. Степанов

1

2.6

Лето на верёвочке. По А. Баркову

1

2.7

Улетают, улетели. Е. Благинина

1

2.8

За кормом для птиц. По рассказу Л. Воронковой «Танины дела»

1

2.9

В октябре. Г. Ладонщиков

1

2.10

Страшный невидимка. По Н. Сладкову

1

2.11

Осень наступила… А. Плещеев

1

2.12

Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой

1

3

Учимся трудиться.

13

3.1

Всё для всех. Ю. Тувим

1

3.2

Работа. По Д. Габе

1

3.3

Мои помощники. В. Орлов

1

3.4

Бабушка и внучка. По рассказу А. Потаповой «Бабушкина наука»

1

3.5

Повара. Б. Заходер

1

3.6

Сюрприз. По М. Дружининой

1

3.7

Маргаритка. О. Высотская

1

3.8

Пуговица. По В. Хомченко

1

3.9

Портниха Г. Ладонщиков

1

3.10

Пуговица. В. Осеева

1

3.11

Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину

1

3.12

Как Алёшке учиться надоело. По С. Баруздину

1

3.13

Чем пахнут ремёсла (в сокращении). ДЖ. Родари

1

4

Ребятам о зверятах.

13

4.1

Лисята. По рассказу Е. Чарушина «Путешественники»

1

4.2

Заяц. Е. Тараховская

1

4.3

Ёж. По М. Пришвину

1

4.4

Материнская забота. По А. Баркову

1

4.5

Белёк. По Г. Снегирёву

1

4.6

Пин и Гвин. В. Приходько

1

4.7

Галка. По Б. Житкову

1

4.8

Куриный воспитанник. По В. Гаранжину

1

4.9

Добрый волк. По М. Тарловскому

1

4.10

Живая шляпа. По Н. Носову

1

4.11

Котята. По Н. Павловой

1

4.12

Кошкин щенок (в сокращении). В. Берестов

1

4.13

Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому

1

5

Чудесный мир сказок

9

5.1

Лиса и Журавль (Русская народная сказка)

1

5.2

Храбрый баран (Русская народная сказка)

1

5.3

Лиса и тетерев (Русская народная сказка)

1

5.4

Овечка и волк (Украинская народная сказка)

1

5.5

Медведь и пчёлы (Башкирская народная сказка)

1

5.6

Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)

1

5.7

Лиса и куропатка (Французская народная сказка)

1

5.8

Куцый Хвост (Абхазская народная сказка)

1

5.9

Глупый котёнок (Удмуртская народная сказка)

1

6

Зимушка-зима.

20

6.1

Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня)

1

6.2

Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки

1

6.3

Декабрь. М. Сладков

1

6.4

Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой

1

6.5

Второе полугодие


6.6

В новогоднюю ночь С. Попов

1

6.7

Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву

1

6.8

Такой вот герой. По А. Потаповой

1

6.9

Зима С. Есенин

1

6.10

Подарок. С. Суворова

1

6.11

У Ники новые лыжи. По В. Голявкину

1

6.12

С прогулки. И. Шевчук

1

6.13

Неудачная находка. По М. Быковой

1

6.14

Детство. И. Суриков

1

6.15

Что за зверь? По Е. Чарушину

1

6.16

Не стучать – все спят. По Э. Шиму

1

6.17

Зайка. В. Степанов

1

6.18

Еловая каша. По Н. Сладкову

1

6.19

Снежок З. Александрова

1

6.20

Коллективная печка. По С. Баруздину

1

6.21

Доскажи словечко. В. Аникин

1

7.

Так нельзя, а так можно.

10

7.1

Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой

1

7.2

Птица-синица. По В. Хромченко

1

7.3

Дельный совет. Г. Ладонщиков

1

7.4

Косточка. По Л. Толстому

1

7.5

Праздничный стол. По С. Георгиеву

1

7.6

За игрой. В. Берестов

1

7.7

Бревно. С. Баруздин

1

7.8

Как Артёмка котёнка спас. А. Седугин

1

7.9

Подвиг.

1

7.10

Лесные доктора. По В. Бирюкову

1

8

Весна в окно стучится

19

8.1

«Зима недаром злится…» Ф. Тютчев

1

8.2

Весенняя песня. По В. Бирюкову

1

8.3

Веснянка (Украинская народная песня)

1

8.4

Сосулька. По Э. Шиму

1

8.5

Выгляни, Солнышко… (Русская народная песня)

