Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
.
Учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. | Основные понятия и направления анализа рынка труда | 16 | |
Тема 1.1. Понятие «рынок труда» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 09. ОК 11. |
Понятие «рынок труда». Рабочая сила как товар. Понятия «трудовые ресурсы», «трудоспособное население». Стадии движения рабочей силы. |
Тема 1.2. Спрос и предложение на рынке труда | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Понятие «спрос и предложение» на рынке труда Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Новые формы занятости. Безработица, ее типы, виды. Посреднические службы на рынке труда. Государственные службы занятости. Рекрутинговые фирмы. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». |
Самостоятельная работа обучающихся: Проектная деятельность «Новые формы занятости», работа в справочно-правовой системе «Консультант плюс», изучение Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». | - |
Тема 1.3. Современный рынок труда и его особенности | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ОК 11. |
Общая характеристика современного рынка труда в России. Молодежь на рынке труда. Мировые и российские тенденции развития рынка труда (по уровню подготовки специалистов). Потребности строительной отрасли промышленности в квалифицированных кадрах. Конкуренция на рынке труда. |
Самостоятельная работа обучающихся: Написать эссе «Изменение общих требований к работнику в XXI веке». | - |
Тема 1.4. Современная ситуация на рынке труда в Тамбовской области и перспективы ее развития | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Общая характеристика экономического развития потенциала Тамбовской области. Современное состояние экономики региона и ее важнейших отраслей, тенденции их развития. Региональные инвестиционные программы социально-экономического развития региона, перспективы рынка труда. Занятость населения. Безработица в области, ее виды. Молодежная безработица. Отраслевая структура занятости. Анализ текущего спроса и предложения на рынке труда области (по профессиям и специальностям, уровню профессиональной подготовки). |
Практическая работа 1. «Анализ современной ситуации на рынке труда в регионе» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Ознакомиться с документом «Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года» (изучение раздела «Основные тенденции развития секторов экономики», подготовка сообщений) | - |
Раздел II. | Профессиональная деятельность и профессиональная карьера | 14 | |
Тема 2.1. Профессиональная деятельность и ее субъект | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Типы и виды профессиональной деятельности. Режимы профессиональной деятельности: работа по найму, самозанятость, предпринимательство и др. Профессиональная деятельность в государственном и частном секторах. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства («вечные» профессии и специальности, обслуживающие насущные потребности человека; «сквозные», «десантные», «перспективные», «свободные» профессии и специальности для режима самозанятости). Понятие «конкурентоспособность профессий и специальностей», модели конкурентоспособности. Профессиональная компетентность – залог конкурентоспособности на рынке труда. |
Практическая работа 2. «Определение психологической готовности к профессиональной деятельности» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить вопрос «Влияние инновационного профессионального уровня выпускников ОУ СПО на инновационное развитие предприятий» | - |
Тема 2.2. Профессиональная карьера | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды профессиональных карьер. Типы личности человека и выбор типа и вида профессиональной карьеры. Планирование и реализация профессиональной карьеры. Фазы развития профессионала. Учет потребностей рынка труда и формирование, совершенствование профессионально-важных деловых и личных качеств. |
Практическая работа 3. «Составление плана собственного карьерного роста» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Творческая работа (презентация, сообщение, исследовательская деятельность) по теме: «Тип личности человека и выбор вида и типа профессиональной карьеры» | - |
Раздел III. | Технология трудоустройства | 28 | |
Тема 3.1. Эффективные способы поиска работы | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Профессиональные цели будущих специалистов, источники информации об имеющихся рабочих местах. Эффективные способы поиска работы: непосредственное обращение к работодателю, участие в презентациях компаний и ярмарках вакансий, публикации о вакансиях в СМИ, сайтах компаний – работодателей, использование данных информационного банка вакансий, получение индивидуальных консультаций в государственных службах занятости, обращение в кадровые агентства, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством, использование личных связей, собственные объявления в СМИ и глобальной сети Интернет, телефонные звонки потенциальным работодателям. |
Самостоятельная работа обучающихся: Посещение центра занятости г. Мичуринска с целью ознакомления с вакансиями профессий и возможностями повышения квалификации или переобучения. | - |
Тема 3.2. Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Собеседование с работодателями. Основные вопросы к кандидату при приеме на работу и технология ответов. Анкета при приеме на работу. Телефонные переговоры с работодателем, техника их ведения. Подготовка к собеседованию с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Манеры поведения и речи, впечатление. Самопрезентация работника: способы и приемы подачи себя в «выгодном свете». |
Практическая работа 4. «Моделирование ситуаций поиска работ (построение сети контактов при поиске работы, телефонные звонки потенциальным работодателям)». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление и заполнение анкет при приеме на работу. Контрольная работа «Ключевые факторы успешного трудоустройства» | - |
Тема 3.3. Конфликтные ситуации при трудоустройстве, их предотвращения и разрешения | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Конфликтные ситуации при трудоустройстве, пути их предотвращения и разрешения. Проектирование индивидуальных моделей в затруднительных ситуациях взаимодействия. |
Практическая работа 5. «Решение ситуационных задач в условиях собеседования с работодателем. Работа с психологическими профессиональными тестами, анализ конфликтных ситуаций». | 2 |
Тема 3.4. Документы, необходимые для трудоустройства | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Подбор и оформление документов, необходимых для трудоустройства. Трудовая книжка. Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю, основные правила их разработки и оформления. Характеристика соискателя вакансии. Основные требования к содержанию и оформлению рекомендательных писем и писем-напоминаний. Деловое письмо с послужным списком кандидата. |
Практическая работа 6. «Составление документов для самопрезентации (объявление, резюме, деловое письмо)». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление автобиографии, резюме. | - |
Раздел IV. | Адаптация на рабочем месте | 14 | |
Тема 4.1. Понятие, виды, формы и способы адаптации | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Понятие «адаптация». Виды адаптации: социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Основные черты эффективной адаптации. Роль коммуникативной компетенции. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы. |
| Практическая работа 7. «Моделирование, решение и анализ ситуационных задач по теме «Твой первый рабочий день». | 2 |
Тема 4.2. Условия адаптации и профессионального роста | Содержание учебного материала | | |
Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов по результатам первых месяцев работы, корректировка профессионального поведения и деятельности. Приобретение и совершенствование профессиональных компетенций с учетом конъюнктуры регионального рынка труда и требований конкретного рабочего места. Самообразование и повышение квалификации как необходимые условия адаптации и профессионального роста. Формы и методы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ОК 10. ОК 11. |
Контрольная работа по курсу «Эффективное поведение на рынке труда» | 2 |
| Всего: | 72 | |
Консультации | | 1 | |
- технические средства обучения.
- экран.
Алашеева С.Ю., Зубова Е.Т., Кирюшина Т.Н., Посталюка Н.Ю. Эффективное поведение на региональном рынке труда. – Самара, 2018;
Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Булаева и проф. Н.А. Иволгина. – М., Наука, 2016;
Рофе А.И. Управление человеческими ресурсами. – М., МИК, 2017;
Кузнецова И.В., Филина С.В. Эффективное поведение на рынке труда: Учебно-методическое пособие для выпускников. – М.: Экзамен, 2017.
Эффективное поведение на рынке труда. Учебно-методическое пособие для выпускников профессиональных учебных заведений. Ярославль, 2018;
Пасс Ю.В., Горина К.А., Беляева Е.А. и др. Трудоустройство. Советы профессионалов. М., 2019;
Книбель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. М., 2017;
Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. М., 2016;
Хлопова Т.В. Конкурентоспособность работника предприятия. // Трудовое право, 2018;