СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ФГОС "Технология для девочек 7 класс"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по учебнику Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая

Просмотр содержимого документа
«Программа по ФГОС "Технология для девочек 7 класс"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72»



Рассмотрено на заседании
методического объединения

Протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

Руководитель МО _____________




Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 12

от «28» августа 2020 г.

Утверждено

Приказ № 160

от «1» сентября 2020 г.

Директор МБОУ «СОШ № 72»

_____________ А.К.Слободин








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ТЕХНОЛОГИИ. 7 класс (девочки)

(название учебной дисциплины)








Составитель: Катаргина Е.С., учитель технологии

Высшей квалификационной категории











Ижевск, 2020 г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Технологии («Обслуживающий труд»), на базовом уровне для седьмых классов (девочки) составлена на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, внесенными в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказом Министерства образования и науки от 31.12.2015 №1577

  • Основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 72» на 2020/2021 учебный год,

  • Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образовании и науки РФ от 31.03.2014 № 253 и изменениями, внесенными в Федеральный перечень приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г. № 57628,от 28.12.2015 г.№1529, от 26.01.2016 г. № 38.

Рабочая программа составлена на основании авторской программы О.А.Кожиной и ориентирована на использование учебника О.А Кожиной, Е.А. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой. «Технология. Обслуживающий труд»: 7 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ведения дома» общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Данная линия учебников не входит в федеральный перечень на 2020-2021г. Она является незавершённой, что позволяет продолжить обучение по учебникам под редакцией О.А.Кожиной.

Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.



Задачи:


- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;


- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; безопасными приемами труда; необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;


- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;


- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;


- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:


Предметные результаты освоения основной образовательной программы.

Технологии ведения дома. Кулинария

Выпускник научится:

• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

• применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Выпускник научится:

• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;

• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;

• выполнять художественную отделку швейных изделий;

• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

• определять основные стили в одежде и современные направления моды.

Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• планировать профессиональную карьеру;

• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.


Общая характеристика  учебного предмета «Технология»


Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;

  • распространенные  технологии современного производства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • основы  черчения, графики, дизайна;

  • знакомство с миром профессий;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы технической, творческой, проектной деятельности;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии обучающиеся:


познакомятся:

  •  с предметами потребления, дизайном, проектом, конструкцией;

  • с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, с технологической культурой производства;

  •  с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

  • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной;


овладеют:

  •  навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  •  навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

  •  основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

  •  умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

  •  умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений; умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

  •  навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

  • Навыками организации рабочего места;

  • умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий.

Каждый раздел рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в рабочей программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ, выбирается объект, процесс или тема проекта для учащихся, в соответствии с имеющимися возможностями и чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Интегративный характер содержания обучения технологии рабочая программа предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.

            Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.       

 В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии, электронные образовательные ресурсы, возможности дистанционного (электронного) образования. 

Место предмета «Технология» в  базисном учебном (образовательном) плане

Учебный план МБОУ «СОШ № 72» включает 68  учебных часов для обязательного изучения курса «Технология»  в 7 классе  из расчета 2 ч в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» в 7 классе


Личностные результаты


  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;


Метапредметные  результаты


  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.






Предметные результаты


  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,

правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;


в трудовой сфере:


  • подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;


в мотивационной сфере:


  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;



в эстетической сфере:


  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;


в коммуникативной сфере:


  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств  для решения различных коммуникативных задач; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;


в физиолого-психологической сфере:


  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.


















Примерные нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

                                                  Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

                                    Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставиться, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

                                  Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3»  ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.


Обработка результатов контрольных и тестовых заданий и коэффициента усвоения учебного материала (метод В.П. Беспалько)

Ку = N/К N – количество верных ответов

К – общее количество вопросов


Ку

1 – 0,9

0,8 – 0,7

0,6 – 0,4

0,3 – 0,2

Отметка

5

4

3

2


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 7 КЛАСС.


п/п

Название раздела учебной программы

Количество часов

Всего

Практических и контрольных работ

1.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2


2.


МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Ткани из химических волокон

2

2

1

1

3.

МАШИНОВЕДЕНИЕ

Процесс образования стежка

Зигзагообразная строчка

2

1

1

1


1

4.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕЛЬНОКРОЕНОГО ИЗДЕЛИЯ

Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

6


4


2

3


2


1

5.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКРОЕНОГО ИЗДЕЛИЯ

16

10

6.

РУКОДЕЛИЕ

Вязание крючком

Плетение макраме

10

6

4

6

4

2

7.


ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

Эстетика и экология жилища

Декоративное цветоводство

4

2

2

2

1

1

8.


КУЛИНАРИЯ

Физиология питания

Инструктаж на рабочем месте

Изделия из теста

Сладкие блюда и десерты

Заготовка продуктов

Сервировка стола. Элементы этикета.

16

1

1

8

4

1

1


8



4

2

1

1

9.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Электроосветительные приборы.

Электронагревательные приборы

2

1

1

1

1

10.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

8

4


ИТОГО

68

36






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 7 КЛАСС.

Последовательность

тем в предмете

Последовательность уроков в теме

Учебные единицы

Виды контроля за уровнем усвоения учебных единиц

Примечание

1.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. 2ч.

Вводный инструктаж Инструктаж на рабочем месте.

Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и машин. Санитарно-гигиенические требования.

Опрос.


2.

МАТЕРИАЛО-ВЕДЕНИЕ. 2ч.



1.Ткани из химических волокон

2. Лаб\р. «Изучение свойств тканей из химических волокон».

Искусственные и синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Сравнительные характеристики тканей из натуральных, искусственных, синтетических и смесовых волокон. Способы обнаружения искусственных и синтетических волокон в тканях.

Преимущества и недостатки различных способов соединения деталей. Синтетические нитки (капроновые, лавсановые и др.), особенности их использования в швейных машинах.

Химические и натуральные красители. Уход за изделиями из химических волокон. Современные материалы. Выбор тканей и нетканых материалов с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий.


Лаб/р


3.

МАШИНО-

ВЕДЕНИЕ. 2ч.

1.Процесс образования челночного стежка.

Детали швейной машины, участвующие в образовании стежка. Этапы образования стежка.

Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Порядок разборки и сборки челнока. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и конструкция различных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышении производительности труда. Виды неполадок в работе швейной машины (петляние, обрывы ниток и др.). Причины неполадок и способы их устранения


Контроль практических

умений

Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Устранение

неполадок в работе швейной машины.


2.

Зизагообразная строчка.

Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Обметывание срезов деталей в стачном шве и в шве вподгибку с открытым срезом зигзагообразной строчкой. Обработка петель. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и машин.

Контроль практических

умений


4.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕЛЬНОКРОЕНОГО ИЗДЕЛИЯ.

6ч.

1.История одежды

2. Измерение фигуры.

Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Типовые фигуры, размерные признаки, пропорции фигуры человека. Условно-нормальная фигура. Отклонения от условно-нормальной фигуры. Анализ особенностей фигуры человека различных типов (сутулая, перегибистая, полная, худая т. д). Индивидуальный и массовый пошив одежды. Преимущества и недостатки индивидуального пошива одежды. Виды плечевых изделий. Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Требования, предъявляемые к белью.

Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры человека. Мерки необходимые для построения чертежа ночной сорочки, снятие мерок, запись результатов измерений, прибавки. Организация рабочего места для выполнения графических работ.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Расчёт чертежа.

Контроль практических

умений:

Снятие мерок, расчет чертежа



2.Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.


Построение и оформление чертежей швейных изделий. Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов. Копирование и тиражирование графической документации. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

Контроль практических

умений: Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом


3.Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Современные направления моды в одежде. Выбор индивидуального стиля в одежде. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Моделирование простейших видов швейных изделий: Приёмы моделирования цельнокроеного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Художественное оформление и отделка изделий. Подготовка выкройки к раскрою. Выбор тканей и нетканых материалов с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий.

