СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебной дисциплине "эффективное поведение на рынке труда"

Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда"»

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 15 «Эффективное поведение на рынке труда»


























2020






Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»


Организация-разработчик: ТОГАПОУ «Промышленно – технологический колледж»


Разработчик:

Пономарева Т.А., преподаватель
















































СОДЕРЖАНИЕ




  1. общая характеристика рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации программы учебноЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебноЙ ДИСЦИПЛИНЫ





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 15 «Эффективное поведение на рынке труда»


    1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».

.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.



  • осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда;

  • анализировать рынок труда региона и с учетом результатов проведенного анализа вносить коррективы в построение своей профессиональной карьеры;

  • составлять собственный план карьерного роста;

  • оперативно и эффективно решать социально-профессиональные задачи;

  • вырабатывать личную стратегию и тактику поиска работы, продвижения себя на рынке труда;

  • сообщать сведения о себе и заполнять различные виды анкет, резюме, заявлений,оформлять документы, необходимые для трудоустройства;

  • вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения;

  • владеть эффективными способами делового общения;

  • пользоваться электронной почтой;

  • поддерживать собственную профессиональную конкурентоспособность на всех этапах профессиональной карьеры;

  • адаптироваться на рабочем месте.


  • закономерности и тенденции изменений на рынке кадровых ресурсов, перечень наиболее востребованных профессий;

  • формы занятости, типы и виды безработицы;

  • пути построения профессиональной карьеры, способы поддержания профессиональной конкурентоспособности на всех этапах профессиональной карьеры;

  • эффективные способы поиска работы, делового общения;

  • особенности и черты официально-делового стиля речи;

  • клише для написания делового письма, заявления, резюме;

  • требования к оформлению официальной-деловой документации, необходимой для трудоустройства;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций;

  • формы и способы адаптации на рабочем месте.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

72

Объем учебной дисциплины

73

в том числе:


теоретическое обучение

58

практические занятия

14

самостоятельная работа

-

консультации

1

Промежуточная аттестация в форме зачета в 7 семестре






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Раздел 1.

Основные понятия и направления анализа рынка труда

16


Тема 1.1.

Понятие «рынок труда»


Содержание учебного материала

2

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 05.

ОК 09.

ОК 11.

Понятие «рынок труда».

Рабочая сила как товар.

Понятия «трудовые ресурсы», «трудоспособное население».

Стадии движения рабочей силы.

Тема 1.2.

Спрос и предложение на рынке труда

Содержание учебного материала

4



ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.


Понятие «спрос и предложение» на рынке труда

Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы.

Новые формы занятости.

Безработица, ее типы, виды.

Посреднические службы на рынке труда.

Государственные службы занятости. Рекрутинговые фирмы.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Самостоятельная работа обучающихся: Проектная деятельность «Новые формы занятости», работа в справочно-правовой системе «Консультант плюс», изучение Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

-

Тема 1.3.

Современный рынок труда и его особенности

Содержание учебного материала

4





ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 11.

Общая характеристика современного рынка труда в России.

Молодежь на рынке труда.

Мировые и российские тенденции развития рынка труда (по уровню подготовки специалистов). Потребности строительной отрасли промышленности в квалифицированных кадрах.

Конкуренция на рынке труда.

Самостоятельная работа обучающихся: Написать эссе «Изменение общих требований к работнику в XXI веке».

-

Тема 1.4.

Современная ситуация на рынке труда в Тамбовской области и перспективы ее развития



Содержание учебного материала

4




ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.



Общая характеристика экономического развития потенциала Тамбовской области.

Современное состояние экономики региона и ее важнейших отраслей, тенденции их развития. Региональные инвестиционные программы социально-экономического развития региона, перспективы рынка труда.

Занятость населения.

Безработица в области, ее виды. Молодежная безработица.

Отраслевая структура занятости.

Анализ текущего спроса и предложения на рынке труда области (по профессиям и специальностям, уровню профессиональной подготовки).

Практическая работа 1. «Анализ современной ситуации на рынке труда в регионе»

2

Самостоятельная работа обучающихся: Ознакомиться с документом «Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года» (изучение раздела «Основные тенденции развития секторов экономики», подготовка сообщений)

-

Раздел II.

Профессиональная деятельность и профессиональная карьера

14


Тема 2.1.

Профессиональная деятельность и ее субъект

Содержание учебного материала

6



ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.



Типы и виды профессиональной деятельности.

Режимы профессиональной деятельности: работа по найму, самозанятость, предпринимательство и др. Профессиональная деятельность в государственном и частном секторах.

Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства («вечные» профессии и специальности, обслуживающие насущные потребности человека; «сквозные», «десантные», «перспективные», «свободные» профессии и специальности для режима самозанятости).

Понятие «конкурентоспособность профессий и специальностей», модели конкурентоспособности. Профессиональная компетентность – залог конкурентоспособности на рынке труда.

Практическая работа 2. «Определение психологической готовности к профессиональной деятельности»

2

Самостоятельная работа обучающихся: Изучить вопрос «Влияние инновационного профессионального уровня выпускников ОУ СПО на инновационное развитие предприятий»

-

Тема 2.2.

Профессиональная карьера


Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.

Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды профессиональных карьер.

Типы личности человека и выбор типа и вида профессиональной карьеры.

Планирование и реализация профессиональной карьеры. Фазы развития профессионала.

Учет потребностей рынка труда и формирование, совершенствование профессионально-важных деловых и личных качеств.

Практическая работа 3. «Составление плана собственного карьерного роста»

2

Самостоятельная работа обучающихся: Творческая работа (презентация, сообщение, исследовательская деятельность) по теме: «Тип личности человека и выбор вида и типа профессиональной карьеры»

-

Раздел III.

Технология трудоустройства

28


Тема 3.1.

Эффективные способы поиска работы

Содержание учебного материала

6


ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.

Профессиональные цели будущих специалистов, источники информации об имеющихся рабочих местах. Эффективные способы поиска работы: непосредственное обращение к работодателю, участие в презентациях компаний и ярмарках вакансий, публикации о вакансиях в СМИ, сайтах компаний – работодателей, использование данных информационного банка вакансий, получение индивидуальных консультаций в государственных службах занятости, обращение в кадровые агентства, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством, использование личных связей, собственные объявления в СМИ и глобальной сети Интернет, телефонные звонки потенциальным работодателям.

Самостоятельная работа обучающихся: Посещение центра занятости г. Мичуринска с целью ознакомления с вакансиями профессий и возможностями повышения квалификации или переобучения.

-

Тема 3.2.

Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства

Содержание учебного материала

6



ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.



Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Собеседование с работодателями. Основные вопросы к кандидату при приеме на работу и технология ответов.

Анкета при приеме на работу.

Телефонные переговоры с работодателем, техника их ведения.

Подготовка к собеседованию с работодателем.

Внешний вид соискателя вакансии.

Манеры поведения и речи, впечатление.

Самопрезентация работника: способы и приемы подачи себя в «выгодном свете».

Практическая работа 4. «Моделирование ситуаций поиска работ (построение сети контактов при поиске работы, телефонные звонки потенциальным работодателям)».

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление и заполнение анкет при приеме на работу. Контрольная работа «Ключевые факторы успешного трудоустройства»

-

Тема 3.3.

Конфликтные ситуации при трудоустройстве, их предотвращения и разрешения

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.

Конфликтные ситуации при трудоустройстве, пути их предотвращения и разрешения. Проектирование индивидуальных моделей в затруднительных ситуациях взаимодействия.

Практическая работа 5. «Решение ситуационных задач в условиях собеседования с работодателем. Работа с психологическими профессиональными тестами, анализ конфликтных ситуаций».

2

Тема 3.4.

Документы, необходимые для трудоустройства

Содержание учебного материала

6



ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.


Подбор и оформление документов, необходимых для трудоустройства.

Трудовая книжка.

Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю, основные правила их разработки и оформления.

Характеристика соискателя вакансии. Основные требования к содержанию и оформлению рекомендательных писем и писем-напоминаний.

Деловое письмо с послужным списком кандидата.

Практическая работа 6. «Составление документов для самопрезентации (объявление, резюме, деловое письмо)».

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление автобиографии, резюме.

-

Раздел IV.

Адаптация на рабочем месте

14


Тема 4.1.

Понятие, виды, формы и способы адаптации

Содержание учебного материала

6

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.

Понятие «адаптация». Виды адаптации: социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Основные черты эффективной адаптации.

Роль коммуникативной компетенции.

Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.


Практическая работа 7. «Моделирование, решение и анализ ситуационных задач по теме «Твой первый рабочий день».

2

Тема 4.2.

Условия адаптации и профессионального роста

Содержание учебного материала



Планирование и реализация профессиональной карьеры.

Анализ собственных резервов по результатам первых месяцев работы, корректировка профессионального поведения и деятельности.

Приобретение и совершенствование профессиональных компетенций с учетом конъюнктуры регионального рынка труда и требований конкретного рабочего места.

