СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по экологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа дополительного образования

Просмотр содержимого документа
«Программа по экологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»



Принято Утверждаю

решением педсовета Директор школы

протокол №_______ ______Г.В. Климова

от «__»___________г. приказ №__________

от «__»____________г.












Дополнительная образовательная программа

Естественно-научной направленности



Рабочая программа

Кружок «Экос»








Возраст учащихся 13-14 лет

Срок освоения 1 год

Составил учитель биологии Гримова Анжелика Вячеславовна















г. Обоянь

2020-2021 учебный год


1. Пояснительная записка.


Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Занимательная экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.


Результаты изучения курса представлены следующим образом: предметные;

метапредметные; личностные.

Личностными результатами являются:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения

учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений

окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания

младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять

характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.


Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.

Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.


Учащиеся получат возможность научиться:

-наиболее типичных представителей животного мира России,

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

  • планета Земля - наш большой дом;

  • Солнце - источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и и х приспособленность к условиям существования (примеры);

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • самоценность любого организма;

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

  • человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

  • различия съедобных и несъедобных грибов;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.


Учащиеся получат возможность научиться:
  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

    • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

    • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

    • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

    • составлять экологические модели, трофические цепи;

    • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

    • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

    • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

    • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

    • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

    • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.


2. Содержание образовательной программы

  1. Тайны за горизонтом (2 ч).

Кто открыл Австралию?

Существует ли жизнь в Антарктиде?

Где родина фигового дерева?

Практические работы с картой.

  1. Жили-были динозавры... и не только они (4 ч).

Голубые лягушки.

Когда появились первые рептилии?

Какими были первые рыбы?

Как улитка строит свой панцирь? Где живут

«карманные динозавры?»

  1. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Айсберг.

Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

  1. Загадки растений (8 ч).

Растения - путешественники?(Что такое эвкалипт?)

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

Ознакомительные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой

  1. Эти удивительные животные (2 ч).

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.)

Выхухоль. Красная книга .Разумные дельфины.

  1. Планета насекомых (8 ч).

Обладают ли кузнечики слухом?

Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты.

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Внеурочные экскурсии: в краеведческий музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

  1. Загадки под водой и под землей (12 ч).

Что такое ракушка-прилипала?

Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?

Почему некоторые животные выглядят как растения?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии.

  1. Животные-рекордсмены (2 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях.

9 . Тайны за горизонтом (8 ч).

Атлантида – сказка или реальность.

Что такое водопад?

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

Что такое семь чудес света?

Практические работы с картой.

  1. Жили-были динозавры... и не только они (10 ч)

Что такое ледниковый период?

Как нашли ископаемого мамонта?

Что такое меловые отложения?

Голубые киты - миф или реальность?

Что такое сухопутный крокодил?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

  1. Тайны камней (8 ч).

Дольмены – что это?

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во час

Дата

план

факт

Тайны

за горизонтом

*Кто открыл Австралию?

*Существует ли жизнь в Антарктиде?

*Где родина фигового дерева?

1



Жили-были динозавры... и не только они

*Голубые лягушки.

* Когда появились первые рептилии?

*Какими были первые рыбы?

*Как улитка строит свой панцирь?

*Где живут

«карманные динозавры?»

2



Тайны камней

*Разнообразие камней.

*Айсберг. Что такое коралловый остров?

*Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

*Сады камней. минералов.

2



Загадки растений

*Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

*Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

*Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка,

птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

*Охрана лекарственных растений.

*Почему оливу называют деревом мира?

4



Эти удивительные животные

*«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.

*Красная книга.

*Разумные дельфины.

1



Планета насекомых

*Обладают ли кузнечики слухом?

*Почему комар считается злейшим врагом человека?

*Муравьи и их квартиранты.

*Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

4



Загадки под водой и под землей

*Что такое ракушка- прилипала?

*Как передвигается осьминог?

*Что такое насекомоядные растения?

*Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

*Может ли вода течь в гору?

*Почему некоторые животные выглядят как растения?

6



Животные - рекорд смены

*Интересные сведения о животных и их особенностях

1



Тайны за горизонтом

*Атлантида –сказка или реальность.

*Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

*Что такое семь чудес света?

4



Жили-были динозавры... и не только они

*Что такое ледниковый период?

* Как нашли ископаемого мамонта?

* Что такое меловые отложения?

*Голубые киты - миф или реальность?

*Что такое сухопутный крокодил?

5



Тайны камней

*Дольмены – что это?

*Откуда взялись статуи на острове Пасха?

*Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

*Откуда взялись алмазы?

4



Итого:

34








Список используемой литературы.


п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения.

Количество.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.




2.



3.



4.




5.


Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми [Текст]/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 159с.


Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных [Текст]/ С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с.


Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе [Текст]/ Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.


Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам [Текст]/ Л. Д. Черемисина. – Москва: АРКТИ, 2006. – 88с.


Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/ М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с


Печатные пособия.

1.

Картинки по тематике, определённой примерной

программой кружка.


2.

3.

Справочная литература

Красная книга.


Технические средства обучения.

1


2


3


4

Классная доска Мультимедийный проектор .

Компьютер.


Экран.


Экранно-звуковые пособия.

1


2

Видеофильмы, соответствующие содержанию

обучения .

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .


Дополнительные средства обучения

1

Настольные развивающие игры, викторины.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!