СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию "Вокальное пение"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Вокальное пение"»

Администрация Баганского района Новосибирской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа имени

УТВЕРЖДЕНА приказом от_____202_ г. № __

Директор МКОУ Андреевской СОШ ____________А.Н. Довыдович




Рассмотрена на заседании

Педагогического совета

от «__» __________2024 г.

Протокол №___

Героя Советского Союза Геннадия Андреевича Приходько








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации программы: 1 год


Автор-составитель программы:

Симоненко Ольга Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

с. Андреевка, 2024 г.


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Направленность. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа (далее – программа) «Вокальное пение» имеет художественную направленность.

Актуальность программы. Программа отвечает запросу обучающихся и родителей нашего села. Вокальное воспитание было и остается актуальным во все времена. Занятия в вокальной студии способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в их патриотическом воспитании.

Отличительная особенность, новизна программы в том, что она предназначена для детей, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом у детей не только разный возраст, но и разные начальные навыки. Так же программа представляет структуру педагогического воздействия на формирование вокальных способностей обучающихся в порядке, который сопровождает систему практических занятий. Программа способствует формированию певческих навыков обучающихся и нравственных качеств личности. Важнейшими методами изучения и освоения разделов программы являются методы организации и осуществления познавательной деятельности, а также такие технологии как личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, технология сотрудничества, гуманистическая технология.

Адресат программы. Данная программа разработана для обучающихся (мальчики и девочки) от 7 до 12 лет. Для обучения принимаются все желающие.

Этот возраст чрезвычайно важен для психического и социального развития ребенка. Его социальный статус кардинально меняется - он становится обучающимся, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является обучение, а игра отходит на второй план. Мотивационная сфера ребенка в этом возрасте, благодаря своей динамике, предоставляет большие возможности для тренировки и развития мотивов, необходимых для эффективного обучения.

Характерной чертой самого младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, способность реагировать на все яркое, необычное, красочное. В этот период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие как самооценка, чувство ответственности, доверие к людям и способность ребенка сопереживать, стремиться к превосходству и признанию со стороны сверстников. Самооценка младших школьников зависит от мнения взрослых, оценки учителей. В этом возрасте ребята склонны к творческим занятиям, где можно проявить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Данная программа закладывает основы мировоззрения обучающихся, влияет на формирование вкуса и эстетических идеалов детей.

Объем программы – 72 часа.

Срок обучения – с 01.09.2024 по 31.05.2025.

Срок освоения – 1 год.

Формы обучения – очная.

Язык программы – русский.

Уровень реализации программы – стартовый.

Форма реализации образовательной программы – традиционная.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия по программе проводятся в соответствии с расписанием с использованием групповой формы организации образовательного процесса. Количество обучающихся в группе 15 человек. Прием детей в группу производится на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).

Режим занятий. 1 раз в неделю по 2 часа. Общее количество часов в неделю 2 часа. Продолжительность занятия 45 минут, перерыв между учебными занятиями – 10минут.

    1. Цель и задачи программы

Цель: развитие вокально-хоровых навыков обучающихся в процессе пения хором, формирование чувства музыки, стиля.

Задачи:

Личностные:

Формировать:

- внутреннюю мотивацию у обучающихся для занятий хоровым пением;

- качества, позволяющие любить и уважать свою Родину, ценить её культурное наследие.

Метапредметные:

Способствовать:

- духовному развитию, реализации творческого потенциала;

- активизации музыкальной памяти и слуха;

- воспитанию уважения к истории, традициям и музыкальной культуры народов России.

Предметные:

Научить:

- перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;

-начальным вокально-хоровым навыкам;

- основам нотной грамоты.

    1. Содержание программы

Учебный план

Название раздела

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Беседа, опрос.

2

Вокально-певческая работа.

20

6

14

Наблюдение. Тестирование.

3

Музыкально-теоретическая подготовка.

18

4

14

Тестирование. Беседа, игра.

4

Вокально-хоровая практика.

20

4

16

Тестирование. Игра.

5

Музыкальные игры.

10

2

8

Выступление.

6

Итоговое занятие.

2

-

2

Тестирование.


ИТОГО:

72

17

55





Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория. Введение в предмет.

Практика. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Техника безопасности на занятиях.

Раздел 2. Вокально-певческая работа (20 ч.)