1

8.6

Мамин портрет. С. Вербова

1

8.7

Разноцветный подарок. П. Синявский

1

8.8

Тихо-тихо. А. Седугин

1

8.9

Лицом к весне. Р. Сеф

1

8.10

Ледоход. С. Вербова

1

8.11

Сон Медвежонка. Р.Фархади

1

8.12

Медведь проснулся. Г. Ладонщиков

1

8.13

Заяц на дереве. По В. Бианки

1

8.14

Наши гости. С. Погореловский

1

8.15

Скворушка. По Г. Скребицкому

1

8.16

Весенняя гостья. И. Белоусов

1

8.17

Пчёлки на разведках. По К. Ушинскому

1

8.18

Тюльпаны. По А. Баркову

1

8.19

Доскажи словечко. Е. Савельева

1

9

Весёлые истории

7

9.1

Перепутаница. Р. Фархади

1

9.2

Эхо. По Г. Остеру

1

9.3

Кто кем становится. В. Шибаев

1

9.4

Волшебный барабан. А. Усачёв

1

9.5

Шишки. М. Пляцковского

1

9.6

Портрет. По Ю. Степанову

1

9.7

Булочная песенка. М. Бородицкая

1

10

Родина любимая

8

10.1

Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков

1

10.2

Наше Отечество. По К. Ушинскому

1

10.3

Флаг России. По Т. Кудрявцевой

1

10.4

Главный город страны. М. Ильин

1

10.5

Песня. В. Степанов

1

10.6

День Победы. А. Усачёв

1

10.7

Страшный склад. По С. Баруздину

1

10.8

Тульские пряники. По С. Алексееву

1

11

Здравствуй, лето!

8

11.1

Что такое лето? А. Усачёв

1

11.2

Что сказала бы мама? По Л. Ворогковой

1

11.3

Земляника. М. Дружинина

1

11.4

Куда исчез гриб? По В. Хомченко

1

11.5

Ёж-спаситель. По В. Бианки

1

11.6

Жарко. Р. Фархади

1

11.7

Верное время. По Э. Шиму

1

11.8

Доскажи словечко. Е. Савельева

1

12

Повторение.

4


Итого:

132



Календарно-тематический план.


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности

учащегося

Дата проведения урока

план

факт

1

Здравствуй школа!

9


01.09


1.1

Сентябрь.

М. Садовский

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 4.

Учить стихотворение наизусть.

04.09


1.2

Весёлая улица.

По В. Воскобойникову

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 5.

Чтение по цепочке.

05.09


1.3

Первое сентября.

В. Берестов

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 6.

06.09


1.4

Завтра в школу.

По рассказу В. Драгунского «Первый день»

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 7.

Чтение по ролям.

08.09


1.5

Пятёрка. По Э. Шиму

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 8-9.

Чтение по цепочке.

11.09


1.6

Кто лучшим будет.

В. Бирюков

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 10-11.

Чтение по ролям.

12.09


1.7

Обида. По В. Хомченко

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 12.

Чтение по ролям.

13.09


1.8

Наша учительница.

А. Аксёнова

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 13-14.

Чтение по цепочке.

15.09


1.9

Проверь себя!

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 15.

18.09


2

Осень наступила…

12




2.1

Осень. О. Высотская

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 16.

Учить стихотворение наизусть.

19.09


2.2

Последний лист.

По Ю. Ковалю

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 17-18.

Чтение по цепочке.

20.09


2.3

«Осень…»

А. Толстой

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 19.

22.09


2.4

Сентябрь на дворе. По рассказу Н. Сладкова «Кто куда»

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 19-20.

Чтение по ролям.

25.09


2.5

Воробей. В. Степанов

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 21.

Учить стихотворение наизусть.

26.09


2.6

Лето на верёвочке.

По А. Баркову

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 22-23.

Чтение по цепочке.

27.09


2.7

Улетают, улетели.

Е. Благинина

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 24-25.

Учить стихотворение наизусть.

29.09


2.8

За кормом для птиц. По рассказу Л. Воронковой «Танины дела»

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 26.

Чтение по цепочке.

02.10


2.9

В октябре.

Г. Ладонщиков

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 27.

Учить стихотворение наизусть.

03.10


2.10

Страшный невидимка. По Н. Сладкову

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 28-29.

Чтение по цепочке.

04.10


2.11

Осень наступила…

А. Плещеев

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 30.

Учить стихотворение наизусть.

06.10


2.12

Сказка об осеннем ветре.

По Н. Абрамцевой

1

Чтение слоговых таблиц.

Работа с учебником с. 31-33.

Чтение по цепочке.

09.10























Учебно-методическое обеспечение.


1. В.И. Ковшиков. Исправление нарушений различения звуков. С.-П.: КАРО, 2006г.

2. Волина В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 г.

3. Подвижная азбука букв и слогов.

4. Предметные и сюжетные картинки.

5. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011 г.

6. Слоговые таблички.

7. Чтение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.(автор-составитель С.Ю. Ильина, А.А. Богданова). – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ 2014 г.

Лодыга Ирина Ивановна