Контроль практических

умений: Эскизная разработка модели швейного изделия. Подготовка выкройки к раскрою.


5.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКРОЕНОГО ИЗДЕЛИЯ 16ч.




1. Подготовка к раскрою


Организация рабочего места. Подготовка текстильных материалов к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон. направление рисунка и ворса). Рациональный раскрой. Правила раскроя. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком. Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка или ворса.

Контроль практических

умений

Раскрой


2. Раскрой

изделия.

Инструменты и приспособления для раскроя. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов.



3. Подготовка деталей кроя к обработке.

Копировальные и прокладочные стежки. Перенос

контурных и контрольных линий и точек на детали кроя.

Контроль практических

умений


4.Первая примерка.

Подготовка изделия к первой примерки. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя (сборка изделия). Проведение примерки (уточнение баланса, линий проймы и горловины, положения декоративных линий; вкалывание рукава в пройму; выравнивание низа изделия; подгонка изделия по фигуре). Выявление дефектов при изготовлении швейных изделий и способы их устранения. Посадка изделия на фигуре, виды дефектов, устранение дефектов.

Контроль практических

умений


5.

Обработка горловины

Обработка плечевых срезов тесьмой. Назначение обтачки. Прокладочные материалы. Отделочные материалы, фурнитура.

Подготовка обтачки к соединению с изделием. Технология соединения деталей в швейных изделиях: технология обработки горловины подкройной обтачкой, тесьмой, косой бейкой, кружевом. Безопасные приёмы труда.

Контроль практических

умений


6. Обработка воротников

Приемы обработки воротников различной конструкции (двойного с острыми концами, двойного круглого, одинарного, стойки, цельнокроеного с полочками и др.); втачивания воротника в горловину;

Контроль практических

умений


7. Обработка застежки

Приемы обработки застежки на крючки и петли; обработки застежки тесьмой-молнией; обработки застежки планкой; обработки прорезных петель; обработки обтачных петель в рамку, одной или двумя обтачками, из вытачного и плетеного шнуров; разметки и пришивания пуговиц вручную или на швейной машине; обработки застежек на воротниках и манжетах.

Контроль практических

умений


8. Обработка мелких деталей

обработки поясов, бретелей и шлевок; обработки прямых, овальных и фигурных кокеток с глухим и отлетным краями; обработка вытачек с учетом расположения их на деталях изделия, вида, свойств и рисунка ткани.

Контроль практических

умений


9. Обработка борта

Приемы обработки бортов (притачивание надставок к подбортам, обтачивание бортов; вывертывание и выметывание подбортов, влажно-тепловая обработка бортов);

Контроль практических

умений


10. Обработка проймы

Приемы обработки проймы тесьмой, косой бейкой, подкройной обтачкой, кружевом.

Контроль практических

умений


11. Обработка рукава.

Приемы обработки втачных и цельнокроенных рукавов (одношовного и двухшовного); обработки манжеты и соединение ее с рукавом; втачивания рукава в пройму; технология обработки низа рукава. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

Контроль практических

умений


12.Обработка боковых швов.

Технология соединения деталей в швейных изделиях: технология обработки боковых срезов двойным швом. Притачивание кулиски.

Выполнение влажно-тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Безопасные приёмы труда.

Контроль практических

умений


13. Обработка низа изделия.

Технология соединения деталей в швейных изделиях: технология обработки низа изделия ручными и машинными способами. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

Контроль практических

умений


14.Окончательная обработка изделия.

Чистка изделия. Выполнение влажно-тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон.

Оборудование рабочего места для влажно-тепловой обработки. Контроль качества готового изделия Эстетика изделия, посадка изделия. Коррекция. Оценка материальных затрат. Контроль и оценка готового изделия.

Контроль практических

умений


15. Демонстрация моделей

Подиум. Модель. Дефиле. Формирование навыка демонстрации модели.



16. К\р. «Технология изготовления швейного изделия»




6.