Теория. Понятие о певческой установке, об основных свойствах певческого детского голоса. О гигиене и охране голоса. Певческая установка (сидя, стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения.

Практика. Игра «Забывака» на отработку дыхания перед началом пения. Правильное звукообразование. Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных. Объяснение вокально-технических упражнений (распевание) и их значение, как подготовки голосовых связок к пению. Работа над исполнительским мастерством хорового репертуара. Упражнения на отработку дикции: четкость произношении слов, букв, медленно, быстро. Работа над текстом и мелодией песни.

Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка (18 ч.)

Теория. Музыкальная грамота. Нотный стан. Название нот. Основы музыкально-теоретической подготовки. Знакомство с музыкальной грамотой.

Практика. Нотные значки. Пение отрывков песен. Музыкально-ритмические скороговорки. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Обучение осмысленному, выразительному, художественному исполнительству. Исполнение и слушание выученного репертуара.

Раздел 4. Вокально-хоровая практика (20 ч.)

Теория. Дирижерский жест. Жанры народной песни. группы жанры народных песен. Песни о Родине. Беседы о творчестве известных отечественных композиторов.

Практика. Дирижерский жест – профессиональный жест-символ. Слушание и разучивание народных песен: «Посеяли девки лен», «Лебеда», «Во поле березка стояла», «Калинка-малинка». Частушки, лирические песни. Включение в репертуар произведений и современных композиторов. Репетиция концертного исполнения репертуара. Исполнение и слушание выученного песенного материала.


Раздел 5. Музыкальные игры (10 ч.)

Теория. Формирование определенной творческой задачи и правильное ее отображение в самом процессе игры.

Практика. Создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Упражнения на развитие образных представлений, сочинение небольшого рассказа и участие в нем в качестве главного героя и исполнителя.

6. Итоговое занятие (2 ч.)

Практика. Овладение теоретическим материалом в процессе исполнения произведений.

    1. Планируемые результаты

Личностные:

- будет сформирована внутренняя мотивация у обучающихся для занятий хоровым пением;

- будут сформированы качества, позволяющие любить и уважать свою Родину, ценить её культурное наследие.

Метапредметные:

- будет происходить духовное развитие, реализация творческого потенциала;

- будет активизирована музыкальная память и слух;

- будет воспитано уважение к истории, традициям и музыкальной культуры народов России.

Предметные:

- умеют перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;

- имеют начальные вокально-хоровые навыки;

- знают основы нотной грамоты.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Для успешной реализации программы составлен календарный учебный график (Приложение 1).

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Начало учебного года

01.09

Окончание учебного года

25.05

Продолжительность учебного года

36 недель (72 часа)

Режим занятий

1 раз в неделю по 2 часа

Входной контроль

10.09-20.09

Текущий контроль

в течение учебного года по разделам (темам)

Промежуточный контроль

20.12.2024

Итоговый контроль

20.05.2025

Продолжительность учебного занятия

45 мин.


    1. Условия реализации программы

Характеристика помещения. Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый кабинет, оснащенный необходимым количеством мебели. Учебный кабинет оборудован в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса в котором:

- есть удобная мебель, и она правильно расставлена;

- соблюдается воздушно-тепловой режим 19-21, кабинет регулярно проветривается;

- хорошая освещённость;

- в кабинете ежедневно проводится влажная уборка;

-  наличие инструкций по технике безопасности и правилам поведения.

Перечень оборудования, инструментов и материалов. Для занятий используется необходимое техническое оборудование:

- синтезатор;

- аудиозаписи и фонохрестоматии;

- компьютер;

- микрофоны и динамики;

- диски видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов;

- видеозаписи фрагментов выступлений известных певцов, хоровых, оркестровых коллективов;

- нотный и поэтический текст гимна России;

- портреты композиторов.

Информационное обеспечение:

  1. https://rosuchebnik.ru/material/10-veselykh-muzykalnykh-igr-dlya-shkolnikov/(Музыкальные игры).

  2. https://dmshbrb.nsk.muzkult.ru/media/2018/12/20/1212309272/Nikolajzen_OS_-_nachal_ny_j_e_tap_obuch.pdf (Дирижерские жесты).