Самообразование и повышение квалификации как необходимые условия адаптации и профессионального роста. Формы и методы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.

Контрольная работа по курсу «Эффективное поведение на рынке труда»

2


Всего:

72


Консультации


1


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Учебный кабинет, имеющий:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по учебному курсу;

- технические средства обучения.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- экран.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1.Печатные издания:

  1. Алашеева С.Ю., Зубова Е.Т., Кирюшина Т.Н., Посталюка Н.Ю. Эффективное поведение на региональном рынке труда. – Самара, 2018;

  2. Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Булаева и проф. Н.А. Иволгина. – М., Наука, 2016;

  3. Рофе А.И. Управление человеческими ресурсами. – М., МИК, 2017;

  4. Кузнецова И.В., Филина С.В. Эффективное поведение на рынке труда: Учебно-методическое пособие для выпускников. – М.: Экзамен, 2017.

  5. Эффективное поведение на рынке труда. Учебно-методическое пособие для выпускников профессиональных учебных заведений. Ярославль, 2018;

  6. Пасс Ю.В., Горина К.А., Беляева Е.А. и др. Трудоустройство. Советы профессионалов. М., 2019;

  7. Книбель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. М., 2017;

  8. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. М., 2016;

  9. Хлопова Т.В. Конкурентоспособность работника предприятия. // Трудовое право, 2018;

3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы):

  1. http://azps.ru/handbook/p/prog477.html

  2. http://www.career-st.ru/specialist/docladi/5

  3. http://yandex.ru/yandsearch?text=

  4. http://www.stavkub.ru/proekty-skjub/o-proffessii-i-karere/vistavka/razdel13/kniga1

  5. http://www.tatiana.lact.ru/e/329024-oanovyi-effektivnogo-povedeniya-na-ryinke-trud










  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • закономерности и тенденции изменений на рынке кадровых ресурсов, перечень наиболее востребованных профессий;

  • формы занятости, типы и виды безработицы;

  • пути построения профессиональной карьеры, способы поддержания профессиональной конкурентоспособности на всех этапах профессиональной карьеры;

  • эффективные способы поиска работы, делового общения;

  • особенности и черты официально-делового стиля речи;

  • клише для написания делового письма, заявления, резюме;

  • требования к оформлению официальной-деловой документации, необходимой для трудоустройства;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций;

  • формы и способы адаптации на рабочем месте.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда;

  • анализировать рынок труда региона и с учетом результатов проведенного анализа вносить коррективы в построение своей профессиональной карьеры;

  • составлять плансобственногокарьерного роста;

  • разрабатывать личную стратегию и тактику поиска работы;

  • оперативно и эффективно решать социально-профессиональные задачи;

  • вырабатывать личную стратегию и тактику поиска работы, продвижения себя на рынке труда;

  • сообщать сведения о себе и заполнять различные виды анкет, резюме, заявлений, оформлять документы, необходимые для трудоустройства;

  • вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения;

  • владеть эффективными способами делового общения;

  • пользоваться электронной почтой;

  • поддерживать собственную профессиональную конкурентоспособность на всех этапах профессиональной карьеры;

  • адаптироваться на рабочем месте.

- имеет представление о закономерностях и тенденции изменений на рынке кадровых ресурсов;

- ориентируется в перечне наиболее востребованных профессий;

- владеет информацией о формах занятости, типах и видах безработицы;

  • осуществляет поиск и анализ информации о рынке труда;

  • планирует пути построения собственной профессиональной карьеры;

  • выбирает эффективные способы поиска работы;

  • устанавливает межличностное общение, деловое общение в ситуации поиска работы;

  • ведетэтикетный диалог в ситуациях официального общения;

  • заполняет необходимые официальные документы;

  • отбирает сведения для самопрезентации, необходимые в рамках делового общения;

  • видит пути предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций;

  • эффективно решает ситуационные задачи о способах адаптации на рабочем месте;

  • ориентируется в способах поддержания профессиональной конкурентоспособности на всех этапах профессиональной карьеры.


Оценка результатов:

- выполнения практических работ;

- тестирований;

- выполнения творческой работы (эссе, проектно-исследовтельской деятельности);

-разработки мероприятий по поиску информации о вакансиях;

-составления автобиографии, резюме, делового письма, объявления о поиске работы, заявления о приеме на работу;

- заполнения анкеты;

- анализа социально-профессиональных ситуаций;

-проектной деятельности;

- анализа информационных источников;

- моделирования и решения ситуационных задач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!