РУКОДЕЛИЕ. 10ч.

1.Вышивка крестом.

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России: традиции и особенности украшение швейных изделий русского и удмуртского народов. Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов. Способы увеличения и уменьшения рисунка. Расположение рисунка. Канва. Подготовка ткани к работе, подготовка инструментов к работе, закрепление нити.



2.Вышивка крестом.

Безопасные приёмы труда. Технология выполнения простого креста.

Контроль практических

умений


3.-5. Вязание крючком.

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России: традиции и особенности вязания русского и удмуртского народов. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Инструменты и материалы. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Условные обозначения в схемах рисунков. Приёмы выполнения петель. Определение количества петель и ниток. Безопасные приёмы труда.

Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Контроль практических

умений



6. Контроль готового изделия связанного крючком

Окончательная отделка вязаного изделия. Проектирование полезных изделий с использованием текстильных или поделочных материалов (вышивка, вязание). Оценка материальных затрат и качества изделия.



7. -9. Макраме

Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной техники. Инструменты, приспособления,

материалы для плетения. Конструктивные детали, позволяющие сохранять форму плетеного полотна в абажурах, кашпо, сумочках, игрушках и т. п. Декоративные элементы, вплетаемые

в изделия: дерево, керамика, сезаль и др. Приемы плетения узлов и узоров. Крепление нити на основе различными способами. Основные узлы и узоры. Технология выполнения основных узлов. Определение длины нити. Технология ткачества поясов на дощечках и бердышке. Отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т.п



10. Контроль готового изделия в технике макраме

Отделка готового изделия


Контроль практических

умений


8.

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА. 2ч.

1-2. Эстетика и экология жилища. 2ч.

Характеристика основных элементов систем энерго- и теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере.

Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.

Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления.


опрос

Пр/р

Выполнение эскиза интерьера детской

комнаты, прихожей.




3-4. Комнатные растения и уход за ними.

Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха. Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений на подоконниках, полках, полу, в подвесных кашпо, на переносных подставках, декоративных решетках и т. п. Виды комнатных растений. Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Комнатные плодовые вечнозеленые растения (лимон, апельсин, мандарин, гранат). Оформление балконов, лоджий, приусадебных участков. Декоративное цветоводство. Эстетические требования к составлению букета. Поэтическое значение цветов и растений. Уход за комнатными растениями. Оформление приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.



9.

КУЛИНАРИЯ. 16ч.
















1.Физиология питания.

2. Инструктаж на рабочем месте


Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Безопасные приемы труда. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений. Рациональное размещение оборудования кухни. Планирование рационального питания. Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов.

Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Опрос,

Пр\р. Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока

годности консервов по маркировке на банке.


3.Виды теста.

4. Изделия из пресного теста

Первичная обработка муки. Виды теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста. Традиционные национальные (региональные) блюда: технология приготовления Сибирских пельменей. Вареники. Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Способы защипывания краев пельменей и вареников. Инструменты и приспособления для защипывания краев. Основные условия плотной защипки теста. Изменения вкусовых качеств кулинарных изделий путем внесения в тесто различных добавок (ржаной, рисовой или картофельной муки, сметаны, сыворотки, подсолнечного масла, овощного или фруктового сока и др.).

Правила варки пельменей и вареников. Способы определения готовности.

Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Пр\р


5. Блины, оладьи, блинчики.

6. Заварное тесто.



Механическая обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Блины на опаре. Блины скороспелые.

Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу. Технология изготовления заварного теста. Изделия из заварного теста.

Пр\р.

Опрос.


7.Дрожжевое тесто.

8. Изделия из дрожжевого теста

Изделия из дрожжевого безопарного теста. Виды дрожжевого теста. Рецептура дрожжевого безопарного теста. Контроль качества муки. Ассортимент и сортность муки. Определение качества дрожжей. Ароматические вещества, добавляемые в дрожжевое тесто. Виды начинки для пирожков из дрожжевого теста.