  3. https://dmsh3gb.rnd.muzkult.ru/media/2022/03/17/1295399810/Sbornik_popevok_i_skorogovorok_2015_-_kopiya.pdf (Музыкально-ритмические скороговорки).

Кадровые условия. Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование, высшей квалификационной категорией, обладающий необходимыми знаниями в вокальном пении.

    1. Формы аттестации

В качестве контрольных мероприятий используются следующие формы контроля:

  • беседа;

  • опрос (Приложение 2);

  • тестирование (Приложение 3) – входной и итоговый тест;

  • музыкальные игры и упражнения (Приложение 4).

  • выступление.

    1. Оценочные материалы

В рамках реализации программы важно отслеживать результативность проведенной работы. С целью выявления соответствия уровня полученных обучающимися знаний по планируемым результатам используются текущий и контроль, промежуточный контроль. Это позволяет отследить динамику развития обучающихся, определить трудности и систему работы над ними, а также провести анализ проделанной работы в целом. Результаты освоения программы проверяются индивидуально в зависимости от возраста, способностей, психофизиологических особенностей обучающихся.

Для анализа уровня освоения программы обучающимися разработаны задания оценки результатов обучения (Приложение 5).

    1. Методические материалы

Методы обучения. При проведении занятий используются словесный, наглядно-практический, частично-поисковый, игровой.

Формы организации образовательного процесса:

Форма организации образовательного процесса может быть: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Учебное занятие строится с учетом следующих требований:

  • Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

  • Целесообразное расходование времени занятия;

  • Применение разнообразных форм, методов и средство бучения;

  • Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

  • Практическая значимость полученных знаний и умений.

Формы организации учебного занятия: игра, концерт, конкурс, беседа, посиделки, праздник, практическое занятие («концертные прогоны»).

Педагогические технологии:

  • Технология личностно-ориентированного и дифференцированного обучения – позволяет выбрать формы, средства и методы, способствующие максимальному развитию индивидуальных познавательных способностей детей.

  • Игровые технологии – позволяют активизировать творческую и познавательную деятельность обучающихся, расширить их кругозор, воспитывать самостоятельность и коммуникативность.

  • Технология коллективной творческой деятельности – позволяет научить детей способам планирования, подготовки, осуществления и проведения коллективного творческого дела; сформировать навыки совместной творческой деятельности.

Алгоритм учебного занятия:

  1. Вводная часть (организационная часть; инструктаж по ТБ; объявление темы, задач и плана занятия).

  2. Основная часть (основное содержание занятия зависит от типа занятия).

  3. Заключительная часть (подведение итогов учебного занятия).

Дидактические материалы:

- игры (Приложение 4).

2.6. Рабочая программа воспитания

Цель – формирование гармонично развитой творческой личности.

Задачи:

  • способствовать творческому саморазвитию обучающихся;

  • создать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.

Направления воспитания:

- духовно-нравственное

- гражданско-патриотическое

Планируемые результаты:

  • происходит творческое саморазвитие обучающихся;

  • создается комфортный психологический климат, благоприятная ситуация успеха.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения (месяц)

Ожидаемый результат

1

День открытых дверей

Сентябрь

Привлечение новых обучающихся в объединение

2

Беседа «Правила поведения в МКОУ Андреевская СОШ»

Сентябрь

Усвоение основных правил поведения

3

Концертная программа ко Дню пожилого человека в ДК

Октябрь

Развитие творческих способностей обучающихся, сплочение коллектива

4

Концертная программа ко Дню матери.

Ноябрь

Развитие творческих способностей обучающихся, сплочение коллектива, веселое проведение досуга

5

Новогодний утренник

Декабрь

Развитие творческих способностей обучающихся, сплочение коллектива, веселое проведение досуга

6

Рождественские колядки

Январь

Развитие творческих способностей обучающихся, сплочение коллектива, веселое проведение досуга

7

День защитника Отечества

Февраль

Развитие творческих способностей обучающихся, сплочение коллектива

8

Выступление на праздничных концертах

Апрель-май

Развитие творческих способностей обучающихся. Приобретение опыта выступления на сцене



Список литературы


Нормативные документы:

1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;

3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»;

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

7. Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 №261-ФЗ;

8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678);

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

12. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

15.Устав МКОУ Андреевской СОШ.

Литература для педагога:

  1. Ромейко, Н.М.Постановка голоса: учеб.-метод. пособие /Г. Б. Ромейко, Н. М. Фигурова. — Мн. : БГПУ, 2005. — 47 с.

  2. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. – М.: Владос, 2002. – 176 с.: ил.

  3. Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие. / Г. П. Стулова. — М: Планета музыки, 2014. — 176 с.

  4. Халабузарь, П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.

Литература для обучающихся

  1. Алексеева, Л. Н. Певческая азбука. Альбом-практикум / Е. И. Голубева - М.: Московская гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003 – 32 с.

  2. 2. Елисеева-Шмидт, Э. Энциклопедия хорового искусства. - М.: Добросвет, КДУ, 2011 –502 с.

  3. 3. Белованова, М. Музыкальный учебник для детей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 190 с.

Интернет ресурсы:

  1. Сборник вокально-хоровых упражнений [Электронный ресурс] // https://vk.com/wall-99339872_21919 (дата обращения 03.05.2024)

Приложение 1

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тем занятия

Место проведения

Форма аттестации\контроля

  1. Вводное занятие (2 ч.)

1

сентябрь


16.00-16.45
16.55-17.40

Опрос, беседа

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

МКОУ Андреевская СОШ

Беседа, опрос

  1. Вокально – певческая работа (20 ч.)

2-3

сентябрь


16.00-16.45
16.55-17.40

Опрос, беседа

4

Певческая установка.

МКОУ Андреевская СОШ

Тестирование

4-5

сентябрь
октябрь


16.00-16.45
16.55-17.40

Словесные методы. Групповая работа

4

Гигиена и охрана голоса.
Правила голосового поведения. Игра «Забывака» на отработку дыхания перед началом пения. Правильное звукообразование.

МКОУ Андреевская СОШ

Фронтальный опрос, тренировочное

упражнение, музыкальные игры


6-9

октябрь
ноябрь


16.00-16.45
16.55-17.40

Словесные методы. Групповая работа

8

Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных. Объяснение вокально-технических упражнений (распевание) и их значение, как подготовки голосовых связок к пению.

МКОУ Андреевская СОШ

10-11


ноябрь


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, индивидуальная работа

4

Работа над исполнительским мастерством хорового репертуара. Упражнения на отработку дикции: четкость произношении слов, букв, медленно, быстро. Работа над текстом и мелодией песни.

МКОУ Андреевская СОШ

  1. Музыкально-теоретическая подготовка (18 ч.)

12-13

ноябрь
декабрь


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, индивидуальная работа

4

Музыкальная грамота. Нотный стан. Название нот. Основы музыкально-теоретической подготовки. Знакомство с музыкальной грамотой.

МКОУ Андреевская СОШ

Тестирование

14

декабрь


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, индивидуальная работа

2

Нотные значки. Пение отрывков песен. Музыкально-ритмические скороговорки.

МКОУ Андреевская СОШ

Выступления в классных и школьных концертах

15-17

декабрь
январь


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, индивидуальная работа

6

Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение.

МКОУ Андреевская СОШ

18-19

январь


16.00-16.45
16.55-17.40

Групповая, индивидуальная работа

4

Обучение осмысленному, выразительному, художественному исполнительству.

МКОУ Андреевская СОШ

20

январь


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, индивидуальная работа

2

Исполнение и слушание выученного репертуара.


МКОУ Андреевская СОШ

  1. Вокально-хоровая практика (20 ч.)

21-22

февраль


16.00-16.45
16.55-17.40

Беседа

4

Дирижерский жест. Жанры народной песни. группы жанры народных песен. Песни о Родине. Беседы о творчестве известных отечественных композиторов.

МКОУ Андреевская СОШ

Тестирование

23-24

февраль


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, групповая работа

4

Дирижерский жест – профессиональный жест-символ. Слушание и разучивание народных песен: «Посеяли девки лен», «Лебеда», «Во поле березка стояла», «Калинка-малинка».

МКОУ Андреевская СОШ

Выступления в классных и школьных концертах

25-27

март


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, групповая работа

6

Частушки, лирические песни. Включение в репертуар произведений и современных композиторов.

МКОУ Андреевская СОШ

28-30

март
апрель


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, групповая работа

6

Репетиция концертного исполнения репертуара. Исполнение и слушание выученного песенного материала.