Технология приготовления теста. Условия брожения. Зависимость продолжительности брожения от температуры, количества дрожжей, соли, сахара, воды и др. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Разделка и расстойка теста. Способы защипывания пирожков. Отделка сахарной пудрой, орехами, глазирование помадой, сахарным сиропом. Смазка и выпечка изделий. Ассортимент изделий из дрожжевого теста (булочки, ватрушки, сайки, пончики, пирожки, расстегаи, рулеты и др.). Особенности приготовления открытого и полуоткрытого пирога. Художественное оформление верхней части пирога. Фигурные изделия из теста. Требования к качеству готовых изделий из дрожжевого теста. Подача к столу.

Пр\р. Выпечка и оформление изделий из теста


9. Слоеное тесто.

10. Бисквитное тесто.

Рецептура пресного слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, кислоты, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий. Технология замешивания теста. Подготовка теста и масла к раскатке. Последовательная раскатка и складывание теста для получения слоистой структуры. Температура теста при раскатке. Значение строгого соблюдения технологии приготовления пресного слоеного теста. Ножи и выемки для формования теста. Условия выпекания изделий из пресного слоеного теста, способы определения готовности. Технология приготовления бисквитного теста.

Пр\р. Выпечка и оформление изделий из теста


11. Песочное тесто.

12. Изделия из песочного теста


Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста (температура теста, конечная толщина пласта). Инструмент для раскатки и разделки теста. Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком, шоколадом и др.

Роль пищевой соды в ароматизированном песочном тесте. Формование печенья из ароматизированного песочного теста резцами, выемками, рифлеными скалками, специальными насадками к мясорубке. Выпечка изделий из ароматизированного песочного теста (температура выпечки, определение готовности)

Пр\р. Выпечка и оформление изделий из теста


13. Сладкие блюда и десерты из фруктов и ягод.

14. Компоты и кисели


Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта. Технология приготовление желе и муссов, пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов, компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Технология приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу. Виды фруктов и ягод, используемых в кулинарии. Содержание во фруктах и ягодах минеральных веществ, углеводов, витаминов. Сохраняемость этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки. Механическая обработка фруктов и ягод. Назначение и правила механической обработки фруктов и ягод. Посуда, инструменты и приспособления для механической обработки фруктов и ягод. Муссы и желе. Продукты, необходимые для приготовления муссов и желе. Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Виды крахмала (картофельный, кукурузный, пшеничный, рисовый) и его свойства. Приготовление киселей различных консистенций. Условия сохранения витаминов при механической и тепловой обработке фруктов и ягод.

Пр\р. Приготовление желе и муссов из свежих, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд.


15. Заготовка

продуктов.

Хранение пищевых продуктов. Домашняя заготовка пищевых продуктов. Способы и условия заготовки овощей. Консерванты. Консервирование. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения. Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром). Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации.

Практические работы

Определение необходимого количества сахара.




16. Элементы этикета.

Сервировка десертного стола.

Оформление блюд и правила их подачи к столу. Сервировка стола: сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом. Правила приёма гостей. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.


К\р «Кулинария»



ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 2ч.


  1. 1. Электроосветительные приборы.

  2. 2. Электронагревательные приборы

Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. Электроосветительные приборы. Пути экономии электрической энергии. Лампы накаливания и

люминисцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения. Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.

Практическая работа.

Подбор бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению.


11

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 8ч.

1-6 Творческий проект

7-8 Защита проекта

Выбор и обоснование творческого проекта. Этапы выполнения проекта. Технология защиты проекта.

Защита проекта




Литература


для учащихся:

    1. «Технология. Обслуживающий труд. 7 класс» - О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая, издательство «Дрофа», М. 2016г.


Для учителя:

    1. Методическое пособие к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд. 7 класс», издательство «Дрофа», М. 2015г.,

    2. Учебно-методическое пособие к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд. 7 класс», издательство «Дрофа», М. 2015г

    3. «Охрана труда» - сборник официальных материалов 1,2 кл. , Издательский дом «Удмуртский университет», Ижевск -2002




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!