МКОУ Андреевская СОШ

Слуховой контроль педагога и самоконтроль

  1. Музыкальные игры (10 ч.)

31-33

апрель
май


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

6

Формирование определенной творческой задачи и правильное ее отображение в самом процессе игры. Создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

МКОУ Андреевская СОШ

Упражнения на дыхание и дикцию, игра

34-35

май


16.00-16.45
16.55-17.40

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

4

Вокальные упражнения на развитие образных представлений

МКОУ Андреевская СОШ

  1. Итоговое занятие (2 ч.)

36

май


16.00-16.45
16.55-17.40

Беседа

2

Овладение теоретическим материалом в процессе исполнения произведений.

МКОУ Андреевская СОШ

Тестирование

Итого:

72 ч.






Приложение 2

Задание 1

Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.) Ребенку предлагается исполнить небольшие распевки на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги: а, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

Задание 2

Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни. Ребенку предлагается спеть знакомую песню и определить его способность к выразительному и эмоциональному пению. Репертуар: любая знакомая ребенку, программные сочинения.



















Приложение 3

Тестирование

1. Какое общее название имеют музыкальные инструменты пианино и рояль?
а) клавиатура;
б) фортепиано;
в) пианист.

2. Человека, владеющего игрой на музыкальном инструменте, называют:
а) композитор;
б) слушатель;
в) исполнитель.

3. Певческая установка - это
а) установка корпуса, головы, рта;
б) правильное положение корпуса, которое обеспечивает правильную работу голосового аппарата;
в) музыкальный ансамбль.

4. Какие жанры музыки ты знаешь?
а) песня; б) танец; в) марш.

5. Ритмом называется
а) знак молчания;
б) временная сторона мелодии, комбинация длительностей, основанная на равномерной пульсации;
в) сила звучания мелодии.

6. Темп – это
а) сила звука;
б) скорость исполнения произведения;
в) певучее последование звуков.

7. Как называется самый высокий детский голос?
а) тенор;
б) сопрано;
в) дискант.

8. Пауза – это
а) временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения;
б) многократное повторение мелодической фразы;
в) звукоряд.

9. Согласен ли ты, что композиторы П. И. Чайковский и С.С. Прокофьев посвятили детям целые сборники пьес?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

10. Какое произведение мамы исполняют своим детям перед сном?
а) марш;
б) вальс;
в) колыбельная.

Система оценивания: Высокий уровень – 9-10 баллов Средний уровень – 5-8 баллов Низкий уровень – менее 5 баллов.

Приложение 4

Игры для развития вокально-хоровых навыков

«Забывака». Игра развивает дыхание во время пения, разные его виды. Основой игры является хорошо настроенный унисон на одной высоте (высота может меняться в пределах певческого диапазона). По руке учителя на разной высоте отрабатываются разные виды вдоха (спокойный, быстрый, короткий) и выдоха. Работа проводится в разных темпах, на гласный, отдельный слог, постепенно переходя на музыкальные фразы, предложения. «Забывакой» становится тот, кто невнимателен к руке дирижера и часто оставляет «хвосты» при снятии звука.

Упражнения для выработки навыка выразительной дикции используются: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

 1. Бык тупогуб, тупогубенькийбычок,У бычка бела губа была тупа.

2. Попевки на одном звуке: “Мыши шуршат в шалаше” или “Барашеньки-крутороженьки”, а также

3. Попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду”,Бра-брэ-бри-бро-бру", ма-мэ-ми-мо-му.

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения  на развитие чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Изменяем  форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).

Варианты заданий в играх  разнообразные:

-произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

-изменяем регистр голоса: высоко, низко;

-изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Разучивая новую песню, мы иногда придумываем к ней движения и стараемся пластикой передать музыкальный рисунок песни. Каждый ребёнок имеет возможность глубже почувствовать содержание песни через движение.

"Топ, сапожки, шлеп, сапожки"

Игры на формирование певчески-правильного дыхания:

(активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):

1. «Ах, какой аромат!»

Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко,но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхалиносом, а выдыхали ртом.

2. «Береги огонь!».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У когоолучится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тотпобедил.

3. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик.Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно,чтобы «шарик не лопнул»).У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть большийшарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированиюкороткого и глубокого вдоха.

4. «Шарик лопнул»!

Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затемв шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленносдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох,постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

5. «Аквалангисты!»

Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу жеего зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у когодыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги)











Приложение 5

Мониторинг результатов

Результаты

Показатели

Уровни

низкий

Средний

Высокий

Образовательные

Разнообразие

умений и

навыков

Имеет слабые

вокальные навыки,

недостаточно

умение пользования

голосовым

аппаратом

Имеет слабые

вокальные навыки,

недостаточно

умение пользования

голосовым аппаратом

Имеет четкие

вокальные умения и

навыки, умеет

правильно использовать

голосовой аппарат

Глубина и

широта

знаний по

предмету


Недостаточны

знания по

содержанию

курса, знает

отдельные определения


Имеет неполные

знания по содержанию

курса, оперирует

специальными

терминами, не

использует дополнительную

литературу

Имеет широкий кругозор знаний по

содержанию курса,

владеет определенными понятиями, свободно

применяет специальные

термины, пользуется

дополнительным

материалом

Позиция

активности и

устойчивого

интереса к

деятельности


Присутствует на

занятиях, не

активен, выполняет

задания только

по четким

инструкциям,

указаниям педагога


Проявляет

интерес к

деятельности,

настойчив в

достижении цели,

проявляет

активность только

на определенные

темы или на

определенных этапах работы

Проявляет активный

интерес к

деятельности,

стремится к самостоятельной

творческой активности,

самостоятельно

занимается дома,

помогает другим,

активно участвует в

творческой

деятельности

Разнообразие

творческих

достижений


Редко участвует

в конкурсах,

смотрах внутри

объединения


Участвует в

смотрах и

фестивалях

внутри

объединения,

учреждения

Регулярно принимает участие в смотрах,

конкурсах,

фестивалях в масштабе района, области


Развитие

познавательных

способностей:

воображения,

памяти, речи,

сенсомото-

рики


Мелкая моторика

рук развита слабо,

воображение

репродуктивное


Репродуктивное

воображение с

элементами

творчества,

обучающийся

знает ответы на

вопрос, но не

может оформить мысль, не всегда

может

сконцентрировать

внимание

Обучающийся

обладает

содержательной,

выразительной

речью, умеет четко

отвечать на

поставленные

вопросы, обладает творческим

воображением; у

ребенка устойчивое

внимание

Эффективность воспитательных воздействий

Культура

поведения

ребенка


Моральные

суждения о

нравственных

поступках

расходятся с

общепринятыми

нормами, редко

соблюдает

нормы поведения

Имеет моральные

суждения о

нравственных

поступках, обладает

поведенческими

нормами, но не

всегда их

соблюдает

Имеет моральные

суждения о

нравственных

поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные

качества личности

(взаимовыручка,

уважение,

дисциплина)

Характер

отношений в

коллективе

Низкий уровень

коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе

Имеет

коммуникативные

качества, но часто

стесняется

принимать

участие в делах

коллектива

Высокая

коммуникативная

культура, принимает

активное заинтересованное

участие в делах

коллектива

Социально-педагогические результаты

Выполнение

санитарно-

гигиенически

х требований


Отказывается

полностью или

очень редко соглашается выполнять

санитарно-

гигиенические

требования

Выполняет

санитарно-

гигиенические

требования не

постоянно или

после

напоминания

преподавателя

Без напоминания

преподавателя перед

началом занятий

моет руки


Выполнение

требований

техники

безопасности


Выполняет

правила техники

безопасности

только под

строгим

контролем

педагога

Выполняет

правила техники

безопасности

после

напоминания

педагога


Выполняет все

правила техники

безопасности


Характер

отношений в

коллективе


Стремится к

обособлению,

отказывается

сотрудничать с

другими

обучающимися

при выполнении

заданий

Нет склонности к

конфликтам, но

нет стремления к

активному

сотрудничеству с

товарищами


Постоянно

доброжелательное

отношение к другим

обучающимся,

стремление помочь

или подсказать при

решении

определенных задач


Отношение к

педагогу


Игнорирует

требования

педагога,

отвечает на

вопросы и

выполняет

задания только по принуждению

Выполняет

требования

педагога, но

держится

независимо


Внимательно

слушает педагога,

старательно

выполняет все

требования, может

обратиться за

необходимой помощью в

различных вопросах